Проблемные вопросы и задания по географии
методическая разработка по географии
Проблемные вопросы и задания по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnye_voprosy_i_zadaniya_po_temam.docx | 32.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемные вопросы и задания по темам
Географические задачи по теме «Австралия»
1. В 1839 г в штат Новый Южный Уэльс привезли кактус опунцию. Сначала его выращивали в горшках, потом в полисадниках перед домом, а потом… кактус стал расти сам и «захватил» пастбища не только Нового Южного Уэльса, но и соседнего штата Квинсленд. Остановить продвижение «колючего завоевателя австралийских пастбищ» стало возможным лишь после того, как … продолжите предложение.
2.Есть такая австралийская шутка. Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он от удивления упал в обморок. Родственники пытались привести его в чувство, брызгая на лицо холодную воду, но безуспешно. И наконец, один из них догадался – «выплеснул» в лицо несчастному два ведра пыли. И фермер тотчас пришёл в себя. Какой компонент природы Австралии отражён в этой шутке?
3. В полуденное время один поезд идет по Транссибирской магистрали из Новосибирска в Омск, другой по Трансконтинентальной дороге из Сиднея в Перт. Какие – правые или левые по ходу движения – окна будут освещаться солнцем: 1) в России; 2) в Австралии?
Проблемные вопросы и задания по теме «Земная кора» 6 класс
Тема, класс | Проблемные вопросы и задания | Место постановки в учебном процессе | Деятельность учащихся |
Породы, слагающие земную кору. | Почему толщина слоя осадочных пород в настоящее время доходит в Черном море до 14 км, а в Тихом океане не превышает 1 км. | В процессе изучения темы | Под руководством учителя выполняют все этапы решения проблемы. |
А процессе преобразования торфа в ископаемый уголь основными факторами являются высокое давление и температура земных недр. Почему в Подмосковном бассейне образовался бурый уголь, а в Донбассе – каменный, хотя возраст этих углей одинаков. | В процессе изучения темы | Самостоятельно выполняют все этапы решения проблемы. | |
В морской воде присутствуют все элементы таблицы Менделеева (например, 99% мировых запасов брома). Почему же их не извлекают из морской воды? | В процессе изучения темы | «Мозговой штурм» | |
Движения земной коры | 50-метров – наибольшая глубина, на которой возможна жизнь кораллов, однако у берегов Новой Каледонии высота кораллов превышает сотни метров. Как возникли столь высокие сооружения? | В качестве закрепления материала. | Самостоятельно выполняют все этапы решения проблемы. |
Нередко в горах древнейшие пласты горных пород, которым следовало бы находится внизу, покоятся на более молодых. Объясните данный факт. | В процессе изучения темы. | Под руководством учителя выполняют все этапы решения проблемы. | |
Любимая пословица нидерландцев утверждает, что Бог сотворил небо и землю, а они – Нидерланды. На чем основано это утверждение? | В качестве проверки понимания материала. | Исходя из новых знаний, полученных на уроке, высказывают свои предположения. | |
Вулканы. Горячие источники, гейзеры. | Вулканы – грозные соседи для расположенных вблизи поселений. А могут ли вулканы приносить пользу? | В качестве домашнего задания. | Используют дополнительную литературу. |
В 1952 году в Тихом океане недалеко от Японских островов появился остров, поверхность которого стала возвышаться над водой на 200 метров. Просуществовав не многим больше года, остров скрылся под водой. Объясните причины подобного явления. | В процессе изучения темы. | Исходя из новых знаний, полученных на уроке, выдвигают свои предположения, объясняя причины. |
Проблемные вопросы и задания по теме «Гидросфера» 6 класс
Тема, класс | Проблемные вопросы и задания | Место постановки в учебном процессе | Деятельность учащихся |
Что такое гидросфера. | Докажите или опровергните утверждение: «Вода – самый ценный минерал нашей планеты» | В процессе изучения темы. | Выражают свою точку зрения, приводя аргументы. |
Мировой океан и его части. | Почему мы не можем считать морем огромный Каспий, но называем морем вдесятеро меньшее Азовское, с ничтожными глубинами – в 15 м.? | В процессе изучения темы. | Под руководством учителя выполняют все этапы решения проблемы. |
Все моря имеют берега. В большей или меньшей степени они ограничены от остального океана сушей, а сообщаются с ним проливами. Но в Атлантическом океане есть участок, который географы назвали Саргасовым морем, хотя у него нет суши даже по краям, то есть побережье отсутствует. Почему тогда было выделено саргассово море? | В качестве проверки усвоения знаний. | Самостоятельно учителя выполняют все этапы решения проблемы. | |
Свойства вод Мирового океана. | Почему вода в Мировом океане солёная? | Перед изучением нового материала. | Находят ПСС, объясняя факт, создают логическую цепочку рассуждений. |
Волны в Океане. | В Северном море есть скалистый остров Гельголанд, сложенный из красного песчаника. В наши дни остров занимает 0,9 квадратных км. Однако ученые нашли описание острова, , сделанное летописцем в 1072 г. Оказывается, остров был тогда значительно больше – за прошедшее время он уменьшился в сотни раз. Что произошло с островом? | В процессе изучения темы. | Исходя из приобретенных знаний, высказывают свои предположения, по возможности доказывая их. |
Остров Сейбл, лежащий в 280 км от порта Галифакс в Канаде, называют качующим островом. Он передвигается с запада на восток со скоростью 230 м в год. Объясните подобное явление. | При проверке усвоения знаний. | Исходя из приобретенных знаний, высказывают свои предположения, по возможности доказывая их. | |
Почему в Балтийском и Средиземном морях приливы незначительны (несколько см), а севернее – в Бристольском заливе бывают выше 14 метров? | В качестве домашнего задания. | Самостоятельно выполняют все этапы решения проблемы. | |
Течения в Океане | В одном фантастическом романе рассказывается о том, как ученый нашел способ насколько ускорить рост морских моллюсков, что они перекрыли пролив между о. Куба и п-овом Флорида и тем самым отрезали путь Гольфстриму на север. К чему бы это привело в действительности? | При проверке усвоения знаний. | Зная, какое влияние оказывают течения на климат, пытаются выстроить последствия, выдвигают гипотезы. |
Изучение и охрана Океана. | Всем известны причины гибели английского судна «Титаник» в 1912 году. Почему в наше время айсберги не так опасны? | При проверке усвоения знаний. | Исходя из приобретенных знаний, высказывают свои предположения, доказывая их. |
Реки. | Могут ли реки идти вспять. Аргументируйте ответ. | В качестве домашнего задания. | Используя дополнительную литературу, доказывают фактами свою версию. |
По свидетельству древних, порт Адрий стоял на берегу Адриатического моря, возле устьев двух рек – По и Адидже. Однако на современной карте бывшего порта на побережье нет; нынешний город Адрия находится в 23 км от моря. Объясните подобное изменение местоположения города. | В процессе изучение темы. | Под руководством учителя выполняют все этапы решения проблемы. | |
В XII в. в г. Новгороде недовольное свои епископом население города решило его изгнать. Епископа посадили на плот и пустили его по течению. Горожане рассчитывали, что течением реки плот будет унесен в Ладожское озеро, а оттуда – в Балтийское море. Но, как только плот вышел на середину реки, его понесло в обратном направлении. Религиозное население Новгорода восприняло это как ниспосланное Богом прощение епископу. А как вы объясните подобное явление? | В процессе изучение темы. | Выполняют все этапы решения проблемы. | |
Озёра. | Почему уровень воды в озере Иссык-Куль постоянно понижается, хотя в озеро впадает более сотни рек и не вытекает ни одной? | В качестве домашнего задания. | Самостоятельно выполняют все этапы решения проблемы. |
Существует мнение, что в Мёртвом море нельзя утонуть, почему? | При закреплении материала. | Высказывают свои предположения. | |
Охрана поверхностных вод. | Почему 100 лет назад воды хватало, а в настоящее время ученые говорят об угрозе водяного голода? | В качестве основной познавательной задачи урока. | Проанализировав знания, полученные на уроке, заслушав сообщения, в конце урока отвечают на вопрос. |
