Рабочая программа по музыке 6 кл. по программе Критской, Сергеевой
календарно-тематическое планирование по музыке (6 класс) на тему
Рабочая программа, пояснительная записка и календарно-тематичекий пландля 6 класса по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_poyasnitelnaya_zapiska_i_ktp_6_klass_14-15_g._fgos.doc | 202 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 46» города Владимира
«Согласовано» Руководитель МО учителей русского языка, литературы, музыки _____________ /Л. А. Ежкова/ «_____» сентября 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР______________/С. Д. Пименова/ «______» сентября 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 46» _____________/А.В. Лебедев/ «_____» сентября 2014 г. |
Рабочая программа
по музыке 6 класс
(Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень) Учитель: Максимова Ирина Николаевна
2014-2015 учебный год.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011;
- ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
- Авторская программа «Музыка 5-7» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2007;;
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, поурочные разработки 5-6 классы, методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
художественного, нравственно-эстетического познания музыки; эмоциональной драматургии; интонационно-стилевого постижения музыки; художественного контекста; создания «композиций»; перспективы и ретроспективы.
В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки: « Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности»*, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
1.) добавлен 1 час на изучение темы «Авторская песня» и «Джаз-искусство 20 века», так как эти темы имеют объемный материал для изучения и слушания музыкального материала, за счет темы «Мир музыкального театра»-2 часа вместо 3 часов.
2.) тема «Образы песен зарубежных композиторов. Мир старинной песни. Баллада «Лесной царь», перенесена на сентябрь для одномоментного изучения с темой по литературе «Баллада. Лесной царь Гёте И.»
3.) тема «Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина» одновременно изучается с темой «Зимние мотивы А. С. Пушкина в творчестве композиторов»
Контроль осуществляется в следующих видах: - входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности: конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа
Контроль уровня обученности.
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
8. | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | Текущий - письменный | Тест |
16. | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. | Текущий - письменный | Тест |
26. | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. | Текущий - письменный | Тест |
34. | Образы киномузыки. Проверочная работа. | Итоговый - письменный | Тест |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать: специфику музыки как вида искусства; значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; основные жанры народной и профессиональной музыки; основные формы музыки; характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики; выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения); выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; - овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа; - обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; - расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; - совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами; - приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности; - определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; - совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений; уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная; владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов); совершенствовать умения и навыки самообразования.
Содержание рабочей программы предмета Музыка»
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов
№ п/п | № урока | Тема урока | Количество часов | В том числе контрольные р |
I полугодие:«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | 16 | |||
1. | 1. | Удивительный мир музыкальных образов. Старинный русский романс. | 1 | |
2. | 2. | Песня-романс. Мир чарующих звуков. | 1 | |
3. | 3. | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. | 1 | |
4. | 4. | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» | 1 | |
5. | 5. | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | 1 | |
6. | 6. | Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта | 1 | |
7. | 7. | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 | |
8. | 8. | Образы симфонической музыки. Г. Свиридов «Метель. | 1 | |
9. | 9. | Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь…Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 | 1 |
10. | 10. | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | 1 | |
