Урок музыки в 1 классе по ФГОС по программе Сергеева, Критская
учебно-методический материал по теме
Урок в 1 классе по ФГОС "Играем в композитора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_1_klasse_po_fgos.docx | 20.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки для учащихся 1-го класса разработан на основе программы «Музыка» (авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева)
I четверть
учитель музыки МОУ Красноэховской СОШ Жмулина Е.О.
Тема урока: «Играем в композитора»
Проблема урока: что нужно для того, чтобы написать хотя бы маленькую песенку?
Тип урока: изучение нового материала.
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок - импровизация.
Цель урока: познакомить детей с элементами сочинения музыки.
Задачи урока:
- вызвать интерес учащихся к музыкальному творчеству,
-сформировать представление о ритме, мелодии и аккомпанементе,
- овладение элементами сочинения мелодии,
-овладение первыми навыками вокальной импровизации.
Используемые методы и приёмы: метод соучастия, метод импровизации, «сочинение сочинённого», «музыкальные листики», «повторяющийся ритм».
Дидактическое обеспечение урока: учебник - тетрадь «музыка» для учащихся 1 класса, интерактивная доска.
Формирование универсальных учебных действий на уроке:
-Коммуникативные: продуктивное сотрудничество
-Личностные: поиск средств для осуществления музыкальной деятельности на уроке:
- Регулятивные: формирование позитивной самооценки.
-Познавательные: овладение способностями слушать, производить на слух ритмический рисунок, мелодии знакомых песен.
Ход урока
Под музыку «Осенняя песня» из цикла «Времена года». П.И. Чайковский дети входят в класс
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, кто сочиняет музыку?
Дети: Композитор.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, чтобы написать хотя бы маленькую песенку? (дети отвечают)
Учитель: Правильно, ребята, нужна душа и сердце, а еще, конечно же, слова. Вы согласны, что музыка это живое существо, в котором бьется сердце и стучит пульс?
Учитель: Дети, а под какое произведение вы входили в класс?
Дети: Под музыку «Осенняя песня» П.И. Чайковского
Учитель: Правильно, вы очень внимательны. А знаете ли вы, что время года «осень» в своих произведениях воспевали не только композиторы, но и художники, и поэты тоже. А кто из вас знает стихи об осени? (дети отвечают, некоторые читают стихи).
Учитель: А вот одно из таких произведений есть у замечательного автора А.Барто. Откройте, пожалуйста, учебник на стр.18 (работа с учебником)
Учитель: Кто нам прочитает этот стих? (учащийся читает). Дети, а про что это произведение? (отвечают).
Учитель: А теперь, попробуем прочесть стих так, чтобы можно было услышать шорох листьев. (Дети читают шепотом стихотворение) .
Осень листья рассылает -
Золотую стаю.
Не простые, золотые
Я листы листаю.
Залетело на крыльцо
Золотое письмецо,
Я сижу, читаю.
А.Барто.
Учитель: Дети, а давайте попробуем спеть этот стих. Кто попробует? (Дети по очереди пробуют петь свою мелодию)
Учитель: Дети, посмотрите, сколько у нас в классе композиторов? И все они такие разные. и каждый пел с разным настроением. Оно было веселым и грустным, медленным и быстрым. А как вы думаете, почему ваши песенки получилтсь такие разные? (дети отвечают за что ни любят осень: кто-то любит дождь, он изобразил грустное настроение песенки; кто-то любит листопад и он изобразил веселое настроение и др.)
Учитель: Правильно, ребята, сейчас вы сочинили мелодии, в которых показали свое отношение к времени года - осень. Среди вас много талантливых «композиторов», но даже у тех, у кого не получилось на первый раз, обязательно получится в следующий раз, ведь мы только учимся и будем заниматься этим очень часто, а если очень захотеть можно стать известным великим композитором, но для этого нужно много учиться!
Учитель: Дети, а как вы думаете, что вам помогало сочинять песенку? Конечно же наши помощники (изображение на интерактивной доске два гномика: Гном»Ритм» и Гном «Мелодия» с которыми мы еще не раз будем встречаться на уроках)
Учитель: Ребята, Давайте посмотрим на доску ( на доске под медленную, спокойную музыку идет демонстрация слайдов «Пейзажи осенней погоды», одновременно Учитель: Какая прекрасная пора «осень»( учитель говорит несколько слов о каждом слайде).
Учитель: Кто из вас, ребята, любит осень? Почему? (дети отвечают) А есть такие, которым не нравится это время года? Почему? (отвечают) Мы сегодня с вами слушали прекрасную музыку П.И. Чайковского, пели стихи об осени- были в роли композитора, а сейчас я вам загадаю загадку:
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
Ответ: Листопад (дети отвечают хором)
Учитель: А какой он, листопад? (дети описывают). Послушайте песню «Листопад», какой он в песне.
( на фортепиано) Понравилась песня, какая она? (дети подбирают определения)
Учитель: А теперь представьте, что песню исполняю не я, а вы.
Детям раздаются обыкновенные тетрадные листы бумаги.
(В своем действии дети повторяют движения за учителем)
Под звучащую музыку листочки, которые находятся в руках у каждого ребенка, ударяются друг о друга, по внешней поверхности одной руки, затем по внутренней, далее аналогично по другой руке
«Вместе с музыкой», что означает смена движения по фразам, соблюдать метрическую пульсацию, выполнять роль шуршаще-ритмического аккомпанемента).
Учитель: Ребята, вы справились с заданием и листопад у вас получился замечательный. А какие еще явления природы можно встретить осенью?( дети отвечают: сильный, теплый ветер, дождь).
Учитель: Ребята, а кто может изобразить сильный ветер, а дождь?( дети бьют пальчиком по ладошке , показывая капельки дождя).
Учитель: а теперь послушаем, как звучит дождь в песне «Капельки» муз. В.Павленко, сл. Э. Богдагновой ( анализ произведения)
Учитель: в вашем учебнике есть прекрасное произведение Н. Михайлова «Дождь идёт». Кто нам его прочитает? (работа с учебником)
-Дождь идет, дождь идет...
Ну, когда же он пройдет?
-Вот когда идти устанет,
Вот тогда и перестанет.
-Дождь идет, дождь идет,
Дождь идет... Н.Михайлова.
Учитель: Дети, как вы думаете, можно ли одни и те же слова произнести так, что они будут говорить о разном? Что для этого нужно? (дети отвечают: говорить их с разным настроением).
Учитель: Попробуем слова стиха пропеть с разной интонацией, (дети начинают пробовать петь уныло, печально, сердито, задиристо, неторопливо, ласково, задумчиво...)
Учитель: Послушайте, у каждого из вас одна и та же песенка получилась совсем разной по характеру. (на интерактивной доске появляется Гном «Ритм») Ребята, наш помощник снова пришел нам на помощь . Он хочет послушать ритмический рисунок в ваших песенках, давайте мы его прохлопаем в ладоши. Сохранился ли ритмический рисунок? (Дети отвечают на поставленный вопрос)
Учитель: Сегодня на уроке вы все были композиторами. Настало время ответить на вопрос «Что же нужно нам для того, чтобы сочинить музыку? (дети отвечают)
Учитель: Конечно же это наши помощники, которые помогали нам сочинять мелодии на уроке: мелодия и ритм.
Звучит сказочная мелодия на записи, на доске появляются один за другим сказочные персонажи, тем самым напоминая детям песенки из сказок и мультфильмов.
Учитель: Ребята, а вы любите сказки? а какие вы любите сказки? (дети отвечают). Давайте мы на мгновение станем волшебниками, я махну волшебной палочкой и мы вместе произнесем волшебные слова « Сказка, сказка- обернись, на уроке появись!»( дети повторяют) и окажемся в сказках, где звучат прекрасные песни. Кто может напеть песенку от лица персонажей знакомых вам сказок или мультфильмов (только тот, кто может).
Учитель: (после того, как дети пропели известные песни из сказок и мультфильмов). А теперь пора возвращать на наш урок (взмах палочкой). Скажем все волшебные слова« Сказка, сказка обернись - на урок, нас возврати».
Вывод:
Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали на уроке, что особенно запомнилось?
Дети: На уроке мы нашли друзей. Каких? (дети отвечают), побывали волшебниками и путешествовали в сказки.
Учитель: А самое главное мы с вами прикоснулись к великой тайне и стали ее участниками! мы с вами сочиняли музыку и были в роли композиторов. И если очень захотеть, можно стать талантливым композитором и сочинять много прекрасных произведений, а помогут вам в этом наши помощники «Ритм» и «Мелодия».
Учитель: В заключении урока, мне хотелось бы, чтобы вы дали оценку этому уроку и покажите с помощью лучей разного цвета, насколько вам было интересно. На доске вы видите солнышко.
Прикрепите, пожалуйста, лучики к солнышку. Лучик желтого
цвета означает, что вам очень понравилось сочинять музыку, а лучик красного цвета - вам понравилось, но вы испытывали затруднение в выполнении заданий.
Учитель: Спасибо всем за урок, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской
Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...
Программа по музыке для 5-7 классов по программе Сергеевой Критской по ФГОС с УУД
Авторская программа по музыке для 5-7 классов в соответствии с ФГОС с УУД. ...
Конспект урока музыки в 5 классе по программе Сергеевой, Критской "Мир русской песни"
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ(Программа «Музыка. 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) Тема полугодия: Музыка и литератураТема урока: Мир русской песниЦель: сформировать представлени...
Разработка урока музыки в 5 классе "О подвигах, о доблести, о славе" по программе Сергеевой, Критской
Разработка урока музыки для 5 класса "О подвигах, о доблести, о славе" по програме Сергеевой, Критской. Структура урока соответствует ФГОС....
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование для 1 класса по программе Сергеевой, Критской.
Программа разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий.В «Концепции содержания образовательно...