Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.
методическая разработка
Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.
Слайд 2
Жан- Жак Ж.-Ж. Руссо философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения(1712—1778) отмечал, что у детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать и нет ничего безрассуднее, как желать заменить её нашей. Если голова преподавателя управляет руками ученика, то собственная его голова становится для него бесполезной. Целью обучения признавал не знание дать ученику, а научить его приобретать в случае нужды это знание.
Слайд 3
Активные методы обучения
- это система методов и приёмов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
- Основной задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. Иными словами, активные методы обучения – это обучение в деятельности.
4 слайд
При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
5 слайд
Классификация активных методов обучения
Дискуссионные
методы
построение на основании живого общения между участниками образовательного процесса, протекающего в форме дискуссий, совещаний, обсуждений и т.д. При этом учащиеся выступают в качестве активных участников, а педагог занимает позицию пассивно отстраненной стороны, выступает в качестве ведущего. В процессе обсуждения учащиеся высказывают свое мнение на рассматриваемый вопрос, рассуждают на тему его решения. Педагог выполняет функцию организатора взаимодействия между учащимися, при необходимости управляет и направляет течение дискуссии.
Игровые методы
включают в себя использование ряда игр, таких как ролевые, деловые, организационно-деятельностные, имитационные и т.п. В процессе обучения может использовать игровой метод, взята конкретная игра в «чистом» виде, либо несколько элементов из разных игр и обыгрывание их с учащимися. Допустимо проигрывание реальных жизненных ситуаций, реконструкция событий и т.д. Игровые методы активного обучения направлены на получение новых умений, навыков и опыта, которые не доступны учащимся в реальной жизни по ряду причин.
6 слайд
Рейтинговые методы
направлены на активизацию учебной деятельности учащихся посредством соревновательного эффекта. Данные методы предполагают использование «рейтинга эффективности» и «рейтинга популярности». Педагог во время обучения наблюдает за активностью учащихся, их высказываниями, вкладом в решение учебных ситуаций и задачи и т.д., на основании всего этого он составляет рейтинг каждого учащегося, по заранее обговоренным параметрам.
Тренинговые методы
направлены на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение учащихся. Педагогом используются такие виды тренингов как поведенческие и личностно ориентированные.
7 слайд
Примеры активных методов обучения
8 слайд
Отличительные особенности АМО
- групповая форма организации работы участников образовательного процесса;
- использование деятельностного подхода к обучению;
- практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;
- игровой и творческий характер обучения;
- интерактивность образовательного процесса;
- включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога;
- использование знаний и опыта воспитанников;
- активизация в процессе обучения всех органов чувств;
- рефлексия процесса обучения его участниками.
9 слайд
АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса:
- активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;
- развивают партнерские отношения;
- повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
- обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях участников процесса;
- повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
- обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания.
10 слайд
Успешность образовательного процесса с использованием активных методов обучения предполагает опору на ряд принципов:
- Принцип индивидуализации – предполагает организацию многоуровневой системы воспитания и обучения детей, на основании учета их индивидуальных особенностей.
- Принцип гибкости – предусматривает вариативность обучения на основании учета пожеланий и запросов со стороны учащихся, непосредственно в процессе проведения учебного занятия.
- Принцип сотрудничества – предполагает равные и доверительные взаимоотношения, основанные на взаимопомощи и взаимной ответственности педагога и учащихся.
11 слайд
Активные методы обучения имеют ряд отличительных признаков:
- Проблемность – заключается в том, чтобы ввести учащихся в проблемную ситуацию, для выхода из которой у них еще не достаточно знаний. Имеет базис, на основании которого они начнут решение проблемы, а для ее конечного разрешения самостоятельно и активно будут формировать новые знания. Задача педагога оказать консультативную и направляющую помощь.
- Адекватность учебно-познавательной деятельности – предусматривает соответствие между деятельностью учащихся и приобретаемых ими знаний, умений и навыков.
- Взаимообучение – предусматривает коллективную деятельность и дискуссионную форму обсуждения, направленные на самостоятельный поиск учебной информации и получение знаний.
12 слайд
- Индивидуализация – предполагает организацию учебно-познавательной деятельности на основании учета индивидуальных возможностей и способностей каждого учащегося.
- Исследование изучаемых проблем и явлений – предполагает формирование фундаментальных навыков, необходимых для последующего успешного самообучения и самообразования.
- Непосредственность, самостоятельность – направлены на взаимодействие учащихся с учебной информацией и материалами. Отличие от традиционного обучения состоит в том, что между учебной информацией и учащимся, не стоит транслятор в виде педагога.
- Мотивация – активность обучения предполагает обязательное наличие системы мотивации у учащихся
13 слайд
С помощью активных методов обучения можно:
- развить способность работать в команде;
- осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность;
- отстаивать свои позиции;
обосновывать собственное мнение;
- толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя
и команду.
14 слайд
Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.
Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_metody_obucheniya.ppt | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) отмечал, что у детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить её нашей. Если голова преподавателя управляет руками ученика, то собственная его голова становится для него бесполезной. Целью обучения признавал не знание дать ученику, а научить его приобретать это знание.
