Музыка в школе 5 класс
рабочая программа по музыке по теме

Кононова Ольга Николаевна

Рабочая программа Е.Критская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_-.doc159.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КРАСНОЯРУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

«Согласовано»

Руководитель МО

художественно-эстетического цикла____________

Протокол №     _____

от ______________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора МОУ «Краснояружская СОШ №1»

__________

Бугаёва Л.В.

« ____» ____________2013г.

« Утверждаю»

Директор МОУ «Краснояружская СОШ №1»

__________

Сидорова Т.Н.

Приказ № _____ от

« ____» ____________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«МУЗЫКА»

в 5 классе

Учитель Кононова О.Н.

2013 – 2014 учебный год

                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5  класса образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования  2011 года,    авторской рабочей   программой «Музыка 5-7 классы» предметной  линией  учебников  Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская Москва  «Просвещение  2011год», инструктивно-методическим  письмом  «О  преподавании  предмета «Музыка»  в общеобразовательных  учреждениях  Белгородской  области в  2013-2014 учебном  году».

Примерная программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

• воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;

 • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой  деятельности (слушании музыки и пении, инструментального

музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведен   музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач  ичностного, познавательно-коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения  приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение  интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий.

 Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой

деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления  накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полноценной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций , проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости.

Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства  , анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.

Приобщение к отечественному и зарубежному музыкаль ому наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных

традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество,

возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ

Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане  бразовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в V—VII классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора.  учащихся, в углублении представлений о широте жизненного   содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии  у  школьников особого чувства творческого стиля того или  иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в  установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимания процессов интонационного и драматургического развития.

Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления  знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуального творческого и духовного развития учащихся, формирования  у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни.

 Изучение музыки в школе, ориентированное на освоении общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом

успешную социализацию растущего человека, становлении его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.                                             

Личностные, метапредметные  и  предметные  результаты освоения  учебного  предмета.

Личностные результаты изучения музыки отражают:

• формирование целостного представления о поликультурной  картине современного музыкального мира

• развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм  и жанров;                                            

• совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;                              

• овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

• наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное  мышление, творческое воображение;  

• сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают:

• анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

• проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

• размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

• использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

• применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

 участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметные результаты изучения музыки предполагают:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
  • применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств—звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

В рабочей  программе  рассматриваются   разнообразные  явления  музыкального искусства  в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии),  изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа  состоит  из  двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».  Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Тема года:   “Музыка и другие виды искусства”

Тема 1 раздела:  “Музыка и литература” (17 часов)

   Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.  Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

 Тема  2  раздела  «Музыка  и  изобразительное  искусство»  (18часов)

   Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Учебный план по музыке для 5 класса

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Примечание

Лабораторные

 и практические

Контрольные и диагностические материалы

Экскурсии

I.

Тема №1. «Музыка и литература» 

17 ч.

2 ч.

Обобщающие уроки

II.

Тема №2. «Музыка и изобразительное искусство»

 

18 ч.

2 ч.

Обобщающие уроки

Итого

35 ч.

4 ч.

Календарно-тематическое планирование в 5 классе

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата

Фактич.

Конт

роль

Характеристика основной деятельности учащегося

 I полугодие   «Музыка и литература» 17 час.

1.

Что роднит музыку с литературой

1 ч.

4.09

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства.

2-4.

Вокальная музыка

3 ч.

11,18,25.09

стартовый

Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки и др.). Передавать в разнообразной музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки. Исследовать разнообразие и специфику современной музыки (вокальной, театральной, симфонической)..

5-6.

Фольклор в музыке русских композиторов

2 ч.

2,910

Муз. викторина

Самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки Оценивать и соотносить харак терные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов. Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей

7.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1 ч.

16.10

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ритму и др.) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и современности (чувство стиля).

8

Вторая жизнь песни.

1 ч.

2310

Владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.

Осуществлять поиск музыкальнообразовательной    информации в сети Интернет.

Воплощать различные по смыслу интонации в различных видах учебной деятельности.

9.

Обобщение 1 четверти

30.10

Фронт.опрос

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.            

10.

Всю жизнь мою несу родину в душе…

1 ч.

14.11

Принимать участие в драматизации музыкальных произведений различных стилевых направлений.

Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой  деятельности.

Импровизировать,   передавая в общих чертах характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная, инструментальная    импровизации).

11-12.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

2 ч.

21,28.11

Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным   произведениям при их восприятии и исполнении.

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством.

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

13.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1 ч.

4.12

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства .

14.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1 ч.

11.12

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы, изобразительного искусства.

Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе взаимодополнения средств выразительности.

