Опыт по теме: "Формирование активной и самостоятельной позиции у учащихся через вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность"
материал по музыке по теме
Данный опыт предназначен для организации работы учителей музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta.docx | 46.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование активной и самостоятельной позиции у учащихся через вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность.
Ивченко Елена Николаевна
учитель музыки
первой категории
МБОУ СОШ №7
мкр.Красный октябрь
Киржачского района
Владимирской области
2014 год
Условия возникновения опыта
Музыка – ведущий вид искусства по силе воздействия на человека на его духовную сферу, поэтому музыкальное воспитание из-за специфики эмоционального содержания играет важную роль в деле воспитания подрастающего поколения.
Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б.Кабалевского.
Цель программы «…ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитывать у учащихся музыкальную культуру как часть всей духовной культуры».
В настоящее время работаю по УМК «Музыка» (авторы Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина), т.к принципиальной позицией авторов является опора на идеи музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования.
Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на:
воспитание подлинно свободной личности;
- формирование у детей способности самостоятельно мыслить;
- добывать и применять знания;
- тщательно обдумывать принимаемые решения;
- четко планировать действия;
- эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах;
- быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Педагогический коллектив школы работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск новых неординарных форм организации УВП.
В школе созданы все условия для включения учащихся в проектную деятельность (функционирует НОУ, ежегодно проводится школьная научно-практическая конференция, дети представляют свои проекты на конкурсах, родительских собраниях, классных часах). Создавая проекты, ученики овладевают также и компьютерной грамотностью, учатся отбирать материалы, готовят тексты, рисунки, презентации, музыку для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности. Этим обусловлено распространение методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, цель которой – развитие творческого мышления и самообразовательных навыков учащихся.
Актуальность
Проблема активной и самостоятельной позиции учащихся всегда оставалась одной из фундаментальных проблем на всем протяжении развития школы. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. На формирование проектной деятельности — важнейшей компетенции, — нацелено проектное обучение.
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.
Наиболее эффективно зарекомендовал себя метод проектов, который не является принципиально новым, но в настоящее время относится к педагогическим технологиям 21 века.
Осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Опыт актуален тем, что в практике преподавания музыки становится возможным:
- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
- продемонстрировать уровень знаний в области музыки;
- подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
Исследовательская деятельность открывает учащимся возможность творческого самовыражения в различных формах исполнительской деятельности - хоровом пении, художественном инсценировании, музыкально-драматической театрализации.
Педагогическая идея
Главная цель музыкального воспитания в школе развитие личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Пути такого развития только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности.
Задачи развития:
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображение и мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Проектные действия имеют следующие особенности:
- Задачи этих видов деятельности определяются как их личными мотивами, так и социальными. Такая деятельность направлена на развитие творческих способностей ученика, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
- Исследовательская и проектная деятельность организована так, чтобы ученики могли реализовать свои потребности в общении с одноклассниками и учителями, приобретая навыки индивидуальной работы и сотрудничество в коллективе.
- Организация проектно-исследовательской деятельности обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
Исходя из вышесказанного, ведущей идеей опыта является идея формирования активной и самостоятельной позиции ученика, готовности к саморазвитию, социализации. Применение информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным. Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.
Цель данного опыта – через вовлечение в проектную деятельность сформировать у детей активность и самостоятельность в изучении предмета музыки.
Музыкальное воспитание должно строится на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей – это и определило новизну и актуальность данного опыта.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в модернизации и адаптации метода проекта к условиям школы. Школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
Преимущества проектной методики:
- самостоятельное приобретение знаний;
- опыт познавательной и коммуникативной деятельности;
- выражение собственных мнений, чувств;
- включение в реальную деятельность;
- принятие личной ответственности за выполнение работы.
Функции учителя музыки при работе над проектом:
- Помогает ученикам в поиске нужной информации.
- Сам является источником информации.
- Координирует весь процесс.
- Поощряет учеников.
- Поддерживает непрерывную обратную связь.
Опыт показывает, что применение проектных технологий на уроках музыки и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, делает урок познавательным, разнообразным, а самое главным – современным.
Конечные результаты нашей проектно-исследовательской деятельности очень разнообразны:
- Концертные афиши
- Сказки
- Иллюстрации к музыкальным произведениям
- Сочинения
- Путеводители в мир музыки: («Музыкальный театр – прошлое и настоящее», «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители», «Джаз» и др.).
