Программа дополнительного образования "Русский фольклор"
рабочая программа по музыке на тему
Расчитана на 4 года обучения (прилагается каленарно- тематическое планирование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkiy_folklor_4_goda.doc | 196.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
с углубленным изучением отдельных предметов
Образовательная программа
по музыке
«Русский фольклор»
4 года обучения
Педагог:
О.В.Кизина
г.Волжский 2010г.
Пояснительная записка.
Современная педагогика призвана пробуждать в детях интерес к народной
культуре, приобщать их к творчеству, учить дорожить драгоценнейшим
состоянием, оставленным нам предшествующими поколениями; нести
родниковую чистоту народного искусства и творчества во имя духовного
возрождения России.
Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков
новым поколениям. В новом, III тысячелетии задача передачи духовных
ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический
прогресс – бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается
снижением духовности. В культуре появились новые взгляды, идеи, мысли,
чувства, сказывается иностранное влияние, возросшее за последние
десятилетия.
Сознание человека не успевает в своем внутреннем развитии за внешним
потоком информации. В личностной системе происходит подмена ценностей,
мироощущение утрачивает сопротивляемость по отношению к нравам,
традициям, субкультуре, не свойственным исконно русской культуре.
Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций,
памятников, ценностей в результате искусственного отторжения от истоков
родной культуры массы людей в начале XX века.
Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла своего существования и места в нем, выдвигает нравственно - эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования в России, разрабатывая программы развития воспитания различных уровней на ближайшие годы, предусматривает духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовку их к самостоятельной жизни как важнейшую составляющую развития общества, государства.
Такой подход закреплен Законом РФ «Об образовании», где говорится о защите системой образования культур и региональных традиций в условиях многонационального государства. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.
Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и
обучения конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого, можно решить через приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоение русской народной культуры как
части общечеловеческой культуры.
Музыкальный фольклор - уникальная, самобытная культура наших предков
осознается современным обществом как значительный фактор духовности,
преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным
истокам.
Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач
нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей
подрастающего поколения.
Обучение в рамках программы «Русский фольклор» носит
воспитывающий, развивающий и системный характер. Освоение доступного
фольклорного материала формирует представления ребенка о народном
музыкально - поэтическом языке, его образно - смысловом строе. Благодаря
естественности звуковой организации народных попевок, у детей достаточно
быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что
незамедлительно скажется на чистоте интонирования. Элементы движения,
включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию
движений, но и позволяют точнее передать, а следовательно, и освоить
национальную народную характерность самовыражения.
Системность обучения по программе находит свое выражение в
различных аспектах:
-система знаний о фольклоре русского народа: песни, игры, танцы, обычаи,
традиции;
-система умений: воспринимать и включатся в исполнение и творчески
воспроизводить доступный фольклорный материал.
Игровой и детский фольклор.
Естественный переход от разговорной речи к пению. Сохранить яркость,
выразительность, образность слова. Исполнять потешки, прибаутки, детские
песенки, участвовать в играх, и простых танцах.
Переход к выработке единой вокально - хоровой манеры. Умение петь в
хоре, эмоционально и выразительно исполнять несложный фольклорный
материал: календарные (обрядовые) и хороводные песни.
Органичное единство слова, напева, игры, танца, инструментальной музыки.
Творчески воспроизводит фольклорный материал: лирические, бытовые,
малые лирические, календарные, детские игровые, хороводные, плясовые
жанры фольклора.
В комплексной программе «Русский фольклор» детям представляется возможность почувствовать целостность мира культуры русского народа, в котором невозможно разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений.
Эстетическое воспитание, в данном случае, рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию. Художественное воспитание входит в его состав, как целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности, воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности.
Решая задачи эстетического воспитания и образования, программа «Русский фольклор» способствует также решению других задач духовно - нравственного развития личности, т.е. осуществляет комплексный подход к становлению личности ребенка.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
1. Цель программы: Гармоническое развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно - творческих умений; духовно - нравственное становления.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Обучающие:
- освоение певческой установки;
- получение начальных знаний по традиционной народной культуре.
