Музыка в школе 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему

Кононова Ольга Николаевна

Рабочая программа Е.критская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass.doc170.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КРАСНОЯРУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

«Согласовано»

Руководитель МО

Художественно-эстетического цикла  ____________

Протокол №     _____

от ______________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора МОУ «Краснояружская СОШ №1»

__________

Бугаёва Л.В.

« ____» ____________2013г.

« Утверждаю»

Директор МОУ «Краснояружская СОШ №1»

__________

Сидорова Т.Н.

Приказ № _____ от

« ____» ____________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«МУЗЫКА»

в 6 классе

Учитель Кононова О.Н.

2013 – 2014 учебный год

                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6  класса образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования  2011 года,    авторской рабочей   программой «Музыка 5-7 классы» предметной  линией  учебников  Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская Москва  «Просвещение  2011год», инструктивно-методическим  письмом  «О  преподавании  предмета «Музыка»  в общеобразовательных  учреждениях  Белгородской  области в  2013-2014 учебном  году».

Примерная программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

• воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально) ценностного, заинтересованного отношения к искусству стремления к музыкальному самообразованию;

• развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатического  и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого  потенциала, художественного вкуса, общих  м узыкальных способностей;

• освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных сред и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни

• овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой  деятельности (слушании музыки и пении, инструментального

музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведен   музыкально-творческой практике .

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательно-коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение  интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления  накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.                             |

В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полноценной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства  , анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.

Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

                  Место  учебного предмета в учебном  плане                                                                        Примерные программы основного общего образования по музыке составлены в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 5— 7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе). 

            Ценностные ориентиры  содержания  учебного  предмета                                                    Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора.  учащихся, в углублении представлений о широте жизненного   содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии  у  школьников особого чувства творческого стиля того или  иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в  установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимания процессов интонационного и драматургического развития.

Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления  знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуального творческого и духовного развития учащихся, формирования  у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни.

 Изучение музыки в школе, ориентированное на освоении общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом

успешную социализацию растущего человека, становлении его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве

Личностные, метапредметные  и  предметные  результаты освоения  учебного  предмета.

Личностные результаты изучения музыки отражают:

• формирование целостного представления о поликультурной  картине современного музыкального мира

• развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм  и жанров;                                            

• совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;                              

• овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

• наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное  мышление, творческое воображение;  

• приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

• сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают:

• анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

• проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

• оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;

• размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

• использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

• определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

• применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

 участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметные результаты изучения музыки предполагают:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
  • осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
  • применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
  • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

Планируемые результаты

Обучающийся  научится:

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,

музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности

для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

Обучающийся получит возможность научиться:

заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении

концертов, театров и др.;

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных

спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др

                                                         

Содержание курса: 

Мир  образов  вокальной  и  инструментальной  музыки  : Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки.  Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев,  артесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз,  современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

 Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных Образов.

 Мир  образов  камерной  и  симфонической  музыки:   Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образпортрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов в мюзикле, рок-опере, киномузыке.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений. 

Учебный план по музыке для 6 класса 

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Контрольные и

диагностические материалы

Экскурсии

I.

Тема № 1. «Мир образов вокальной  и инструментальной музыки»

17 ч.

2 ч.

Обобщающие уроки

II.

Тема № 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки»

18 ч.

1 ч.

Защита исследовательских проектов

Итого

35 ч.

4 ч.

Календарно-тематическое планирование в 6 классе

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата

Фактич.

Конт

роль

Характеристика основной деятельности учащегося

 I полугодие   «Мир образов вокальной и инструментальной  музыки» 17 час.

1.

Удивительный мир музыкальных образов.

1 ч.

6а-5.09

6б-7.09

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном

исполнении.

2.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

1 ч.

12.09

14.09

стартовый

Воспринимать и сравнивать музыку  разного смыслового и эмоционального содержания.

 Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

3.

Два музыка-льных посвя-щения. Портрет в музыке и живописи. Кар-тинная галерея. 

1 ч.

19.09

21.09

Муз. викторина

Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

Воплощать всевозможные музыкальные образы в основных видах учебной деятельности.

4.

Два музыка-льных посвя-щения. Портрет в музыке и живописи. Кар-тинная галерея.

1 ч.

26.09

28.09

Обдумывать исполнение в соответствии с музыкальным образом произведения.

Импровизировать в разных видах музыкально-творческой деятельности на основе сопоставления образов.

5

«Уноси мое сердце в звенящую даль…».

1 ч.

3.10

5.10

Музицировать в характере сходных и контрастных образных сфер.

6.

Музыкальный образ и мас-терство испол-нителя.

10.10

12.10

Фрот альн. опрос

Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

7.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве ком-позиторов.

1 ч.

17.10

19.10

Осознавать истоки непрерывного музыкального развития.

Узнавать различные музыкальные формы построения музыки.

8..

Образы песен зарубежных ком-позиторов. Ис-кусство прекрасного пения.

1 ч.

24.10

26.10

Сотрудничать в процессе коллективной музыкально-творческой деятельности (драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.). Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений русских и зарубежных классиков.

9.

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

.

1 ч.

31.10

2.11

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений.

Наблюдать за сопоставлением и/ или столкновением контрастных и сходных музыкальных образов (музыкальных тем).

10.

Образы русской народной и духовной музы-ки. Народное искусство Древ-ней Руси.

1 ч.

14.11

16.11

Самостоятельно отбирать музыкальные произведения (вокальные, инструментальные), содержащие контрастное сопоставление музыкальных образов, и участвовать в их исполнении.

11.

Образы русской народной и духовной музы-ки. Духовный концерт

1 ч.

21.11

23.11

Муз. викторина

Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

12.

.«Фрески Софии Киевской».

1 ч.

28.11

30.11

Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы.

13.

«Перезвоны» Молитва.

5.12

7.12

Воспринимать особенности интонационного и драматургическогоразвития в произведениях сложных форм.

14-15.

Образы духовной музыки Западной Европы. Небес-ное и земное в музыке Баха. По-лифония. Фуга. Хорал.

.

2 ч.

12.12

19.12

14.12

21.12

Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.

16.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бура-на».

1 ч.

26.12

28.12

Передавать в исполнении музыки (вокальном, инструментальном и др.) особенности развития одного или нескольких музыкальных образов.

17.

Авторская музы-ка: прошлое и настоящее.     нрк. Барды Белгородчиныа.

новых знаний.

1ч.

16.01

11.05

Рассуждать о своеобразии отечественной духовной и светской музыкальной культуры прошлого и узнавать отдельные образцы русской музыки. 

Тема № 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки»

18.

Джаз – искусство 20 века

1 ч.

23.01

18.01

Находить в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет аранжировки известных классических (русских и зарубежных) музыкальных произведений. 

19

Вечные темы искусства жизни

1 ч.

30.01

25.01

Муз.викторина

Понимать характерные черты венской классической школы, композиторов-романтиков и называть их основных представителей.

Ориентироваться в основных жанрах музыки западноевропейских и русских композиторовэ.

20.

Образы камерной  музыки

1 ч.

6.02

1.02

Фро. Опр.

Исполнять отдельные образцы музыки западноевропейских и  отечественных композиторов.

21.

Инструментальная баллада, ночной  пейзаж.

1 ч.

13.02

8.05

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы

22.

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»

1 ч.

20.02

15.02

Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования)

23

«Космический  пейзаж».

Картинная галерея.

1 ч.

27.02

1.03

приводить примеры произведений.

композиторов

24-25

Образы симфонической  музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации  к  повести Пушкина.

2 ч.

6.03

13.03

15.03

22.03

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю: музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная

26-27

Симфоническое развитие  музыкальных  образов.»В печали весел, а в весельи  печален».

Связь времен

2 ч.

(1)

20.03

3.04

5.04

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.                                                                                                                                       Самостоятельно изучать и приводить примеры куплетной, одночастной и вариационной форм.

28-29

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

2 ч

(1).

10.04

17.04

12.04

Воплощать   художественно-образное содержание отечественной и зарубежной музыки в музыкально-пластическом движении, импровизации.

30-31

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

2 ч.

24.04

8.05

19.04

26.04

.

Принимать участие в создании танцевальных, вокальных импровизаций «в духе» классицизма, романтизма.

Подбирать необходимый материал для выполнения творческих проектов (презентации музыки различного образного содержания).

32-33

Мир музыкального театра.

2ч.

15.05

22.05

17.05

24.05

Инсценировать фрагменты классических опер русских и зарубежных композиторов.

Принимать участие в создании музыкально-театральных композиций в классическом стиле.

34-35.

Образы киномузыки.

Обобщающий урок

2(1)

(1)

29.05

31.05

Находить в музыкально-образовательном   пространстве   сети Интернет различные интерпретации классической музыки и высказывать собственное мнение о них

Итого   35 ч.

Литература: Федеральный   компонент  Государственного    стандарта  общего  образования

Примерные  программы  по  музыке  для  основной   школы

 Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 5-7 классы / Е.Д. Критская,

Г.П. Сергеева.. 3-е изд. доработанное - М.: Просвещение, 2010. - 24 с. - Библиогр.: с. 21. - ISBN 5-09-020795-,9.

Г.П. Сергеева.. Критская Е.Д.    Музыка: Учебник для учащихся 5 класса - 7е изд., М.: Просвещение, 2011. - 159с.: ил. - ISBN 978-5-09-025223-2

Дополнительную информацию по методике преподавания  музыки можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru). Общеобразовательные ресурсы: http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября". http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета.  Оборудование:  музыкальный инструмент – фортепиано, Клавишный синтезатор, музыкальный центр, компьютер, проектор , экран, компакт-диски классической музыки, комплект детских песен и фонограмм. Комплект  звукопроизводящей  аппаратуры /микрофон,  усилитель звука,  динамики/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Музыка» 1 класс разработан в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр)

Место данного урока в системе указанной программы: 1 класс, IIIчетверть.Тема урока:  Мелодии и краски природы в жизни человека.Птицы в нашем лесу. Наши меньшие друзья – птицы.Цель урока (пр...

Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....

Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"

Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

Рабочая программа по музыке .4 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа. Музыка. 4 класс.В.В.Алеев...

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» 1 класс Школа России 2018-2019

     Рабочая  программа по музыке для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования. Концепция ...