"Учим дошкольников слушать звуки детских музыкальных инструментов" - доклад
материал по музыке на тему
Доклад на тему "Учим дошкольников слушать звуки детских музыкальных инструментов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_doshkolnikov_slushat_zvuki_muz_instrumentov_.doc | 39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
«Учим дошкольников слушать звуки музыкальных инструментов»
Выполнила:
Зенченко Е,В.
музыкальный руководитель
МБДОУ «Атемарский детский
сад № 1«Теремок»
С давних времён самым маленьким детям родители клали в колыбель разнообразные яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Такие игрушки у нас в России называют до сих пор погремушками. Младенцы не только хватают эту игрушку руками, ощупывают и пробуют на вкус, но и прислушиваются к звукам, которые эта игрушка издает. Так ребенок, экспериментируя со звучащими предметами, начинает познавать мир.
В психологической литературе можно встретить множество описаний того, как дети одного и двух лет экспериментируют со звуками: стучат палочкой по поверхности стола или стула, по железной крышке кастрюли или стеклянной кружке. Чаще всего они это делают для того, чтобы услышать «голос» предмета. Но иногда стук палочки по поверхности какого-либо предмета повторяется ребенком в определенной ритмически организованной последовательности. Так некоторые дети самостоятельно приходят к исполнению пульсации не только какого-либо музыкального ритма, но даже и незатейливой мелодии детской песенки.
Игра детей со звуками часто использовалась в народной педагогике. Сами дети изготавливали себе свистульки из мышиного гороха (стручков акации), дудочки из стеблей растений. Взрослые вырезали для них свистульки в виде птиц или изготавливали их из глины. Все эти музыкальные игрушки затем использовались детьми в играх, организованных взрослыми, главная задача которых - научить детей слушать.
К сожалению, сегодня такие игры детей со звуками не являются столь популярными, как это было в прошлом, хотя погремушки и звучащие игрушки используются родителями для игры с младенцами до сих пор. Но вот с детьми старшего дошкольного возраста взрослые уже не играют в игры, развивающие их умение слушать и экспериментировать со звуками.
Правда, для развития музыкальных способностей, а то и просто для детских игр и забав, мамы и папы покупают детям игрушки, многие из которых не всегда имеют, как говорят музыканты, «естественный» звук. Изготовленные промышленным способом музыкальные, особенно зарубежного производства, почти все имеют одинаковые тембры. Их звучание неестественно и очень однообразно, так как в их основе лежит так называемая «электронная музыка». Поэтому дошкольников в большей степени интересует окраска таких музыкальных игрушек, их форма, а в меньшей - их звучание. В более обеспеченных семьях дошкольникам могут купить небольшие электронные «пианино», «гитару», однако в основе их; действия заложена все та же электронная музыка..
К большому сожалению, в наши дни и родители, и воспитатели, и музыкальные руководители мало внимания уделяют музыкальным игрушкам, имитирующим естественное звучание. Это барабаны, дудочки, гармошки, трещотки, свистульки, ложки и т.п. Такие музыкальные игрушки имеют: разнообразные тембры, благодаря чему у детей развивается умение слушать, различать эти тембры и использовать их в своей игровой и творя кой деятельности. В прошлом умение ребенка играть на таких инструментах высоко ценилось взрослыми. Не случайно на многих картинах русских художников, да и на старинных фотографиях дети часто были изображены с тем или иным народным музыкальным инструментом в руках - дудочкой, гармоникой или балалайкой.
Анализ программ по музыкальному воспитанию в детских образовательных учреждениях детских садах и показывает, что на сегодняшний день педагоги уделяют недостаточно внимания проблеме формирования у детей умения слушать. Многие воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя музыки, считают, что маленький ребенок должен быть обучен слушанию еще в младенчестве, а значит, он должен уметь слушать все, что предлагается на тех или иных занятиях, в то числе и музыкальных. Поэтому детям в дошкольных образовательных учреждениях предлагается для восприятия как небольшие детские пьесы, та и фрагменты крупных музыкальных произведений. Однако на практике дошкольники иногда вроде бы «слушают музыку, но фактически ее не слышат» (JI.B. Школяр). Все это приводит к мысле о том, что детей необходимо обучать слушать звуки мира, частью которых являются и звуки музыкальные. Обучая ребенка слушать звуки стараемся развивать у него и умение воспринимать музыку. Материалом для этого обучения могут быть различные звуки: те, которые создаются при постукивании палочкой или рукой по тому или иному предмету, те, которые издают музыкальные инструменты - игрушечные стоящие, те, которые ребенок слышит в oопределенных жизненных ситуациях, и те, которые являются основой эмоционально-смысловых интонаций музыкальных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »
Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся
Игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключе...
План-программа обучения музицированию на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста "Музыкальный калейдоскоп".
Порой кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складываются у ...
Опыт работы "Развитие чувства ритма и музыкальной памяти в процессе экспериментирования при игре на детских музыкальных инструментах"
Опыт работы является результатом 2-хлетнего исследования....
МАСТЕР – КЛАСС музыкальный конкурс « Музыкальные импровизации и музыкально-дидактические игры на тему интеграции. Игра на детских музыкальных инструментах.»
Мастер-класс предназначен для воспитателей ДОУ с применением конкурсной программы, игра на ДМИ....