Беседы об истории музыкальных инструментов для дошкольников.
методическая разработка по музыке по теме

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию серию небольших бесед о музыкальных инструментах. Это можно использовать в течение занятия в разделе «слушание музыки».

Актуальность этого материала обусловлена тем, что дети слушают множество музыкальных примеров, но нет возможности прослушать звучание некоторых музыкальных инструментов.  Также, я подготовила небольшие видео сюжеты о каждом музыкальном инструменте.

Цели моего проекта:

- активизировать познавательный интерес детей к музыкальным инструментам;

- развить музыкальную культуру дошкольников;

- расширить знания учащихся о музыкальных инструментах;

- развивать тембровый слух дошкольников;

- воспитывать интерес к музыкальной культуре в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akkordeon.docx13.27 КБ
Файл arfa.docx15.01 КБ
Файл skripka.docx14.96 КБ
Файл fortepiano.docx16.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Просмотр видео-сюжета: Валерий Ковтун «Кумпарсита».

Кто-нибудь знает,  как называется этот музыкальный инструмент?

Из чего состоит этот музыкальный инструмент? На какие другие музыкальные инструменты он похож?

У нас в России еще в старину был известен такой музыкальный инструмент, как гармошка. И уже потом, когда гармошку усовершенствовали, появился аккордеон. А еще есть похожий музыкальный инструмент – баян.

А вот посмотрите как изменился аккордеон с момента своего появления.

Просмотр слайд-шоу.



Предварительный просмотр:

АРФА (история инструмента)

- Здравствуйте, уважаемый музыкальный инструмент!  (показываю модель арфы) Как ваше имя?

- Меня зовут арфа!

- Сколько вам лет?

- Пожалуй, пять, а то и десять тысяч лет…

Прекрасно выглядит Арфа для своего  почтенного возраста. Изящная,  как крыло гигантской бабочки, смотрится по-королевски: внизу педали сверкают золотом, вверху на колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из 46 струн.
Голос у Арфы негромкий, нежный, ласковый. Он журчит, как лесной ручеек, он убаюкивает, он утешает.

- Но кто-то же первым сделал вас?

- Ну, если вы так настаиваете. . . Какой-то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука. Натянул на дугу лука несколько жил. Получился многострунный щипковый инструмент. А где много струн - там я. Арфа

-  И последний вопрос: где вы сейчас работаете?
- В симфоническом оркестре, это моя основная работа. Не скрою, люблю красоваться в большом коллективе. Но я не отказываюсь выступать на концертной эстраде и одна. Очень охотно соглашаюсь играть в ансамбле - если нужно кому-то аккомпанировать. . .

А теперь послушайте голос этого чудесного инструмента… (включаю видео или аудио  запись)



Предварительный просмотр:

Показываю модель инструмента.

Вы знаете, как называется этот музыкальный инструмент?

Этот музыкальный инструмент называется скрипка. Ее называют  королевой оркестра, потому что она обладает очень красивым и нежным звуком.

(Далее текст читается параллельно со слайд-шоу.)

Впервые скрипка появилась в Италии.

Посмотрите, как выглядит скрипка  спереди и сзади.

А это вид спереди и сбоку. Обратите внимание, какая она тоненькая.

А это знаменитая скрипка скрипичного мастера Антонио Страдивари. Посмотрите, какой у нее необычный рисунок.

А это скрипки в современной мастерской. Для изготовления скрипки используют специально обработанную древесину ели, липы, груши, клена, сосны, эбенового дерева, иногда используют древесину самшита или палисандрового дерева.

Хранить этот музыкальный инструмент и переносить нужно в специальном футляре.

Окончательный вариант игры на скрипке, когда инструмент лежит на плече музыканта, определился 200 лет назад.

А это вам показывают,  как располагаются при игре на скрипке пальцы левой руки.

А еще скрипка всегда привлекала художников.  Ее не просто изображали, а украшали и сам инструмент, использовали для разнообразия оформления.

В конце 20 века была изготовлена самая большая скрипка. Конечно, она не звучит  в концертах.

Примерно 30 лет назад  появилась новая модель скрипки – электронная скрипка. Электронные скрипки имеют самую разную форму и размеры.  

А испанский художник придумал вот такую модель скрипки – из пистолетов. Но это только модель. Исполнить музыкальное произведение на ней не получится.

А вот необычный квартет: на одном электронном инструменте играют сразу четыре музыканта.

(Далее стихотворение читается на протяжении трех последних слайдов.)

Рыдает скрипка, плачет среди ночи,

Так жалобно и тоненько поет.

Историю любви поведать хочет,

В мир сладких грез возвышенных зовет.



Предварительный просмотр:

Фортепиано.

Показываю детям модель музыкального инструмента.

Что вы можете об этом сказать? Что это такое? Как называется? Что вы знаете об этом музыкальном инструменте?

Как вы считаете, ребята, а сколько лет может быть с момента создания ф-но?

А почему этот инструмент известен почти всем? Что же в нем такого особенного?

Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент -  рояль (горизонтальный) и пианино(вертикальный). Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».

Появился этот инструмент  примерно  300 лет назад.

А вам интересно, как устроен этот инструмент? (можно открыть и показать).

Главная деталь в этом инструменте – это клавиши. Они  помогают извлекать музыкальные звуки. Клавиши на фортепиано черные и белые.

Любой уважающий себя хозяин  большого  дома  считал  необходимым наличие этого инструмента. Почему фортепиано стало таким популярным?

Свой настоящий вид инструмент  приобрел 150 лет назад.  И всего лишь  100 лет назад  эти музыкальные  инструменты стали  изготавливать фабрики и заводы.

Совсем недавно появились  новые  — электронные пианино и синтезаторы.  Посмотрите, какие интересные модели можно сейчас увидеть. (фото)

Из какого материала сделан инструмент?  А как правильно обращаться с этим музыкальным инструментом?

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
  2. Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте!
  3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
  4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.
  5. После окончания игры обязательно закрывать  крышку клавиатуры.

А теперь послушайте, как красиво звучит фортепиано в концертном зале.

Примечание.

Эту беседу с детьми можно провести в любой момент музыкального занятия. И потом плавно перейти к исполнению песен, или к музыкальным играм, например, на различение громкости звучания «Тихо-громко».

В конце беседы можно показать слайд-шоу с изображением разных моделей фортепиано и послушать «Старинную французскую песенку» П.Чайковского или сделать звук тише и закрепить в беседе с детьми полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории музыкальных инструментов

История создания различных музыкальных инструментов....

Беседы об истории музыкальных инструментов.

Уважаемые коллеги!Представляю вашему вниманию серию небольших бесед о музыкальных инструментах. Это можно использовать в начале урока, чтобы потом перейти к изучению основной темы урока. Либо это можн...

"Учим дошкольников слушать звуки детских музыкальных инструментов" - доклад

Доклад на тему "Учим дошкольников слушать звуки детских музыкальных инструментов"...

Статья "Ритмические игры с музыкальными инструментами как технология совершенствования и обогащения звукового сенсорного опыта дошкольников старшего возраста с ТНР"

Одна  из актуальных  задач формирования и развития  правильной  речи  у дошкольников с ТНР – обогащение  звукового  сенсорного  опыта  через восприят...

Из истории музыкальных инструментов: домра

Консультация для педагогов...