Развивающие:
- творческое воспроизведение фольклорного материала, вариативность в движениях.
Воспитательные:
- формирование духовно-нравственных качеств личности, внутренней культуры;
- уважительное отношение к истокам национальной культуры и национальных
традиций.
Мотивационные:
Создать мотивацию к самосовершенствованию.
Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, традиционных музыкальных форм, развить полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научится анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значения в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, экологии, музыке, изо, труду, физкультуре и т.д).
Программа авторизированная. В основе программы лежат образовательные программа «Русский фольклор» (Куприянова Л.Л.); «Народная культура» (Казаковой И.Ю.); «Народный календарь и дети» (СВ. Черноскутова).
2. Формы и методы работы.
В дополнительном образовании приоритетной формой обучения является учебное занятие. Занятие может быть теоретическим, практическим или смешанного типа. Наряду с этим существуют и другие формы обучения. При нашей специфике это: экскурсии, праздники, занятие форме занятие - игра, занятие - исторический экскурс и др. Организация работы с коллективом детей также имеет свои формы и подразделяется на групповую, подгрупповую и индивидуальную.
При реализации программы используются различные методы:
Теоретические: направленные на знакомство с жанрами музыкального
фольклора.
- словесные: беседы, рассказы, объяснение, описание.
- наглядные: пособие, репродукции, таблицы, просмотр видео
выступлений, праздников; слушание фольклорных записей,
традиционной русской музыки; просмотр репродукций музыкальных
инструментов.
Практические: Вокально - хоровая работа, народная хореография - игра, танец,
изучение вокальных и хореографических произведений,
народных игр и обрядов.
3 Формы организации деятельности на занятии:
Коллективные - хоровое пение, народная хореография, игра.
Групповые - ансамблевое пение, народная хореография.
4 Прогнозируемый результат: По окончании курса ребенок должен
Знать: разнообразие жанров музыкального фольклора.
Уметь: петь чисто и слаженно в унисон, артистично и выразительно выступать на праздниках.
Научиться: ансамблевому пению, коллективному творчеству, элементам
народной хореографии, самостоятельно провести народную игру,
ориентироваться в пространстве (пластика).
5. В результате освоения программы «Русский фольклор».
воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные
навыки. К концу года они должны:
- уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность;
- овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;
- ориентироваться в традициях народной культуры, знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику, народный и православный календари;
- научиться, использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
- приобрести комплекс специальных знаний и навыков: в музыкальном фольклоре, приемах народного вокала, в вокально-постановочной работе.
6. Формы контроля за результатами обучения.
* выступление на общешкольных праздниках;
* проведение праздников и мероприятий с привлечением родителей.
7. Краткие сведения о коллективе.
Программа «Русский фольклор» рассчитана на работу с детьми 1 класс на
34 занятия. В группе занимается 20 - 25 человек. Состав групп постоянный.
Учебный план на год.
№ | Разделы | Количество часов | |
1 | Вводное занятие | 1 час | |
2 | Народный календарь | 9 часов | |
3 | Музыкальный фольклор | Вокально- хоровые навыки | 10 часов |
Теория музыкального фольклора | 5 часов | ||
4. | Народная хореография | 9 часов | |
5. | Всего | 34 часа | |
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№ | Тема | Теория | Практика | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2. | Игровой фольклор | 1 | 1 | 2 |
3. | Роль сказок в жизни детей | 1 | 1 | 2 |
4. | Дыхание – неотъемлемая часть правильного исполнения песни | 1 | 1 | 2 |
5. | Попевочный букварь: малообъемные песни (1, 2, 3, 4 звука) | - | 10 | 10 |
6. | Дикция. Артикуляция. Их значение при пении | 1 | 9 | 10 |
7. | Шумовые инструменты | - | 6 | 6 |
8. | Итоговое занятие | - | 1 | 1 |
ИТОГО: | 5 | 29 | 34 |
- Вводное занятие.
Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, правилами техники безопасности, санитарии, гигиены.
- Игровой фольклор.
Роль и значение. Разновидность и варианты игры. Ход проведения игры. Значение считалок. Разучивание считалок: «Заяц белый», «Ехала телега», «Катилась торба», «Катилось яблоко», «Конь ретивый», «Аты-баты».
Разучивание игр: «Горелки», «Фанты», «Ручеек», «Гуси-лебеди и волк», «Шли кони», «Селезень и утка», «У медведя во бору», «Дрёма», «Ходит Ваня», «Море волнуется», «Где был, Иванушка», «Тетёра», «Домашний зоопарк».
- Роль сказок в жизни детей.
Что такое сказка? Воспитательная и поучительная функция сказок. Их разновидность и разнохарактерность.
Разучивание сказок: «Яичко», «Теремок», «Волк и коза», «Петушок – золотой гребешок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Бобовое зёрнышко», «Лиса, заяц и петух», «Звери в яме», «Лиса и рак», «Лиса и кувшин», «Журавель и цапля», «Лиса и тетерев», «Медведь», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», докучные.
Постановка сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок».
- Дыхание – неотъемлемая часть правильного исполнения песни.
Роль и значение. Необходимые условия для правильного дыхания. Упражнения на дыхание: «Насос», «Бокс», «Шарик», элементы подражательных звуков: «Ку-ку», «Вой ветра», «Гудение шмеля», «Тушение свечи».
- Попевочный букварь: малообъемные песни (1, 2, 3, 4 звука).
Определение звуков по высоте. Унисонное повторение звука. Восходящее и нисходящее движение мелодии по ступеням (от примы до кварты). Развитие музыкального воображения. Разучивание попевок, прибауток: «Лиса», «Ай, ду-ду», «Андрей-воробей», «Петушок», «Ходит зайка по саду», «Барашеньки-крутороженьки», «Сорока», «Зайчик», «Скок-поскок», «Солнышко».
- Дикция. Артикуляция. Их значение.
Что такое дикция. Роль и значение. Необходимые условия для исполнения народных песен. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Упражнения и твердые согласные для мышц языка и губ. Работа над считалками с учётом предыдущих упражнений, проговаривание их нараспев, следя за артикуляцией и положением аппарата соответственно разговорному. Работа над дикцией в играх: «Домашний зоопарк», «Ходит Ваня», «Тетёра», в попевках.
- Шумовые инструменты.
Что такое звук. Разновидность звука (шумовой, музыкальный). Особенности шумового звука. Краткая характеристика шумовых инструментов: ложки, трещотка, треугольник, пандейра, маракас, колотушка, рубель, коробочка. Отстукивание слов считалок и попевок на шумовых инструментах. Повтор ритмичного рисунка на инструменте.
- Итоговое занятие.
Анализ работы. Отчётный концерт.
Учебно-тематический план 2 года обучения.
№ | Тема | Теория | Практика | Кол-во часов |
1. | Длительность – средство музыкальной выразительности | 1 | 2 | 3 |
2. | Драматизированная игра | 1 | 5 | 6 |
3. | Потешный фольклор | 1 | 2 | 3 |
4. | Потешка, пестушка | 1 | 2 | 3 |
5. | Попевочный букварь (до сексты) | - | 10 | 10 |
6. | Скороговорки, загадки | 1 | 2 | 3 |
7. | Колыбельные песни | 1 | 2 | 3 |
8. | Цепное дыхание | 1 | 2 | 3 |
ИТОГО: | 7 | 27 | 34 |
- Длительность – средство музыкальной выразительности.
Что такое длительность. Знакомство с ритмом: целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая. Значение длительности в музыке. Умение простучать ритм нот, различных по длительности (в ладоши, ногами, на шумовых инструментах). Упражнение на развитие ритмической памяти.
- Драматизированная игра.
Что такое драматизированная игра, её условия. Изображение телом движений и повадок различных животных (под звучащую музыку или без музыки): «Жук жужжит», «Пчёлка летает», «Медведь ходит», «Лиса крадётся», «Идёт кисонька», «Ловля кузнечика».
