Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)
методическая разработка по теме
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу на тему:
«Русский народный танец»
(с применением ИКТ)
Автор: Петрова Светлана Федоровна – педагог по хореографии высшей квалификационной категории.
Дата проведения: 7.04 2012 года.
Место работы: МБОУ ДОД ДШИ № 2 Кировского района г. о. Самара.
Данное занятие разработано на основе авторской программы по народно-сценическому танцу Петровой С.Ф.Занятие предназначено для учащихся 2 года обучения (группы 10-12 человек) c использованием ИКТ.
Продолжительность: 45 минут.
Место проведения: класс хореографии ДШИ №2.
Присутствующие: Зам. директора УВР – Быковская Г.М., пдо по хореографии –Айтуганов В.В, Атаякова Р.М., концертмейстеры-Семёнова И.А., Пасечник И.В., родители и гости.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок с элементами беседы (презентация)
Цель- создание условий для формирования этно-эстетической, духовно-нравственной личности учащегося на уроке народно-сценического танца с использованием ИКТ.
Задачи:
Образовательные: - приобрести знания о правилах и приемах исполнения русского народного танца, сформировать практические знания и умения движений русского народного танца, с применением ИКТ.
Развивающие: -развить познавательный интерес к русскому народномутанцу, богатить опыт ребенка разнообразием ритма и пластики русского танца.
Воспитательные: -воспитать личностные качества: чувство патриотизма, национальной гордости, трудолюбия, чувство эмоциональной выразительности, художественного вкуса.
Формы работы:
-беседа
-просмотр наглядного материала
-слушание русской народной музыки
-просмотр русских народных танцев(презентация)
-выполнение практических заданий.
Формы контроля:
-практический показ у станка
-практический показ на середине зала
-тестирование
Методы контроля:
-групповой
-индивидуальный, в чередовании с групповым
Учебно-методическое обеспечение урока:
-А. Климов. «Основы русского народного танца».
-Т.К. Васильева» Секрет танца»
-Т. Устинова «Русские танцы».
Оформление, оборудование,инвентарь:
1.Урок проводится в оборудованном аудиотехникой в зале с фортепиано, музыкальным центром, доской для наглядных пособий, телевизором, ноутбуком, зеркалами, хореографическим станком.
2.Аудизаписи, CD диски.
-Русские танцевальные мелодии
3. Презентация
-DVD( Русские народные танцы)
4.Карточки с изображением видов русского народного костюма ( мужского, женского), русских народных промысел, русских народных инструментов.
План урока
- Вводная часть.Поклон. 2мин.
- Экзерсис у станка.10 мин.
- Объяснения нового материала ( теоретическая часть) 15мин.
- Практическая часть ( танцевальная лексика русского народного танца- «ковырялочка»,«моталочка», «гармошка». 10мин.
- Проверка и закрепление знаний и умений учащихся. 5мин.
- Домашнее задание: Нарисовать русский костюм. Составить кроссворд на тему русского народного танца. 1 мин.
- Подведение итогов. 1 мин.
Ход урока: » Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке. Мы все спокойны, добры и приветливы. Все готовы к уроку. Все внимательными, активными и доброжелательными к друг другу.
- Вводная часть.Звучит марш Ю. Чичкова
Дети исполняют по кругу зала танцевальный шаг, шаг на полупальцах, шаг на пятках, бег. Строятся в линейки по 4 человека.
Выполняют мужской и женский поклон. После перестраиваются на станок, каждый ученик занимает свое место.
- Учебно-тренировочная часть. Народно-сценический экзерсис у станка.
- Приседание (plié)
-Упражнение на развитие подвижности стопы (battementtendu)
-маленькие броски
-подготовка к «веревочке»
3.Объяснение нового материала.
Педагог: Ребята, как вы думаете, сколько на свете танцев?
Учащиеся: 100!, 200!, 100000?