11. | 11. | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1 | |
12. | 12. | Русская духовная музыка | 1 | |
13. | 13. | Духовный концерт | 1 | |
14. | 14. | «Фрески Софии Киевской» | 1 | |
15. | 15. | «Перезвоны» По прочтении В. Шукшина». Молитва. | 1 | |
16. | 16. | Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал. | 1 | 1 |
II полугодие: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | 3 | |||
17. | 1. | Небесное и земное в музыке Баха. | 1 | |
18. | 2. | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. | 1 | |
19. | 3. | Авторская песня: прошлое и настоящее. | 1 | |
«Мир образов камерной и симфонической музыки» | 16 | |||
20. | 1 | Джаз – искусство 20 века. «Спиричуэл и блюз» | 1 | |
21. | 2. | Вечные темы искусства и жизни | 1 | |
22. | 3 | Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена | 1 | |
23. | 4 | Ночной пейзаж. Ноктюрн. | 1 | |
24. | 5 | Инструментальный концерт. « Итальянский концерт». | 1 | |
25. | 6 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». . | 1 | |
26, | 7 | Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен. | 1 | 1 |
27. | 8 | Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт» | 1 | |
28, | 9 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И . Чайковского. | 1 | |
29, | 10 | Мир музыкального театра. Балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» | 1 | |
30. | 11 | Мюзикл. Л. Бернстайн «Вестсайдская история» | 1 | |
31. | 12 | Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика» | 1 | |
32. | 13. | А. Журбин рок-опера «Орфей и Эвридика» | 1 | |
33. | 14. | Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» кино ХХ века. Музыка в отечественном кино. Проверочная работа. | 2 | |
34. | 15. | 1 | ||
35. | 16 | Исследовательский проект. Обобщающий урок. | 1 | |
Итого: | 35 | 4 |
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г. Уроки музыки. Поурочные разработки 5-6 классы. М., Просвещение, 2014 г. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005 г. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2005 г. «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,, Просвещение, 2012 г. Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2013 г. «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М., Просвещение, 2013
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Университетская библиотека ONLINE http://biblioclub.ru/
2. Областная библиотека для детей и молодежи г. Владимир. Каталог электронных книг.http://biblio.litres.ru/
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
4. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
6. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
7. Комплекс уроков по Музыке, Искусству. Готовые Мультимедийные Уроки по ФГОС 1-7кл., 8-9 кл http://urokicd.ru/muzyka
8. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
9. Детские электронные презентации. http://viki.rdf.ru/cat/musika/
10. Презентации PowerPoint - готовые презентации http://pwpoint.ru/muzika/219-narodnaya-muzyka.html
Список научно-методической литературы.
- Энциклопедия для детей. Искусство. М., Аванта+. 1998 г.
- Попова Т.В. Зарубежная музыка 18-19 века. М., Просвещение, 1976 г.
- Слово о музыке. Русские композиторы 19 века. Хрестоматия. Книга для учащихся старших классов. М., Просвящение, 1990 г.
- Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М., Музыка, 1989г.
- Смирнов И. Музыка. Популярная энциклопедия. М., ТЕРРА-Книжный клуб, 2001 г.
- Царёва Н. А. Слушание музыки. Методическое пособие. М., Престо. 2013 г.Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В. Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- Аржаникова Л. Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Кабалевский Д. Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Кабалевский Д. Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
- Великович Э. И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
- Никитина Л. Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
- Гуревич Е. Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
- Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
11. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
- Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
- «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г
- «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№6, 11-15,20-24, 27, 32
- Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
- Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
- Песенные сборники.
- Разумовская О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 г.
- Зимина А.Н. Народные игры с пением.
- Агапова И.А., Давыдова М. А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006 г.
- Н. А. Римский Корсаков. Сто русских народных песен.
Календарно-тематическое планирование по музыке 6 класс 2014-2015 учебный год. (в соответствии ФГОС)
Первое полугодие -16 часов, второе полугодие-19 часов.