- Потешный фольклор.
Что такое потешный фольклор. Дразнилки. Небылицы. Прибаутки. Игры-песни. Разучивание дразнилки «Казачок», небылиц: «Долгоногий журавель», «Девица», «Ты Назар», «У нашего Данилы», «Вы, послушайте, ребята», «Скок-поскок», «Уж и где же, это видано», «Рано утром вечерком» и т.д. Игры-песни: «Дуб над водою», «Тетёра», «Несу батажок», «Мороз», «Домашний зоопарк», «Ходит Ваня».
- Потешка, пестушка.
Что такое потешка, пестушка. Их значение. Разновидность пестушек. Разучивание потешек: «Ножками ходушечки», «Ах, поёт»; пестушки: «Потягунюшки», «Ножки», «Тяни холсты», «Тоню тяну», «Ехала барыня», «Скок-поскок!», «Идёт коза», «Ладушки», «Сорока» и т.д.
- Попевочный букварь (до сексты).
Расширение попевочного букваря до объёма сексты, поступенное движение вверх и вниз, квартовые ходы, трихорд, унисонное повторение звука. Разучивание распевок с диапазоном до сексты: «На зелёном лугу», «Ай, лёли, лёли», «Не летай, соловей», «Ой, кулики, жаворонушки», «Соловей, соловушка»
6.Скороговорки, загадки.
Их значение для детей. Разнохарактерность загадок. Чтение скороговорок: «Мы перебегали берега», «Пришёл Прокоп», «У быка», «На дворе трава», «А изкожи сапожки», «Говорили про Проколукорпечко», «Маланья болтунья», «Вот те гребень» и т.д. Загадывание загадок. Пение скороговорок: «Мы перебегали берега», «Тень, потетень».
- Колыбельные песни.
Характер исполнения, разновидность. Чтение колыбельных песен. Разучивание колыбельных песен. «Котя, котенька, котёнок», «Баю, баюшки-баю».
- Цепное дыхание.
Что такое цепное дыхание. Необходимые условия, значения. Пение попевок с учётом цепного дыхания («Лиса», «Ай, ду-ду», «Андрей-воробей», «Петушок», «Ходит зайка по саду»).
II ступень «Детский музыкальный фольклор».
Образовательный уровень – поисково-зондирующий. Основа – практическая
деятельность. Уровень коммуникации – репродуктивный. Накапливается опыт
исполнительской деятельности, связанный с совершенствованием, развитием и
углублением мастерства в выбранном направлении, закреплением мотивации,
вида деятельности и форм её организации.
Учебно-тематический план 3 года обучения.
№ | Тема | Теория | Практика | Кол-во часов |
1. | Динамика – средство музыкальной выразительности | 1 | 2 | 3 |
2. | Язык русского танца | 1 | 5 | 6 |
3. | Ритм в фольклоре | 1 | 2 | 3 |
4. | Хоровод – один из основных жанров русского народного танца | 1 | 10 | 11 |
5. | Попевочный букварь (до октавы) | - | 6 | 6 |
6. | «Святки» (обряд колядования) | 1 | 4 | 5 |
ИТОГО: | 5 | 29 | 34 |
- Динамика – средство музыкальной выразительности.
Роль и значение в музыке. f , mf, p, mp – разновидность динамики. Пение скороговорок, попевок, распевок на различные виды динамики. Упражнения на динамику, слабые и сильные доли такта.
- Язык русского танца.
Многообразие русского народного танца. Язык, лексика танца – элементы, выражающие характер русского народа. Значение танца в жизни людей. Умение ходить под музыку, держать прямо голову и спину. Работа над движениями рук.
- Ритм в фольклоре.
Что такое ритм. Значение его в музыке. Простейшие ритмические структуры, характерные для хороводов, игровых и плясовых песен. Развитие навыков ритмического воспроизведения на шумовых инструментах, ладонями, ногами.
- Хоровод – один из основных жанров русского народного танца.