Различать характерные признаки видов искусства.

Раскрывать особенности музыки

15.

Музыка в театре, в кино, на телевидении.

1 ч.

18.12

Муз. викторина

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства.                                                                                               Самостоятельно     подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.

16.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1 ч.

25.12

Принимать участие в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Инсценировать песни (фрагменты детских опер, спектаклей, мюзиклов).

17.

Мир композитора.

Обобщение материала.

1 ч.

16.01

Фронтальн. опрос

Собирать  коллекцию  музыкальных  и  литературных  произведений с  использованием Интернета Импровизировать  в  соответствии  с  представленным  учителем  или  самостоятельно  выбранным    литературным  образом.

                          Музыка и изобразительное  искусство-18 часов

18.

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1 ч.

23.01

Творчески   интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкальноритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом   слове,   изобразительной деятельности.

19.

Небесное и земное в звуках и красках

1 ч.

30.01

Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства (записи музыки, произведения литературы и изобразительного искусства о музыке).

20-21

Звать через прошлое к настоящему

2 ч.

5,12.02

Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на электронных инструментах.                        Осознавать  и   рассказывать о влиянии музыки на человека.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

22-23

Музыкальная живопись и живописная музыка

2 ч.

19,26.02

Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки

24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1 ч.

5.03

Самостоятельно  подбирать  сходные  и  контрастные  произведения ИЗО  к  изучаемой  музыке.

 

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1 ч.

12.03

Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, красивое - уродливое).

26

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

1 ч.

19.03

Муз.викторина

Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов.

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов (инструментальных,   вокальных,   театральных

и т. д.).

 

Анализировать  и  обобщать многообразие  связей  музыки,  литературы  и  ИЗО

27

Обобщение 3 четверти

1 ч.

2.04

Фронт. Опр.

28

Застывшая музыка

1 ч.

9.04

Воплощать  художественно-образное  содержание  музыки  и  произведений  ИЗО  в  драматизации.  Инсцинировании,  пластическом  движении,  свободном  дирижировании.

29.

Полифония в музыке и живописи

1 ч.

16.04

Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл.  Музицировать на электронных и различных элементарных детских музыкальных инструментах.

30

Музыка на мольберте

1 ч.

23.04

 Оценивать  собственную  музыкально-творческую  деятельность  и  деятельность  своих  сверстников. исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

31

Мир композитора. С веком наравне. Обобщение 4 четверти Импрессионизм в музыке и живописи

1 ч.

30.04

Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыка, литература, изобразительное искусство, театр, ки

но и др.).

32

О подвигах, о доблести, о славе…

1 ч.

Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров Различать  виды оркестра  и  группы  музыкальных  инструментов.

Участвовать в сочинении фрагментов элементарных инструментальных музыкальных композиций, вкладывая в них определенный смысл (радость, веселье, грусть, утешение, спокойствие, поддержку и т. д.)

33

В каждой мимолетности вижу я миры…

1 ч.

7.05

34

35

Мир композитора. С веком  наравне.

Обобщение материала

1 ч.

1

14.05

21.05

(28!)

Защита проекта.

Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность с позиций красоты и правды.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию  произведений  ИЗО

За учебный год:

35 ч.

Литература: Федеральный   компонент  Государственного    стандарта  общего  образования

Примерные  программы  по  музыке  для  основной   школы

 Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 5-7 классы / Е.Д. Критская,

Г.П. Сергеева.. 3-е изд. доработанное - М.: Просвещение, 2010. - 24 с. - Библиогр.: с. 21. - ISBN 5-09-020795-,9.

Г.П. Сергеева.. Критская Е.Д.    Музыка: Учебник для учащихся 5 класса - 7е изд., М.: Просвещение, 2011. - 159с.: ил. - ISBN 978-5-09-025223-2

Дополнительную информацию по методике преподавания  музыки можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru). Общеобразовательные ресурсы: http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября". http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета.

Оборудование:  музыкальный инструмент – фортепиано, Клавишный синтезатор, музыкальный центр, компьютер, проектор , экран, компакт-диски классической музыки, комплект детских песен и фонограмм. Комплект  звукопроизводящей  аппаратуры /микрофон,  усилитель звука,  динамики/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Музыка» 1 класс разработан в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр)

Место данного урока в системе указанной программы: 1 класс, IIIчетверть.Тема урока:  Мелодии и краски природы в жизни человека.Птицы в нашем лесу. Наши меньшие друзья – птицы.Цель урока (пр...

Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....

Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"

Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

Рабочая программа по музыке .4 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа. Музыка. 4 класс.В.В.Алеев...

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» 1 класс Школа России 2018-2019

     Рабочая  программа по музыке для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования. Концепция ...