Дата урока | Темы раздела и уроков ( страницы учебника) Прослушиваемый материал. | Решаемые проблемы. | Планируемые результаты. | |||||
Понятия. | Предметные результаты. | УУД Регулятивные | УУД Познавательные | УУД Коммуникативные | Личностные результаты. | |||
Первое полугодие 16 часов. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» ( 16 часов) | ||||||||
1 | 1. Удивительный мир музыкальных образов. Старинный русский романс» ( уч. Стр. 6-9) Прослушивание: Романсы А. Гурилева, П. Булахова, А. Обухова М. Глинки, А. Балактрева. Диск 6кл 1ч - № 1-6 | Познакомить с жанром камерной музыки -романс. | Романс, интонация, музыкальная речь, поэтическая речь, музыкальный образ, вокальная музыка. | Знать и развивать традиции русской песенной культуры. | Самостоятельно отличать интонацию романса и речи. | Знать единство музыкальной и поэтической речи романса. | Знать особенности мелодической линии. | Речевая декламация и романс -этот связь прошлого и настоящего. |
2 | 2. «Песня-романс. Мир чарующих звуков» ( уч. Стр. 10-13) Прослушивание: А. Варламов «Красный сарафан» М.Глинка «Жаворонок» Диск 6кл 1ч - № 5, 6 | Дать понятие значимости музыки в жизни человека и силе её воздействия. | Содержание, форма, особенности формы, контраст, реприза, вступление, кода, фразировка, ритм, оркестровка, вальс, романс. | Четко понимать специфику и особенности романса ( лирический, драматический, эпический) | самостоятельно определять, почему романсы живут в памяти народа. | различать какие качества души русского человека запечатлены в муз. образах романса. | находить поэтическое и музыкальное. выражение главной мысли романса | Знать известные русские романсы. |
3. «Два музыкальных посвящения» ( уч. Стр 14-23) Прослушивание: М.Глинка «Я помню чудное мгновенье» «Вальс-фантазия» Диск 6кл 1ч -№ 7, 8 | Познакомить с шедеврами музыкального романса. | Содержание, форма, особенности формы, контраст, реприза, вступление, кода, фразировка, ритм, оркестровка, вальс, романс. | Уметь определять музыкальные форма романса передающие тонкие душевные переживания. | Самостоятельно отличать характер музыкальных произведений | Уметь определять форму романса | Знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса. | Научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой. | |
4. «Уноси моё сердце в звенящую даль…» ( уч. Стр. 24-25) Прослушивание: С. Рахманинов «Островок» «Сирень» Диск 6кл 1ч -№ 9 Диска 5кл 2ч -№ 8 | Расширить понятие: мир образов, романов и песен. | Выразительность, изобразительность, Приемы развития, Образы покоя. | Понимать, что творчество пробуждается тогда, когда композитор чутко воспринимает мир. | Самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса. | Знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса. | Знать приемы развития музыки в романсе. | Уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса. | |
5. «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения» ( уч. Стр. 38-39) Прослушивание: Музыка Ф. Мендельсона, Ф. Шуберта, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова Диск 5кл 1ч - № 5,6,18 Диск 4кл 1ч - №3 | Знакомство с вокальным стилем бельканто и выявление средств выразительности разных видов искусства. | Бельканто, Баркарола Мастерство исполнителя, Романс-фантазия | Уметь различать становление муз. образа. | Самостоятельно сравнивать мелодические линии муз. произведений. | Знать музыкальные термины. | Разучивание песни М. Глинки «Венецианская ночь» | Расширять музыкальный кругозор. | |
6. «Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта» ( уч. Стр. 40-47) Прослушивание: Ф. Шуберт «Аве, Мария» «Форель» «Серенада № 4» «Лесной царь» Диск 5кл 2ч -№ 7,10 Диск 6кл 1ч -№ 15 Мультфильм «Лесной царь» | Познакомить с творчеством австрийского композитора Ф. Шуберта. | Образы песен, жанры песен, сходство, контраст, выразительность, изобразительность, контраст интонаций, развитие образа, форма, серенада, баллада. | Определять основную мелодику музыкальных .произведений Ф. Шуберта. | Знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой. | Знать народные муз. инструменты. | Уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах. | Уважительно относится к творчеству Ф. Шуберта. | |
