Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.
методическая разработка

Жанна Викторовна Имамалыева

Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.

 

Слайд 2

 

Жан- Жак Ж.-Ж. Руссо философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения(1712—1778) отмечал, что у детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать и нет ничего безрассуднее, как желать заменить её нашей. Если голова преподавателя управляет руками ученика, то собственная его голова становится для него бесполезной. Целью обучения признавал не знание дать ученику, а научить его приобретать в случае нужды это знание.

 

Слайд 3

Активные методы обучения

  • это система методов и приёмов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
  • Основной задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. Иными словами,  активные методы обучения – это обучение в деятельности.

 

4 слайд

При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

 

5 слайд

Классификация активных методов обучения

Дискуссионные

 методы

построение на основании живого общения между участниками образовательного процесса, протекающего в форме дискуссий, совещаний, обсуждений и т.д. При этом учащиеся выступают в качестве активных участников, а педагог занимает позицию пассивно отстраненной стороны, выступает в качестве ведущего. В процессе обсуждения учащиеся высказывают свое мнение на рассматриваемый вопрос, рассуждают на тему его решения. Педагог выполняет функцию организатора взаимодействия между учащимися, при необходимости управляет и направляет течение дискуссии.

 

Игровые методы

включают в себя использование ряда игр, таких как ролевые, деловые, организационно-деятельностные, имитационные и т.п. В процессе обучения может использовать игровой метод, взята конкретная игра в «чистом» виде, либо несколько элементов из разных игр и обыгрывание их с учащимися. Допустимо проигрывание реальных жизненных ситуаций, реконструкция событий и т.д. Игровые методы активного обучения направлены на получение новых умений, навыков и опыта, которые не доступны учащимся в реальной жизни по ряду причин.

 

 

6 слайд

 

Рейтинговые методы

направлены на активизацию учебной деятельности учащихся посредством соревновательного эффекта. Данные методы предполагают использование «рейтинга эффективности» и «рейтинга популярности». Педагог во время обучения наблюдает за активностью учащихся, их высказываниями, вкладом в решение учебных ситуаций и задачи и т.д., на основании всего этого он составляет рейтинг каждого учащегося, по заранее обговоренным параметрам.

 

Тренинговые методы

направлены на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение учащихся. Педагогом используются такие виды тренингов как поведенческие и личностно ориентированные.

 

7 слайд

Примеры активных методов обучения

8 слайд

Отличительные особенности АМО

  • групповая форма организации работы участников образовательного процесса;
  • использование деятельностного подхода к обучению;
  • практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • интерактивность образовательного процесса;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога;
  • использование знаний и опыта воспитанников;
  • активизация в процессе обучения всех органов чувств;
  • рефлексия процесса обучения его участниками.

 

 

9 слайд

АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса:

  • активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;
  • развивают партнерские отношения;
  • повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
  • обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях участников процесса;
  • повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
  • обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания.

 

 

10 слайд

Успешность образовательного процесса с использованием активных методов обучения предполагает опору на ряд принципов:

 

  • Принцип индивидуализации – предполагает организацию многоуровневой системы воспитания и обучения детей, на основании учета их индивидуальных особенностей.
  • Принцип гибкости – предусматривает вариативность обучения на основании учета пожеланий и запросов со стороны учащихся, непосредственно в процессе проведения учебного занятия.
  • Принцип сотрудничества – предполагает равные и доверительные взаимоотношения, основанные на взаимопомощи и взаимной ответственности педагога и учащихся.

 

11 слайд

Активные методы обучения имеют ряд отличительных признаков:

  • Проблемность – заключается в том, чтобы ввести учащихся в проблемную ситуацию, для выхода из которой у них еще не достаточно знаний. Имеет базис, на основании которого они начнут решение проблемы, а для ее конечного разрешения самостоятельно и активно будут формировать новые знания. Задача педагога оказать консультативную и направляющую помощь.
  • Адекватность учебно-познавательной деятельности – предусматривает соответствие между деятельностью учащихся и приобретаемых ими знаний, умений и навыков.
  • Взаимообучение – предусматривает коллективную деятельность и дискуссионную форму обсуждения, направленные на самостоятельный поиск учебной информации и получение знаний.

 

12 слайд

  • Индивидуализация – предполагает организацию учебно-познавательной деятельности на основании учета индивидуальных возможностей и способностей каждого учащегося.
  • Исследование изучаемых проблем и явлений – предполагает формирование фундаментальных навыков, необходимых для последующего успешного самообучения и самообразования.
  • Непосредственность, самостоятельность – направлены на взаимодействие учащихся с учебной информацией и материалами. Отличие от традиционного обучения состоит в том, что между учебной информацией и учащимся, не стоит транслятор в виде педагога.
  • Мотивация – активность обучения предполагает обязательное наличие системы мотивации у учащихся

 

13 слайд

С помощью активных методов обучения можно:

  • развить способность работать в команде;
  • осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность;
  • отстаивать свои позиции;

    обосновывать собственное мнение;

  • толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя

    и команду.

 

14 слайд

     Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

     Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.

     Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon aktivnye_metody_obucheniya.ppt1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.

Слайд 2

Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) отмечал, что у детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить её нашей. Если голова преподавателя управляет руками ученика, то собственная его голова становится для него бесполезной. Целью обучения признавал не знание дать ученику, а научить его приобретать это знание.