Теоретическая база опыта
В основу опыта легли:
- Идеи и УМК Программы Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, которая позволяет использовать проектно-исследовательскую деятельность.
- Принципы педагогической технологии Г.К.Селевко.
Проект реализуется в соответствии с педагогическими принципами:
- Принцип доступности: создание условий для высокой степени самостоятельности, инициативы и творчества обучающихся.
- Принцип направленности: музыкальное образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностной ориентации, поведения и деятельности.
- Принцип систематичности и последовательности: взаимосвязи знаний, умений и навыков.
- Принцип успешности: использование стимулирующего поощрения.
- Принцип вариативности.
- Принцип опережающего и развивающего обучения.
- Принцип активной коммуникации: состоит в разработке системы заданий, направленных на стимулирование активности школьников.
- Принцип дифференциации: педагогический процесс, строится как дифференцированный, одним из основных видов является индивидуальное обучение.
- Принцип сознательности.
- Принцип активного обучения – заключается в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, в группах, современные образовательные технологии и т.д.).
- Принцип связи теории с практикой.
Метод проектов.
На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально–ответственная, конструктивно вооружённая личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия, ведь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки.
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.
Цель метода проектов состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения.
Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства, т.к. на уроках искусства происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности.
Задачи введения метода проектов в практику преподавания музыки:
• показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
• реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
• продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
• подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Осуществляя эту работу, школьники могут, например,
- рассказывать о творчестве композиторов;
- истории создания произведений или музыкальных инструментов;
- высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.
Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства:
- музыкальное и презентационное сопровождение;
- рисунки;
- анкеты;
- графики и диаграммы.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:
1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.
2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
3.Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.
5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.
6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
По признаку предметно-содержательной области:
- монопроекты (вполне укладываются в классно – урочную систему)
- межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к урочной деятельности)
По количеству участников проекта:
- индивидуальные
- парные
- групповые
По продолжительности проекта:
- краткосрочные(2-6ч.)
- средней продолжительности(12-15ч.)
- долгосрочные
По результатам:
- доклад, альбом
- афиша
- видеофильм
- мюзикл
Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.
Технология опыта
Метод проектов – личностно-ориентированная организация учебной деятельности.
Проект – это ШЕСТЬ «П»
- Проблема
- Планирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация продукта
- Портфолио
Этапы проектной деятельности:
- Подготовительный
- осознание проблемной ситуации;
- выбор темы проекта;
- постановка цели
- Проектировочный
- построение плана деятельности;
- продумывание хода деятельности;
- распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции.
- Практический
- исследование;
- сбор и обработка данных;
- интерпретация результатов;
- графическое представление результатов.
- Аналитический
- сравнение планируемых и реальных результатов;
- обобщение;
- выводы.
- Контрольно-коррекционный
- анализ успехов и ошибок;
- поиск способов коррекции ошибок ученика.
- Заключительный
- представление содержания работы;
- обоснование выводов.
Критерии оценки ученического проекта:
- Соответствие теме.
- Глубина освоения и разработки темы.
- Наличие как практической, так и теоретической части.
- Самостоятельность работы.
- Собственный практический опыт в области исследования.
- Оригинальность.
- Значимость для автора и окружающих.
- Личностное начало.
- Соблюдение сроков сдачи работы.
- Взаимодействие с другими учениками и куратором в процессе работы.
Защита проекта (5-10 минут)
- Краткое введение (обоснование актуальности выбранной проблемы).
- Детальное описание объекта и методики работы.
- Данные работы в табличной или графической форме
- Выводы: кратко, лаконично, четко
Отчет по проекту может быть как в электронном виде (презентация, разработанная в программе Microsoft Office Power Point, фильм, слайд-шоу фотографий), так и в печатном виде (стендовый доклад: плакат формата А1, альбом, буклет, книжка-малютка и др.).
Таким образом выполнение проекта формирует у учащегося способности осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Опыт исследовательского и творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением учащегося.
Проектная деятельность способствует расширению диапазона знаний, развитию познавательного интереса, стремления к поиску, получению информации, новых ресурсов, развитию умения анализировать, формированию собственных суждений, формированию адекватной самооценке, установлению контактов и стремлению к контактам, становлению способности ориентироваться в жизни, возможности профессионального самоопределения, возможности моделировать будущее, профессиональной мобильности.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
- Участие в НОУ:
2011-2012 уч.год – не участвовали
2012- 2013 уч.год - 1 человек
2013-2014 уч.год - 2 человека
- Участие в проведении классных часов.
