Музыка в школе 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КРАСНОЯРУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«Согласовано» Руководитель МО Художественно-эстетического цикла ____________ Протокол № _____ от ______________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора МОУ «Краснояружская СОШ №1» __________ Бугаёва Л.В. « ____» ____________2013г. | « Утверждаю» Директор МОУ «Краснояружская СОШ №1» __________ Сидорова Т.Н. Приказ № _____ от « ____» ____________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«МУЗЫКА»
в 6 классе
Учитель Кононова О.Н.
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2011 года, авторской рабочей программой «Музыка 5-7 классы» предметной линией учебников Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская Москва «Просвещение 2011год», инструктивно-методическим письмом «О преподавании предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».
Примерная программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
• воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально) ценностного, заинтересованного отношения к искусству стремления к музыкальному самообразованию;
• развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатического и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих м узыкальных способностей;
• освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных сред и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни
• овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментального
музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведен музыкально-творческой практике .
Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательно-коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека. |
В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полноценной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства , анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.
Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Место учебного предмета в учебном плане Примерные программы основного общего образования по музыке составлены в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 5— 7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора. учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимания процессов интонационного и драматургического развития.
Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуального творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни.
Изучение музыки в школе, ориентированное на освоении общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом
успешную социализацию растущего человека, становлении его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты изучения музыки отражают:
• формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира
• развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
• совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
• овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
• наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
• приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
• сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают:
• анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
• проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
• оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
• размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
• использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
• определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
• применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
• участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты изучения музыки предполагают:
- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
- осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
- применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Планируемые результаты
Обучающийся научится:
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,
музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности
для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Обучающийся получит возможность научиться:
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении
концертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных
спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др
Содержание курса:
Мир образов вокальной и инструментальной музыки : Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, артесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных Образов.
Мир образов камерной и симфонической музыки: Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образпортрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов в мюзикле, рок-опере, киномузыке.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Учебный план по музыке для 6 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | ||
Контрольные и диагностические материалы | Экскурсии | |||
I. | Тема № 1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | 17 ч. | 2 ч. Обобщающие уроки | |
II. | Тема № 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки» | 18 ч. | 1 ч. Защита исследовательских проектов | |
Итого | 35 ч. | 4 ч. |
Календарно-тематическое планирование в 6 классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата Фактич. | Конт роль | Характеристика основной деятельности учащегося |
I полугодие «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» 17 час. | ||||||
1. | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 ч. | 6а-5.09 6б-7.09 | Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении. | ||
2. | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. | 1 ч. | 12.09 14.09 | стартовый | Воспринимать и сравнивать музыку разного смыслового и эмоционального содержания. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. | |
3. | Два музыка-льных посвя-щения. Портрет в музыке и живописи. Кар-тинная галерея. | 1 ч. | 19.09 21.09 | Муз. викторина | Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Воплощать всевозможные музыкальные образы в основных видах учебной деятельности. | |
4. | Два музыка-льных посвя-щения. Портрет в музыке и живописи. Кар-тинная галерея. | 1 ч. | 26.09 28.09 | Обдумывать исполнение в соответствии с музыкальным образом произведения. Импровизировать в разных видах музыкально-творческой деятельности на основе сопоставления образов. | ||
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…». | 1 ч. | 3.10 5.10 | Музицировать в характере сходных и контрастных образных сфер. | ||
6. | Музыкальный образ и мас-терство испол-нителя. | 1ч | 10.10 12.10 | Фрот альн. опрос | Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. | |
7. | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве ком-позиторов. | 1 ч. | 17.10 19.10 | Осознавать истоки непрерывного музыкального развития. Узнавать различные музыкальные формы построения музыки. | ||
8.. | Образы песен зарубежных ком-позиторов. Ис-кусство прекрасного пения. | 1 ч. | 24.10 26.10 | Сотрудничать в процессе коллективной музыкально-творческой деятельности (драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.). Петь доступные для исполнения темы инструментальных сочинений русских и зарубежных классиков. | ||
9. | Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». . | 1 ч. | 31.10 2.11 | Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений. Наблюдать за сопоставлением и/ или столкновением контрастных и сходных музыкальных образов (музыкальных тем). | ||
10. | Образы русской народной и духовной музы-ки. Народное искусство Древ-ней Руси. | 1 ч. | 14.11 16.11 | Самостоятельно отбирать музыкальные произведения (вокальные, инструментальные), содержащие контрастное сопоставление музыкальных образов, и участвовать в их исполнении. | ||
11. | Образы русской народной и духовной музы-ки. Духовный концерт | 1 ч. | 21.11 23.11 | Муз. викторина | Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. | |
12. | .«Фрески Софии Киевской». | 1 ч. | 28.11 30.11 | Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы. | ||
13. | «Перезвоны» Молитва. | 1ч | 5.12 7.12 | Воспринимать особенности интонационного и драматургическогоразвития в произведениях сложных форм. | ||
14-15. | Образы духовной музыки Западной Европы. Небес-ное и земное в музыке Баха. По-лифония. Фуга. Хорал. . | 2 ч. | 12.12 19.12 14.12 21.12 | Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох. | ||
16. | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бура-на». | 1 ч. | 26.12 28.12 | Передавать в исполнении музыки (вокальном, инструментальном и др.) особенности развития одного или нескольких музыкальных образов. | ||
17. | Авторская музы-ка: прошлое и настоящее. нрк. Барды Белгородчиныа. новых знаний. | 1ч. | 16.01 11.05 | Рассуждать о своеобразии отечественной духовной и светской музыкальной культуры прошлого и узнавать отдельные образцы русской музыки. | ||
Тема № 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки» | ||||||
18. | Джаз – искусство 20 века | 1 ч. | 23.01 18.01 | Находить в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет аранжировки известных классических (русских и зарубежных) музыкальных произведений. | ||
19 | Вечные темы искусства жизни | 1 ч. | 30.01 25.01 | Муз.викторина | Понимать характерные черты венской классической школы, композиторов-романтиков и называть их основных представителей. Ориентироваться в основных жанрах музыки западноевропейских и русских композиторовэ. | |
20. | Образы камерной музыки | 1 ч. | 6.02 1.02 | Фро. Опр. | Исполнять отдельные образцы музыки западноевропейских и отечественных композиторов. | |
21. | Инструментальная баллада, ночной пейзаж. | 1 ч. | 13.02 8.05 | Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы | ||
22. | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» | 1 ч. | 20.02 15.02 | Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования) | ||
23 | «Космический пейзаж». Картинная галерея. | 1 ч. | 27.02 1.03 | приводить примеры произведений. композиторов | ||
24-25 | Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина. | 2 ч. | 6.03 13.03 15.03 22.03 | Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю: музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная | ||
26-27 | Симфоническое развитие музыкальных образов.»В печали весел, а в весельи печален». Связь времен | 2 ч. (1) | 20.03 3.04 5.04 | Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. Самостоятельно изучать и приводить примеры куплетной, одночастной и вариационной форм. | ||
28-29 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 2 ч (1). | 10.04 17.04 12.04 | Воплощать художественно-образное содержание отечественной и зарубежной музыки в музыкально-пластическом движении, импровизации. | ||
30-31 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | 2 ч. | 24.04 8.05 19.04 26.04 | . | Принимать участие в создании танцевальных, вокальных импровизаций «в духе» классицизма, романтизма. Подбирать необходимый материал для выполнения творческих проектов (презентации музыки различного образного содержания). | |
32-33 | Мир музыкального театра. | 2ч. | 15.05 22.05 17.05 24.05 | Инсценировать фрагменты классических опер русских и зарубежных композиторов. Принимать участие в создании музыкально-театральных композиций в классическом стиле. | ||
34-35. | Образы киномузыки. Обобщающий урок | 2(1) (1) | 29.05 31.05 | Находить в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет различные интерпретации классической музыки и высказывать собственное мнение о них | ||
Итого 35 ч. |
Литература: Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования
Примерные программы по музыке для основной школы
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 5-7 классы / Е.Д. Критская,
Г.П. Сергеева.. 3-е изд. доработанное - М.: Просвещение, 2010. - 24 с. - Библиогр.: с. 21. - ISBN 5-09-020795-,9.
Г.П. Сергеева.. Критская Е.Д. Музыка: Учебник для учащихся 5 класса - 7е изд., М.: Просвещение, 2011. - 159с.: ил. - ISBN 978-5-09-025223-2
Дополнительную информацию по методике преподавания музыки можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru). Общеобразовательные ресурсы: http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября". http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета. Оборудование: музыкальный инструмент – фортепиано, Клавишный синтезатор, музыкальный центр, компьютер, проектор , экран, компакт-диски классической музыки, комплект детских песен и фонограмм. Комплект звукопроизводящей аппаратуры /микрофон, усилитель звука, динамики/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Музыка» 1 класс разработан в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр)
Место данного урока в системе указанной программы: 1 класс, IIIчетверть.Тема урока: Мелодии и краски природы в жизни человека.Птицы в нашем лесу. Наши меньшие друзья – птицы.Цель урока (пр...
Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....
Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"
Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....
Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....
Рабочая программа по музыке .4 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа. Музыка. 4 класс.В.В.Алеев...
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» 1 класс Школа России 2018-2019
Рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепция ...