Музыка в школе 7 класс
рабочая программа (музыка, 7 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КРАСНОЯРУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1»
«Согласовано» Руководитель МО Художественно-эстетического цикла ____________ Протокол № _____ от ______________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора МОУ «Краснояружская СОШ №1» __________ Бугаёва Л.В. « ____» ____________2013г. | « Утверждаю» Директор МОУ «Краснояружская СОШ №1» __________ Сидорова Т.Н. Приказ № _____ от « ____» ____________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«МУЗЫКА»
в 7 классе
Учитель Кононова О.Н.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004 года
авторская программа «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7- классы. – М. «Просвещение», 2010;
Инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».
.Цель – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие
задачи и направления — овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационнокоммуникационных технологий).
- идея' познания художественной картины мира и себя в этом мире.
- введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры.
- Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур
-обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания.
:
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод проектов.
В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Музыка: 7 класс – М.: Просвещение, 2011г
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Учебный план по музыке для 7 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Примечание | ||
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические материалы | Экскурсии | ||||
I. | Тема №1. «Особенности драматургии сценической музыки» | 17 ч. | 2 ч. Обобщающие уроки | |||
II. | Тема №2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | 18 ч. | 2 ч. Защита исследовательских проектов | |||
Итого | 35 ч. | 4 ч. |
Результаты освоения программы «Музыка» в 7 классе
В соответствии со стандартами второго поколения оцени|ванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения [школьников к искусству; знание музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных ) и др.; способы учебно-познавательной, исследователей деятельности; коммуникативные умения, способностями
контролю и самоконтролю. Важным показателем успешно достижения планируемых результатов является участие школьников в различных формах культурно-досуговой деятельности класса, школы, округа, региона.
Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:
• знание основных закономерностей музыкального искусства , умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
• различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые пар|аллели между музыкой и другими видами искусства; • творчески интерпретировать содержание музыкального низведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных пмпозиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их
произведений;
• ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.
Учащиеся научатся:
Метапредметными результатами изучения музыки являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
• умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении
различных задач.
Учащиеся научатся: • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концер-
тов, театров и др.;
Кроме того, учащиеся получат представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях
музыкальной/художественной жизни в отечественной и заРУбежной
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музы-
кальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).
Учащиеся научатся:
Личностными результатами изучения музыки являются:
~ развитое музыкально-эстетическое чувство, продляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
• позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей
Содержание курса:
«Особенности драматургии сценической музыки»- Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкальнодраматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль,
хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» - Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и их противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Календарно – тематическое планирование в 7 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата Факт. | Конт роль | Характеристика основной деятельности |
I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки» 17 час. | ||||||
1. | Классика и современность | 1 ч. | 7-А 7.09 7-Б 5.09 | стартовый | Понимать роль музыки в жизни человека. Совершенствовать представление • о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель —слушатель). Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. Знать имена выдающихся отечест•енных и зарубежных композиторов и юполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изучать юнных классических произведений. Творчески интерпретировать со(ержание музыкальных произведений, гспользуя приемы пластического ингонирования, музыкально-ритмичес<;ого движения, импровизации. Использовать различные формы индивидуального, группового и колтективного музицирования. Выполнять творческие задания. Участвовать в исследовательских проектах. Выявлять особенности взаимодей;твия музыки с другими видами искусства. | |
2-3 | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. | 2 ч. | 7-А 14,21.09 7-Б 12,19.09 | Муз.анализ | ||
4-5 | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половчан. Плач Ярославны. | 2 ч. | 7-А 28.09,5.10 7-Б 26.093.10 | Муз.анализ | ||
6-7 | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. | 2 ч. | 7-А 12,19.10 7-Б 10,1710 | Муз.анализ | ||
8. | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. | 1 ч. | 7-А 23.10 7-2410 | |||
9-10. | В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. Обобщение материала 1 четверти | 2 ч. | 7-А 2,16.11 7-Б 31.10,14.11, | Фронтальный опрос | ||
11. | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образы Хозе. Образы «масок» и Тореодора. | 1 ч. | 7-А 2311 7-Б 21.11 | |||
12. | Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени. | 1 ч. | 7-А 30.11 7-Б 28.11 | |||
13- 14. | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи. | 2.ч. | 7-А 7,14.12 7-Б 5,12.12 | |||
15-16. 17. | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги». Обобщение 2 четверти. | 2 ч. (1)ч | 7-А 21,28.12 7-Б 19,26.12 7-А ! 7-Б ! | Фронтальный опрос | ||
II полугодие «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» 18 час. | ||||||
18-19. | Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 2 ч. | 7-А 12,19.01 16,23.01 | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального скусства.Сравнивать музыкальные произведения разных жанров,стилей, выявлять интонационные связисвязи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр. Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. | ||
20-21 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. | 2 ч. | 7-А 26.01 1.02 7-Б30.01-6.02 | |||
22 | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке. | 1 ч. | 13.02 | |||
23 | Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. | 1 ч. | 20.02 | Муз викторина | ||
24-25-26-27-28 | Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. | 5 ч. | 1,15,22.03 5,12.04 27.02 6,13,20,03,3.04 | Муз викторина | ||
29-30,-31 | Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина. | 3 ч. | 19,26.04 10,17,24.04 | |||
32-33 34-35 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Обобщение 3-4четверти | 2 ч. 2ч(1) | 17,24.05 8,15.05 31.05 22,29 | Фронтальный опрос | ||
Исследовательский проект | Вне сетки часов | |||||
За учебный год: | 35ч. |
Литература: Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования
Примерные программы по музыке для основной школы
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 5-7 классы / Е.Д. Критская,
Г.П. Сергеева. Т.С. 3-е изд. доработанное - М.: Просвещение, 2010. - 24 с. - Библиогр.: с. 21. - ISBN 5-09-020795-,9.
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Музыка: Учебник для учащихся 7 класса - 5е изд., М.: Просвещение, 2011. - 159.: ил. - ISBN 978-5-09-025224-9.
Дополнительную информацию по методике преподавания музыки можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru). Общеобразовательные ресурсы: http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября". http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета.
Оборудование: музыкальный инструмент – фортепиано, Клавишный синтезатор, музыкальный центр, компьютер, проектор , экран, компакт-диски классической музыки, комплект детских песен и фонограмм. Комплект звукопроизводящей аппаратуры /микрофон, усилитель звука, динамики/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Музыка» 1 класс разработан в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр)
Место данного урока в системе указанной программы: 1 класс, IIIчетверть.Тема урока: Мелодии и краски природы в жизни человека.Птицы в нашем лесу. Наши меньшие друзья – птицы.Цель урока (пр...
Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....
Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"
Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....
Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....
Рабочая программа по музыке .4 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа. Музыка. 4 класс.В.В.Алеев...
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» 1 класс Школа России 2018-2019
Рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепция ...