Музыкально-терапевтические методы обучения
статья по музыке на тему

Мальсагова Ольга Аркадьевна

Музыкально-терапевтические методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_muzykalno-terapevticheskie_metody_obucheniya.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Доклад

Музыкально-терапевтические методы обучения

                                                                                                     Мальсагова Ольга Аркадьевна

                                                                      учитель музыки

                                                                           МБОУ – СОШ №19

                                                                                                  г. Армавир, Краснодарский край

   

      От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

На уроках музыки я использую не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические. Именно катарсическое воздействие музыки позволяет регулировать психоэмоциональное состояние слушателей, повышает их социальную активность, облегчает усвоение новых положительных установок и форм поведения. Восприятие музыки, ее исполнения и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. Однако большинство учителей музыки озабочены главным образом тем, чтобы их воспитанники овладели определенными знаниями, умениями и навыками в области музыки, а не характером их эмоционального состояния. Представляется правомерным внесение в деятельность учителя музыки необходимого синтеза двух подходов. Часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока.  

Вокалотерапия.

     Большое внимание на уроках музыки уделяю воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного  голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит. Если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы.

     Одно из упражнений физвокализа: потянитесь. Поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову, почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если младший школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.

     Пение как средство лечения  назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Главное качество певческого вдоха – бесшумность – при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

Логоритмика

     Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей младшего школьного возраста. Ребенок еще не привык так долго учиться, а однообразная продолжительная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание детей ослабевает. Кратковременные физические упражнения детей под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и  создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. Упражнения и песенки - попевки простые и доступные, детям особенно нравится «Зверобика» (дети изображают животных, их повадки), «Танцуем сидя». После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Логоритмические упражнения объединяю в комплексы общеразвивающих упражнений,  которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела.

Ритмотерапия

     Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка, Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Музыкотерапия

     Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников.

     Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей» природы, положительно влияет на их эмоционольное состояние.

На уроках музыки в 7 и 8 классах я рассказываю ученикам и они сами готовят сообщения, доклады о лечебной силе музыки. Теперь, слушая музыкальные произведения, дети знают, как музыка влияет на организм человека:

от раздражительности – бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой;

от язвы желудка – «Вальс цветов» Чайковского;

от синдрома хронической усталости – «Утро», Грига; «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы «Хованщина») Мусоргского, романс «Вечерний звон, «Времена года» Чайковского;

от депрессии – «Вальс» Шостаковича, романс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метелица» Свиридова;

от болезней сердца и кровяного давления – «Свадебный марш» Мендельсона; "Лебедь" Сен-Санса

от бессонницы – сюита «Пер Гюнт» Грига;

от гастрита – «Соната № 7» Бетховена;

от эпилепсии – произведения Моцарта (они снижают риск наступления припадков от 21 до 62 %). Так что вскоре врачи станут «прописывать» больным вместо лекарственных препаратов записи Баха или «Битлз».

Звуки, которые калечат:

Рок-музыка, которая, воздействуя ультра- и инфразвуками, а их мы не слышим, но «слышат» все наши органы, способна воздействовать на мозг исподволь. Слушатели даже могут упасть в обморок, если бой барабанов-тамтамов превышает 100 децибел.

Звуковым наркотиком по своей сути является рок-н-ролл. Еще сильнее воздействует на нервную систему человека тяжелый рок-металл.

Музыкально-рациональная психотерапия.

     Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных младшему школьнику переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и аретотерапия – лечение идеалами. Автор данной методики В. И. Петрушин – не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, работал по своей методике в общеобразовательных школах и больницах, с детьми и взрослыми. В результате теоретических и практических поисков родилась концепция музыкально-рациональной психотерапии, аналога которой не существует ни в нашей стране, ни за рубежом. В своей практической работе В. И. Петрушин широко использует приемы музыкально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмические движения и танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений. Несомненный интерес для формирования в младшем школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения представляют специально созданные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие:

- формулы психологической устойчивости («Несмотря на мои неприятности», «Только смеяться»),

- формулы расслабления и успокоения («Пальцы рук моих спокойны и расслаблены»),

- формулы защиты то беспокойства и плохих мыслей (Если хочешь ты быть спокойным»).

Терапия творчеством

     Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. Для этого необходимо сочинить собственную мелодию, которая соответствовала бы заданному образу.

  1. Мелодизация собственных имен и фамилий.
  2. Мелодизация эмоционально окрашенных состояний («Вот удача, какая радость!», «Мне так спокойно и хорошо»).
  3. Мелодизация образов животных (например «Карнавал животных» К. Сен - Санс).
  4. Мелодизация природных явлений («Летний дождь», «Осенний дождь»).

В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

Сказкотерапия

     Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.

В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка- любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Огромные возможности для душевного здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке ( опера «Волк и семеро козлят» Коваля, Прокофьева балет «Золушка», Чайковского балет « Щелкунчик», «Спящая красавица», балет «Конёк-Горбунок» Щедрина и т.д.).

Улыбкотерапия

Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.

 Очень важна улыбка учителя и самого ученика. Известно, когда звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке, продвигая его к зубам, заставляя использовать передний резонатор, то есть переднюю половину ротовой области. Если ребёнок поет и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. Вскоре улыбка внешняя становится внутренней, и ребёнок уже с ней  смотрит на мир и на людей.

Ссылки на источники использованной информации:

- http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/professionalnaya-kompetenciya-uchitelya-muzyki-v-realizacii

- http://ext.spb.ru/

- http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

   Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...


 

Комментарии

Васильева Ираида Васильевна

Интересная информация, кое -что использую в работе.

Свиридова Олеся Владиславоввна

Благодарю за полезную информацию.

Гонтарь Людмила

Отличная подборка. очень привлекла музыкотерапия. Поделюсь с коллегами, полезная информация.