«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
проект по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Атемарский детский сад № 1 «Теремок»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Выполнила:
музыкальный руководитель
МБДОУ «Атемарский детский
сад № 1 «Теремок»
Зенченко Е.В.
Тип проекта: групповой, долгосрочный
Актуальность: одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому наша задача - посредством музыки помочь ребёнку пробудить и утвердить в его душе благородные чувства, переживание, сопереживание, доброту, сердечность, развить художественный вкус, способствовать формированию общей духовной культуры; ввести каждого маленького человека, независимо от его возможностей и музыкальных способностей в мир познания искусства Решение этой задачи возможно в процессе целенаправленного систематического воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные музыкальные произведения, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания творческой активности в различных видах детской музыкальной деятельности, в том числе и игре на музыкальных инструментах. Ведь игра на детских музыкальных инструментах - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способности и исполнительские возможности всех детей. Она является замечательной формой приобщения детей к совместному коллективному элементарному музицированию.
Однако вопросы обучения дошкольников игре на музыкальных
инструментах недостаточно рассматриваются музыкальными
руководителями, мало освещаются в современной литературе. Такое
положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием
системного подхода в организации оркестров детских музыкальных
инструментов, соответствующей программы, необходимого
инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методическою материала и готовности музыкального руководителя к работе в данной области. В связи с актуальностью этой проблемы было решено обобщим, опыт работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах.
Объект исследования: современные образовательные технологии.
Цель опыта: достижение высокого уровня техники игры на музыкальных инструментах, исполнительского мастерства дошкольников посредством использования современных технологий.
Реализация поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:
*знакомство с различными музыкальными инструментами, овладение приёмами игры на них; освоение нотной грамоты;
*пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности; воспитание коллективизма и чувства взаимопомощи, тактичности, товарищества, дружбы и ответственности;
*развитие музыкальных способностей детей (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового, динамического слуха); формирование художественного вкуса.
Гипотеза: если в процессе организации работы применять современные образовательные технологии, то дети достигнут высокого уровня техники игры на детских музыкальных инструментах и проявится интерес к музицированию, что должным образом повлияет на уровень художественно-эстетического развития воспитанников.
Прогнозируемая новизна: усовершенствование и комбинирование отечественных традиций обучения музыке.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1 .Развитее общих и музыкальных способностей детей, а именно разные виды музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового, динамического.
- Проявление различных форм творческой активности: музыкальной, двигательной, речевой, исполнительской, художественной.
- Развитие эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.
- Накопление словаря музыкальных термин .
- Формирование волевых качеств, собранности, сосредоточенности, упорства достижении цели.
Нормативно-правовая база:
1.Закон РФ «Об образовании»
- Концепция дошкольного образования.
- Положение о преемственности детского сада и школы .
- Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста и организационных формах обучения»
5.Типовые положения о коррекционном дошкольном учреждении . 6. Положение о контрольной деятельности .
Методическое обеспечение:
1.Бабаева Т.Н. Детство: программа развития и воспитания в
детском саду
- Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» авторская программа и методические рекомендации.
- Боровик Т. Конспекты занятий, материалы, модели.
- Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду» - практический материал.
- Бублей «Детский оркестр»-практическое пособие.
- Хазова М. Горенка
- Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей». Русские народные инструменты. Учебное методическое пособие.
Деятельность музыкального руководителя:
1.Определение тематики, целей, задач и содержания мини проекта. 2.Выявление уровня знаний детей
- Разработка конспектов занятий, сценариев праздников, развлечений
- Проведение с детьми бесед, досугов, конкурсов
5.Оформление дидактических игр, пособий, атрибутов 6.Составление перспективного плана мероприятий
План мероприятий
Месяц | Название мероприятия | Группа |
Сентябрь | Тематическое занятие «Деревянные истории». Выступление на родительском собрании «Музыка в детском саду» | Под. гр. Родители |
Октябрь | Тематическое занятие «Осенний калейдоскоп». Консультация для воспитателей «Значение музыки в жизни ребёнка». | Ст. гр. Воспитатели |
Ноябрь | Музыкальное занятие «Бумажный карнавал». Консультация для родителей «Самодельные музыкальные инструменты». | Под. гр. Родители |
Декабрь | Музыкальное занятие «Снежная сказка». Консультация для родителей «Музыка в семье». | Ст. гр. Родители |
Январь | Тематическое занятие «Стеклянное королевство». Консультация для воспитателей «Музицируем в свободное время» | Под. гр. Воспитатели |
Февраль | Тематическое занятие «Металлическая фантазия». Консультация для воспитателей «Играем сами». | Под. гр. Воспитатели |
Март | Музыкальное занятие «Солнечная капель». Консультация для родителей «Семейный оркестр» | Ст. гр. Родители |
Апрель | «Музыкальное занятие «Дождик бегает по крыше». Консультация для воспитателей «Учите детей слушать классику». | Ст. гр. Воспитатели |
Май | Музыкальное занятие «Брат Мажор и брат Минор». Консультация для родителей «Значение музыки в жизни ребёнка». | Под. гр. Родители |
Работа с родителями
Направление сотрудничества | Цель | Форма |
1 .Информационно аналитическое | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей | Анкетирование |
2.Познавательное | Ознакомление родителей с вопросами музыкального воспитания детей | 1. Родительские 2. Консультации 3. Дни открытых |
3.Наглядно-информационное и просветительное. | Ознакомление родителей с работой ДОУ по музыкальному воспитанию, рекомендации по формированию музыкальной культуры ребенка в семье. | 1 .Родительские Уголки. 2. Папки-раскладушки. |
4.Досуговые | Установление эмоционального контакта между детьми, родителями, педагогами. | Проведение праздников, досугов, конкурсов с участием родителей. |
Результаты работы:
- Создание музыкальной среды в ДОУ.
