Нестандартные уроки с творческим заданием на уроках музыки
учебно-методический материал по музыке по теме
Доклад на методическое объединение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.24 КБ |
produktivnaya_tvorcheskaya_deyatelnost_na_urokah_muzyki_v_nachalnoy_shkole.pptx | 923.54 КБ |
pamyatka.docx | 16.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Нестандартные уроки с творческим заданием на уроках музыки
(1 слайд) Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.
(2слайд) Что мы понимаем под творчеством? Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Ценность творчества, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Уроки музыки могут способствовать развитию продуктивной творческой деятельности у учащихся, т.е. развитию творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке, а также в умении ритмопластического интонирования.
Творчество на уроках музыки способствует общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.
(3 слайд) Какие пути и педагогические приемы для продуктивной творческой деятельности в процессе общения с музыкой мы можем обозначить?
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Но и важно, чтобы разговор о музыке не подменял саму музыку.
К постановке проблемы относится система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, умение находить новые решения и варианты индивидуального прочтения того или иного произведения. Эта система представляет собой по сути диалогическое общение. Такое общение учителя и учеников на уроке рождает у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – так как нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность. Это большая сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивидуальности ребёнка в своем развитии.
(4 слайд) Умение действовать в нестандартных ситуациях проявляется и закрепляется учащимися в творческой деятельности на уроках музыки, подчинённой единой системе творческих заданий, через которую раскрываются специфические связи искусства с окружающим миром в широком смысле и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков – в более узком.
Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей. Исследования показали, что уже в младшем школьном возрасте формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активно воображение.
Активизация творческих способностей учеников на уроках музыки применяется в различных вариантах творческих заданий. Система этих заданий проецируется в двух плоскостях: обязательность постоянного обращения к субъектному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, а с другой – к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления.
Например, при освоении понятия «лад», можно воспользоваться импровизацией, основанной на принципе «ролевой игры»: предложить взглянуть на одно и то же явление глазами человека, находящегося в разных эмоциональных ситуациях. Дети на примере этого задания раскрывают взаимосвязь между внутренним и внешним миром.
Существует множество типов творческих заданий.
- Перевод образа из одного художественного ряда в другой.
- Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.
- Построение заданий от частного к общему.
В первом варианте интересны задания на передачу средствами живописи или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа.
Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации. Объектами словесного рисования являются описания природы, внешнего облика персонажа в программных музыкальных произведениях.
Второй вариант творческих заданий важен для формирования ассоциативного мышления, овладения навыками сравнительного анализа посредством рассуждения. Например: На что это похоже? Интересно описание конкретных явлений окружающего мира (голос зверей, пение птиц, шелест листвы) с тем, чтобы другие дети угадали, о чем идет речь. Здесь уместна и игра «Что на что похоже?». Все эти задания способствуют развитию видения, слышания и умения замечать выразительные свойства предметов и явлений.
В круг творческих заданий, относящихся к третьей группе, входят такие задания, которые помогли бы ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта темы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например, такое задание: осмыслить роль художественной детали на примере эффекта, который возникает от перестановки слов, звуков, красок, приводящих к изменению целостного образа. Или такое задание: представить поведение героя и его музыкальный портрет в измененных обстоятельствах.
(5 слайд) Реализация творческого потенциала учащихся протекает в форме музыкально-художественной деятельности тогда, когда школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя).
Наиболее близкими оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. Формирование музыкального опыта опирается на активные виды восприятия, сопровождаемые собственным пением.
Пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр.
Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах.
Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков и т.д.
Импровизация – первооснова художественного творчества детей. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии.
(6 слайд) Для успешной и продуктивной творческой деятельности на уроках и во внеурочное время учитель должен стать творческим лидером, духовно-богатой личностью, творцом, порой сценаристом, режиссером и актером-исполнителем. Такой педагог видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать для успешной творческой деятельности ученика.
Несомненно для продуктивной творческой деятельности учеников учитель должен проводить нестандартные уроки и использовать интерактивные методы обучения. Также педагог, заинтересованный в творческом развитии учащихся, организовывает исследовательскую деятельность учеников.
(7 слайд) Под творчеством детей в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей ребёнка, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. При этом необходимо учителю рассматривать творчество как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида.
(8-9 слайды)
(10 слайд) Частью жизни многих ребят стала внеурочная вокально-хоровая деятельность. На занятиях мы не только разучиваем новые произведения, продолжая развивать те навыки и умения, которые приобрели на уроках музыки. Серьезная и творческая работа ведется в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков многоголосного пения, совершенствования исполнительской культуры.
Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях не только школьных, но и городских. Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, а также продуктивная творческая деятельность.
Заключение
На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе.
По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности.
Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не только выполнял техническое задание учителя. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ребёнок внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Ребенок - субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача …» (А.А. Мелик - Пашаев )
Возможности продуктивного обучения 1. Умение сформулировать проблему 2. Умение находить новые решения
3. Умение действовать в нестандартных ситуациях 4. Активизация творческих способностей учеников Перевод образа из одного художественного ряда в другой. Выработка умений смотреть и видеть, с лушать и слышать. Построение заданий от частного к общему.
5. Реализация творческого потенциала учащихся активные формы музицирования (вокально-хоровая, инструментальная) пластическое интонирование импровизация драматизация
Преподаватель: Развивает творчество учеников Проводит нестандартные уроки Использует интерактивные методы Организовывает исследовательскую деятельность учеников
Ученик: Умеет видеть проблемы Искать пути их преодоления Генерировать идеи Планировать и организовывать собственную деятельность
Творческие задания на уроках музыки, способствующие продуктивной творческой деятельности детей: Ритмопластика (придумать движения). Звукографика (устная и письменная), графически изобразить музыкальные штрихи, мелодию. Бег ассоциаций (найти ассоциации): с природой; с репродукциями; со стихотворениями; с жизненными ситуациями. Актуализация субъектного опыта (свободно обсудить … , сравнить … , передать впечатления …). Загадко-творчество (отгадать, сочинить загадку)
Музыкальное рисование (создание словесного портрета) ИЗО (рисунок) Интонирование в заданном образе . Игровые ситуации (музыкально-дидактические игры). Театрализация (инсценировка песен, перевоплощение). Ритмизация текстов. Досочинение мелодий. Сочинение текстов к музыкальным фразам. Игровая импровизация. Составление художественных коллекций (по эмоциональной общности произведений ритмичных видов искусств).
“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.” Б.Асафьев
Предварительный просмотр:
Творческие задания на уроках музыки. Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние – радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребёнка.
Желаю удачи! • Создавать голосом или на инструменте движение звука: вверх, вниз, кружение, прыжки. • Выражение своих мыслей и чувств звуками. Передать с помощью звука заданное учителем психо-эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…). Другой вариант - в виде игры, когда ребёнок загадывает эмоциональное состояние, остальные дети – отгадывают. • Сочинение мелодии на заданный текст: загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть использовано в качестве домашней работы. • Графическое, цветовое моделирование музыки. • Мимически, пластически создать образ героя данного музыкального произведения. Например, слушая пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба Яга»; С.С. Прокофьева «Прогулка» и т.д. (поле деятельности очень обширное). • Создать литературный «перевод» с языка музыки на язык слов. Пример: в 4 классе, знакомясь с прелюдиями Ф. Шопена, предлагаю ребятам представить себе эти небольшие пьесы в виде страниц личного дневника, в котором человек делится своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию музыки. • Создание звуковых картин: «Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка». Пример 1: звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс). Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку. «Идём по снегу» - дети равномерно хрустят целлофаном. | «Бежим» - хрустят в быстром темпе. «Остановились, прислушались» - пауза. «Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра. «Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги. «Сосульки» - звучит треугольник или металлофон. «Дятел стучит» - карандашами по столу. Пример 2: звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс). Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка. Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!» : слышен топот лошадей (карандаши, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны); народ собирается (гул голосов), снег хрустит под ногами (целлофан). Затем – картина «Вот она, весёлая Ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых озвучивает свой элемент). Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»; «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т.д. После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И.Стравинского «Петрушка».
• Снять свой рисованный фильм, который состоит всего из 3-4 кадров, но последовательно раскрывает настроение музыки. • Музыкальная инсценировка небольших по объёму произведений. Можно сочинить песенки для героев,музыкальные темы, сопровождающие их выход , и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания на уроках музыки.
Я предлагаю примеры творческих заданий, которые использую на своих уроках. Надеюсь, что они помогут Вам при подготовке к уроку....
Творческие задания на уроках музыки
В публикации рассказывается о творческих заданиях и о значении таких заданий в уебном процессе...
Проверочные творческие задания на уроках музыки - презентация
Авторская презентация предлагает раличные формы проверочных творческих заданий на уроках музыки...
творческие задания на уроках музыки
эти мини крисс-кроссы можно давать на уроках в виде разминок или в заключительной части урока как подведение итога по конкретно-заданной теме. Кроссворды в большей части даю составле...
Статья "Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор индивидуальности личности"
Работа содержит теоретическую и практическую части. Может быть использована для выступления на педсоветах, МО и на практике....
Творческие задания на уроках музыки
Материал собран по тематике "Творческие задания на уроках музыки в общеобразовательной школе"...
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К УРОКУ МУЗЫКИ «Русская музыка - народная и композиторская» 4 класс
Формирование умения самостоятельного получения информации, умения проводить исследования; углубление представлений учащихся о русских народных инструментах; привить интерес к предмету через осуществле...
- Мне нравится (1)