Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танцу "Приглашение на кадриль"
методическая разработка на тему
Методическая разработка по русскому народному танцу предлагает в увлекательной форме подготовиться и провести открытый урок. Вы получаете приглашение не только на кадриль, но и совершите путешествие на ярмарку, окунетесь в ее многоголосую атмосферу, получите колоритную палитру манерного русского народного танца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priglashenie_na_kadril.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ДОД ДШИ №23
им. Ковалева В.В.
Методическая разработка открытого урока
по народно – сценическому танцу
3 класс
«Приглашение на кадриль».
Автор разработки преподаватель
Врублевская
Татьяна Николаевна
Г.Саратов
Методическая цель: освоение основ русского народного танца, совершенствование техники исполнения изученных движений, развитие творческой и познавательной деятельности, художественного воображения, артистичности, сценического ориентирования, воспитание нравственно – эстетического восприятия мира.
Цели урока:
- Повторение и совершенствование изученных движений. Изучение фигур танца.
- Развитие творческих способностей, сценической выразительности, чувства позы, манерности исполнения.
- Воспитание чувства ансамбля.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: фортепиано, магнитофон, ноты.
Оформление зала: русский народный костюм (2 сарафана, 2 рубахи, кокошник, ленты), Павловские платки, шали (по количеству девовек ), предметы быта (2 самовара, прялка, короб берестяной, хохломские ложки, скалки, поварешки, ковш, чугунный горшок), сноп овса, дымковские игрушки, бусы, матрешки.
Часть зала оформлена в стиле русской ярмарки нач.XX века.
Учащиеся в форме для занятий и в туфлях.
Построение учащихся в три линии для начала урока.
План урока:
1. Организационный момент, проверка явки.
2.Поклон
3.Разминка: упражнения для рук, притоп, тройной притоп.
4. Повторение изученных движений:
4.1. переменный шаг с ногой назад, с руками;
4.2. переменный шаг с выносом ноги вперед;
4.3. боковой шаг с приставкой в приседании;
4.4. подскок с притопом, дробная дорожка;
4.5. ключ;
4.6. хлопушки по бедру, каблуку с перестукиваниями
5. Изучение нового материала.
6. «Приглашение на кадриль»
Фигуры: 1. «знакомство»
2. «проходочка»;
3. «встречная»;
4. «девичья»;
5. «задорная»;
6. «воротики»;
7. «проходочка»;
8. «прощальная».
7. Повторение кадрили.
8. Поклон.
9. Подведение итогов
План – конспект урока
Начало урока:
Приветствие в форме поклона в русском характере. Музыкальное сопровождение концертмейстера.
Вступительное слово учителя: «Тема нашего урока “Приглашение на кадриль”. Кадриль – один из видов русского народного танца. Давайте вспомним, а какие еще виды танца вы знаете?»
Ответы учащихся: «1-хоровод, 2-пляска (сольная, парная, групповая, массовая), 3- перепляс».
Учитель: «На примере движений кадрили вы сможете понять особенность этого танца, трудность которого заключается в манерности и характере исполнения.
Повторим и отработаем технику отдельных движений!»
Разминка
Учитель: «Начнем урок с разминки!» (Упражнения для рук и притопы).
Музыкальное сопровождение концертмейстера.
Учитель: «Кадриль отличается от других видов танцев своеобразным построением, четким делением на пары и отдельные короткие части, называемые фигурами.
Кадриль исполнялась на народных гуляниях, праздниках. Традиции таких гуляний складывались издавна и своими корнями уходили в глубокую старину, когда водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры. Ведь отдохнуть, развлечься после напряженной трудовой недели – это естественное желание любого человека.»
«А сейчас представим себе, что мы переместились во времени на сто лет назад и начнем воскресный день с гуляний по ярмарке или ярманке, как тогда тоже говорили. Ярмарка - это место торговли, которая длилась целые недели. На ярмарку съезжаются с разных сел и городов губернии. И какого только товара нет на торговых местах! Даже из заморских стран! (звучит фонограмма русской народной музыки « Коробейники» )
Шумит, гудит разноцветная ярмарка! Издалека видны ее торговые шатры, спешит народ нарядно разодетый подивиться привезенному товару, да и прикупить что себе на славу. Вот и мы отправимся на других посмотреть, да и себя показать!»
Построение детей в круг. Движение выполняют все. Повторение изученных движений:
1. Переменный шаг с поочередным открыванием рук.
(музыкальное сопровождение концертмейстера)
Во время выполнения движений детьми звучат прибаутки учителя.
Учитель: «Красны девицы да добры молодцы!
Подходите, на товары поглядите!»
«Вот рубахи льняные оберег-узором расшитые! »
«Вот ложки деревянные,
Расписные, яркие, хохломские!»
«Эй, мастерицы! Посмотрите!
Прялица не пригодится ли?!»
«А для малых ребят вот игрушечки стоят!»
2. Переменный шаг с выносом ноги вперед (выполняют девочки).
