Беседы об истории музыкальных инструментов.
методическая разработка по музыке на тему

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию серию небольших бесед о музыкальных инструментах. Это можно использовать в начале урока, чтобы потом перейти к изучению основной темы урока. Либо это можно предложить детям в течение урока.

Актуальность этого материала обусловлена тем, что дети слушают очень много музыкальных примеров на уроках, но не всегда есть время и возможность в рамках одного урока показать особенности конкретного музыкального инструмента.  Кроме того, я подготовила небольшие видео сюжеты о каждом музыкальном инструменте, кроме гитары.

Цели моего проекта:

- активизировать познавательный интерес учащихся к музыкальным инструментам оркестра;

- развить музыкальную культуру учащихся;

- расширить знания учащихся о музыкальных инструментах;

- развивать тембровый слух учащихся;

- воспитывать интерес к музыкальной культуре в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akkordeon.docx18.62 КБ
Файл arfa.docx16.62 КБ
Файл gitara.docx22.4 КБ
Файл skripka.docx15.88 КБ
Файл fortepiano.docx18.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Просмотр видео: Валерий Ковтун «Кумпарсита».

Что вы можете сказать об этом сюжете?

Аккордео́н  -  язычковый клавишно-пневматический  музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники. В 1829 году это название дал венский органный мастер К.  Демиан  усовершенствованной им гармони.        

В русской традиции аккордеоном принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа. В США, Европе и других странах принято называть аккордеонами все разновидности ручных гармоник, которые в свою очередь могут иметь собственные названия. Например — некоторые гармони, они называются диатоническими кнопочными аккордеонами. Баян является разновидностью кнопочного аккордеона и отличается от него особой конструкцией.

В 70-х годах XVIII в. мастер-романтик Франтишек Киршник в ходе экспериментальной работы создал язычковые пластинки, которые впоследствии легли в основу создания ручных гармоник.

Просмотр слайд-шоу, где показаны разновидности аккордеонов в развитии.

В России гармоники появились в начале 40-х гг. XIX в. Широкое распространение получило кустарное производство гармоник в Тульской, Вологодской, Новгородской и Вятской губерниях.

Паоло Сопрани в 1897 году запатентовал хроматический аккордеон с басовой клавиатурой, при которой для каждого аккорда используется отдельная кнопка. Такая система впоследствии стала считаться стандартной (система с готовым аккомпанементом).

Огромную роль в художественной жизни страны, являясь, наряду с баяном, по существу, единственным многоголосным инструментом, отвечающим специфике музицирования в экстремальных условиях фронтового быта, аккордеон сыграл в годы Великой Отечественной войны.

Подумайте, в чем же особенность этого музыкального инструмента?

Особенности аккордеона

  • Использование множества т. н. регистров, позволяющих менять и комбинировать октавы исполняемых мелодий, даёт возможность моделировать множество других инструментов и тем самым фактически заменить их звучание. На концертных версиях аккордеонов существуют регистры, расположенные в местах, которые позволяют переключать их, не прерывая мелодии (например, т. н. «подбородковые» регистры).
  • Управляемость длительностью звучания позволяет извлекать звуки почти произвольной длительности и, тем самым, адекватно воспроизводить орган, в отличие от фортепьяно, где это невозможно.
  • Зависимость извлечения звука от движения меха даёт простор дополнительным приёмам звукоизвлечения (например, вибрато) вплоть до изменения высоты ноты на дробные доли тона (нетемперированное глиссандо).
  • Портативность позволяет выступать музыкантам в практически любом месте.
  • Меньший размер клавиш по сравнению с фортепиано даёт возможность исполнять большие интервалы.
  • Несмотря на использование регистров, полное соответствие (совпадение всех гармоник в звуковом спектре) тембрам других инструментов невозможно
    Зависимость извлечения звука от движения меха создаёт трудности (прерывание звучания) при смене направления движения меха.
  • Меньшая распространённость (по сравнению с фортепиано, например) в России приводит к необходимости приносить инструмент с собой. В то же время, например, фортепиано имеет достаточно большое присутствие во многих крупных организациях.



Предварительный просмотр:

Прочитайте слова на доске: кифара, лира, арфа.  Что общего у этих музыкальных инструментов?  А может быть это один и тот же музыкальный инструмент?

Показываю  модель арфы.

Что можно об этом инструменте сказать?  Из чего он состоит?

