Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека и поэтому она является одним из прекрасных и очень сильных средств его внутреннего развития. Он переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта.
«Любая форма общения с музыкой учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», - говорил известный педагог Д.Б. Кабалевский. Но самой активной и доступной, пробуждающей мысли и чувства формой общения с музыкой являются моменты, когда человек выступает в роли слушателя. Именно в эти минуты от него требуется наибольшее внимание, сосредоточенность и напряжение душевных сил. «Слушание» является основным видом музыкальной деятельности. И поэтому необходимо использовать любую возможность для того, чтобы сформировать музыкальный вкус, умение сравнивать, сопоставлять, различать и узнавать прослушанное.
Рафаэль. Парнас. Аполлон и музы.
Что можно услышать в музыке кроме самой музыки? Если спросить: что можно рассмотреть в картине художника? О чём можно прочесть в книге? Что можно увидеть в кинофильме? Во всех этих случаях ответ будет более или менее конкретным, потому что содержание этих произведений искусства вполне определённо. Оно отражает какую-нибудь сторону жизни людей, состояние окружающей их природы, его можно пересказать словами.
Но если представить себе выступление оркестра или исполнение музыкантом инструментальной пьесы. Правильно ли будет спросить: о чем они играют? Вопрос, не подходящий к музыке. Зачем же тогда, для чего и для кого звучит музыка? Конечно, для тех, кто её слушает. Значит, в музыке можно что-то услышать. Именно это и влечёт человека к ней.
Как и любое другое произведение искусства, музыка заставляет нас испытывать волнение, переживать порою какие-то необычные, сильные чувства. Если бы музыка была пустой игрой звуков, она не нашла бы душевного отклика, человек остался бы безразличным, равнодушным к ней. Значит, музыка содержит в себе нечто важное, значимое для человека, то есть она содержательна.
В чём же состоит и как проявляется эта содержательность? прежде всего в том. что музыка способна передать то или иное душевное состояние человека, выразить его чувства, переживания. Иногда композитор посвящает слушателей в свой замысел. Тогда он тем или иным образом поясняет содержание произведения, например, даёт ему соответствующее название. Если содержание произведений для инструментов или оркестра передаётся в основном только выразительными средствами самой музыки, о которых я постараюсь рассказать отдельно, то в вокальных, театральных произведениях в этом уже участвуют и слово, и действие, и танец, и художественное оформление сцены.
А многое ли можно выразить с помощью одних только звуков? Что именно? Способны ли они нарисовать какую-либо картину, передать движение, поведать о жизни людей? Для этого нужно обратиться к самой музыке и постараться "расслышать" содержание, которое есть в каждом произведении.
Т.А. Чехова в своей работе предлагает следующие советы начинающим и не очень опытным слушателям:
1. На первых порах лучше выбрать короткие произведения, пока не выработан навык «слежения слухом» за звуками.
2. Для слушания необходимо выбирать сочинения и вокальной (для голоса), и инструментальной (для различных музыкальных инструментов) музыки. Следует помнить, что текст в вокальных произведениях помогает понять содержание, и произведения программной инструментальной музыки с определенным сюжетом, выраженном в названии сочинения, для восприятия легче и начинать приобретать опыт по слушанию музыки лучше с них.
3. Во время звучания необходимо внимательно следить за тем, что происходит в музыке от самого начала до самого конца, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду.
4. Время от времени следует обязательно возвращаться к прослушиванию знакомых произведений, чтобы научиться легко и быстро узнавать их, представлять их звучание мысленно («внутренним» голосом).
5. В некоторых случаях можно подобрать к услышанному подходящую по настроению иллюстрацию или нарисовать свою « музыкальную картину». Разбудить фантазию и воображение помогут и строчки литературных, особенно поэтических, произведений, которые можно в большом разнообразии найти у известных писателей и поэтов. Размышления над тем, почему именно эти, а не другие строки так созвучны музыкальным, также помогут услышать большее.
6. Некоторые музыкальные сочинения имеют одни и те же названия, но по своему настроению, чувствам бывают совершенно не похожи. В звучание таких произведений следует особенно вслушиваться, запоминать их и отмечать для себя эту несхожесть. (Попробовать различать характеры и образы).
П. Пикассо. Три музыканта
Для определения характера произведения, его эмоционально-образного восприятия можно для начала воспользоваться словарём эстетических эмоций, существующих в музыке как признаки характера звучания, который предлагает ученый, педагог и психолог В.Г.Ражников.
РАДОСТНО: весело, празднично, звонко, искрясь, бодро, живо, задорно, ярко, лучисто
ТОРЖЕСТВЕННО: величественно, победно, призывно, восторженно, грациозно, жизнеутверждающе
НЕЖНО: ласково, радушно, трогательно, приветливо, доверчиво, мило, беззлобно
СПОКОЙНО: мирно, безмятежно, добродушно, светло, прозрачно, доброжелательно
ВЗВОЛНОВАННО: тревожно, обеспокоенно
ТЯЖЕЛО: неуклюже, угловато
ГРОЗНО: динамично, трагично
ПОЭТИЧНО: мечтательно, напевно, душевно, трепетно, сердечно
Хорошим примером здесь может служить, скажем, альбом "Времена года" П.И. Чайковского. Где каждый месяц имеет свой характер и настроение. Звуковые картины природы, созданные талантливыми композиторами, можно сравнить с пейжами известных художников, с описанием красоты окружающего мира в поэзии. Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, - таков образ пьесы "Лунный свет" К. Дебюсси. Неторопливое приближение утра передаёт вступление к опере Мусоргского - "Рассвет на Москве-реке".
http://youtu.be/a3jpy1OzWg8
Музыке доступен как мир сказочный, фантастический, так и реальный, в котором живут люди, происходят повседневные события, совершаются различные поступки. Как он представлен в музыке? В первом случае очень подходящими будут произведения русского композитора, музыкального сказочника, Римского-Корсакова. Например, его оперы "Сказка о царе Салтане", "Садко", "Снегурочка", "Золотой петушок", сюита "Шахерезада". Немало сказочных образов среди пьес Мусоргского, объединённых под общим названием "Картинки с выставки", Анатолия Лядова - сказочная картинка "Волшебное озеро".
И. Левитан. Лесное озеро
Способна ли музыка передать характер человека? Для начала можно познакомиться с персонажами из "Карнавала" немецкого композитора Шумана. Если сравнить музыкальные портреты Флорестана и Эвсебия, станет ясно, сколь они противоположны: Флорестан порывист, всегда в движении, тогда как Эвсебий спокоен, склонен к мечтательности. На карнавале мелькают и знакомые маски - угловатый, немного смешной Пьеро и лёгкий, с прыгающей походкой Арлекин.
В музыкальной литературе известен и другой карнавал... Французский композитор Сен-Санс назвал его "Карнавал животных".
А в оркестровом произведении О. Мессиана "Пробуждение птиц" очень точно передаются разнообразные звучания летнего леса, наполненного голосами птиц, созданы портреты "лесных певцов".
У Антона Аренского есть сюита "Силуэты". В сюиту входят пять портретных зарисовок, написанных в изящно-непринужденной манере, привлекающих тонкостью и остроумием звуковых образов.
Может ли музыка дать представление о каком-либо событии? Из музыкального произведения можно узнать и о событиях далёкого прошлого. Одно из них запечатлел в музыке Римский-Корсаков. Его "Сеча при Керженце" - яркая картина жестокой битвы.
http://youtu.be/xSRPA-CgngQ
Слушать и слышать музыку – это разные вещи. Содержание музыки столь же богато и многообразно, как и содержание других видов искусства. Только раскрывается оно с помощью характерных именно для музыки выразительных средств. В отличие от звуков немузыкальных музыкальные звуки имеют точную высоту и определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Мелодия и сопровождение к ней, лад и гармония, метр и ритм, регистр и тембр, динамика и темп - всё это и есть выразительные средства музыкального искусства. Научиться их слышать и различать, понимать язык музыки, на котором композитор обращается к слушателю, столь же необходимо, как и понимать литературный текст, средства живописи. Тогда содержание произведений музыкального искусства раскроется во всём своём богатстве.