Учитель: «А девицам нашим, чтобы были краше,
Шали да платки дивной красоты!»
Девочкам раздаются платки и шали.
3. Шаг с приставкой в сторону – комбинация движений (выполняют мальчики в линии).
При первом исполнении движений учитель делает замечания и исправления, дает оценку движениям. При повторном исполнении комбинации следует реплика учителя.
Учитель: «Пряники! Пряники!
Пряники печатные!
Удивительно приятные!»
4. Подскок с притопом, тройной притоп, дробная дорожка – комбинация движений (выполняют девочки в линии напротив мальчиков).
При первом исполнении движений учитель делает замечания и исправления, дает оценку движениям. При повторном исполнении комбинации следует реплика учителя.
Учитель: «Кружева мудреные, тесьма золоченая,
Ленты атласные, жемчуга прекрасные!»
5. Ключ – комбинация движений (выполняют все: девочки напротив мальчиков).
Учитель: «Кому лапти!? Кому лапти?!
Разбирайте! Примеряйте!»
После выполнения комбинации следует реплика учителя:
«Видать, хороши лапти, коли все получилось?!»
6. Хлопушки по бедру, каблуку, с переступаниями, присядки – комбинация движений (выполняют мальчики).
Учитель: «Посмотрите, девицы, какие удальцы-молодцы!
В пору вместе с ними в пляс пуститься!»
7. Кадриль.
Учитель: «Вот и настало время для кадрилей!»
Русская кадриль произошла от салонного танца «Французская кадриль», который исполнялся на балах. В России танец изменился до неузнаваемости. Если во французской кадрили было 5-6 фигур, то в русских народных кадрилях их бывает от 3 до 14. В нашей Саратовской кадрили – 8 фигур. Кадрили бывают линейные и круговые. Сегодня мы станцуем линейную, где большое количество пар располагается напротив друг друга.
Начало каждой фигуры и ее название объявлял молодец первой пары или заводила-распорядитель, взмахом платка указывал на начало очередной части.
Основная трудность исполнения кадрилей в особенности ее манеры и характера.
Молодцы оказывают особое подчеркнутое внимание к девицам, стараясь продемонстрировать перед ними свое мастерство.
Девицы пляшут с достоинством, сдержанно, хотя общий характер исполнения всей кадрили веселый, живой, задорный. Для Саратовской кадрили характерно легкое покачивание рук с отведенными локтями в стороны. Потряхивание сохраняется и в положении в паре.
Основной ход – скользящий шаг с легким сгибанием колен в момент выноса ноги вперед.
«Срубим сосну, срубим ель!
Начинается кадрель»
А еще кадриль называли «кадрелка», «кандрелка».
Дети выстраиваются в парах в две линии визави для исполнения танца. Мальчик в первой паре задорно выкрикивает названия фигур.
Каждая фигура выполняется отдельно.
Фигура первая: «Знакомство» - пары одной стороны идут навстречу другой и выполняют поклон - приглашение, возвращаются на место, пары второй стороны выполняют ответный поклон и возвращаются на место. Отдельно девочки выполняют поклон двумя линиями, затем мальчики.
Фигура вторая: «Проходочка» - движение пар по кругу.
Фигура третья: «Встречная» - пары в линиях поделить на «первую» и «вторую», «первые» пары визави двигаются навстречу по диагонали, затем «вторые».
Фигура четвертая: «Девичья» - девочки меняются местами с визави, обходят мальчиков, в центре выполняют до-за-до и возвращаются на свои места.
Фигура пятая: «Задорная» - мужская часть ( выполнить шаги с хлопушками, присядки, ключ, можно в форме перепляса ) возвращаются на места.
Фигура шестая: «Воротики» - пары в двух линиях двигаются навстречу, в центре одна линия в парах поднимает руки вверх «воротики», другая линия проходит под ними. Затем линии меняются местами. «Вороотики» повторяются.
Фигура седьмая: «Проходочка» - движение пар по кругу.
Фигура восьмая: «Прощальная» - линии одновременно выполняют поклон.
Повторение кадрили. Обратить внимание учащихся на манерность исполнения, артистическую выразительность, внимательное отношение в парах.
Учитель: «Погуляли, посмеялись, да кадрили станцевали!
На людей посмотрели да себя показали!»
Поклон.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по теме: «День народного единства»
Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош...
Методическая разработка открытого урока по теме: «День народного единства»
Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош...
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...
Открытый урок по народно-сценическому танцу "Башкирская народная хореография-жемчужина национальной культуры"
Представляем вашему вниманию открытый урок «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры», посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Респуб...
Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу
Данная методическая разработка представляет собой;- План открытого урока,- Ход урока,- Содержание урока,- Технологическую карту урока....
Открытый урок по народно-сценическому танцу
Конспект занятия...
Конспект открытого урока по народно сценическому танцу
План открытого урока, проводимого в рамках конкурса "Педагог года среди преподавателей ДШИ" г.Нижневартовска...