Слайд 3

Активные методы обучения это система методов и приёмов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Основной задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. Иными словами, активные методы обучения – это обучение в деятельности.

Слайд 4

При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

Слайд 5

Классификация активных методов обучения Дискуссионные методы построение на основании живого общения между участниками образовательного процесса, протекающего в форме дискуссий, совещаний, обсуждений и т.д. При этом учащиеся выступают в качестве активных участников, а педагог занимает позицию пассивно отстраненной стороны, выступает в качестве ведущего. В процессе обсуждения учащиеся высказывают свое мнение на рассматриваемый вопрос, рассуждают на тему его решения. Педагог выполняет функцию организатора взаимодействия между учащимися, при необходимости управляет и направляет течение дискуссии. Игровые методы включают в себя использование ряда игр, таких как ролевые, деловые, имитационные и т.п. В процессе обучения может быть взята конкретная игра в «чистом» виде, либо несколько элементов из разных игр и обыгрывание их с учащимися. Допустимо проигрывание реальных жизненных ситуаций, реконструкция событий и.т.д. Игровые методы активного обучения направлены на получение новых умений, навыков и опыта, которые не доступны учащимся в реальной жизни.

Слайд 6

Рейтинговые методы направлены на активизацию учебной деятельности учащихся посредством соревновательного эффекта. Данные методы предполагают использование «рейтинга эффективности» и «рейтинга популярности». Педагог во время обучения наблюдает за активностью учащихся, их высказываниями, вкладом в решение учебных ситуаций и задач и.т.д., на основании всего этого он составляет рейтинг каждого учащегося. Тренинговые методы направлены на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение учащихся. Педагогом используются такие виды тренингов как поведенческие и личностно - ориентированные.

Слайд 7

Активные методы обучения Проблемные ситуации Обучение через деятельность Обучение через игру Групповая и парная работа Деловые игры Драматизация и театрализация Творческая игра «Диалог» «Мозговой штурм» «Круглый стол» Дискуссия Метод проектов Методы удивления, любования, уверенности, успеха Метод эвристических вопросов Игровое проектирование

Слайд 8

Отличительные особенности АМО: групповая форма организации работы участников образовательного процесса; практическая направленность деятельности участников; игровой и творческий характер обучения; интерактивность образовательного процесса; включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога; использование знаний и опыта воспитанников; активизация в процессе обучения всех органов чувств; рефлексия процесса обучения.

Слайд 9

АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса: активизируют мышление; развивают партнерские отношения; повышают результативность обучения ; обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания.

Слайд 10

Успешность образовательного процесса с использованием активных методов обучения предполагает опору на ряд принципов: Принцип индивидуализации – предполагает организацию многоуровневой системы воспитания и обучения детей, на основании учета их индивидуальных особенностей. Принцип гибкости – предусматривает вариативность обучения на основании учета пожеланий и запросов со стороны учащихся, непосредственно в процессе проведения учебного занятия. Принцип сотрудничества – предполагает равные и доверительные взаимоотношения, основанные на взаимопомощи и взаимной ответственности педагога и учащихся.

Слайд 11

Активные методы обучения имеют ряд отличительных признаков: Проблемность – заключается в том, чтобы ввести учащихся в проблемную ситуацию, для выхода из которой у них еще недостаточно знаний. Адекватность учебно-познавательной деятельности – предусматривает соответствие между деятельностью учащихся и приобретаемых ими знаний, умений и навыков. Взаимообучение – предусматривает коллективную деятельность и дискуссионную форму обсуждения, направленные на самостоятельный поиск учебной информации и получение знаний.

Слайд 12

Исследование изучаемых проблем и явлений – предполагает формирование фундаментальных навыков, необходимых для последующего успешного самообучения и самообразования. Непосредственность, самостоятельность – направлены на взаимодействие учащихся с учебной информацией и материалами. Мотивация – активность обучения. Предполагает обязательное наличие системы мотивации у учащихся

Слайд 13

С помощью активных методов обучения можно: развить способность работать в команде; осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность; отстаивать свои позиции; обосновывать собственное мнение; толерантно относиться к чужому мнению; принимать ответственность за себя и команду.

Слайд 14

Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения Лекция - 5% Чтение - 10% Аудио-визуальный метод - 20% Демонстрация - 30% Групповые дискуссии - 50% Активное обучение - 70%

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы как активные формы и методы обучения на уроке английского языка

Статья раскрывает вопрос использования игровых приемов в процессе обучения английскому языку....

Проблемное обучение, как один из активных методов обучения ИЯ в рамках ФГОС

Статья побробно освещает метод проектов, как один из активных методов обучения ИЯ в условиях системно-деятельностного подхода....

Активные методы обучения в образовательном процессе. Интегрированный урок "Понятие о предложении".

Интегрированный урок русского языка и истории "Понятие о предложении" предусматривает прочное усвоение материала. К уроку прилагается интересная презентация, активизирующая мыслительную деятельность у...

Мастер-класс "Активные приемы и методы обучения на уроках биологии"

Успользование активных методов и приемов обучения биологии на примере урока в 5 классе "Первый шаг в биологию"...

Cборник материалов "Активные методы обучения и приемы обучения на уроках английского языка"

Сборник активных методов обучения для уроков английского языка предназначен для проведения образовательных мероприятий с применением технологии активных методов обучения. Данные методы обеспечивают ак...

Активные методы обучения, их классификация.

Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знани...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...