Анализ открытого урока по спортивнм бальным танцам
творческая работа учащихся по теме
30 декабря 2013 года прошел открытый урок по спортивным бальным танцам в возрасте 10-13 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_otkrytogo_uroka_po_sportivnym_balnym_tantsam.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ открытого урока по спортивным бальным танцам
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагог дополнительного образования по спортивным бальным танцам Ткачук Владлена Олеговна
Открытый урок проводился в возрасте 7-9 лет, 10-13 лет
Проводился 30 декабря 2013 года
Данная программа разработана для организации системы образования в области обучения бальным танцам детей и юношества на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей и юношества “Ледовый дворец «Труд» города Нарьян-Мар Ненецкого Автономного Округа.
Бальные танцы существуют в России уже давно и до 1997 года все школы и ансамбли бальных танцев объединялись под эгидой Ассоциации бальных танцев России. В 1998 году Ассоциация бальных танцев была реорганизована в Федерацию танцевального спорта России, которая была принята коллективным членом Олимпийского комитета России, бальные танцы сменили название на спортивные танцы и были признаны как вид спорта. Однако актуальность развития именно бальных танцев, как один из видов хореографического искусства осталась по-прежнему на высоком уровне и несомненно возник вопрос о систематизации и упорядочивании накопившихся теоретических знаний и практического опыта в единой программе обучения.
Программа направлена на приобщение наибольшего числа детей к систематическим занятиям бальными танцами, на гармоничное формирование личности, фундаментом которого является правильное развитие двигательной и психологической сферы ребенка.
Целью программы является массовое обучение бальному танцу, участие в районных, городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, приобщение к этому прекрасному виду искусства, создание фундамента для более серьезного изучения этого самого красивого и зрелищного вида хореографического искусства.
Программа имеет многоступенчатую структуру учебного процесса, которая способствует развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей и достижению уровня успехов сообразно способностям учащихся.
Период обучения бальным танцам рассчитан с 7-летнего возраста ребенка на 7 образовательных лет, учитывая возрастные, физические, психологические и функциональные особенности развития организма человека
НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ
Предлагаемая программа содержит в себе вариативность в рамках искусства бальных танцев в части набора учащихся и составления танцев по возрастам и степени подготовленности. Работа в коллективе ведется по оригинальной методике, включающей в себя знания, умения и навыки бального танца, азы классического танца, элементы художественной гимнастики, элементы акробатики, дыхательной гимнастики.
Особенностью данной программы является то, что учащиеся изучают бальные танцы общепринятые во всем мире. Их знают и умеют танцевать во всем цивилизованном обществе, они стали неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Учащиеся постигают язык бального танца, с помощью которого могут общаться люди.
Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками танца и способны показать свое умение на различных конкурсах, фестивалях и праздниках. Проведение этих мероприятий вносит в процесс обучения элементы соревнований, работу на результат, что придает дополнительный стимул для более тщательного изучения бальных танцев.
Танцуя в паре, ребенок многому учится, и многое приобретает: вырабатывается и развивается не только коммуникабельность, но и культура общения в танце с преподавателем, со зрителем.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Бальный танец – многогранный вид искусства, исключительно органично сочетающий в себе высокую динамику исполнения, красоту линий и позиций, мягкость пластики движений танцоров. Бальные танцы, до недавнего времени относясь к числу наиболее массовых средств художественного воспитания, имеют свою историю возникновения, становления и развития, определенные методические наработки в отношении преподавания. Учитывая то, что бальные танцы, в отдельной части, перешли на качественно новый уровень, признанные Олимпийским комитетом России как вид спорта, они в настоящее время нуждаются в дальнейшей разработке научных основ преподавания, анализе имеющихся средств, форм и методов работы. Следует максимально использовать накопленный опыт работы и разработки, которые уже используются в других, “смежных” видах спорта. К сожалению, практически отсутствуют методические разработки, не разработана теория движений, существующий минимум литературы малодоступен, да и не используется преподавателями бальных танцев.
Настоящая программа опирается на некоторые понятия и навыки, которые учащиеся получают на других уроках в общеобразовательной школе. Она является яркой иллюстрацией применения тех или иных знаний на практике.
Непосредственная связь бальных танцев с музыкой прослеживается на всем этапе, так как мы танцуем под музыку и выражаем характер музыки танцем. Учащиеся должны усвоить понятия “ритм”, “счет”, “размер” и узнать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны уметь различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.
Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он произошел, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах.
Несомненна огромная роль бальных танцев в эстетическом воспитании детей и подростков. Танец помогает решать еще одну из важнейших задач педагогики – обучение детей социальному опыту. В процессе занятий танцами появляются яркие примеры для подражания, намечаются ориентиры поведения и развития характера.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Обучающие:
1. Обучение движению в ритме и темпе, заданном музыкой.
2. Приобщение к миру танцев, знакомство с различными направлениями, историей и географией танцев, прослушивание ритмичной танцевальной музыки, что развивает и внутренне обогащает, прививает умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.
3. Закрепление и дальнейшее развитие танцевальных навыков, знаний и умений.
Познавательные:
1. Изучение различных видов хореографии: классический танец, современные жанры.
2. Знакомство с историей развития танцевального движения в мире, истории жизни знаменитых танцоров и тренеров прошлого и современности.
3. Дальнейшее и более углубленное изучение особенностей танцевальной профессии – умение носить костюм, прическа, грим и т.д.
Развивающие:
1. Развитие музыкального слуха, чувства ритма, темпа;
2. Развитие навыков координации
3. Развитие у танцоров воображения, артистизма с помощью усовершенствования навыков импровизации под музыку, самостоятельное составление вариаций танцевальных фигур по танцам.
4. Развитие профессиональной, зрительной и музыкальной памяти.
Эстетические:
1. Формирование эстетического вкуса.
2. Формирование критичности и самокритичности, умения оценивать и анализировать увиденное и услышанное.
3. Умение вести себя в обществе и на танцевальной площадке, основы танцевального этикета. Задача привития культуры общения между собой, в паре, в танце, с окружающим миром решается путем организации различных праздников, конкурсов, фестивалей, баллов, шоу– представлений.
Воспитательные:
1. Воспитание чувства коллективизма у учащихся школы посредством участия в массовых танцах (концертная деятельность, ансамбль).
2. Воспитание и пробуждение в каждом учащемся самостоятельной, творчески мыслящей личности, самоуважения и уверенности в себе.
3. Приучение к преодолению трудностей, ответственности, воспитание силы воли.
Профориентационные:
1. Подготовка инструкторов, помощников преподавателей и руководителей танцевальных коллективов по бальным танцам.
2. Участие учащихся в инструкторско-судейской практике (организация и проведение мероприятий, фестивалей, мини-турниров по бальным танцам различного масштаба).
Оздоровительные:
1. Исправление недостатков осанки, строения тела.
2. Воспитание физических качеств учащихся (гибкость, ловкость, координационные возможности, скоростные способности).
3. Укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма на фоне общефизической подготовки.
4. Тренировка вестибулярного аппарата.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
– теоретические (беседы, объяснения, показ иллюстраций, прослушивание фонограммы);
– практические (наглядно-зрительный прием и тактильно-мышечная наглядность, т.е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища и осанки; отработка движений);
– визуальные (просмотры видеозаписей, фотографий, концертов, выступлений);
– сценические (выступления на праздниках, небольших конкурсах, различных мероприятиях);
– игровые (исполнение элементов игры в проведении занятий).
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
– технология личностно-ориентированного развивающего обучения;
– технология коллективной творческой деятельности;
– технология коллективного взаимообучения;
– технология исследовательского (проблемного) обучения;
– игровые технологии;
– технология индивидуализации обучения.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– учебно-тренировочные занятия;
– учебно-воспитательная работа;
– методико-практические занятия;
– контрольные занятия;
– образовательно-воспитательные занятия;
– педагогический и медицинский контроль;
– культурно-массовые мероприятия;
– танцевальные конкурсы;
– беседы на различные темы;
– видеопросмотры записей своих выступлений и выступление мастеров с последующим обсуждением и анализом;
– праздники коллектива, традиционные чаепития, дискотеки;
– концертная деятельность (выступление на районных, городских и окружных мероприятиях);
– открытые уроки.
ОХРАНА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Основной целью общефизического воспитания детей является достижение высокого уровня здоровья, который необходим для продуктивной в социальном и экономическом отношении жизни. Вместе с тем нельзя забывать о том, что несоблюдение правил и норм при организации и проведении занятий по бальным танцам могут нанести существенный, подчас необратимый, урон детскому организму.
Все травмы – результат тех или иных нарушений правил, выполнение которых обязательно при занятиях бальными танцами. Очевидно, что в основе борьбы с травматизмом лежит строгое выполнение этих правил врачом, тренером-преподавателем, занимающимся.
Для этих целей разработан ряд правил по технике безопасности и правил нахождения занимающихся в хореографическом зале. В начале каждого учебного года преподавателями проводится инструктаж по технике безопасности с обучающимися и их родителями.
Зачисление в группы происходит при наличий медицинских справок для занятий бальными танцами.
ПРИНЦИПЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В целях успешной реализации Программы необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип целостности ученика, его психосоматического, социокультурного единства, интегративного воздействия на него учебной и воспитательной деятельности. При этом приоритетными компонентами в процессе обучения должны выступать самореализация, саморазвитие, формирование патриотов Российской Федерации;
2. Принцип непрерывности образовательного процесса;
3. Принцип консолидации усилий всех подразделений школы, направленных на разработку и реализацию программ, направленных на повышение мастерства, оптимизации медико-практического, учебно-воспитательного процесса;
4. Принцип дифференцированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса с учетом специфики и целевой установки:
– в младших классах принцип учебной работы – универсальность; задачи – укрепление здоровья и повышение уровня общей физической подготовки, начальное обучение технике и тактике, привитие интереса к избранному виду танцевального искусства;
– в старших классах принцип учебной работы – универсальность с элементами только бальной специализации; задачи – укрепление здоровья и повышение уровня общей физической подготовки, развитие специальных умений и навыков, необходимых при совершенствовании техники и тактики;
5. Принцип использования результатов научных исследований при разработке и реализации программ учебно-воспитательного процесса;
6. Принцип использования лучших отечественных и мировых достижений с целью выработки оптимальных подходов к разработке и реализации программ образовательного и учебного процесса для подготовки мастеров высокого класса.
7. Принцип психологической комфортности. Данный принцип предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях такой общей атмосферы, которая комфортна и для детей и для взрослых.
8. Принцип социальной справедливости. Реализация данного принципа предусматривает такое управление педагогическим коллективом и коллективом обучающихся, при котором каждый находится в равном положении с другими и все взаимодействие строится на основе понимания человека как цели управления, а не как его средства. Здесь же предполагается и создание в коллективе таких условий и предпосылок, которые дают возможность проявить свои способности не только “звездным личностям”, но и всем остальным. Реализация принципа “социальной справедливости” позволяет избежать конфликтных ситуаций и создавать оптимальную рабочую атмосферу, способствующую достижению реальных результатов деятельности.
9. Принцип постоянного обновления предусматривает процесс непрерывного поиска новых путей, методов, способов и форм деятельности.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
В сегодняшней жизни родители заняты решением социально-бытовых проблем и мало интересуются успехами детей в общеобразовательной школе, а тем более – в учреждении дополнительного образования.
Однако преподаватель должен постоянно на родительских собраниях и при личных встречах говорить о проблемах воспитания, не переводя разговор на личность ребенка, чтобы не обидеть и не оттолкнуть родителей, а помочь взглянуть на проблемы как бы со стороны. В то же время следует говорить о развитии творческих способностей ребенка, хвалить его за успехи. Разговор с родителями должен идти о создании положительного микроклимата в семье, т.к. ничто не может заменить ребенку семейный уют.
В то же время преподаватель должен стараться привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на выступления, для них организуются концерты, на которые родители выезжают вместе с детьми, открытые уроки, совместные чаепития. Они привлекаются для пошива костюмов, к подготовке и проведению праздников, конкурсов, концертных выступлений, к поездкам и т.д. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, эмоциональной и духовной близости.
Таблица 1
НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП И РЕЖИМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Возраст занимающихся | Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во чел. в группе | Требования по физической, профессиональной подготовке на конец учебного года |
Этап начальной подготовки (Младшие классы) | ||||
7-10лет | 28 детей | Выполнение нормативов по танцевальной подготовке, выступление на конкурсах, фестивалях и участие в танцевальных номерах | ||
Этап профессиональной подготовки (Старшие классы) | ||||
10-14лет | 17 детей | Выполнение нормативов по танцевальной подготовке повышенной сложности, выступление на конкурсах, фестивалях и участие в танцевальных номерах, обучения принципам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа урока «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская программа»
латиноамериканская программа...
презентация к открытому уроку по историко - бытовому танцу
краткая история танцевальной культуры XVI века...
План - конспект открытого занятия по спортивным - бальным танцам Танцевально- спортивного клуба «Созвездие» для детей первого года обучения (4-5 лет) "Что такое бальный танцец"?
Данный материал предназначен для ознакомления детей с основными танцами спортивной-бальной хореографии....
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танцу "Приглашение на кадриль"
Методическая разработка по русскому народному танцу предлагает в увлекательной форме подготовиться и провести открытый урок. Вы получаете приглашение не только на кадриль, но и совершите путешес...
Открытый урок по дисциплине классического танца
План - конспект...
План - конспект открытого урока занятия по бальному танцу
План - конспект открытого урока занятия по бальному танцу...