Привлечение учащихся 5-6 классов к проектно-исследовательской деятельности на примере популяризации реализованного проекта «Развитие тутового шелкопряда на биоспутнике «Фотон – М - 3».
творческая работа учащихся по теме
Задача повышения качества образования на переходном этапе из начальной школы в среднюю может успешно решаться при широком использовании методики проектно-исследовательской деятельности, как на уроках, так и во внеклассной работе. Это вполне объяснимо. Ведь внедренный нами исследовательский проект «Развитие тутового шелкопряда в невесомости», который впоследствии был принят для испытаний в реальном полете биоспутника «Фотон – М - 3»,- это деятельность, в которой нашли свое выражение личностные интересы учеников. Когда мы предлагали школьникам среднего звена найти и осуществить свой личный проект по теме «Эксперимент в Космосе», мы действительно признавали их независимость, уникальность и предлагали им найти конкретную форму осуществления своей индивидуальности и свободы. По всей вероятности, это был процесс перехода ребенка во взрослую позицию, меняющий не только саму суть его отношений с взрослым, а степень сознательности по отношению к учебе и освоению новой информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Привлечение учащихся 5-6 классов к проектно-исследовательской деятельности на примере популяризации реализованного проекта «Развитие тутового шелкопряда на биоспутнике «Фотон – М - 3».
Ширяева М.Ю.
Задача повышения качества образования на переходном этапе из начальной школы в среднюю может успешно решаться при широком использовании методики проектно-исследовательской деятельности, как на уроках, так и во внеклассной работе. Это вполне объяснимо. Ведь внедренный нами исследовательский проект «Развитие тутового шелкопряда в невесомости», который впоследствии был принят для испытаний в реальном полете биоспутника «Фотон – М - 3»,- это деятельность, в которой нашли свое выражение личностные интересы учеников. Когда мы предлагали школьникам среднего звена найти и осуществить свой личный проект по теме «Эксперимент в Космосе», мы действительно признавали их независимость, уникальность и предлагали им найти конкретную форму осуществления своей индивидуальности и свободы. По всей вероятности, это был процесс перехода ребенка во взрослую позицию, меняющий не только саму суть его отношений с взрослым, а степень сознательности по отношению к учебе и освоению новой информации.
Сегодня появились такие образовательные средства, применение которых очень эффективно воздействует на повышение интереса к учебе, но которые на обычном уроке использовать трудно. Например, совместная деятельность детей, работа в команде, стремление к общему результату и так далее. Все это мы наблюдали во время разработки нашего проекта «Развитие тутового шелкопряда в невесомости».В ходе эксперимента мы неоднократно отмечали, что в процессе организации проектной работы ученика гораздо легче сформировать его интеллектуальные ключевые навыки, начиная с постановки проблемы, поиска, сбора, обработки информации, планирования работы, анализа результатов. Мы установили, что при работе над проектом эти компетенции развивались совершенно естественно, в отличие от традиционного урока, на котором это происходило искусственно.
Этапами нашего проекта были: постановка проблемы, планирование, поиск информации, получение результатов, презентация. Эта была практико-ориентированная исследовательская групповая работа, в которой укреплялись межпредметные связи, расширялись образовательные контакты, как по школе, так и с научными учреждениями: Институтом медико-биологических проблем Академии наук РФ, Национальным институтом Агробиологических наук Японии. Работая около двух лет, школьники участвовали в конкурсах «Мы и биосфера», «Эксперимент в Космосе». В результате наш проект «Развитие тутового шелкопряда на Международной космической станции» занял 2 место, а также был отобран для испытаний в режиме реального запуска биоспутника. Далее тема нашего проекта была преобразована в следующую - «Развитие тутового шелкопряда на биоспутнике «Фотон – М - 3».
Мы считаем, что при работе над проектом учащиеся приобрели ценный опыт научно-исследовательской деятельности. Работа учащихся над проектом началась с активного поиска информации в Интернете, переписки по электронной почте, создания сайта во Всемирной сети. Ребята столкнулись с проблемой, где достать грены тутового шелкопряда. Им на помощь пришли коллеги из Японии, прислав и личинки, и корм, кроме того, японцы постоянно интересовались ходом проекта.