Педагог: А разве кто-нибудь их считал, да и возможно ли это?Ведь каждый народ создает танец всякий раз, когда хочет полнее ощутить жизнь,выразить свою печаль и радость!
Посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира: испанец пляшет не так как швейцарец, не так как немец и француз.
У одного танец говорящий, у другого танец бесчувственный.
У одного танец бешенный, разгульный, а у другого спокойный.
Откуда же родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий – так писал русский писатель Н.В.Гоголь.
Русский танец родился в крестьянской среде. Зеленый луг, лесная опушка, деревенская околица- вот т сцена. Чарующая картина открывалась глазами тех, кому удавалось наблюдать сельский праздник с его танцами и хороводами.
Слайд 2.
Педагог: Зарождение танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. В селе Мартыновка на Киевщине найдено несколько литых пляшущих фигурок, относящихся к 6 веку.
Педагог: В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, изображающие трудовые процессы и приурочены были к календарным языческим праздникам. «Семик»-посев «Спожинки» -сбор урожая, »Коляда» -зимний праздник.
Слайд 3.
Педагог:Среди участников обрядов постепенно выделялись лучшие пляшущие, Поющие, играющие. Их называли « плясец», «игрец», «ваган», «сопека». Так появились скоморохи - талантливые пропагандисты русской поэзии, танца и песни. Они сыграли большую роль в развитии пропаганде русского танца.
Слайд 4.
Педагог: Национальная одежда- это своеобразная книга, из которой можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Одежда каждой области России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.
Слайд 5.Педагог: Северорусский костюм. Главной и самой известной частью этого костюма является сарафан. Его носили и в будни и в праздники, изготовлялись из холста, крашенных и фабричных тканей, шелка, парчи.
Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, женщин называли лебёдушкам. Завершал костюм головной убор. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны и всегда четко делились на девичьи и уборы замужней женщины. Отсюда различие: у девушек - легкие и воздушные накосники, венцы, ленты, обручи, кокошники, а у женщин-платки, глухие «сороки». Обували в празднике сапоги из цветной кожи, украшенные вышивками.
Педагог: В южно-русском костюме главной деталью была попёва-пробабка современной юбки. В основу костюма так же входила рубаха, украшенная вышивкой. Поверх юбки одевался передник, который всегда украшался вышивкой, и часто предпочтение отдавалось красному цвету.Этот цвет считался магическим. И одежда красного цвета должна была отпугивать демонов, оберегать владельца от разных напастей.
Слайд 6.
Педагог: Основными частями мужской одежды как сейчас , так и в старые времена являются рубаха и штаны. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличалось лишь качество материала и отделки. Праздничную одежду расшивали цветным шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе, так нагрудные узоры защищали руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Штаны заправлялись в сапоги или носились с лаптями.
Слайд 7.
О богатстве и многообразии русского народного танца говорят красивые хороводы и кадрили, виртуозные и лихие пляски .Помните, как в народных поговорках говорится» ногам работа – душе праздник», плясать – душу открывать».
Слайд 8. (DVD « Праздничная плясовая» исполняет ансамбль танца «Берёзка»)
Педагог: Среди обрядовых игр песенно-танцевального характера огромное место принадлежит хороводам. Первые русские хороводы были посвящены Солнцу и как в подражании форме солнечного диска хороводы строились по кругу.
Педагог: Хороводы очень разнообразны в своих построениях. Каждый рисунок хоровода имеет своё название, например: «воротца», »карусель», « колонна», «корзиночка». Но основной формой построения большинства хороводов является круг.
Педагог: В различных областях России хороводы имеют разные названия: «карагод», «каравод», «улица,» «городок». Поэт Державин в стихотворении «Русские девушки» показать необычайную выразительность и эмоциональную силу этого танца. Но самым большим его достоинством поэт считал его скромность и благородство.
Слайд 9.(DVD хоровод «Во поле березка стояла» исполняет ансамбль танца « Березка»).
