Модули технологии развития критического мышления
учебно-методический материал по музыке по теме
Критическое мышление (КМ) есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Технология развития критического мышления дает возможность личного роста ребенка, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moduli_tekhnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 38.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Модули технологии развития критического мышления
Критическое мышление (КМ) есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Технология развития критического мышления дает возможность личного роста ребенка, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.
Модуль технологии КМ «Кластер» («гроздь»)
При работе по данному модулю учащиеся учатся выделять большие и малые смысловые единицы, находить ключевые слова или фразы. На начальном этапе работы по этому модулю учитель может помочь выделить смысловые единицы. Учащиеся могут озвучить свои “гроздья”. Можно провести презентацию записей. При выделении отдельных смысловых единиц (ветвей) ученики могут использовать цвет с целью включения зрительной памяти, а не только механической, слуховой и т.д.
Подобный вид работы поможет учащимся систематизировать материал. На рис.1 приведен пример кластера, на рис. 2 пример кластера «Музыка восточных славян».
Рисунок 1
Рисунок 2
Модуль технологии КМ «Синквейн»
«Синквейн» – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний».
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету (теме);
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Пример:
Вальс | Песня |
Мелодичный, прекрасный | Веселая, мелодичная |
Смеется, танцует, кружится | Поможет, успокоит, настроит |
Вальс уносит в небеса | Песня учит нас добру |
Король бала! | Жизнь! |
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
Синквейн можно составлять в группах, в паре и индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
Модуль технологии КМ «Инсерт»
Цель этого приема – формирование разнообразного отношения к тексту.
Значки «+», «-», «?», «v» - ставятся в процессе работы с текстом рядом с его отдельными элементами.
«+» - новое для меня;
«–» - думал по - другому;
«?» - не понял, есть вопросы;
«v» - уже знал.
Обучающимся предлагаются различные тексты (биография композитора, анализ музыкального произведения, характеристика жанра, описание культуры исторической эпохи и т.д.).
Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается.
В конце работы можно провести обсуждение спорных вопросов. Это один из приемов активной работы с текстом.
Модуль технологии КМ «Фишбоун» (рыбный скелет)
«Фишбоун» (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Пример:
песня романс опера
Может ли музыка существовать без литературы?
Музыка и слова Музыка и слова литературное произведение
и музыка
Модуль «фишбоун» позволяет кратко изложить размышления на поставленный вопрос, наглядно представить путь рассуждений, учит кратко излагать свои мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности
Данная работа представляет собой описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Формирование иноязычного мышления системой принципов оптимизации технологии "Развития критического мышления" (авторская разработка с примером системы упражнений)
Из опыта преподавания. Систематическое применение этих принципов на практике позволяет перевести преподавание английского языка на более углублённый уровень, который перестаёт вызывать трудности у уча...