открытый урок в 4 кл. "Король танцев - вальс"
план-конспект урока по музыке на тему

Архипова Наталья Викторовна

Открытый урок по музыке в 4 кл. " Король танцев - вальс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vals.doc74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Тульской области «Суворовская специальная (коррекционная) образовательная школа – интернат VIII вида».

Открытый урок по музыке и пению

в 4 классе

«Король танцев – вальс»

Подготовил учитель

музыки и пения

Архипова Н. В.

2013 г.

Открытый урок по музыке и пению на тему "Король танцев - вальс"

Цели  урока: научить различать разнообразные по характеру и звучанию танцы.

Задачи.

  • Обучающая: дать понятие о вальсе, научить определять вальсовую музыку.
  • Развивающая: коррегировать отклонения в интеллектуальном развитии; развитие музыкального  слуха, чистого интонирования, умения пения.
  • Воспитывающая: продолжить работу над формированием любви к музыке;

Оборудование: фортепиано,  магнитофон, кассеты,  компьютер, видеопроектор,  подготовленные слайды к уроку, аудиозаписи: И.Штраус

« На прекрасном голубом Дунае», М.И. Глинка «Вальс-фантазия». 

Музыкальный материал к уроку:

  1.  А. Журбин. Песня  « Смешной человечек» - исполнение
  2. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае»  - слушание
  3. М Глинка  « Вальс-фантазия» -  слушание.
  4. Ю. Чичков « Песня о волшебном цветке»  - разучивание.

.

Ход урока

I.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ  УРОКА

Вход под музыку   « Марш» П.И. Чайковского из балета

 « Щелкунчик»

1. Вступительная беседа

Учитель.

Прозвенел для нас звонок –

 Начинаем наш урок.

1.1В качестве распевания и общего настроя на урок

« Здравствуйте, дети!

Здравствуйте учитель!

Здравствуйте , гости!»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нас, как всегда, встретила музыка.   Под какую музыку вы вошли в класс? 
Учащиеся: Торжественную, четкую, маршевую. 
Учитель: Какие средства музыки помогли вам узнать маршевый жанр музыки? 
Учащиеся: Ритмичная музыка. 
Учитель: На какой счет обычно маршируют? 


Раз, два, раз, два. (прохлопать ритм марша)

 Учитель: Мы с вами знаем, что музыкальный язык разнообразен и волшебен. Можем ли мы с помощью этого волшебства сейчас превратить марш в другой жанр? 

Учащиеся:  Добавить одну долю (пишут на доске). 
 Учитель:  Что же изменилось? Давайте исполним ритм .
(ритмическое исполнение) 
Что хочется делать под этот ритм? Сможем ли мы под него маршировать?
Учащиеся : Танцевать.

Учитель: Мы сейчас с вами споем песенку «Смешной человечек» А. Журбина. Только не забываем о правилах пения.

Исполнение песни « Смешной человечек» А. Журбин. 

Учитель: Скажите , а под эту песню, эту мелодию можно танцевать?  Она схожа по ритму, который мы с вами простучали до песни?

Учащиеся:  Нет, это быстрый, веселый озорной темп

Учитель:  А какой танец  можно танцевать под этот ритм? Как он называется? 

Учащиеся:  Вальс.

Учитель: Правильно. Вы сами назвали тему нашего урока. (Приложение, слайд 1)

 2. Основная часть урока

Учитель: А что такое вальс? (Приложение, слайд 2)

Учащиеся:  Это радостная, легкая мелодия. Танец, чтобы танцевать вдвоем. (Приложение, слайд 3)

Учитель: Сейчас  посмотрите слайд с танцами  и определите тот рисунок, на которой, танцуют вальс.(Приложение, слайд 4)

(Определение  вальса учащимися по рисункам)

Учитель: Почему вы считаете, что на этом рисунке изображен вальс?

(Ответы детей)


 Учитель:  Вальс… Нет человека, который не испытал бы его влекущей магической силы. Как танцуют вальс? 

 Учащиеся:   Кружатся парами

Учитель: А   Посмотрите фрагмент исполнения танца профессиональными танцорами бальных танцев. (Приложение, видеослайд)


Учитель;  А в природе, что можно сравнить с вальсом? 
Учащиеся.   Листопад, снегопад

Учитель:  Многие композиторы писали вальсы, но только одного из них назвали «королем вальса». Это австрийский композитор Иоганн Штраус. (Приложение, слайд 5)
И.Штраус – очень увлекается вальсами, а один вальс был исполнен на «бис» 19 раз. В свои произведения, вальсы он вкладывал всю свою душу, и поэтому всегда ценили и любили его сочинения.
Сейчас, давайте, послушаем один из великолепных вальсов И.Штрауса. Называется он  « На прекрасном голубом Дунае». Слушаем очень внимательно и готовимся ответить на один вопрос.

(Слушание вальса И.Штрауса « На прекрасном голубой Дунае»)

Учитель: Итак, прошу вас ответить одним словом, что такое вальс? Только не говорите мне, что это  танец. Подберите слова

Учащиеся: Это – радость, чудо, сказка, душа, загадка, прелесть, ласка, нежность (Приложение, слайд 6).