- Диагностирование уровней музыкального развития детей.
- Проведение музыкальных занятий, развлечений, музыкальных вечеров, бесед, концертов, досугов.
- Участие родителей в реализации проекта.
Презентация проекта:
- На открытых музыкальных мероприятиях.
- На педсоветах.
- На родительских собраниях.
Информация об опыте:
1. Технология реализации идеи.
Научно-методической основой опыта является технология «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа. Элементарное музицирование включает три взаимосвязанных направления:
учебное музицирование - обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять, формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей активных словарей музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования;
творческое музицирование - спонтанное, импровизированное
обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать
по-своему, комбинировать в различных вариантах;
концертное музицирование - исполнение ансамблем детей созданной
им музыки, а также классической и детской, специально подобранной и
аранжированной для этой цели.
В работе используются два основных метода:
*метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание
ситуаций для него;
*'метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру. Взаимодействие с дошкольниками строится посредством использования приемов побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.
Обучение элементарному музицированию осуществляется в следующей последовательности:
- хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки);
- ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими
инструментами;
- творческое исследование тембро-динамических возможностей орфовских и самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); свободный обмен инструментами по желанию детей;
- разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка);
- формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях.
- Эффективным средством привлечения детей к элементарному музицированию и развития у них умения импровизировать являются игры: «Я маленький композитор», «Эхо», «Тутти-фрутти», речевая интонационная игра с инструментами «Осенины, осенины», импровизационно-двигательная игра «Веселые шляпы» и др.; озвучивание фольклорных произведений, стихотворений, сказок, потешек, дразнилок, считалок, песен
- Обучение элементарному музицированию осуществляется в разных формах работы:
- на занятиях кружка «Ложкари»
- частично на разных видах музыкальных занятий;
- в музыкально-дидактических играх;
• в индивидуальной и самостоятельной музыкально-эстетической деятельности.
2. Полученный в опыте результат.
Диагностика показывает, что музицирование развивает музыкальные способности детей, а именно разные виды музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового, динамического.
У дошкольников активизируется музыкальная память и творческое воображение, формируется эмоциональный отклик на классическую музыку, развиваются импровизационные навыки.
Музицирование также способствует формированию волевых качеств, собранности, сосредоточенности, упорству в достижении цели.
Методическая разработанность опыта
(приложения):
- «Советы по изготовлению и рекомендации по применению самодельных инструментов».
- Фотоматериалы с комментариями «Музыкальные инструменты Карла Орфа».
*Весёлый оркестр» - план работы
*Диагностический материал для изучения музыкальных способностей
дошкольников.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД.
Тема занятий | Задачи | Музыкальный материал |
Сентябрь: «Деревянные истории» | 1. Познакомить с деревянными 2. Учить использовать инструменты 3. Развивать фантазию, творчество и | Играем: «Рондо с палочками» муз. С. Слонимского Фантазируем: «Деревянные разговоры» «Деревянные танцы» «Камаринская» Чайковского «Марш» муз. Шульгина «Полька» муз. Александрова «Вальс» муз. Майкапара Озвучиваем стихи: «Игрушки» Степанова «Прыг-скок» В. Данько Играем в оркестре. «Лошадка» муз.Давыдовой «Вальс» муз.Майкапара |
Октябрь: «Осенний калейдоскоп» | 11.Привлечь внимание детей к 2.Развивать остроту и тонкость тембрового слуха. Развивать слуховое воображение 3.Способствовать установлению связей между слуховыми, зрительными, тактильными и мускульными ощущениями. | Озвучиваем стихи: «Разговор листьев» Берестова «Осеннее утром» Ходырева Фантазируем: «Осеннее настроение» муз. Васильева «Осенний дождик» муз. Парцхаладзе Играем в оркестре: «Дождик» р.н.п. |
Ноябрь: «Бумажный карнавал» | 1.Познакомить детей С шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими. 2 Развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту шуршащих и шелестящих звучаний. 3.Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств музыки. | Озвучиваем стихи: «В тишине» Суслова «Шорох к шелесту спешит» Мошковской Играем и поем: «Много разных звуков» муз. Боровик «Мы веселые мышата» детская песенка. Играм в оркестре: «Шуточка» муз. Селиванова Играем с инструментами: «Бумажное шествие» под музыку торжественного марша «Танец бумажных бабочек» под музыку китайского танца |
Декабрь: «Снежная сказка» | 1. Привлечь внимание детей к 2. Развивать способность к образным 3. Развивать тембровый слух, | Поем и танцуем: «Снежная сказка»муз.Лемит Озвучиваем стихи: «Снежинки» Липецкого «Снег, снег» Токмаковой Фантазируем: «Зимнее рондо» Байнихатиса Играем в оркестре: «Танец Феи Серебра» муз. Чайковского |
Январь: «Стеклянное королевство» | 1. Привлечь внимание детей к 2. Побуждать к образным и 3. Учить соотносить стеклянные 4. Развивать тембровый слух, | Озвучиваем стихи: «Хрустальный колокольчик» Данько «Хрустальные спицы» Николаенко Играем: «Чайничек с крышечкой» русский фольклор «Чайная полька» Фантазируем: «Аквариум» Т.Коти Играем в оркестре: «Вальс - шутка» муз.Шостаковича |
Февраль: «Метал- лическая фантазия» | 1. Познакомить детей со звуками, 2. Развивать фантазию, 3. Учить пользоваться переменной | Озвучиваем стихи: «Веселый старичок» Хармса Фантазируем: «Дракон» Берестова «Туча» Токмаковой Играем и поем: «Колокольцы» р.н.п. Играем в оркестре: «Тамбурин» муз.Рамо «Шарманка» муз.Шостаковича |
Март: «Солнечная капель» | 1. Развивать способность детей 2. Учить находить способы перевода 3.Развивать слуховое воображение. | Озвучиваем стихи и сказки: «Сосулька-свистулька» Степанова «Волшебная снежинка» Хмельницкого «Весенняя телеграмма» Суслова Фантазируем: «Солнышко» р.н.п. «Голоса птиц» польская песенка Танцуем: «Бал ароматов весны» муз.Чайковского «Фея Сирени». Играем в оркестре: |
Апрель: «Дождик бегает по крыше» | 1. Привлечь внимание детей к 2. Развивать представление об 3. Побуждать детей находить 4. Чувствовать взаимосвязь темпа и динамики, темпа и артикуляции. | Озвучиваем стихи: «Водяная сабелька» Токмаковой «Две тучки» Белозерова Играем и поем: «Дождик» муз.Поляновой «Капельки» муз.Дубравина Фантазируем: «Деревья на ветру» «Танец молнии» Играем в оркестре |
Май: «С утра до вечера» | 1.Устанавливать в сознании детей 2.Развивать способность к | Озвучиваем стихи: «Рассвет» Данько «Утренняя сказка» Данько «Утренние звуки» Э.Фарджен Играем: «Зарядка» Данько Фантазируем: «Жук» М.Веховой Играем и поем: «Кукушка и сова» немецкая нар. песня «Ария лягушек» Играем в оркестре: «Кукушкин вальс» Ч.Остен «Вальс петушков» И. Стрибогг |
«Инструменты Карла Орфа»
Инструменты Карла Орфа.
Карл Орф создал для музыкального воспитания детей специальный комплект инструментов, называемый обычно "Орфофский набор". Основу этого инструментария составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили - колокольчики (От нем. Gloke - колокольчик). Но глокеншпиль - это не колокольчик в традиционном значении. Так называют разновидность металлофона за чудесный звонкий, чистый и очень высокий звук. Его впервые в европейской музыке использовал В. Моцарт в своем известном хоре "Волшебные колокольчики" из оперы "Волшебная флейта". Все эти инструменты принято называть ударными (по способу игры) Они разделяются на мелодические (звуковысотные) - ксилофоны, металлофоны, глокеншпили и шумовые различных видов.
Основу инструментария составляет базовый набор: сопрановые и альтовые глокеншпили, сопрановые, альтовые и басовые металлофоны, сопрановые, альтовые и басовые ксилофоны. Съемные пластины инструментов делаются из палисандрового дерева и особых сплавов. Они крепятся на специальный штифт и располагаются над резонаторным ящиком, который обеспечивает качество высокое звучания. Существуют диатонические и хроматические разновидности инструментов. К инструментам прилагается комплект палочек с головками из различных материалов, которые позволяют извлекать разнообразные по тембру, очень красочные звуки.
Прообразом Орфофских ксилофонов был африканский ксилофон "маримба", в котором резонатором для деревянных пластин были высушенные тыквы, а также его индонезийский каменный вариант. Советчиком и консультантом Орфа в этом деле стал Курт Сакс, известный знаток неевропейской музыки разных стран и народов, в тесном контакте с которым и был придуман базовый набор инструментов. Основной комплект был впоследствии дополнен некоторыми инструментами европейского Возрождения. Особенно подошла к нему по звучанию блок-флейта. Она и стала важнейшим мелодическим инструментом в Орфофском наборе инструментов. Неплохо сочетаются с общим ансамблем гитара, виолончель, партии которых могут взять на себя взрослые. Они используются как аккомпанирующие инструменты, а не солирующие (выдержанные низкие звуки, остинато).
Разнообразие шумовых колористических инструментов, используемых на Орф-уроках, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним играют деревянными или металлическими палочками.
Орфофские инструменты обладают особым качеством ансамблевого звучания. Оно отличается удивительной красотой, гармоничностью и как нельзя более подходит в качестве аккомпанемента к пению детей. Звук ксилофона - негромкий, мягкий, тянущийся он не угасает так быстро, как у оркестрового. Басовый ксилофон берет на себя функцию выдержанных низких звуков, создающих фундамент и тональную определенность исполняемой музыки. Металлофоны также обладают мягким тянущимся звуком, используются как мелодический и аккомпанирующий инструмент. У глокеншпилей высокий, чистый, быстро гаснущий звук, прекрасно сочетающийся со звучанием ксилофонов, блок-флейты. Ни один из инструментов в Орфофском ансамбле не рассматривается как солирующий, хотя каждый может им на время становиться.
Завораживающая, чарующая красота звучания Орфофских инструментов очень притягательна для детей. Это дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих. Высокое качество звучания и разнообразие инструментов Орфофского комплекта позволяет блестяще справиться с этой немаловажной задачей. Ведь знакомство с огромным миром звуков должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки.[1] Инструменты Орфа способствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха.
Интерес детей к Орфофским инструментам просто неиссякаем. Они хотят на них играть всегда. Растормаживащий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ничем иным не заменим. Техническая легкость игры, их способность тотчас же откликаться на прикосновение чудесными звуками, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее - к простейшей импровизации. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки.
Создание этого инструментария, было особой задачей Орфа. Он является ключом для подхода к элементарному музыкальному воспитанию в концепции Орфа, т.к. лишь с помощью этих инструментов, может быть реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одаренности и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Комплект орфофских инструментов в соединении со звучащими жестами позволяет играть в ансамбле любым составом детей или взрослых, независимо от их дарований, т.к. каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям. Инструментарий Орфа позволяет музицировать всем. Это его главное педагогическое достоинство.
Список использованной литературы:
- Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990
- Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.
- Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М.,2000
- Тютюнникова Т. Группа или труппа? Речь. Музыка. Движение. Творчество.//Дошкольное воспитание. №1., 2000
- Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания. //Дошкольное воспитание. №11., 20017.
- Т.Э. Тютюнникова. «Бим! Бам! Бом!»
- Т.Э. Тютюнникова «Видеть музыку и танцевать стихи».
- 9. Т.Э. Тютюнниковой «Уроки музыки». Система обучения К. Орфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.
Традиционная организация образовательного процесса (в том числе урок...
«Использование компьютерных технологий в процессе обучения английской лексики на средней ступени обучения».
Компьютерные технологии являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Именно поэтому их использование в обучении не только желательно, но и необходимо. Как уже было изложено выше, использо...
Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...
Использование современных технологий в процессе обучения географии
Выступление Манько С.Г. "Использование современных технологий в процессе обучения географии"...
использование компьютерных технологий в процессе обучения игре на фортепиано
Во время занятий музыкой использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего, - это повышение интереса к обучению и к учебно-познавательной деятельности, усвоение учебного...
Статья "Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в процессе обучения начальных классах школы"
Тема здоровьесберегающих технологий в начальном образовании детей с важна и актуальна в современном начальном образовании, так как в многочисленных исследованиях ученых убедительно доказывается влияни...
Доклад на тему: "Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих и современных технологий в процессе обучения"
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой активной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поко...