Виды хороводов. Основные фигуры хоровода: «круг», «круг в круге», «стенка» (линии). Разучивание хоровода «Я по травушке шла», «На горе», «Горница», «Стой, мой милый хоровод», «В хороводе были мы», «Во стеклянном городе», «Не летай, соловей».
- Попевочный букварь (до октавы).
Расширение попевочного букваря до объёма октавы, постепенное движение вверх и вниз, квартовые ходы, квинтовые ходы, скачкообразное движение на любой интервал. Разучивание распевок с диапазоном в октаву: «Кони у нас запряжены».
- «Святки».
Участие в подготовке обрядового праздника. Пословицы, поговорки, загадки про снег, вьюгу, зиму. Святочный обряд колядования. Святочные игры, песни.
Учебно-тематический план 4 года обучения.
№ | Тема | Теория | Практика | Кол-во часов |
1. | Что такое фольклор | 1 | 5 | 6 |
2. | Попевочный букварь | - | 10 | 10 |
3. | Колядки | 1 | 5 | 6 |
4. | «Святки» (обрядовый праздник) | 1 | 5 | 6 |
5. | Роль календарного фольклора в русских народных сказках | 1 | 1 | 2 |
6. | Заклички и приговорки | 1 | 3 | 4 |
ИТОГО: | 5 | 29 | 34 |
- Что такое фольклор.
Понятие о фольклоре. Жанры фольклора. Краткое описание каждого жанра. Пение попевок: «Лиса», «Ай, ду-ду», «Андрей-воробей», «Петушок», «Ходит зайка по саду»; колыбельная песня «Котя, котенька, котёнок», «Баю, баюшки-баю». Народные игры, считалки, потешки, скороговорки.
- Попевочный букварь.
Закрепление попевочного букваря до объёма октавы и выше (голосовые возможности ребёнка). Поступенное движение вверх и вниз, скачки на сексту, сентиму, октаву, ходы на квинту. Развитие навыков двухголосного пения: двухголосие на терцию, сексту, в сочетании с унисоном. Упражнения на скачкообразные ходы (квинта, секста, сентима). Разучивание двухголосных распевок: «А мы землю пахали», «Селезень ловил утицу», «Ай, лёли-лёли», «А я молода».
3.Колядки.
Определение колядок. Их вариативность и многообразие. Эмоциональность и индивидуальность исполнения. Колядка – мини-спектакль. Разучивание колядок: «Тетенька добренька», «Авсень», «Дай Бог», «Приходила колядка», «Коляда-моляда», «По улице, да широкой», «Христос Спаситель», «Как ходила коляда», «Благослови-ка ты нас, Бог», «Мать Мария по полю ходила».
4 «Святки» (обрядовый праздник).
Знакомство с обрядовым действием. Роль и значение этого праздника в жизни людей. Распределение ролей. Работа над дикцией и эмоциональностью персонажей праздника. Разучивание и работа над святочными песнями. Соединение постановки и песен праздника. Подготовка атрибутов и реквизита. Показ обрядового действия.
5.Роль календарного фольклора в русских народных сказках.
Разбор и чтение календарных сказок: «Два Мороза», «Ермилка и лесной Боров», «Как Весна Зиму поборола», «Марья и ведьма», «Два мужика», «Золотые серпы», «Утушка», «Золотой венок».
6.Заклички и приговорки.
Определение заклички и приговорки. Их характеристика и предназначение. Значение в календарном фольклоре. Разучивание и разбор закличек весне, дождю, солнцу, радуге. Разучивание и разбор приговорок воде, животным, птицам, растениям и т.д. «Весна – красна!», «Солнце обогрело», «Божья коровка», «У нас дождь-дождём», «Уродися репка».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Развитие личности обучающихся, её духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований обеспечивается содержанием программы и той разнообразной художественной деятельностью, в которую они включены. К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов: творческие достижения обучающихся (результаты участия в конкурсах, фестивалях и пр.); тестирование; отчётные концерты; сохранность контингента обучающихся; спрос на концертную деятельность; поступление выпускников в учебные заведения по профилю обучения и т.д.