Педагог: А теперь поговорим о русской кадрили. Русская кадриль ведет свою историю от французской кадрили, элементы которой появились в России благодаря солдатам русской армии, которые побывали за границей во время войны с Наполеоном. Но в России кадриль не только претерпела большие изменения, а некоторые кадрили сочинялись заново. Кадриль в отличие от других плясок, имеет своеобразное построение, четкое деление на пары. Так существует» Круговая» ,» Квадратная», »Линейная» кадриль.Названия фигур кадрили разнообразны: «Проходочка»,»Крутея», «Девки на расхват».
Слайд 10.(DVD» Кадриль» исполняют Т. Навка и М. Башаров).
Педагог: Русский народный танец исполнялся под своеобразный оркестр , в состав которого входили: гармонь, балалайка, деревянные ложки, свирели, трещотки, колокольчики.
Слайд 11.
Педагог: Мы сейчас познакомились с вами с истоками русского танца. Ответьте мне на вопрос?
« Что характерно для исполнения русского танца. Какова манера исполнения русского танца?
Слайд 12.
Учащиеся: скромность, благородство, размах, ловкость , жизнерадостность, кокетство, величавость.
Педагог: Правильно. А теперь, постройтесь на середину зала по линейкам.Сейчас мы познакомимся с танцевальной лексикой русского танца, которая очень разнообразна. Это: « Веревочка», «моталочка», «ковырялочка», «подбивка», «гармошка» ,»припадание»,»дробушечка»,» хлопушки», «присядки», «вращения- крутки».(Учащиеся разучивают танцевальные движения-« моталочка», «гармошка», «ковырялочка»).
Слайд 13.
Педагог: Русский танец мощный пласт русского народного творчества. Он не только отражал жизнь, раскрывал душу народа, но и делил с ним судьбу, прокладывая себе путь к признанию. Сегодня, вы только получили начальное представление об этом танце, но возможно это поможет вам сделать первые шаги в освоении хореографического русского народа.
Педагог: А закончить наш урок, мне хочется словами известной русской балерины Лидии Лопуховой « Мы, русские, прирожденные танцоры - это у нас в крови.»
5.Проверка усвоения нового и материала, закрепление знаний и умений.
( учащимся предлагается ответить на следующие вопросы.)
-Кто такие скоморохи?
-Какие виды женского русского костюма вы знаете?
-Расскажите о мужском русском костюме.
-Какие существуют жанры русского танца?
-Какие русские народные инструменты входят в состав русского народного оркестра?
-Какие движения русского танца вы знаете?
6.Домашее задание.
1) Нарисовать мужской и женский народный костюм.
2) Составьте кроссворд на тему русского народного танца.
7. Педагог: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, были активны и внимательны. Провожу оценивание, отмечаю личные достижения, завершаю урок пожеланиями.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА
ИСКУССТВ № 2 КИРОВСКОГО РАЙОНА
г.о Самара
Методическая разработка открытого урока народно-сценическоготанца на тему:
« Русский народный танец»
( с применением ИКТ)
Подготовила: педагог дополнительного образования по хореографии МБОУ ДОД ДШИ №2
Петрова Светлана Федоровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по теме: «День народного единства»
Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош...
Методическая разработка открытого урока по теме: «День народного единства»
Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош...
«Теремок» Методическая разработка открытого урока в форме театрализации на отделении раннего общего эстетического развития детей. (Хоровой ансамбль, танец).
Период дошкольного и младшего школьного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Мир музыки, пения и танца очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостояте...
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танцу "Приглашение на кадриль"
Методическая разработка по русскому народному танцу предлагает в увлекательной форме подготовиться и провести открытый урок. Вы получаете приглашение не только на кадриль, но и совершите путешес...
Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).
данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС...
Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу
Данная методическая разработка представляет собой;- План открытого урока,- Ход урока,- Содержание урока,- Технологическую карту урока....
Методическая разработка учебного занятия по программе «Хореография». Тема: «Народно-сценический танец»
Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт дух...