2011- 2013 уч.год - «Композиторы Киржачского края».
2012- 2013 уч.год - « Культурные события Владимирской земли».
2013-2014 уч.год - «Хоровые ансамбли Киржача».
- Показ музыкальных сказок на родительских общешкольных собраниях учащимися музыкального кружка:
2011- 2013 уч.год - «Огниво».
2012- 2013 уч.год - «Муха- цокотуха ».
2013-2014 уч.год - «Волшебный цветок»
- Использование презентаций, оформление музыкального сопровождения в проведении праздников: День Учителя, День матери, Праздник мам, День защитника Отечества, День Победы, Последний звонок, Выпускной бал.
- Воспитанность .
Проектная деятельность стала основой для формирования таких ценностей человека, как порядочность, доброта, отзывчивость. Честность, трудолюбие, гражданственность и патриотизм.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Для учащихся старших классов в преддверии празднования 65-летия Победы был предложен групповой проект «Праздник патриотической песни».
Тип проекта:
По доминирующей деятельности – творческий.
По предметно-содержательной деятельности – межпредметный (литература, история, музыка, информатика, изобразительное искусство).
По характеру контактов – внутришкольный.
Актуальность проекта: воспитание духовно богатой и нравственной личности, гражданина и патриота России, знающего её культуру и историю.
Цель проекта:
Практическая: использование на уроках и внеклассных мероприятиях.
Педагогическая: воспитание гражданина и патриота России.
Задачи проекта:
- Пробудить интерес к истории страны через произведения литературы, музыки, живописи.
- Формировать чувство патриотизма.
- Формировать компетенцию самоопределения (способность осмыслять свою деятельность и поведение в коллективе, формировать в себе личность).
- Формировать учебную компетенцию (умение управлять своей учебной деятельностью с использованием эффективных стратегий, настроиться на позитивный результат деятельности, мотивировать свои действия, самостоятельно находить необходимую информацию в различных источниках).
- Формировать деятельностную компетенцию (умение планировать свою деятельность, прогнозировать ожидаемый результат и вырабатывать навыки сотрудничества в парах, творческих группах и классной работе).
- Развитие творческого мышления, памяти.
- Формирование культурной компетенции (способность ориентироваться в музыке, поэзии, получать удовольствие от художественного творчества).
Вопросы проекта:
- Значение поэзии в годы Великой Отечественной войны и её вклад в дело Победы советского народа над гитлеровской Германией.
- Связь времён через поэтические художественные произведения, музыку и изобразительное искусство.
- Сохранение семейных традиций и памяти о погибших на войне родственниках обучающихся.
Предполагаемый продукт: Внеклассное мероприятие к Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне для учащихся 5-11 классов на основе интеграции литературы, истории, информатики, музыки и изобразительного искусства.
Мотивация к познанию: Личностный интерес учащихся.
Знания, на которые нацелен результат: Песни военных лет. Поэты и композиторы, посвятившие свои произведения теме войны. История семьи обучающихся (жизнь родственников – участников Великой Отечественной войны).
Исследовательская деятельность осуществляется в области музыки и истории (песни военных лет).
На первом этапе работы ученикам предлагается приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой отечественной войны.
Второй этап. Планирование. Ученики делятся на группы. Кто- то готовит материал литературный, кто- то музыкальные фрагменты (дается задание).
Третий этап. Исследовательский. Выполняется самостоятельно, согласно принятому в группе плану. У каждого свое задание: кто -то разучивает военную песню, кто -то ищет материал про эту песню, кто- то оформляет работу.
Четвертый этап. Результаты. Выводы.
Пятый этап. Оценка результатов (за активность, качество и объем используемых источников, креативность).
Шестой этап. Накануне празднования 65-летия Победы, провести внеклассное мероприятие для учащихся по теме «Песни наших отцов».
Вывод: Опираясь на теоритическую литературу учитывая свою практику, могу сделать вывод:
Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.
Исследовательский проект по музыке:
Ученицы 7-«А» класса
средней школы №7
Чебановой Анастасии.
Учитель: Ивченко Елена Николаевна.
2014год
Что есть современность в музыке?
Цель проекта: доказать, что музыка всех эпох может быть глубоко современной нам, людям XXI века.