Проблемные вопросы и задания по теме «Атмосфера» 6 класс
Тема, класс | Проблемные вопросы и задания | Место постановки в учебном процессе | Деятельность учащихся |
Атмосфера, её строение. | Почему газообразную оболочку Земли называют «одеждой» планеты? | В качестве основной познавательной задачи урока. | Проанализировав знания, полученные на уроке, в конце урока отвечают на вопрос. |
Почему в стратосфере падение атмосферы прекращается, и температура остается постоянной? | В процессе изучение темы. | Выполняют все этапы решения проблемы. | |
Ветер. | В переводе с испанского, пассат – это «ветер, благоприятствующий переезду». Объясните название ветра. | При проверке усвоения знаний. | Выполняют все этапы решения проблемы. |
Водяной пар и облака. | Почему кучевые облака называют «облаками хорошей погоды»? | При проверке усвоения знаний. | Высказывают свои предположения. |
Атмосферные осадки. | Как вызвать искусственный дождь? | При проверке усвоения знаний. | Высказывают свои предположения, обосновывая их. |
Проблемные вопросы и задания по теме «Африка» 7 класс
Тема, класс | Проблемные вопросы и задания | Место постановки в учебном процессе | Деятельность учащихся |
Климат. | Постоянные западные и юго-западные ветры, дующие с Атлантического океана, приносят на побережье пустыни Намиб насыщенный влагой, но относительно холодный воздух, однако дожди в пустыне выпадают крайне редко, зато густые туманы – явление обычное. Почему? | В процессе изучение темы. | Находят противоречия в сведениях о природных явлениях, делают свои предположения. |
Внутренние воды. | «Этот ливень падает главным образом на противоположной стороне расселины ; в нескольких метрах от края обрыва там стоят стеной вечнозеленые деревья, листья которых всегда мокрые». Где такое возможно? | В процессе изучение темы. | Высказывают свои предположения, обосновывая их. |
Докажите, что озёра Восточной Африки в большинстве – тектонического происхождения. | В процессе изучения нового материала. | Анализируют физическую карту Африки, сопоставляя её с картой строения земной коры, делают выводы, приводят доказательства. | |
Природные зоны. | О какой климатической зоне идёт речь: «Реки без устьев, озёра без стоков, леса без тени, деревья без листьев, «сухие» дожди не смачивают поверхности»? | При закреплении материала. | Анализируют полученную на уроке информацию, сопоставляют с полученными на уроке знаниями, дают ответ. |
Какую природную зону можно охарактеризовать как «хаос в природе»? | При закреплении материала. | ||
Почему во влажных лесах Мадагаскара цветы, чаще невзрачные, распускаются не в приземном слое, не на кроне, а на стволах деревьев? | При закреплении материала. | Работают в системе УМШ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемные вопросы и задания на уроке музыки
Уроки музыки, проведенные по традиционной, давно привычной схеме, на которых ученикам передается многовековой культурный опыт человечества и учитель опирается только на свой авторитет (великий компози...
Использование проблемных и творческих заданий, как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке географии.
Значение проблемных и творческих заданий в формировании творческой деятельности учащихся. Виды творческих заданий....
Виды проблемных заданий по географии, развивающих творческие способности учащихся.
«Мастерство учителя - не случайная удача, а систематический, кропотливый поиск и труд» «Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трех педаг...
Примеры вопросов и заданий краеведческого характера по темам начального курса географии ( 6 класс). География. Природа и люди.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и...
Каталог проблемных вопросов и заданий по географии
Проблемные вопросы к урокам географии с 5-11 класс....
Программа внеурочного занятия (кружка) с рецензией: "Проблемные вопросы географии"
Рабочая программа кружка «Проблемные вопросы географии» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерных ...
Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.
По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...