  Учитель: А вы знаете, что некоторое время вальс считался очень неприличным – ведь кавалер при всех обнимает даму. В Вене, например, его разрешали танцевать на балу не более 10 минут, запрет на вальс был снят в 1888 году. В России император Павел I издал указ, запрещавший танцевать вальс. Но вальс невозможно было остановить. Он триумфально шёл по странам Европы, завоёвывая весь мир. Произошло это в 18 веке и вот уже более 200 лет властвует он над временем, не зная преград. (Приложение, слайд 7)

Учитель: Ребята, а вы умеете танцевать вальс? Давайте  разучим основные элементы танца!

(Разучивание основных движений вальса) 

Учитель: А скажите мне, если графически изобразить, т.е нарисовать линией музыку вальса какая она будет?. (Приложение, слайд 8)

Учитель: Итак, к вальсу обращались и обращаются многие композиторы.

Послушайте другой вальс. Его сочинил композитора М. И. Глинка , которого называют «солнцем русской музыки» »?   (Приложение, слайд 9)

Слушание Вальс Фантазия Глинка (фрагмент) 


 Учитель: Какая эта музыка по звучанию? 
 Учащиеся:  Мелодичная, печальнаяПриложение, слайд 10)
 Учитель:  Мелодичность, широта, распевность – главные черты русской музыки
Что вы почувствовали, появились новые ощущения? 
Мы не раз убеждались в волшебстве музыки и сейчас вальс поможет оживить картину и рассказать нам целую историю.  
 Учитель:  О чем рассказала музыка?
М. И. Глинка назвал его Вальс Фантазия, в котором поведал нам о любви, глубоких переживаниях и страданиях. Но ведь любовь тем и сильнее, чем больше на её пути преград и побед, встреч и расставаний. 
 Учитель:  Похож этот вальс на вальс Штрауса? В чем отличие? 
 Учащиеся: Вальс Штрауса танцевальный, праздничный, блестящий. 
Вальс Глинки печальный, мелодичный, тревожный.
 

Учитель. Сегодня мыс вами познакомимся с новой  песней.
Она называется: «Волшебный цветок». А написал песню современный композитор Ю. Чичков и автор М. Пляцковский. Сейчас я  вас познакомлю с песней, внимательно слушайте, определите характер, а потом будем все разучивать.

(Исполнение песни « Волшебный цветок» учителем и разучивание с  учащимися) 

Приложение, слайд 11)

Учитель: Какая музыка по характеру?

Учащиеся: Добрая, напевная, светлая, нежная.

Учитель: О чем говориться в песне?

Учащиеся: О волшебном цветке.

Учитель: Давайте все вместе прочитаем 1 куплет и припев.

Учащиеся вместе и учителем читают слова  песню

Учитель: Теперь пропоем только мелодию.

Вместе с учителем пропевают мелодию песни

Учитель: А  теперь пробуем пропеть песню. Только не забываем, что при пении мелодичных песен гласные звуки тянуться, а согласные произносятся коротко.

Исполнение первого куплета и припева песни.

3. Итог урока

Учитель: Сегодня два композитора познакомили нас с одним жанром – жанром вальса. 
И каждый композитор оставил в музыке частичку своей души. Вальс как будто предстал перед нами в разных нарядах – то в пышном, праздничном, ярком, то в чувственном, взволнованном. Вальс Штрауса помог побывать нам на праздничном балу, а вальс Глинки поведал историю о любви, о разлуке. 
Но что бы не случилось в жизни человека, самое главное верить и надеяться на лучшее. 
В какой праздник все люди загадывают желания, фантазируют, мечтают? 
 Учащиеся: Новый год. 
 Учитель:  Какие подарки можно подарить в Новый год? 
 Учащиеся:  Доброту, заботу, ласку… 
Учитель: Я хочу прочитать вам стихотворение, которое подскажет вам – что можно дарить даже самому незнакомому, проходящему мимо человеку. 


«Человек пришел и улыбнулся 
незнакомый мне и мне совсем чужой, 
И как будто только что проснулся 
День холодный задышал весной, 
Вся тоска и грусть – все улетело, 
Под лучами тает зимний снег 
И в душе как будто потеплело, 
Просто улыбнулся человек!» 
Учащиеся: Улыбку
Учитель: Иногда простая улыбка может ободрить, успокоить, обрадовать, согреть. 
Давайте сейчас подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям, пожелаем им добра, радости и счастья в Новом году. И, конечно же, поможет нам в этом ритм… вальса. 
Наш урок подошел к концу,
Выставление оценок
Я благодарю за работу на уроке, все ребята молодцы, думаю, что после нашего разговора вы будете более внимательны к окружающим вас людям, друг к другу. Дарите радость, добро, любовь и наш мир станет чище, светлее и прекраснее. 
Урок закончен, но вальс не прощается с нами. 
Вы слышите, он снова звучит для нас… 
Выход из класса под вальс «Голубой Дунай»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Король танца - вальс"

Музыкально-поэтическая композиция для учащихся 8-9 классов. Можно провести как внеклассное мероприятие по музыке и как классный час....

Анализ открытого урока по спортивнм бальным танцам

30 декабря 2013 года прошел открытый урок по спортивным бальным танцам в возрасте 10-13 лет...

презентация к открытому уроку по историко - бытовому танцу

краткая история танцевальной культуры XVI века...

Презентация к уроку " Король танцев-вальс"

Презентация к уроку в 4 кл. "Король танцев - вальс"...

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танцу "Приглашение на кадриль"

Методическая разработка по русскому народному  танцу предлагает в увлекательной форме подготовиться и провести открытый урок. Вы получаете приглашение не только на кадриль, но и совершите путешес...