7. «Музыкальный образ и мастерство исполнителя» ( уч. Стр. 26-29) Прослушивание: Произведения в исполнении Ф. Шаляпина из оп. М.И.Глинки «Руслан и Людмила» Диск 3кл 2ч - № 6 Диск 3кл 1ч - № 11 | Познакомить с творчеством великого русского певца Ф. Шаляпина | Ария, песня, речитатив, Рондо, бас. | Знать различные способы звуковедения. | Самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО ( на творчестве | Понимать красоту и правду в искусстве. | Расширять музыкальную компетентность | Гордиться великим русским певцом Ф. Шаляпиным. | |
8. «Образы симфонической музыки. Г. Свиридов «Метель» ( уч. Стр. 120-127) Прослушивание: Г. Свиридов «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», Н. Зубов «Не уходи» Диск 6кл 3ч - № 1-4, 8 Диск 6кл 2ч - № 26 | Расширить представление о тесной связи музыки и литературы. | Романс, диалог, музыкальная пьеса, форма, тембр, пастораль, сходство, контраст, лад, темп, вальс, приемы развития, выразительность, изобразительность, интонация. | Романс, диалог, музыкальная пьеса, форма, тембр, пастораль, сходство, контраст, лад, темп, вальс, приемы развития, выразительность, изобразительность, интонация. | Самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова. | Знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации. | Отличать возможности симф. оркестра в раскрытии образов лит. сочинений. | Глубоко вдумываться в музыкальные образы Г. Свиридова. | |
9 «Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь…» (уч. Стр. 128-131) Прослушивание ( из «Метели») Диск 6кл 3ч - № 5, 6 | Дать представление образности и выразительности в музыкальных иллюстрациях. | Военный марш, контрастно-образная форма, лирический образ, драматический образ, гомофония, полифония. | Знать интонации музыкальных иллюстраций. | Самостоятельно определять полифоническое переплетение голосов. | Знать отличие пьес лирических от драматических | Творческое задание | Гордиться творчеством Пушкина. | |
10. «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» ( уч. Стр. 30-37) Прослушивание: М. Матвеев «Матушка, что во поле пыльно», М.Мусоргский «Плывет лебедушка» М. Глинка «Романс Антониды» «Марш Черномора» Диск 6кл 1ч - № 10-14 Диск 2кл 1ч - № 32 | Познакомить с духовно-эстетическими ценностями отечественной культуры: обрядами и РНП. | Диалог, приемы развития, куплетная форма, народные напевы, хор в опере, жанры народных песен, повтор интонации, народные напевы, контраст интонаций. | Знать различные способы выражения переживаний человека в народной музыке и в композиторской. | Самостоятельно различать диалог в РНП | Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ. | Разучивание песни «Матушка, что во поле пыльно» | Понимать и любить русские народные обряды. | |
11. «Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси» ( уч. Стр. 48-49) Прослушивание: РНП, Н. Римский-Корсаков фрагм. из оп. «Снегурочка», «Садко» П. Чайковский Фрагм. из «Концерта № 1» Диск 1кл 1ч - № 10,11,12,14 Диск 6кл 1ч - № 20 Диск 3кл 2ч - № 18 | Знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте. | Народные инструменты, напев, наигрыш, инструменты симфонического оркестра | Знать происхождение древних славянских обрядов и фольклора. | Знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой. | Знать народные муз. инструменты. | Уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах. | Гордиться РНП. | |
