Урок музыки в 1 классе по ФГОС по программе Сергеева, Критская
учебно-методический материал по теме

Жмулина Елена Олеговна

Урок в  1 классе  по  ФГОС "Играем  в  композитора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_v_1_klasse_po_fgos.docx20.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки для учащихся 1-го класса разработан на основе программы «Музыка» (авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева)

I четверть

учитель музыки МОУ Красноэховской СОШ Жмулина Е.О.

Тема урока: «Играем в композитора»

Проблема урока: что нужно для того, чтобы написать хотя бы маленькую песенку?

Тип урока: изучение нового материала.

Жанр урока: тематический.

Вид урока: урок - импровизация.

Цель урока: познакомить детей с элементами сочинения музыки.

Задачи урока: 

- вызвать интерес учащихся к музыкальному творчеству,

-сформировать представление о ритме, мелодии и аккомпанементе,

-  овладение элементами сочинения мелодии,

-овладение первыми навыками вокальной импровизации.

Используемые методы и приёмы: метод соучастия, метод импровизации, «сочинение сочинённого», «музыкальные листики», «повторяющийся ритм».

Дидактическое обеспечение урока: учебник - тетрадь «музыка» для учащихся 1 класса, интерактивная доска.

Формирование универсальных учебных действий на уроке:

 -Коммуникативные: продуктивное сотрудничество

-Личностные: поиск средств для осуществления музыкальной деятельности на уроке:

- Регулятивные:  формирование позитивной самооценки.

-Познавательные: овладение способностями слушать, производить на слух ритмический рисунок, мелодии знакомых песен.

Ход урока

Под музыку «Осенняя песня» из цикла «Времена года». П.И. Чайковский дети входят в класс

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, кто сочиняет музыку?

Дети: Композитор.

Учитель:                                                                                                                                                                                         Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, чтобы написать                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  хотя бы маленькую песенку? (дети отвечают)

Учитель: Правильно, ребята, нужна душа и сердце, а еще, конечно же, слова.                                                                                                                Вы согласны, что музыка это живое существо, в котором бьется сердце и стучит пульс?

Учитель: Дети, а под какое произведение вы входили в класс?

Дети: Под  музыку «Осенняя  песня» П.И. Чайковского

Учитель: Правильно, вы очень внимательны. А знаете ли вы, что время года «осень» в своих произведениях воспевали не только композиторы, но и художники, и поэты тоже. А кто из вас знает стихи об осени? (дети отвечают, некоторые читают стихи).

Учитель: А вот одно из таких произведений есть у замечательного автора А.Барто. Откройте, пожалуйста, учебник на стр.18 (работа с учебником)

Учитель: Кто нам прочитает этот стих? (учащийся читает). Дети, а про что это произведение? (отвечают).

Учитель: А теперь, попробуем прочесть стих так, чтобы можно было услышать шорох листьев. (Дети читают шепотом стихотворение) .

Осень листья рассылает -

Золотую стаю.

Не простые, золотые

Я листы листаю.

Залетело на крыльцо

Золотое письмецо,

Я сижу, читаю.

А.Барто.

Учитель: Дети, а давайте  попробуем спеть этот стих. Кто попробует? (Дети по очереди пробуют петь свою мелодию)

Учитель: Дети, посмотрите, сколько у нас в классе композиторов? И все они такие разные. и  каждый пел  с  разным  настроением. Оно было   веселым и грустным,  медленным и быстрым. А как  вы  думаете, почему ваши песенки  получилтсь  такие  разные? (дети отвечают за что ни  любят осень: кто-то любит дождь, он изобразил грустное настроение песенки; кто-то любит листопад и он изобразил  веселое настроение и др.)  

Учитель: Правильно, ребята, сейчас вы  сочинили мелодии, в которых показали свое  отношение  к  времени года - осень. Среди вас много талантливых «композиторов», но даже  у  тех, у кого  не получилось на первый  раз, обязательно  получится  в  следующий  раз, ведь  мы  только учимся и будем заниматься  этим очень часто, а если очень захотеть  можно  стать  известным великим композитором, но для этого  нужно  много  учиться!

Учитель: Дети, а как  вы  думаете, что  вам  помогало сочинять песенку? Конечно же наши помощники (изображение на интерактивной доске два гномика: Гном»Ритм» и Гном «Мелодия» с которыми  мы  еще не раз будем встречаться  на уроках)

Учитель: Ребята, Давайте  посмотрим  на  доску ( на доске под медленную, спокойную  музыку идет демонстрация слайдов  «Пейзажи  осенней  погоды», одновременно Учитель: Какая прекрасная  пора «осень»( учитель говорит  несколько  слов  о каждом слайде).  

Учитель: Кто из вас, ребята, любит осень?  Почему? (дети отвечают) А есть такие, которым не нравится это время года? Почему? (отвечают) Мы сегодня с вами слушали прекрасную музыку П.И. Чайковского, пели стихи об осени- были в роли композитора, а сейчас я вам загадаю загадку:

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно...

Ответ: Листопад (дети отвечают хором)

Учитель: А какой он, листопад? (дети описывают). Послушайте песню «Листопад», какой он в песне.

( на фортепиано) Понравилась песня, какая она? (дети подбирают определения)

Учитель: А теперь представьте, что песню исполняю не я, а вы.

