Рабочая программа по музыке 1, 2, 3 классы, Е. Д. Критская
рабочая программа по музыке на тему

Килина Ольга Борисовна

Программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список дополнительной литературы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                        Пояснительная записка 

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1 - 3 класса разработана  в соответствии :

              - с  требованиями федерального  государственного общеобразовательного стандарта

              - с базисным учебным планом ОУ,

              - с рекомендациями Примерной программы по предмету « Музыка» .«Музыка. Начальная школа 1-4 кл», авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения)

               - возможностями УМК :

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1, 2, 3 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2011

Рабочая тетрадь для 1, 2, 3 класс, М.: Просвещение, 2011

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1. 2, 3 кл.:

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2011;

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1, 2, 3 класс. (СD)

Цель:

Формирование музыкальной культуры как  неотъемлемой части духовной культуры школьников- наиболее отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

 Задачи:

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

                                                                                          Общая характеристика предмета

           При  создании программы авторы учитывали потребности  современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов- музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям. Отечеству, миру в целом.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе с 1-4 класс выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3,4   классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Класс

Всего часов в год

Практическая часть

Экскурсии ( театрализованные уроки)

Контроль

1

33

28

4

1

2

34

32

1

1

3

34

32

1

1

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры —народному и профессиональному музыкальному творчеству—направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  • укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
  • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
  • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
  • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
  • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
  • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
  • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов ре-шения проблем поискового характера;

применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
  • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

•        умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

  • развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
  • общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
  • представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
  • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
  • готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др. 

«Музыка в жизни человека»

Ученик  научится:

·воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

·ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

·воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Ученик получит возможность научиться:

· реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.

« Основные закономерности музыкального искусства»

Ученик научится:

·соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

·наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

· общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Ученик получит возможность научиться:

·реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

-использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

·владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

« Музыкальная картина мира»:

Ученик научится:

·исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

·определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

· оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Ученик получит возможность научиться:

·адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

·оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

 Освоение учебного предмета проверяется с помощью заданий, представленных в приложении

Основные виды учебной деятельности школьников

  • Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
  • Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
  • Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
  • Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
  • Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. Предусматривается резерв свободного учебного времени — 18 учебных часов на 3 учебных года. Этот резерв даёт возможность разработчикам авторских программ наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению. В 1 классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени. .

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

                                               Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы  (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Название раздела

Количество часов

Изучаемые понятия

« Музыка вокруг нас»

1 класс- 16 часов

Соло, ансамбль, хор, словарь эмоций

« Музыка и ты»

1 класс – 17 часов

Слова-краски- звуки, импровизация, балет, колядки

« Россия – Родина моя»

2 класс – 3 часа

Образы Защитников Отечества в музыке, музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара., музыкальный театр, опера

«День, полный событий»

2 класс – 6 часов

Песенность как  отличительная черта русской музыки, гимн, символы  России

« О России петь – что стремиться в храм»

2 класс – 5 часов

Звучащие картины колокольные звоны России, песнопения, кантата

« Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

2 класс – 4 часа

Русские народные инструменты,музыка в народном стиле, традиции народного музицирования,  заклички,  потешки.

« В музыкальном театре»

2 класс -5 часов

Театр. Опера песенность.  Танцевальность, маршевость  в музыке, жанры симфонической музыки:увертюра, симфония.

« В концертном зале»

2 класс – 5 часов

Мир композитора

« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

2 класс – 6 часов

триединство деятельности композитора- исполнителя- слушателя

« Россия – Родина моя»

3 класс- 5 часов

Лирические образы вокальной музыки, кант, народная песня

« День, полный событий»

3 класс – 4 часа

Художественно- образное  содержание музыкального произведения

« О России петь –что стремиться в храм»

3 класс – 4 часа

Храмовая музыка

« Гори, гори ясно, чтобы не погасло…»

3 класс – 4 часа

Жанр былины в русском  музыкальном фольклоре. Особенности повествования

« В музыкальном театре»

3 класс – 6 часов

Музыкальный театр. мюзикл

« В концертном зале»

3 класс – 6 часов

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога  солиста и симфонического оркестра

« Чтоб музыкантом быть , так надобно уменье…»

3 класс – 5 часов

Музыка – источник вдохновения, надежды, радости жизни.Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений

                           

                                        Тематическое планирование. 1 класс  (1 час в неделю. Всего 33 часа)

№ в разделе

№ урока

                                Тема

Кол.- во часов

Основные виды учебной деятельности  по уровням.

1 Музыка  вокруг нас»- 1 четверть

(16 часов)

«

«И муза вечная со мной»

 

1

Слушать ,наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

2.

«Хоровод

Муз»

1

Исполнять  и водить хороводы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

3.

«Повсюду

музыка

слышна»

«

1

Исполнять песни( соло, ансамблем, хором), играть на музыкальных инструментах ( в ансамбле, оркестре)

4.

« Душа музыки – мелодия»

1

Слушать, сравнивать музыкальные  произведения различных жанров и стилей, определять их сходство и различия.

5

« Музыка осени»

1

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении , игре и пластике.

Участвовать в совместной деятельности ( в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.

6

» «Музыка

осени»

 

1

Слушать мотивы осенних  мелодий Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов

7.

Сочини мелодию

1

Инструментальное  музицирование на синтезаторе и передача соответствующего настроения  музыкальных пьес и песен.

8.

«Азбука, азбука каждому нужна». Из русского былинного сказа

1

Слушать песни, различать части песен., понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной. Исполнять различные по характеру  музыкальные произведения, проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений

9.

Обобщающий урок

1

Индивидуально- личностное моделирование в  пластике особенности песни, танца, марша.

10

Садко

1

Слушать звучание гуслей, называть характерные особенности музыки

11

Музыкальные инструменты

1

Вслушиваться в выразительные и изобразительные возможности музыкальных инструментов

12

Звучащие картины

1

Слушать музыку композиторскую и музыку народную, сопоставлять  и различать части: начало-кульминация- концовка

13

Разыграй песню

1

Выражение образного содержания  музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств

14

Родной обычай старины

1

Исполнять выразительно рождественские колядки. Приобретут опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

15.

Добрый праздник среди зимы

1

Слушать, определять настроение, характер музыки через пение и музыкально- пластическое движение

16.

Обобщающий урок

1

Слушать, сравнивать музыкальные произведения разных жанров

Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

2.Музыка и ты.

(17 часов)

17

Край, в котором ты живешь

1

Исполнять песню с настроением, высказываться о характере музыки, определять , какие чувства возникают, когда поёшь об Отчизне

18

Поэт, художник , композитор

1

Слушать, сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.

19

Музыка утра

1

Слушать и проводить интонационно- образный анализ инструментального произведения- чувства, характер, настроение.

20

 Музыка вечера

1

Слушать, импровизировать ( вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки.

21

Музыкальные портреты

1

Слушать и воплощать музыкальные образы при разучивании и исполнении произведений.

22

Разыграй сказку .«Баба-Яга».

1

Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества ( скороговорки, хороводы, игры, стихи)

23

«Музы не молчали»

1

Выразительно исполнять песни

24

У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты

1

Слушать и подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке

25

Мамин
праздник

1

Импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни

26

Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня». По алжирской сказке. Звучащие картины

1

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях.

Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

27

Обобщающий урок

1

Инсценировать  песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. П

28

Музыка в цирке

1

Индивидуально- личностное выражение образного содержания музыки через пластику

29

Дом, который звучит.

1

Слушать и различать в музыке песенность , танцевальность, маршевость

30

Опера-сказка

1

Исполнять выразительно фрагменты из детских опер.

31

«Ничего на свете лучше нету»

1

Слушать произведения и воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.

32

Афиша. Программа

1

. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля. Школьного праздника.

33

Заключительный урок-концерт

1

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока- концерта.

Требования к учащимся начальной школы.

1 класс.

• развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям;
• пробуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
• развитие умений учащихся   воспринимать  музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
• формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
• развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
• развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
• формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
• освоение элементов музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.

Тематическое планирование 2 класс ( 34 часа)

№ в разделе

№ урока

                                Тема

Кол.- во часов

Основные виды учебной деятельности  по уровням.

1.« Россия- Родина моя»

( 3 часа)

1

Мелодия

1

Слушать и определять, какими чувствами наполнена музыка

2

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия

1

Слушать и размышлять  об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности.

3

Гимн России

1

Исполнять Гимн России.

Участвовать в хоровом пении гимнов своей Республики, края, города, школы.

  1. « День, полный событий»

 ( 6 часов)

4.

Музыкальные инструменты

(фортепиано)

1

Слушать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки

5

Природа и музыка. Прогулка

1

Слушать ,  распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

6

Танцы, танцы, танцы...

1

Слушать и представлять танцевальные жанры музыки. Познакомятся с графической записью мелодико-ритмической основы вальсов Чайковского и Прокофьева

7

Эти разные марши. Звучащие картины

1

Слушать марши  и передавать их в собственном исполнении - пении, игре на инструментах, музыкально- пластическом движении.

8

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама

1

Петь колыбельные песни и соотносить содержание и средства выразительности музыкальных образов.

9

Обобщающий урок

1

Воплощать  характер и настроение песен  о Родине в своём исполнении на уроке и школьных праздниках

  1. « О России петь- что в храм стремиться» (5 часов)

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины

1

Слушать и передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.

11

Святые земли Русской. Князь Александр Невский.

1

Слушать и эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

12

Молитва

1

Слушать и сопоставлять средства выразительности музыки и живописи, выполнять творческие задания из рабочей тетради.

13

С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике

1

Исполнять рождественские песни на уроке и дома.

14

О России петь, что в храм стремиться. Обобщающий урок

1

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания в рабочей тетради

4.«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа)

15

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню

1

Слушать и разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни- хороводы, подбирать  ,простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России.

16

Музыка в народном стиле. Сочини песенку

1

Самовыражение ребёнка в пении: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового, инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.

17

Проводы зимы

1

Слушать и осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных  песенок, попевок, закличек. Создавать музыкальные композиции ( пение, музыкально- пластическое движение, игра на элементарных народных  инструментах) на основе образцов отечественного фольклора.

Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.

18

Встреча весны

1

Исполнять выразительно, интонационно -осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных  праздниках и выявлять особенности традиционных праздников народов России.

5.В музыкальном театре (5 ЧАСОВ)

19

Сказка будет впереди

1

Слушать , эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета.

20

Детский музыкальный театр. Опера. Балет

1

Слушать и выразительно, интонационно -осмыслено исполнять музыкальные темы  действующих лиц опер и балетов.

21

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера

1

Петь и участвовать в ролевых играх( дирижёр), в  сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

22

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

1

Слушать и рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов; выявлять особенности развития образов.

23

Какое чудное мгновенье!

1

Музыкально- пластическое движение через  собственную музыкально- творческую деятельность. выполнять творческие задания из рабочей тетради.

6.В концертном зале( 5 часов)

24

Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк»)

1

Слушать и узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.

25

Обобщающий урок

1

Слушать и понимать смысл терминов: партитура,увертюра, сюита…

Музыкально- пластическое движение, участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов ( пластические этюды, игра в дирижёра, драматизация) на уроках и школьных  праздниках.

26

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление

1

Слушать и выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии, соотносить характер звучащей музыки с её нотной записью.

Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

27

«Звучит нестареющий Моцарт».

1

Слушать  и выполнять творческие задания.

28

Симфония № 40. Увертюра

1

Слушать и анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Вокально- хоровая работа.

7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 6 часов

29

Волшебный цветик-семицветик.

1

Слушать и понимать триединство деятельности композитора- исполнителя- слушателя.

30

Все в движении. Попутная песня

 

1

Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально- поэтического творчества.

Оценивать собственную музыкально-  творческую деятельность одноклассников.

31

Музыка учит людей понимать друг друга

1

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их автора.

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

32

Два лада.

1

Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности  в музыкальных и живописных произведениях.

33

Печаль моя светла.

1

Самовыражение ребёнка в пении и проявление интереса к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.

34

Мир композитора Заключительный урок-концерт

1

Драматизация музыкальных произведений. Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества, в подготовке и проведении заключительного урока- концерта.

Составлять афишу и программу заключительного урока- концерта совместно с одноклассниками.

Требования к учащимся начальной школы .

2 класс

• развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
• понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
• накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке;  об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
• развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также  элементарного музицирования на детских инструментах;
• включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
• накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.

Тематическое планированиет    3 класс ( 34 часа)

№ в разделе

№ урока

                                Тема

Кол.- во часов

Основные виды учебной деятельности  по уровням.

1. Россия — Родина моя ( 5 часов)

1.

Мелодия — душа музыки

1

Слушать и выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.( пение, художественное движение, пластическое интонирование…)

Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.

2.

Природа и музыка (романс). Звучащие картины

1

Слушать и выявлять выразительность музыкальной и поэтической речи.

Интоннационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.

Выполнять творческие задания.

3.

Виват, Россия! (кант). Наша слава — русская держава

1

Петь песни о героических событиях истории Отечества  на уроках  и на школьных праздниках.

4

Кантата «Александр Невский»

1

Слушать и находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии .Музыкально- пластическое движение.

5

Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна

1

Слушать и понимать художественно- образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения, вокально-хоровая работа.

  1. День, полный событий ( 4 часа)

6

Утро

1

Слушать,  распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек

1

Слушать и передавать интонационно- мелодические особенности музыкального образа  в слове, рисунке, движении, пении.

8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер

1

Драматизация музыкальных произведений, разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать  их и исполнять во время досуга.

9

Обобщающий урок

1

Слушать и выразительно, интонационно -осмысленно исполнять  сочинения разных жанров и стилей : соло, в ансамбле, хоре, оркестре.

3.«О России петь — что стремиться в храм»

10

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!

1

Слушать и иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

11

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!

1

Пение песен о маме. Музыкально- пластическое движение.

12

Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской.

1

Интонационно- осмысленно исполнять сочинения разных народов и жанров и стилей.

13

Княгиня Ольга.

 Обобщающий урок 

1

Выполнять творческие задания. Самовыражение ребёнка в пении.

4«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 4 часа)

14

Настрою гусли на старинный лад... (былины).

1

Слушать и выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

15

 Былина о Садко и Морском царе

1

Слушать и рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления, как способа развития музыки.

16

Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель мой Лель...

1

Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

17

Звучащие картины. Прощание с Масленицей

1

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять произведения разных жанров и стилей. Принимать участие в традиционных праздниках народов России.

.

5. В музыкальном театре ( 6 часов)

18

Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлааф. Увертюра

1

Слушать и участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей ,и рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере

19

Опера «Орфей и Эвридика»

1

Слушать и петь  главные музыкальные темы оперы.

20

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

1

Слушать и рассуждать о значении дирижёра, режиссёра, художника- постановщика в создании музыкального спектакля.

21

Полна чудес могучая природа...

1

Драматизация музыкального произведения

 ( участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля как дирижёр, режиссёр,  действующие лица…)

22

«Океан — море синее». Балет «Спящая красавица».  Сцена на балу

1

Слушать  образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении  или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

23

В современных ритмах (мюзиклы)

1

Исполнять интонационно - осмысленно мелодии главных  тем из мюзиклов.

6.В концертном зале ( 4 часа)

24

Музыкальное состязание (концерт)

1

Слушать и наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров музыки, узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

25

Музыкальные инструменты (флейта).

1

Слушать и  сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

26

Обобщающий урок

1

Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодии произведения.

27

Музыкальные инструменты (скрипка)

1

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.

28

Сюита «Пер Гюнт».

1

Слушать главные темы сюиты и индивидуально- личностное выражение музыки через пластику.

29

Мир Бетховена. Призыв к мужеству .

1

Слушать и пропевать главные музыкальные темы симфонии Бетховена.

7.«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 5 часов)

30

Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки

1

Слушать изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.

Импровизация мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша .

31

Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева

1

Слушать и определять принадлежность  музыкальных произведений к тому или иному жанру.

32

Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский)

1

Слушать и инсценировать ( в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.

33

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет

1

.Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания.

34

Заключительный урок-концерт

1

Участвовать в подготовке заключительного урока – концерта

Требования к учащимся начальной школы .

                                                                                                                     3 класс.

• обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
• накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
• выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
• совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
• развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного) пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
• совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
• освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
• развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Учебно- методическое обеспечение

Данная программа обеспечена учебно- методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят издания авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой
, Т. С. Шмагиной.

Учебники

« Музыка. 1 класс»  Е. Д. Критская,Г. П. Сергеева, Просвещение 2012 г.

« Музыка. 2 класс» »  Е. Д. Критская,Г. П. Сергеева, Просвещение 2012 г.

« Музыка.3 класс» »  Е. Д. Критская,Г. П. Сергеева, Просвещение 2012 г.

Пособия для учащихся

« Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс»

« Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс»

« Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс»

Пособия для учителей

« Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс.»

 « Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс.»

« Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс.»

 « Музыка Фонохрестоматия музыкального материала. 1 класс» ( МП 3)

« Музыка Фонохрестоматия музыкального материала. 2 класс» ( МП 3)

« Музыка Фонохрестоматия музыкального материала. 3 класс» ( МП 3)

Уроки музыки. 1-3 классы»

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Музыка».
  2. Примерная программа основного общего образования по музыке.
  3. Хрестоматии с нотным материалом.
  4. Сборники песен и хоров.
  5. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
  6. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
  7. Учебники по музыке.
  8. Книги о музыке и музыкантах.
  9. Научно-популярная литература по искусству.

Печатные пособия

  1. Атласы музыкальных инструментов.
  2. Портреты композиторов.
  3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
  4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

Дидактический раздаточный материал:

  1. Карточки с признаками характера звучания.
  2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
  3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий».
  2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
  3. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
  4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
  5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
  6. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
  7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
  8. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
  9. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».

Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр.
  2. Магнитофон.
  3. Фортепиано.
  4. Компьютер.
  5. Синтезатор


                                                              Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
  2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
  3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
  4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
  5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
  6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
  7. Нотный и поэтический текст песен.
  8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
  9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

                                              Оборудование кабинета

  1. Учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
  2. Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
  3. Стол учительский с тумбой.

Список  литературы.

1.  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т,СМузыка: 1—4 классы: Метод, пос. 2-е изд. М.. 2012

2. Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г.П. Сергеева. М., 2010.

3. Кабалевский П.БКак рассказывать детям о музыке? 4-е изд. М., 2004.

4. Кабалевский Д.БПро трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. 3-е изд. М., 2007

5. Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании: Кн. для учителя / Сост. И,В. Писа рева; Отв. ред. Г.П. Сергеева. М., 2004.

6. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе: Пос. для учителя. .М. 2003

7. .« Я  познаю мир»: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А.С. Кленов; . М., 2007.

Музыкальный материал

1 класс

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

 «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
      
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
      
«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
      
«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
      
«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
      
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
      
«Гусляр Садко». В. Кикта.
      
«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
      
«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
      
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
      
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
      
«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      
«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
      
«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
      
«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
      
«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
      
«Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
      
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
      
«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
      Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

Раздел 2. «Музыка и ты»

      Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
      
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
      
«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
      
«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
      
«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
      
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      
«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
      
«Наигрыш». А. Шнитке.
      
«Утро». Э. Денисов.
      
«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
      
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
      
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
      
«Вечер». В. Салманов.
      
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
      
«Менуэт». Л. Моцарт.
      
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
      
«Баба Яга». Детская народная игра.
      
«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
      
Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
      
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
      
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
      
«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
      
«Волынка». И. С. Бах.
      
«Колыбельная». М. Кажлаев.
      
«Колыбельная». Г. Гладков.
      
«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
      
Лютневая музыка. Франческо да Милано.
      
 «Кукушка». К. Дакен.
      
«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
      
«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
      
Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
      
«Клоуны». Д. Кабалевский.
      
«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
      
Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
      
«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
      
«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
      
«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
      
«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
      
«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
      
«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Музыкальный материал 2 класс 

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

      «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
      
«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.
      
«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
      «Моя Россия».
Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Раздел 2. «День, полный собы

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
      
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
      
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
      
«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
      
«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
      
«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
      
«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
      
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

      Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

      «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
      Кантата
«Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
      Народные песнопения о Сергии Радонежском.
      
«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
      
«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
      Народные славянские песнопения:
«Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

      Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
      
«Наигрыш». АШнитке.
      Русские народные песни:
«Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
      
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
      
«Камаринская». П. Чайковский.
      
Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
      Масленичные песенки.
      Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

      Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

      «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.
      
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
      
«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
      
«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
      
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
      
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале»

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

       Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
      
«Картинки с выставки».  Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
      
Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
      
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
      
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
      
«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

         Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

      «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
      
«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
      
«Колыбельная». Б. Флис —  В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
      
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
      
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
      
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
      
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
      
«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
      
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
      
«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

 

Музыкальный материал 3 КЛАСС

Раздел 1. «Россия — Родина моя» 

Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский.
      
«Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
      
«Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого.
      
«Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
      
«Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      Виватные канты:
«Радуйся, Росско земле», «Орле Российский».
      Русские народные песни:
«Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!».
      
«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.
      
«Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.

Раздел 2. «День, полный событий»

      Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музык

      «Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова.
      
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
      
«Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.
      
«Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева.
      
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
      
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
      
«Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
      
«С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
      
«Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
      
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

      Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

      «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
      
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.
      
«Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
      
Прелюдия № 1 (до мажор) из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.
      
 «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
      
«Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.
      
«Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока.
      
«Вербочки». Р. Глиэр, стихи А. Блока.
      
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
      
 «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторо

  «Былина о Добрыне Никитиче». Обраб. Н. Римского-Корсакова.
      
«Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина).
      
Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
      
Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
      
Третья песня Леля, Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
      
Веснянки. Русские, украинские народные песни.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

      Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнени

      «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
      
«Орфей и Эвридика», фрагменты из оперы. К. Глюк.
      
«Снегурочка», фрагменты из оперы. Н. Римский-Корсаков.
      
«Океан-море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
      
«Спящая красавица», фрагменты из балета. П. Чайковский.
      
«Звуки музыки», Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
      
«Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

Раздел 6. «В концертном зале» 

      Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

      Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.
      
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
      
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
      
«Мелодия». П. Чайковский.
      
«Каприс» № 24. Н. Паганини.
      
«Пер Гюнт», фрагменты из сюиты № 1 и сюиты № 2. Э. Григ.
      
Симфония № 3 («Героическая»), фрагменты. Л. Бетховен.
      
Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части. Л. Бетховен.
      
«Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен.
      
«Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
      
«Волшебный смычок», норвежская народная песня.
      
«Скрипка». Р. Бойко, слова И. Михайлова.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

      Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
      Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.

      «Мелодия». П. Чайковский.
      
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
      
«Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.
      
«Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      
«Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
      
«Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
      
«Слава солнцу, слава миру!», канон. В.-А. Моцарт.
      
Симфония № 40, финал. В.-А. Моцарт.
      
Симфония № 9, финал. Л. Бетховен.
      
«Мы дружим с музыкой». Й. Гайдн, русский текст П. Синявского.
      
«Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова З. Александровой.
      
«Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
      
«Музыканты», немецкая народная песня.
      
«Камертон», норвежская народная песня.
      
«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
      
«Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

 

.

      «


.
            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....

Рабочая программа по музыке для 2 класса ФГОС Критская Е.Д.

В программе указана характеристика УУД....

Рабочая программа по музыке для 3 класса ФГОС Критская Е.Д.

Программа содержит характеристику УУД....

Рабочая программа по музыке для 4 класса ФГОС Критская Е.Д.

Программа содержит характеристику УУД....

Рабочая программа по музыке для 3 класса Е.Д. Критская

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта "Музыка. 3 класс" ( авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)...