При оценке знаний, умений и навыков учитываются следующие показатели:
- основные показатели личностного развития учащихся:
- развитие образного мышления;
- развитие эмоциональной восприимчивости;
- креативная направленность интересов;
- развитие оценочных навыков;
- основные показатели общекультурного развития:
- формирование зрительского, слушательского опыта, визуальной культуры;
- знакомство с лучшими образцами традиционной народной культуры;
- формирование критериев оценки и анализа музыкальных произведений, готовность к изложению собственной позиции;
- основные показатели развития специальных знаний, умений и навыков, творческого роста:
- знакомство со звучанием старинных музыкальных инструментов;
- выразительность исполнения;
- чистота звучания;
- ощущение чувства формы и ритма;
- владение музыкальными терминами;
- приобретение исполнительского и слушательского опыта и дальнейшее применение его в практической творческой деятельности;
- развитие музыкального слуха;
- активное участие в различных творческих конкурсах.
Реализация данной программы позволяет решать актуальные проблемы в воспитании подрастающего поколения, создавать реальную здоровую альтернативу асоциальным явлениям, имеющим место в жизни современной молодёжи, а также формирует гражданское самосознание, любовь к родине, знание истории и культуры своего народа, преданность отечеству.
В результате освоения программы дети должны:
Содержание программы Ожидаемые результаты | I ступень | II ступень | III ступень | IV ступень |
Знать | - детский игровой фольклор; - устройство и принципы работы голосового аппарата; - основы музы-кальной грамоты; - принципы уст-ройства и звучания шумовых инструментов; - скороговорки, загадки, потешки. | - приёмы звуко-ведения; - основные жанры русского на-родного танца; - жанры фольк-лора. | - историю русского народного костюма - традиционные народные пра-здники и обычаи, связь с ними; - календарно-обрядовую поэзию. | - традиционные жанры народной песни; - особенности исполнения русских народных песен; - творчество профессиональ-ных русских на-родных хоров. |
Уметь | - правильно брать дыхание; - исполнять ма-лообъемные пес-ни; - слушать произ-ведения, определять их жанр и характер. | - петь в простых и сложных размерах; - воспроизводить простейшие ритмические структуры; - развивать навыки двухголосного пения; - закреплять на-выки ансамблевого пения. | - владеть всеми видами звуко-ведения; - петь в сложных и сложносоставных размерах; - слышать свои ошибки и ис-правлять их; - владеть навыками сценической культуры; - владеть навыками трёхголосного пения. | -владеть вокально-певческими навыками; - петь произ-ведения а сареlla; - слышать свой голос в хоровой вертикали; - владеть навы-ками двухголосного, трёхголосного пения. |
Воспиты-вать в себе | - умение видеть прекрасное в на-родном творчестве; - бережное отно-шение к народной песне; - нормы поведения в быту и обществе; - культуру общения. | - адекватную са-мооценку; - высокий уровень познавательной активности; - стремление к самовыражению через творчество; - умение отстаи-вать собственную точку зрения; - уверенность в собственных силах. | - профессио-нальное отношение к костюму, сценическому реквизиту; - устойчивый интерес к песен-ному творчеству; - социальную во-стребованность; - коммуника-бельность. | - толерантность как навык куль-туры общения; - осознанное са-моопределение в профессио-нальном выборе; - осознание своей значимости; - способность к поиску новых источников ин-формации по интересующим вопросам. |
Условия реализации программы
Данная программа может быть эффективно реализована при взаимодействии нескольких факторов.
Методический: - специальная литература по направлениям деятельности;
- видеоматериалы;
- картотека адресов по обмену опытом;
- сценарные разработки праздников, игровых программ и
т.д.;
- возможность повышения уровня профессионального мас-
терства через участие педагогов и обучающихся в курсах, семинарах, конкурсах, фестивалях;
- наличие дидактического материала.
Кадровый: - педагог (руководитель ансамбля);
- концертмейстер;
- хореограф;
- костюмер.