Задачи проекта:
- раскрыть понятия «мода» и «современность»
- познакомиться с жанрами «легкой» музыки
- уметь критически оценивать творчество современных музыкантов
- научиться ориентироваться в легкой музыке
- обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора
Современный - относящийся к одному времени или эпохи с кем-либо (чем-либо).
Несовременный - не отвечающий духу времени, не стоящий на уровне требований своего времени, эпохи; неактуальный.
Классика – «показательный, характерный, типичный».
(Музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»)
В разные годы, в разные эпохи люди слушали разную музыку, в зависимости от ситуации в стране люди пели разные песни. Так в годы войны женщины, провожая мужчин на фронт, пели песни о скорой победе, воодушевляя их на бой. В песнях солдата можно было услышать исповедь души, историю сражения. Благодаря этим песням люди вдохновлялись и приободрялись. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца.
(Анна Герман – «Катюша»)
(Натали - «О боже, какой мужчина»)
Да, действительно, сейчас эти песня считается современной. Почему? Она достаточно модная, исполнитель известный. В этой песне (в тексте) отражаются наши эмоции и переживания, она схожа с нашим внутренним и внешним миром, тоесть она популярна, является подходящей к нам и к нашему миру.
Раз эти песни и музыка считаются современными, значит, другие мы слушать не имеем право или нам просто негде их услышать?! Сказав это, мы будем не правы.
Битлз.В данном случае все началось с дела, а слово «Битлз» появилось намного позднее. Весной 1956 года 15- летний Джон Леннон образовал группу «The Quarrymen», которая исполняла песни в стиле скиффл, кантри – энд, вестерн и рок-н-ролл. Это был в самом буквальном смысле любительский коллектив: никто из его участников не имел и малейшего опыта в музыке, никто как следует, не владел инструментом. Но вскоре их услышал Пол МакКартни, он играл на гитаре значительно лучше Леннона и через неделю Пол вошёл в состав группы.
(The Beatles – Do you want to know secret)
Критики говорили: «Как всегда будут помнить про Моцарта и Бетховена, так же будут помнить и про группу «Beatles».
Стили современной музыки.
- Поп-музыка: любая массовая музыка. Основные черты поп-музыки, как жанра- простота, мелодичность, опора на вокал и ритм с меньшим вниманием к инструментальной части.
- Шансон: лирическая песня; французские эстрадные песни конца XIX-XX веков.
- Рэп (хип-хоп): музыкальный стиль с рэповыми рифмовками, окружающих музыку.
- Диско: музыкальный жанр, где ритм стал важнее всего остального, даже важнее пения вокалиста.
Вывод: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра- уже мертвая, потому что не отображает главное – содержания современности и вызвана к жизни холодной рукой ремесленника. Но есть музыка, выстраданная мастером, написанная «кровью сердца», которая долго откликается на болевые точки человечества, ибо она всегда о главном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональное самоопределение обучающихся через вовлечение их в учебно-исследовательскую деятельность по экологии
В методическом материале представлен проект педагогического эксперимента по формированию профессионального самоопределения обучающихся...
Привлечение учащихся 5-6 классов к проектно-исследовательской деятельности на примере популяризации реализованного проекта «Развитие тутового шелкопряда на биоспутнике «Фотон – М - 3».
Задача повышения качества образования на переходном этапе из начальной школы в среднюю может успешно решаться при широком использовании методики проектно-исследовательской деятельности, как на у...
Педагогический опыт по теме "Формирование речевых умений учащихся через работу с текстом"
Информационно - педагогический модуль "Формирование речевых умений учащихся через работу с текстом". Опыт будет полезен учителям русского языка, работающих по учебнику С. И. Львовой....
Гражданско – патриотическое воспитание учащихся через вовлечение их в работу музея
Презентация содержит отчет о работе по гражданско - патриотическому воспитанию учащихся на базе школьного музея....
«Формирование активной жизненной позиции обучающихся через вовлечение их в социально-значимую деятельность»
Выступление на педсовете...
Педагогический проект: «Сплочение коллектива учащихся и их родителей через вовлечение в совместную творческую внеурочную деятельность»
Цель: Создание сплочённого коллектива.(Работать над групповой сплочённостью. Создать психологический комфорт каждого ученика. Наладить взаимодействие учащихся. Социализация учащихся. Наладить хар...
ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ ОБ ИННОКЕНТИИ ВЕНИАМИНОВЕ
Сегодня молодёжь мало интересуется историей родного края и людьми, которые прославили его. В статье авторы делятся опытом вовлечения школьников в проектно-исследовательскую деятельность с целью устано...