Активные методы обучения это система методов и приёмов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Основной задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. Иными словами, активные методы обучения – это обучение в деятельности.
При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Классификация активных методов обучения Дискуссионные методы построение на основании живого общения между участниками образовательного процесса, протекающего в форме дискуссий, совещаний, обсуждений и т.д. При этом учащиеся выступают в качестве активных участников, а педагог занимает позицию пассивно отстраненной стороны, выступает в качестве ведущего. В процессе обсуждения учащиеся высказывают свое мнение на рассматриваемый вопрос, рассуждают на тему его решения. Педагог выполняет функцию организатора взаимодействия между учащимися, при необходимости управляет и направляет течение дискуссии. Игровые методы включают в себя использование ряда игр, таких как ролевые, деловые, имитационные и т.п. В процессе обучения может быть взята конкретная игра в «чистом» виде, либо несколько элементов из разных игр и обыгрывание их с учащимися. Допустимо проигрывание реальных жизненных ситуаций, реконструкция событий и.т.д. Игровые методы активного обучения направлены на получение новых умений, навыков и опыта, которые не доступны учащимся в реальной жизни.
Рейтинговые методы направлены на активизацию учебной деятельности учащихся посредством соревновательного эффекта. Данные методы предполагают использование «рейтинга эффективности» и «рейтинга популярности». Педагог во время обучения наблюдает за активностью учащихся, их высказываниями, вкладом в решение учебных ситуаций и задач и.т.д., на основании всего этого он составляет рейтинг каждого учащегося. Тренинговые методы направлены на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение учащихся. Педагогом используются такие виды тренингов как поведенческие и личностно - ориентированные.
Активные методы обучения Проблемные ситуации Обучение через деятельность Обучение через игру Групповая и парная работа Деловые игры Драматизация и театрализация Творческая игра «Диалог» «Мозговой штурм» «Круглый стол» Дискуссия Метод проектов Методы удивления, любования, уверенности, успеха Метод эвристических вопросов Игровое проектирование
Отличительные особенности АМО: групповая форма организации работы участников образовательного процесса; практическая направленность деятельности участников; игровой и творческий характер обучения; интерактивность образовательного процесса; включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога; использование знаний и опыта воспитанников; активизация в процессе обучения всех органов чувств; рефлексия процесса обучения.
АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса: активизируют мышление; развивают партнерские отношения; повышают результативность обучения ; обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания.
Успешность образовательного процесса с использованием активных методов обучения предполагает опору на ряд принципов: Принцип индивидуализации – предполагает организацию многоуровневой системы воспитания и обучения детей, на основании учета их индивидуальных особенностей. Принцип гибкости – предусматривает вариативность обучения на основании учета пожеланий и запросов со стороны учащихся, непосредственно в процессе проведения учебного занятия. Принцип сотрудничества – предполагает равные и доверительные взаимоотношения, основанные на взаимопомощи и взаимной ответственности педагога и учащихся.
Активные методы обучения имеют ряд отличительных признаков: Проблемность – заключается в том, чтобы ввести учащихся в проблемную ситуацию, для выхода из которой у них еще недостаточно знаний. Адекватность учебно-познавательной деятельности – предусматривает соответствие между деятельностью учащихся и приобретаемых ими знаний, умений и навыков. Взаимообучение – предусматривает коллективную деятельность и дискуссионную форму обсуждения, направленные на самостоятельный поиск учебной информации и получение знаний.
Исследование изучаемых проблем и явлений – предполагает формирование фундаментальных навыков, необходимых для последующего успешного самообучения и самообразования. Непосредственность, самостоятельность – направлены на взаимодействие учащихся с учебной информацией и материалами. Мотивация – активность обучения. Предполагает обязательное наличие системы мотивации у учащихся
С помощью активных методов обучения можно: развить способность работать в команде; осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность; отстаивать свои позиции; обосновывать собственное мнение; толерантно относиться к чужому мнению; принимать ответственность за себя и команду.
Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения Лекция - 5% Чтение - 10% Аудио-визуальный метод - 20% Демонстрация - 30% Групповые дискуссии - 50% Активное обучение - 70%
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы как активные формы и методы обучения на уроке английского языка
Статья раскрывает вопрос использования игровых приемов в процессе обучения английскому языку....
Проблемное обучение, как один из активных методов обучения ИЯ в рамках ФГОС
Статья побробно освещает метод проектов, как один из активных методов обучения ИЯ в условиях системно-деятельностного подхода....
Активные методы обучения в образовательном процессе. Интегрированный урок "Понятие о предложении".
Интегрированный урок русского языка и истории "Понятие о предложении" предусматривает прочное усвоение материала. К уроку прилагается интересная презентация, активизирующая мыслительную деятельность у...
Мастер-класс "Активные приемы и методы обучения на уроках биологии"
Успользование активных методов и приемов обучения биологии на примере урока в 5 классе "Первый шаг в биологию"...
Cборник материалов "Активные методы обучения и приемы обучения на уроках английского языка"
Сборник активных методов обучения для уроков английского языка предназначен для проведения образовательных мероприятий с применением технологии активных методов обучения. Данные методы обеспечивают ак...
Активные методы обучения, их классификация.
Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знани...
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...