Материально-технический:
- кабинет для занятий;
- зал для проведения репетиций, массовых мероприятий и
концертов;
- аудио-теле-видеоаппаратура;
- игровой инвентарь;
- музыкальные инструменты;
- фотоаппарат, видеокамера;
- концертные костюмы (сценические);
- транспорт.
РЕПЕРТУАР
Репертуарный список не является исчерпывающим. Педагог может и должен по своему усмотрению, учитывая уровень подготовки ансамбля, пополнять предлагаемый список новыми произведениями.
I год обучения
- «Заинька»
- «А чучу, чучу, чучу…» (прибаутка-потешка Белгородской обл.)
- «А я по лугу»
- «Посмотрите, как у нас-то в мастерской» (плясовая Московской обл.)
- «Ёж - сапожник» (музыка А. Мистюкова, слова Е. Дьяченко)
- «На горе, на солнышке» (музыка А. Мистюкова, слова А.Прокофьева)
- «Тетёра - шла» (песня-игра)
- «Ходит Ваня» (песня-игра)
- «Домашний зоопарк» (песня-игра)
- «Сорока» (пестушка)
- «Барашеньки-крутороженьки» (прибаутка)
- «Лиса» (попевка)
- «Андрей-воробей» (прибаутка)
- «Ай, ду-ду» (прибаутка)
- «Петушок» (попевка)
- Ходит зайка по саду (попевка)
- «Зайчик» (попевка)
- «Скок-поскок» (пестушка)
- «Солнышко» (прибаутка)
II год обучения
- «Не летай, соловей»
- «Ой, кулики, жаворонушки»
- «Соловей, соловеюшка»
- «Баю, баюшки-баю» (колыбельная Новгородской обл.)
- «Вы послушайте, ребята» (небылица)
- «Все мы песни перепели»
- «Коровушка»
- «Как у наших у ворот»
- «Колобок»
- «Пошла, млада за водой»
- «Разнесчастный воробей» (шуточная Ивановской обл.)
- «Уж и где же это видано» (небылица)
- «Уж вы, кумушки, вы, голубушки»
- «Как пошли наши подружки».
III год обучения
- «Я по травушке шла»
- «На горе»
- «Жил у бабушки козёл»
- «Кони у нас запряжены» (свадебная Кировоградской обл.)
- «Как под наши ворота»
- «Ой, дули, вагда дули» (частушки)
- «По городу гуляет»
- «Перед весной»
- «Прялица»
- «Сею-вею снежок» (масленичная)
- «Снежок сею-посеваю» (святочная)
- «Цвели цветики»
IV год обучения
- «Вдоль по улице молодчик идёт»
- «В тёмном лесе» (Воронежская обл.)
- «Возле саду, саду» (игровая на святках)
- «Во горнице во новой»
- «Как задумал наш Дунай»
- «Ой, встала я ранёшенько» (Воронежская обл.)
- «Я гнала гусей домой»
- «А мы землю пахали» (приговорка)
- «Селезень ловил утицу» (приговорка)
- «Тётенька добренька» (колядка)
- «Авсень» (колядка)
- «Приходила коляда» (колядка)
- «Богослови-ка ты нас, Бог» (новогодняя поздравительная песня)
- «Мать Мария по полю ходила» (новогодняя поздравительная песня)
- «По улице, да широкой» (колядка)
ЛИТЕРАТУРА:
- Аксёнова Н.Г. Песни и музыкальные обработки А. Мистюкова. Выпуск №6 - Липецк, 2005.
- Аксёнова Н., Постников С., Карпий Н., Мистюков А. Жизнь в творчестве. Вып. 2 - Липецк, 1993.
- Аникин В. Русский фольклор. – М.: Художественная литература, 1986.
- Анухина И.В. Детям к Рождеству. - Санкт-Петербург: Композитор, 1994.
- Бандина А.Г., Попов В.С., Тихеева Л.В. Школа хорового пения. Вып. 1. – М., 1981.
- Бенина Е., Ломова Т., Соловкина Е. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1983.