Участие в проекте «Тутовый шелкопряд» дало возможность школьникам приобрести не только уверенность в себе, умение отстаивать свою точку зрения перед компетентным жюри, но также опыт общения с прессой и выступления перед аудиторией, то есть существенно развить учебно-коммуникативные умения.
Работа над проектом побудила учащихся к созданию компьютерных презентаций, освоению приемов работы с цифровыми фото - и видеокамерами, написанию научно-исследовательских работ.
Переписка с японскими коллегами в рамках международного сотрудничества выявила актуальность серьёзного изучения английского и других иностранных языков.
Участие в данном проекте позволило учащимся увидеть практические результаты исследования – использование культуры тутового шелкопряда в реальном запуске на биоспутнике, что положительно сказалось на желании и дальше участвовать в проектно-исследовательской деятельности.
Внимание к проекту прессы (печатные издания, телепрограммы, Интернет-страницы) вызвало у учащихся чувство гордости за школу, сопричастности к общему делу.
Проект «Тутовый шелкопряд» стал началом дружбы между российскими и японскими школьниками, наши ребята послали обратно в Японию культуру тутового шелкопряда, побывавшую в Космосе. Японские школьники ответили подарками и видеофильмом о своем уходе за шелкопрядом.
Описанная экспериментальная деятельность имела большое значение не только для группы детей и педагогов, занятых этим проектом. Она существенно оживила работу всей школы. В, частности, в эксперименте «Шестиклассная начальная школа» для учащихся 4-6 классов проводились беседы об астрономии, Космосе, космонавтике. Дети привлекались к конкурсам по космической тематике, им демонстрировались следующие информационные фрагменты работы:
СD-ROM. Репортаж телекомпании «Вести 24» о полете биоспутника «Фотон - М-3» с участием ученических проектов, в том числе «Тутовый шелкопряд»;
СD-ROM. Мультимедийная презентация «Развитие тутового шелкопряда на биоспутнике «Фотон - М-3».
СD-ROM. Репортаж японского телевидения о проекте «Тутовый шелкопряд».
СD-ROM. Видеофильм о японских школьниках, включившихся в изучение «космического», присланный по Интернету.
Перечисленные мероприятия очень сильно воодушевили школьников 4-6 классов. Им было крайне интересно слушать рассказы близких по возрасту старшеклассников (8 классы) о том, как шла работа над проектом, какие были трудности, удачи, курьезные случаи. Все без исключения были горды за свою школу, за то, что в ней происходят такие замечательные события. Многие учащиеся 5-6 классов всерьез задумались о своем будущем участии в работе по исследованию Космоса, а четвероклассники о том, чтобы скорее прийти в среднее звено и тоже заниматься изучением тайн Вселенной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательского метода».
Основная идея данного выступления заключается в том, чтобы на примере организации проектной деятельност...
Опыт по теме: "Формирование активной и самостоятельной позиции у учащихся через вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность"
Данный опыт предназначен для организации работы учителей музыки....
Развитие тутового шелкопряда
Презентация отражает внешнее строение,жизненный цикл,условия размножения тутового шелкопряда,значение насекомого в одомашнивании...
Инновационный проект: "Формирование патриотического самосознания учащихся на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности"
Российский патриотизм и его развитие – одна из актуальных и сложных проблем социально–гуманитарной теории и практики. Патриотизм как компонент общественного сознания характеризует не только важнейшую ...
Стадии развития тутового шелкопряда
Стадии развития тутового шелкопряда...
9. Участие в проектно-исследовательской, инновационной деятельности, в т.ч. в реализации социокультурных проектов.
Профессиональный опыт....
Формы урочной и внеурочной деятельности по привлечению учащихся 5-9 классов к чтению
Актуальность работы: Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача - воспитание многогранной личности, способной жить в быстро меняющемся мире. Литература - единственный учебный ...