12. «Русская духовная музыка» ( уч. Стр. 50-53) Прослушивание: Знаменный распев Произведения С. Рахманинова, П, Чеснокова, иеромонаха Романа. Диск 6кл 1ч - № 17-19 Диск 6кл 2ч - № 6 Диск 3кл 1ч - № 22 | Дать представление о духовной музыке. | Знаменный распев, партесное пение, а капелла, тропарь, стихира, величание, молитва, всенощное, литургия. | Понимать значение духовной музыки. | Самостоятельно определять традиционные жанры духовного музыкального искусства. | Определять тесную связь слов и музыки духовного концерта. | Углублять знание жанра хорового концерта. | Уважать традиции русской духовной музыки. | |
13. «Духовный концерт» ( уч. Стр. 54-57) Прослушивание: М. Березовский «Не отверже мене во время старости» ( из «Духовного концерта») Кассета 6кл - № 4 | Дать представление о духовном концерте, на основе концерта М. Березовского. | Хоровое многоголосие, духовный концерт, полифония. | Хоровое многоголосие, духовный концерт, полифония. | Самостоятельно определять традиционные жанры духовного музыкального искусства. | Определять тесную связь слов и музыки духовного концерта. | Углублять знание жанра хорового концерта. | Уважать традиции русской духовной музыки. | |
14. «Фрески Софии Киевской» ( уч. Стр. 58-61) Прослушивание: В. Кикта «Фрески Софии Киевской»-фрагмент Диск 6кл 2ч - № 1-3 Диск 5кл 2ч - № 19,л20 | Углубить понятия, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы. | Арфа, фреска, симфония , музыка в народном духе, повтор, вариантность, живописность музыки, контраст образов, варьирование. | Определять средства раскрытия сюжетов и образов в религиозной тематике. | Самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки. (темп, регистр, динамика, ритм) | Владеть знаниями муз. терминов. К: знать приемы раскрытия муз. образов. | Знать приемы раскрытия муз. образов. | Уважать и любить историю Родины. | |
15. «Перезвоны» «По прочтении Шукшина» ( уч. Стр. 62-65) Прослушивание: В. Гаврилин «Перезвоны» фрагменты из симфонии –действа. Диск 6кл 2ч - № 4-6 Диск 5кл 1ч - № 8 | Дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом. | Контраст –сопоставление, хор-солист, молитва, вокализ, песня без слов, благовест, трезвон, набат, перезвоны. | Знать связь между русским народным творчеством и интонационно-жанровым богатством в музыке композиторов. | Самостоятельно определят главные интонации музыкальных произведения | Определять контраст инструментального и вокального начала. | Выполнение творческого задания. | Знать значение колокола в церковных обрядах. | |
16. «Образы духовной музыки Западной Европы» ( уч. стр. 66-69) Прослушивание: И. Бах «Токката ре минор», «Фуга № 2» Диск 2кл 2ч - № 8 Диск 6кл 2ч - № 14 | Познакомить с особенностями полифонической музыки. | Стиль барокко, жанры: токката, фуга, хорал, Двухчастный цикл, развитие темы, полифония, аккорд, Контрапункт, Канон, орган, светская и духовная церковная музыка. | Знать особенности полифонической Музыки Западной Европы. | Самостоятельно определять импровизационный характер в музыке на принципе контраста. | Сравнивать темы токкаты и фуги. | Определять близость хоралов к народным песням. | Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки. | |
Второе полугодие 19 часов. | «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» 3 часа | |||||||
1. «Небесное и земное в музыке Баха. Хорал» ( уч. Стр. 70-71) Прослушивание: И. Бах «Рождественская оратория» «Проснитесь, голос к Вам взывает», «Хорал № 2» «Хорал № 4». Диск 6к 1ч - № 22-24 | Познакомить с творчеством И. Баха. | Хорал, полифония, хор, орган, контрапункт. | Уметь определять многоголосность музыки Баха. | Самостоятельно отличать характер тем музыкальных произведения | Отличать светскую и духовную церковную музыку. | Определять близость хоралов к народным песням. | Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки. | |
2. «Образы скорби и печали…» ( уч. Стр. 72-79) Прослушивание: Дж. Перголези «Стояла мать скорбящая», В. Моцарт «Реквием» К. Орф «Кармина Бурана» Диск 6кл 2ч - № 8-13 Диск 6кл 3ч - № 18 Диск 5кл 1ч - № 13 | Дать представление об образе печали в религиозной музыке. | Кантата, контраст образов, полифония, гомофония, тембры инструментов, голоса хора, сценическая кантата, хор, оркестр, особенности ритма.