- Вершинина Е.Б. Напевы Липецкого края (сборник народных песен). - Липецк, 2004.
- Вьётся, вьётся хоровод: Русские народные заклички, приговорки, календарные песни / Собрал и пересказал Г. Науменко, рис. Ю. Смольникова. – М.: Дет. лит., 1983.
- Жили-были…: Произведения устного народного творчества для детей / сост., предисл. и коммент. В. Калугина. – М.: Молодая гвардия, 1988.
- Из фольклора Поволжья / Сост. Т.А. Золотова. – М.: Сов. Россия, 1990. (б-ка «В помощь худож. самодеятельности», № 20)
- Кравцов Н.И., Кулагина А.В. Славянский фольклор. М.: Издательство Московского государственного университета, 1987.
- Купалась зоренька // Сост. В.П. Голиков. – М.: Сов. Россия, 1990. (б-ка «В помощь худож. самодеятельности», № 2)
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор в школе - М.: Мнемозина, 2002.
- Маканина Л. Хрестоматия русской народной песни. – М.: Музыка, 1991.
- Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1986.
- Науменко Г. Русские народные детские песенки - М.: Музыка, 1976.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. - М.: Linka-Press, 2000.
- Науменко Г. Чудесный короб. - М.: Детская литература, 1988.
- Народные песни Воронежской области (справочник).
- Народные песни Воронежской области. / Под ред. С.Г. Лазутина. Изд-во Воронежского ун-та, Воронеж – 1974.
- Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. – М., 1989.
- Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. – М.: Музыка.
- Программа для средних общеобразовательных учебных заведений: Музыкальный фольклор. - М.: Просвещение, 1992.
- Русская народная песня в Москве XIX – XX веков / Сост. А.А. Сладкопевцев. – М.: Сов. Россия, 1990. (б-ка «В помощь худож. самодеятельности», № 12)
- Русские народные песни // под ред. В. Бекетова - М., «Музыка», 1982 .
- Русские народные песни. Мелодии и тексты. Москва «Музыка», 1982.
- Рыбников П.Н. Русские народные былины, песни. Ч. II. – М.: Сов. Россия, 1990. (б-ка «В помощь худож. самодеятельности», № 24)
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1988.
- Серия РОСТ, 2003, № 19, Центр развития дополнительного образования ГОУ СПб ГДТЮ.
- Смирнова Э. Русская музыкальная литература. – М., 1988.
- Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. – М.: Возрождение, 1990.
- Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – Л., 1991.
- Толстых И.А., Скопинцева Л.С. Концепция деятельности. Модель учреждения. Программа развития. Опыт системного подхода в решении педагогических задач. – Липецк, ЦРТДиЮ "Советский", 1998.
- Уланова Л.С. Русский свадебный обряд (праздник в школе). - М.: Творческий центр, 2002.
- Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Пособие для воспитателя и муз. руководителей / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Белкина. – М.: Просвещение, 1986.
- Фольклор в школе: Русские песни Западной России, часть II. / Под общей редакцией профессора Шаниной Л. – М., 1993.
- Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2000.
- Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1984.
- Широков А. Музыка русского народного танца. - М.: Советский композитор, 1988.
- Широков А. Русские народные песни и частушки. - М.: Композитор, 2002.
- Школа русского фольклора: обучение в младших классах / Под общей редакцией профессора Картавцевой М.Т. – М., 1994.
- Энциклопедический словарь юного музыканта. – М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование занятий образовательной программы дополнительного образования детей «Немецкая поэзия: песни, литература, фольклор»
Образовательная программа дополнительного образования детей«Немецкая поэзия. Песни, литература, фольклор» Возраст:11-12 летСрок реализации-1 годКоличество часов в неделю-2В год-...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид
Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов)...
Рабочая программа факультатива "Мордовский фольклор"
Рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Программа внеурочной деятельности "Фольклор нашего края"
Программа внеурочной деятельности по изучению краеведения...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Татарский фольклор"
Программа кружка дополнительного образования детей "Татарский фольклор"...