Детям раздаются обыкновенные тетрадные листы бумаги.

(В своем действии дети повторяют движения за учителем)

Под звучащую музыку листочки, которые находятся в руках у каждого ребенка, ударяются друг о друга, по внешней поверхности одной руки, затем по внутренней, далее аналогично по другой руке

«Вместе с музыкой», что означает смена движения по фразам, соблюдать метрическую пульсацию, выполнять роль шуршаще-ритмического аккомпанемента).

Учитель: Ребята, вы справились с заданием и листопад у вас получился замечательный. А какие  еще явления  природы  можно встретить  осенью?( дети отвечают: сильный, теплый ветер, дождь).

Учитель: Ребята, а кто  может  изобразить  сильный  ветер, а дождь?( дети бьют пальчиком по ладошке , показывая капельки дождя).

Учитель: а теперь послушаем, как  звучит  дождь  в песне «Капельки»  муз. В.Павленко, сл. Э. Богдагновой ( анализ произведения)

Учитель: в вашем учебнике есть прекрасное произведение Н. Михайлова «Дождь идёт». Кто нам его прочитает? (работа с учебником)

-Дождь идет, дождь идет...

Ну, когда же он пройдет?

-Вот когда идти устанет,

Вот тогда и перестанет.

-Дождь идет, дождь идет,

Дождь идет...     Н.Михайлова.

Учитель: Дети, как вы думаете, можно ли одни и те же слова произнести так, что они будут говорить о разном? Что для этого нужно? (дети отвечают: говорить их с разным настроением).

Учитель: Попробуем слова стиха пропеть с разной интонацией, (дети начинают пробовать петь  уныло, печально, сердито, задиристо, неторопливо, ласково, задумчиво...)

Учитель: Послушайте, у каждого из вас одна и та же песенка получилась совсем разной по характеру. (на интерактивной доске появляется  Гном «Ритм») Ребята, наш помощник  снова пришел нам  на  помощь . Он хочет послушать ритмический рисунок в  ваших  песенках, давайте  мы  его  прохлопаем в ладоши. Сохранился ли ритмический рисунок? (Дети отвечают на поставленный вопрос)

Учитель: Сегодня на уроке вы все были композиторами. Настало время ответить на вопрос «Что же нужно нам для того, чтобы сочинить музыку? (дети отвечают)

Учитель: Конечно же это наши помощники, которые помогали  нам сочинять мелодии  на уроке: мелодия и ритм.

Звучит сказочная мелодия на записи,  на доске появляются один за другим сказочные  персонажи, тем самым напоминая детям песенки  из сказок и мультфильмов.

Учитель: Ребята, а вы любите сказки? а какие  вы любите  сказки? (дети отвечают). Давайте  мы   на мгновение станем волшебниками, я махну волшебной  палочкой  и мы  вместе  произнесем  волшебные  слова « Сказка, сказка- обернись, на уроке появись!»( дети повторяют)  и  окажемся  в  сказках, где звучат прекрасные песни.  Кто может напеть песенку от лица персонажей знакомых вам сказок или мультфильмов (только тот, кто может).

Учитель: (после того, как  дети пропели известные песни  из  сказок и мультфильмов). А теперь  пора  возвращать на  наш  урок (взмах палочкой). Скажем  все  волшебные слова« Сказка, сказка обернись - на урок, нас возврати».

Вывод:

Учитель: Ребята,  наш урок  подходит  к  концу. Скажите, что нового  вы  узнали на уроке, что особенно  запомнилось?

Дети: На  уроке мы  нашли  друзей. Каких? (дети отвечают),  побывали  волшебниками  и  путешествовали  в  сказки.

Учитель:  А  самое  главное  мы  с  вами  прикоснулись к великой тайне и стали ее участниками! мы с вами сочиняли  музыку  и  были в роли композиторов. И если очень захотеть, можно стать  талантливым  композитором  и  сочинять много прекрасных произведений, а помогут вам  в  этом  наши  помощники «Ритм» и «Мелодия».

Учитель: В заключении  урока, мне хотелось бы, чтобы  вы дали оценку этому уроку и покажите с помощью лучей разного цвета, насколько вам было интересно. На доске вы видите солнышко.

Прикрепите, пожалуйста, лучики к солнышку. Лучик желтого

цвета означает, что вам очень понравилось сочинять музыку, а лучик красного цвета - вам понравилось, но вы испытывали  затруднение в выполнении заданий.

Учитель: Спасибо всем за урок, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской

Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...

Программа по музыке для 5-7 классов по программе Сергеевой Критской по ФГОС с УУД

Авторская программа по музыке для 5-7 классов в соответствии с ФГОС с УУД. ...

Конспект урока музыки в 5 классе по программе Сергеевой, Критской "Мир русской песни"

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ(Программа «Музыка. 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) Тема полугодия: Музыка и литератураТема урока: Мир русской песниЦель:  сформировать представлени...

Разработка урока музыки в 5 классе "О подвигах, о доблести, о славе" по программе Сергеевой, Критской

Разработка урока музыки для 5 класса "О подвигах, о доблести, о славе" по програме Сергеевой, Критской. Структура урока соответствует ФГОС....

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование для 1 класса по программе Сергеевой, Критской.

Программа разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий.В «Концепции содержания образовательно...