Арфа — струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. В начале 19 века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар. Он нашел способ быстро изменять длину струн и тем самым высоту звука арфы. Именно для этого появились педали внизу колонны.  В современной арфе семь педалей, по одной на каждую ноту гаммы. Каждая педаль имеет три положения, чтобы  струна могла издавать  чистый звук, выше(диез) или ниже(бемоль) на полутон.

Арфа — один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы.  Первые арфы появились в Древней Греции.

Арфа в оркестре занимает особое положение. Почти всегда ее голос звучит в тот момент, когда происходит что-либо необыкновенное. Еще со времен своего рождения, она почти никогда не играла  мелодий, была не сольным, а аккомпанирующим инструментом. Под ее аккомпанемент пели певцы, исполняли мелодии на других инструментах - флейте, скрипке, виолончели. Она может  изображать и тихое дуновение ветерка,  и грозные бури. Но в то же время она так нежна, что все громоподобные инструменты умолкают при первых звуках ее дивного голоса.

Но народным инструментом арфа не стала, умение играть на арфе стало модой для аристократов. В России арфа появилась со времён дочери Петра Великого, императрицы Елизаветы Петровны, , на арфе играли многие царские особы. Арфа и в России стала музыкальным инструментом аристократичекой знати.

Как ни вспомнить слова древнего поэта :
«На арфе играет лишь тот,  кто свободен и знатен,
она никогда не звучит под рукою раба…»

Хочу познакомить вас с интересной историей  древней арфы. В Греции ее называли ЛИРА.

Греческий миф рассказывает, что лиру изобрел юный Гермес, вестник богов:
однажды он отважился посягнуть на стадо священных коров, принадлежавших Аполлону. Аполлон, стремясь восстановить справедливость, обратился к Зевсу с просьбой, чтобы тот рассудил их.
Гермесу ничего не оставалось, как во всем признаться перед владыкой Олимпа. Но пока Аполлон возвращал своих коров из пещеры, проворный Гермес сел на камень, достал свою лиру, которую до этого сотворил из панциря черепахи, коровьих рогов и трех струн, и самозабвенно заиграл на ней. Дивные звуки наполнили долину. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса и тут же, не раздумывая отдал ему всех священных коров в обмен на лиру.

Другие мифы говорят, что Аполлон подарил свою лиру, но уже семиструнную, легендарному певцу Орфею, который и принес ее в мир людей. Имя Орфей означает «Исцеляющий светом», его музыка очищала душу, исцеляла ее, наполняла небесной гармонией. Миф об Орфее и Эвридике рассказывает, что игрой на лире Орфей мог заворожить не только людей: реки останавливали свое течение, птицы, деревья и свирепые животные — все замирали и внимали ее звукам.


Сейчас арфа звучит чаще всего в симфоническом оркестре. Но есть музыканты, которые выступают и с сольными музыкальными номерами на эстраде.

Примечание:

Далее, можно предложить ребятам послушать фрагменты из произведения  В. Гаврилина «Фрески Софии Киевской». Или запись сольного звучания инструмента.



Предварительный просмотр:

Ребята, посмотрите, ( в руках классическая гитара и акустическая гитара) это одинаковые музыкальные инструменты или разные?

Сегодня я предлагаю вам заполнить кроссворд вместе со мной. В итоге у нас должно появиться в центре название этого музыкального инструмента.

Г

Р

И

Ф

К

И

Н

Н

О

Р

Л

Ю

Т

Н

Е

В

Ы

Е

К

О

Н

Т

Р

А

Б

А

С

Ч

Е

Т

Ы

Р

Е

Д

Ж

А

З

  1. Как называется длинная деталь,  по которой двигаются пальцы левой руки? (гриф)
  2. Как называется первый инструмент, который упоминался в библейских рассказах. (киннор)
  3. К группе  каких музыкальных инструментов относится гитара? (лютневые)
  4. Какой музыкальный инструмент заменял долгое время басовое звучание в ансамблях вместо гитары? (контрабас)
  5. Сколько струн изначально было на гитаре? (четыре)
  6. В каких музыкальных направлениях гитара стала солирующим инструментом? (кантри, блюз, джаз, рок-музыка).

Если учащиеся не смогли правильно ответить на все вопросы, то эти клеточки надо оставить пустыми и вписывать слова по ходу повествования.

Что еще вы можете добавить об этом музыкальном инструменте?

Гитара - это струнный щипковый музыкальный инструмент из семейства лютневых, один из самых распространённых в мире. На глиняном барельефе, относящемся к середине III тысячелетия до н.э., изображен сидящий на камне и играющий на музыкальном инструменте пастух. Продолговато-округленный корпус инструмента и длинный гриф позволяют сделать предположение, что это киннор,  прототип гитары, часто упоминаемый в библейских сказаниях и был известен еще в Древнем Египте.

Изображения киннора, были найденны в Месопотамии при археологических раскопках; в Древней  Индии  похожие музыкальные иструменты назывались ситар и вина; а в др. Египте – цитра, пабла и нефер;  в др. Риме и Греции  предшественницей гитары можно считать кифару.

В XVI в. в Испании гитара становится подлинно народным инструментом; к четырем струнам, известных еще с древних времен, прибавляется пятая, и с этого времени гитара получает испанский строй  и название испанской гитары. При этом постоянно ведутся поиски усовершенствования конструкции инструмента и техники игры на нем.
В конце XVIII в. испанская гитара приобретает современный внешний вид: добавляется шестая струна. С этого времени шестиструнная гитара начинает свое триумфальное шествие по странам мира.     

В первой половине XIX в. в Европе наступает "золотой век" гитары. Для нее пишут музыку композиторы. А гениальный скрипач Н. Паганини был также прекрасным гитаристом и многие его современники считали, что своим блистательным мастерством он в определенной мере был обязан гитаре, так как многие технические приемы перенес с нее на скрипку.

Расцвет гитары, продолжавшийся почти до конца XIX столетия, сменился ее упадком, главным образом благодаря появлению фортепиано. Однако с начала XX века мы наблюдаем период нового расцвета гитары, вызванный, повидимому, изменением отношения широкой публики к ней, как к старинному и одному из наиболее выразительных народных инструментов.

Какие преимущества перед другими инструментами можно назвать?

Чем же объяснить столь широкое распространение гитары? Главным образом тем, что она обладает большими возможностями: на ней можно играть соло, аккомпанировать голосу, скрипке, виолончели, флейте, ее можно встретить в оркестре и ансамбле.

Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих музыкальных стилях и направлениях музыки, являясь основным инструментом в таких музыкальных стилях, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка, метал, иногда джаз и  многих других.

Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное влияние на массовую культуру.

В 1930-х годах, когда стала очень популярной джазовая музыка, и был распространен автомобильный транспорт, благодаря которому можно было перевозить габаритные инструменты и появлению технологии усиления звука, стало возможным создать идеальный басовый инструмент, не обладающий недостатками контрабаса.  

Появившиеся в 20 веке технологии усиления звука, дали зеленый свет созданию нового типа гитары – электрогитара, которая оказала на массовую культуру очень большое влияние.

В 1960-х бас-гитары стали популярны с появлением рок-музыки. Появились новые разновидности этих инструментов, такие как: акустическая и безладовая бас-гитара. Также увеличивалось число струн, добавлялась активная электроника и появились бас-гитары со сдвоенными струнами и без головки грифа.

Примечание.

В качестве домашнего задания детям можно предложить найти информацию о разновидностях гитары и обозначить их отличительные особенности (акустическая, классическая, электрогитара, бас-гитара).




Предварительный просмотр:

На доске клеточки с подсказкой (на усмотрение учителя):

с

к

р

и

п

к

а

Дети определите, какой инструмент называют королевой оркестра?

Вот она – красавица! (Показываю модель инструмента. )

Какой голос у скрипки?  Почему  ее стали называть королевой оркестра? Что же в ней такого примечательного?

А как вы думаете, давно появился этот инструмент? Впервые изображение скрипки появилось в 16 веке, в Италии. А в 17 веке в той же Италии  появилось три семьи, которые организовали  мастерские по изготовлению скрипок. Это скрипичные мастера Амати, Страдивари, Гварнери.

 (Далее текст читается параллельно со слайд-шоу.)

Королева оркестра – скрипка!

Посмотрите, как выглядит скрипка  спереди и сзади.

А это вид спереди и сбоку. Обратите внимание, какая она тоненькая.

А это знаменитая скрипка итальянского скрипичного мастера Антонио Страдивари. Посмотрите, какой у нее необычный рисунок.

А это скрипки в современной мастерской. Для изготовления скрипки используют специально обработанную древесину ели, липы, груши, клена, сосны, эбенового дерева, иногда используют древесину самшита или палисандрового дерева.

Хранится этот музыкальный инструмент в специальном футляре.  Этот же футляр используют для транспортировки инструмента.  

Окончательный вариант игры на скрипке, когда инструмент лежит на плече музыканта, определился 200 лет назад – в начале 19 века.

А это вам показывают  как располагается при игре на скрипке левая рука.

А еще скрипка всегда привлекала художников.  Ее не просто изображали, а украшали сам инструмент, форму инструмента использовали, чтобы разнообразить оформление.

В конце 20 века была изготовлена самая большая скрипка. Конечно,  ее не используют в концертах.

Примерно 30 лет назад  появилась новая модель скрипки – электронная скрипка. Электронные скрипки имеют самую разную форму и размеры.  

А испанский художник придумал вот такую модель скрипки – из пистолетов. Но это только модель. Исполнить музыкальное произведение на ней не получится.

А вот необычный квартет: на одном электронном инструменте играют сразу четыре музыканта.

(Далее стихотворение читается на протяжении трех последних слайдов.)

Рыдает скрипка, плачет среди ночи,

Так жалобно и тоненько поет.

Историю любви поведать хочет,

В мир сладких грез возвышенных зовет.

 



Предварительный просмотр:

Фортепиано.

Показываю детям модель музыкального инструмента.

Что вы можете об этом сказать? Что это такое? Как называется? Что вы знаете об этом музыкальном инструменте?

Как вы считаете, ребята, а сколько лет может быть с момента создания ф-но?

А почему этот инструмент известен почти всем? Что же в нем такого особенного?

Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент -  рояль (гоорионтальный) и пианино(вертикальный). Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».

Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори  примерно в  1709 г.

А вам интересно, как устроен этот инструмент? (можно открыть и показать).

Клавиши, молоточки, педали…  Какое отношение  имеют эти слова к музыке?

Примечательно, что первые фортепиано начали конструировать в Германии.

250 лет назад этот инструмент стал самым домашним.  Почему?  Любой уважающий себя хозяин  большого  дома  считал  необходимым наличие этого инструмента. Почему фортепиано стало таким популярным?

Свой настоящий вид инструмент  приобрел 150 лет назад.  И всего лишь  100 лет назад  эти музыкальные  инструменты стали  изготавливать фабрики и заводы.

В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы.  Посмотрите, какие интересные модели можно сейчас увидеть. (фото)

В каждом фортепиано 88 клавиш:  52 белые и 36 черных.

Из какого материала сделан инструмент?  А как правильно обращаться с этим музыкальным инструментом?

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
  2. Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте!
  3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
  4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.
  5. После окончания игры обязательно закрывать  крышку клавиатуры.

В настоящее время в Европе для обеспечения сохранности фортепиано повсеместно — в концертных залах, учебных заведениях и частных домах, — используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность внутри инструмента. Для чего это нужно? Правильно, чтобы инструмент звучал красиво!  Благодаря такой заботе фортепиано  работает дольше  в 2—3 раза.

Вы знаете, в истории музыкального инструмента фортепиано, есть интересный факт. Для транспортировки фортепиано через океан использовали только парусные корабли. Почему? Действительно,  от работы двигателей механизмы фортепиано расшатывались и музыкальный инструмент становился непригодным для исполнения музыки.

А теперь послушайте, как красиво звучит фортепиано в концертном зале.

Примечание.

Эту беседу с детьми можно провести в любой момент урока.

В конце беседы можно показать слайд-шоу с изображением разных моделей фортепиано и послушать «Старинную французскую песенку» П.Чайковского или сделать звук тише и закрепить в беседе с детьми полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории музыкальных инструментов

История создания различных музыкальных инструментов....

«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

сценарий беседы -концерта "Путешествие в страну музыкальных инструментов"

Сценарий подготовлен для проведения встреч с детьми, посещающих летние пришкольные лагеря. Целью  мероприятия является расширение кругозора детей в области музыкального искусства, , знакомство с ...

Беседы об истории музыкальных инструментов для дошкольников.

Уважаемые коллеги!Представляю вашему вниманию серию небольших бесед о музыкальных инструментах. Это можно использовать в течение занятия в разделе «слушание музыки».Актуальность этого материала обусло...

Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале  в кружочке ( если еще не могут то в хаот...

Из истории музыкальных инструментов: домра

Консультация для педагогов...