| Знать особенности музыкального языка Западно-европейской музыки ( кантата, реквием) | Самостоятельно определять полифонический склад музыки. | Знать состав и голоса хора | К: знать приемы раскрытия музыкальных образов. | Уважать традиции Западно европейской духовной музыки | |
3 «Авторская песня: прошлое и настоящее». ( ус. Стр. 80-87) Прослушивание: Гаудеамус, Д. Тухманов «По волне моей памяти» Авторские песни А. Розенбаума, М. Светлова, В. Высоцкого, Ю. Ким, Б. Окуджавы Диск 6кл 2ч - № 15-18 | Расширить представление об авторской песни, её жанрах и особенностях. | Бард, авторская песня, ваганты, гитара, городской фольклор. | Знать историю становления авторской песни. | Самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты, и т.д. | Знать жанры и особенности авторской песни. | Выполнение творческого задания. | Формировать художественный вкус. | |
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (16 часов) | ||||||||
1. «Джаз-искусство 20 века» «Спиричуэл и блюз» ( уч. Стр. 88-93) Прослушивание: Джазовая музыка, Спиричуэл, Дж. Гершвин , И. Миллас, Д. Эллингтон. Диск 6кл 2ч - № 19, 22 | Познакомить с истоками джазовой музыки. | Спиричуэл, джаз, блюз, молитва, свинг, симфоджаз, бит, импровизация, ритм, тембр, джазовая обработка. | Знать историю становления джаза и блюза. | Самостоятельно определят особенности джазовых ритмов. | Находить главные музыкальные темы в импровизациях джаза. | Разучивание песен. | Знать и любить джазовую музыку. | |
2. «Вечные темы искусства и жизни» ( уч. Стр. 96-97) Прослушивание: Н. Римский-Корсаков «Океан-море синее» М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» Э. Григ «Пер Гюнт»-фрагм. Диск 3кл 2ч - № 13, 22 Диск 2кл 1ч - № 1 | Познакомить с различными жанрами инструментальной музыки. | Музыкальные произведение, вокальные, инструментальные программные и непрограммные произведения | Знать основные принципы развития и построения музыкальной формы ( сходство-различие; повтор-контраст) | Знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет. | Знать отличие камерной музыки от симфонической. | Знать жанры камерно музыки ( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра) | Расширять музыкальный кругозор. | |
3. «Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена» ( уч. Стр. 98-103) Прослушивание: Музыка Фредерика Шопена Диск 6кл 2ч - № 23, 24 Диск 4кл 2ч - № 8 | Познакомить с шедеврами фортепианной музыки Шопена. | Баллада, контраст-сопоставление, форма, этюд, прелюдия, музыкальный язык, вальс, мазурка, полонез. | Знать посторенние фортепианной музыки: инструментальная баллада, прелюдия, полонез, мазурка. | Самостоятельно распознавать по национальную принадлежность музыкальных произведений Шопена | Эмоционально откликаться на музыкальные шедевры Шопена. | Знать жанры музыки-этюд, прелюдия, полонез, мазурка, вальс. | Расширять образно-эмоциональный диапазон своих муз. познаний. | |
4. «Ночной пейзаж. Ноктюрн.» ( уч. Стр. 104-107) Прослушивание: А. Бородин «Ноктюрн» ( из «Квартета № 2») Ф. Шопен «Ноктюрн фа минор» Диск 4кл 1ч - № 4, Диск 6кл 2ч - № 24 | Дать представление о музыкальном жанре -ноктюрн. | Ноктюрн, квартет, повтор, контраст, вариационность. | Знать, какие принципы развития музыки в ноктюрне имеют главное значение. | Самостоятельно определять особенности камерной музыки | Эмоционально почувствовать, как музыка раскрывает духовный мир человека. | Знать жанр музыки ноктюрн, четко определять средства музыкальной выразительности, помогающие понять содержание музыки. | Ценить музыкальные шедевры фортепианной музыки. | |
5. «Инструментальный концерт». ( уч. Стр. 108-113) Прослушивание: А. Вивальди «Времена года» И. Бах «Итальянский концерт» Диск 6кл 3ч - № 9 -17 | Расширить понятие жанра инструментальный концерт на творчество Баха и Вивальди. | Контраст, темп, рефрен, эпизоды, форма, концерт. | Иметь представление о построении камерной инструментальной музыки. | Самостоятельно определять части инструментального Концерта Вивальди ( быстро-медленно-быстро) | Вспомнить жанр духовного концерта. | Знать форму построения первой части концерта («Весна») -рондо, вариация. | Ценить шедевры старинной музыки. | |
6. «Космический пейзаж».» Быть может вся природа (уч. Стр. 114-119) Прослушивание: Ч. Айвз «Космический пейзаж» Э. Артемьев «Мозаика» Диск 6кл 3ч - № 7 Диск 6кл 2ч - № 25 | Расширить понятие жанра инструментальный концерт на творчество Баха и Вивальди. | Контраст, темп, рефрен, эпизоды, форма, концерт. | Иметь представление о построении камерной инструментальной музыки. | Самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ. | Осмысливать звуковой мир произведений космической тематики. | Уметь находить сходство и различие в композициях ( Космос и Вселенная) | Интересоваться современной электронной музыкой. | |
7. «Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен» ( уч. Стр. 132-137) Прослушивание: В. Моцарт Симфония № 40» П. Чайковский «Моцартиана» Диск 6кл 4ч - № 8-10 Диск 6кл 3ч - № 18, 19 | Познакомить со сходством и различием основных принципов развития музыки. | Симфония, контраст образов, тембры инструментов, динамика, сюита, обработка, интерпретация, трактовка. Контраст. | Знать, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям. | Самостоятельно узнавать главную тему «Моцартианы» | Определять жанр музыки. | Знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского | Уважительно относится к шедеврам классической музыки | |
8. «Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт»» ( уч. Стр. 138-141) Прослушивание: Бетховен увертюра «Эгмонт» Диск 6кл 3ч - №3, 20 | Познакомить с жанром программной увертюры. | Программная увертюра, разделы сонатной формы: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода; конфликт. | Уметь отличать увертюры к операм, спектаклям, кинофильмам, от увертюры программного жанра. | Самостоятельно отличать главные темы увертюры. | Знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма. | Знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний. | Уважительно относится к творчеству Л. Бетховена | |
9. «Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» ( уч. Стр. 142-149) Прослушивание: П. Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» -фрагм. Диск 6кл 4ч - № 2, 3 | Познакомить с более глубоким проявлением взаимосвязи музыки и литературы. | Дуэт, лирический образ, сонатная форма, увертюра, контраст образов. | Знать этапы разработки разделов сонатной формы. | Самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов.
| Знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии. | Читать повесть-трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта» | Развивать в себе патриотическое отношение к Родине. | |
10. «Мир музыкального театра. Балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» ( уч. Стр. 150-153) Прослушивание: С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» -фрагм. Диск 6кл 4ч - № 4 | Познакомить с интерпретацией литературного произведения в различных музыкальных жанрах | Балет, метод острых конфликтных сопоставлений, декорации, костюм, образ-портрет, массовые сцены, контраст тем, | Понимать смысловое единство музыки, сценического действа, ИЗО, хореографии, декорации и танца. | Самостоятельно определять метод раскрытия сюжета. | Знать значение контраста музыкальной темы. | Творческое задание. | Уважительно относится к классическим | |
11. «Мюзикл. Л. Бернстайн «Вестсайдская история» ( уч. Стр. 154-155) Прослушивание: Л. Бернстайн мюзикл «Вестсайдская история» - фрагменты. Диск 6кл 4ч - № 10-13 | Дать понять, как одно литературное произведение может быть воспроизведено не только в балете, но и в мюзикле. | Сходство и различие, музыкальный язык, мюзикл. | Знать, как контраст образных тем помогает раскрыть сюжет произведения | Самостоятельно находить виды мелодий -речитативной и песенной. | Узнавать фрагменты олицетворяющие эмоциональное состояние героев. | Знать, что дает слияние жанров искусства в современной жизни. | Интересоваться балетом. Знать ведущих мастеров русского балета. | |
12. Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика» ( уч. Стр. 156-157) Прослушивание: К. В. Глюк «Орфей и Эвридика» - фрагменты Диск 6кл 4ч - № 14,15 Диск 3кл 2ч - № 7 Диск 1кл 1ч - № 18 | Познакомить с творчеством немецкого композитора Глюка на основе оперы «Орфей и Эвридика» | Контраст образов, ария, хор, флейта, опера, мелодия. | Понимать, что сюжет древнего мифа положенного на музыку показывает связь времен и талант композитора. | Самостоятельно определять средства выразительности главных тем героев. | Знать основные понятия и термины. | Творческое задание. | Уважать и понимать оперное искусство.. | |
13. «А. Журбин рок-опера «Орфей и Эвридика» ( уч. Стр. 158-159) Прослушивание: Фрагменты рок-оперы А. Журбина «Орфей и Эвридика» Диск 6кл 4ч - № 16-18 Диск 6кл 5ч - № 1-4 | Дать представление о рок-опере. | Рок-опера, вокально-инструментальный ансамбль, опера, хор, солист. | Знать, что жанр рок-опера воплотил новыми средствами вечную тему жизни – тему любви и силу искусства. | Самостоятельно определять, какую роль в рок-опере играет хор. ( участник действия) | Знать жанры музыки входящие в состав рок-оперы. | Уметь сравнивать образы рок-оперы Журбина и образы оперы Глюка. | Любить современное искусство, посещать театр. | |
14. Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века.» ( уч. Стр. 160-161) Прослушивание: Музыка из отечественных и заруб. кинофильмов (Н. Рота, К. Армстронг, Е. Дога) Диск 6кл 5ч - № 7-11 | Продолжить тему воплощения сюжета трагедии Шекспира на примерах музыки из кинофильмов. | Киномузыка, вокальная музыка, инструментальная музыка, лейтмотив, лейттема. | Знать о неразрывной связи музыки и многих видов искусства (кино в том числе) | Самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов. | Если не знать англ. яз, будет ли понятен музыкальный. образ героев кинофильма.. | Знать, кого из героев характеризует повторяющаяся музыкальная тема | Любить и ценить киноискусство. Повышать музыкальный кругозор. | |
15. «Музыка в отечественном кино» ( уч. Стр. 162-163) Прослушивание: С. Прокофьев кантата «Александр Невский» И. Дунаевский «Дети капитана Гранта»-увертюра; Фрагменты из к/ф «Цирк»; Е. Дога «Мой ласковый и нежный зверь»-«Вальс»; М. Таривердиев «Мгновения» (к/ф «Семнадцать мгновений весны») Диск 2кл 1ч - № 25 Диск 6кл 5ч - № 5, 6, 11 Диск 1кл 2ч - № 9, 17 | Познакомить с различными жанрами киномузыки. | Песни для кино, главные роли, образы героев, фильм, музыка в кино. | Получить представление и обобщить знания о различных жанрах музыки в отечественном кинематографе. | Самостоятельно осуществлять суждения о музыкальных фильмах. | Знать, как музыка помогает раскрыть образ героев. | Творческое задание. | Интересоваться шедеврами русского и зарубежного музыкального кино. | |
16. «Исследовательский проект» ( уч. Стр. 164-165) Прослушивание: Музыка использованная в течение года. | Подбор литературного и музыкального материала для проекта. | Проект, выбор темы, муз. образ, истоки, направления, | Знать правила составления и разработки исследовательского проекта. | Самостоятельно защищать разработанный проект. | Расширять свой музыкальный кругозор. | Творческое задание. | Расширять музыкальный кругозор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 6 класспо программе Г.П. Сергеева , Е.Д. Критская
Настоящая программа по музыке для 6 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта по музыке (утверждена приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), при...
Рабочая учебная программа по музыке. 5 класс. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.
Рабочая учебная программа по музыке в соответствии с ФГОС. 5 класс. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по музыке на основе программы Е.С.Критской, 2017-2018 учебный год
КТП по ФГОС для 5-8 классов...
Рабочая программа по музыке 5 класс. автор: Критская
Предоставленный метериал является рабочей программой, используемой во время проведения уроков...
Рабочая программа по музыке 8 класс ( Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.)
Рабочая программа по музыке 8 класс ( Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.)...
Рабочая программа по музыке 2-4 класс Критская
Разработка рабочей прграммы по музыке для вторых, третьих и четвертых классов....