Адаптированная образовательная программа по предмету "Музыкальная литература"
учебно-методический материал по музыке по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_po_muz._literature.doc | 157.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»
Утверждена на заседании научно-методического совета гимназии от
«_06_»_сентября __________2007__ г.
Протокол № _1____
Адаптированная образовательная программа по предмету
«Музыкальная литература»
для учащихся 5 – 8 классов музыкального отделения гимназии
Составлена на основе программы по музыкальной литературе для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования,
рекомендованной методическим кабинетом по учебным заведениям
искусств и культуры Министерства культуры РФ.
Составитель Борзенкова О. В.
г. Железногорск
2007 г.
Пояснительная записка
Современный этап развития социально-культурной сферы России характеризуется наличием ряда особенностей. Одна из них обусловлена сложившейся неблагоприятной социально-экономической ситуацией. Серьезные трансформации, переживаемые социально-культурной отраслью в условиях развития рыночных отношений, радикальным образом изменили сферу культурного потребления.
В ситуации роста образно-эмоционального и жанрово-видового многообразия в культурно-досуговой сфере, расширения творческой свободы авторов и исполнителей в результате снятия внешних ограничений молодежь зачастую обращается к музыке не только талантливой, но и безвкусной, вульгарной. Такие образцы могут отрицательно воздействовать на личностные качества их слушателей.
На фоне негативных процессов, происходящих в обществе, важное значение приобрел воспитательный потенциал музыкального искусства. Музыкально-эстетическое воспитание оказалось универсальным средством преодоления социокультурных проблем и противоречий нашего времени, позволяющим достичь внутреннего духовного равновесия человеческой личности. Воспитательный потенциал музыкального искусства обеспечивает формирование личности нового типа, которой свойственна художественно-эстетическая и социальная активность.
С возникновением частных школ, гимназий и лицеев перестала существовать единая общеобразовательная школа с унитарным подходом. Определилась свобода выбора статуса образовательного учреждения. Преподавание предметов эстетического цикла, начиная с 90-х годов, стало осуществляться на вариантной основе. В некоторых школах учащимся была предоставлена возможность углубленного изучения музыки на базе специально созданных музыкальных отделений.
Высшая цель музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.
Основные средства достижения такой цели – постоянные и систематические встречи учащихся с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества. Задачами музыкального образования являются: воспитание музыкальной культуры учащихся; формирование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному искусству; понимание народного, классического и современного музыкального творчества; развитие музыкальных способностей, а также совершенствование детской эмоциональной сферы; обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры.
В решении этих задач ответственная роль принадлежит дисциплине «Музыкальная литература». Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств
музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов. Изучение музыкальной литературы должно развивать в учащихся способность понимать художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки. В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов-классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни, насыщает воспитанников новыми знаниями, развивает их эрудицию.
Для решения задач музыкально-эстетического воспитания курс музыкальной литературы ставит своей практической целью развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков и, прежде всего, умения сознательно и эмоционально слушать музыку. В процессе изучения музыкальных произведений учащиеся должны также приобрести умение разбирать музыкальные произведения: слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, ориентироваться в нотном тексте сочинений, запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки, грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, рассказывать о пройденных произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией.
Учебно-тематический план
№№ тем | Наименование тем | Количество часов |
1 2 3 4 5 6 7 | Первый год обучения Роль элементов музыкальной речи, музыкальных форм и жанров в создании музыкального образа произведения. Характер музыкальной темы. Элементы музыкальной речи.
Римский-Корсаков Н. А.Симфоническая сюита «Шехеразада», ч. 1. Вагнер Р. «Полёт валькирий».
Равель М. «Болеро». Бах И. С. Прелюдия № 1. ХТК, Шостакович Д. Д. «Вальс-шутка». Жанры в музыке 2.1. Песня, танец, марш. Их особенности. Виды танцев. «Камаринская», Бетховен Л. «Сурок». Чайковский П. И. «Марш деревянных солдатиков». Хачатурян А. И. «Лезгинка». Глинка М. И. «Полька». Брамс И. «Венгерский танец». 2.2. Концертная, театральная, камерная музыка, её отличительные признаки. Глинка М. И. «Арагонская хота». Чайковский П. И. «Танец маленьких лебедей». Бетховен Л. Соната № 14, ч. I. Группы музыкальных инструментов, их тембры. Виды оркестров. 3.1. История развития оркестра. Виды оркестров. Агапкин В. И. «Прощание славянки». 3.2. Народные инструменты. Будашкин Н. П. Обработки народных песен. 3.3. Инструменты симфонического оркестра. Прокофьев С. С. Симфоническая сказка «Петя и Волк». 3.4. Орган, клавесин, фортепиано. Бах И. С. Токката и фуга ре-минор. Куперен Ф., Рамо Ж.., Пьесы. Шопен Ф. Прелюдии. Народное творчество в произведениях классиков русской музыки. 4.1. Классическая музыка и народный фольклор. Даргомыжский А. С. Хоры из оперы «Русалка». Свиридов Г. В. «Колядки». Чайковский П. И. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ч. 3, Симфония № 4 ч.4 Программно-изобразительная музыка. 5.1. Сен–Санс К. «Карнавал животных». 5.2. Чайковский П. И., Вивальди А. «Времена года». 5.3. Мусоргский М. П. «Картинки с выставки». Выборочное прослушивание и анализ. Музыка и театр. 6.1. Григ Э. «Пер Гюнт» 6.2. Жанр балета. Чайковский П. И. «Щелкунчик» 6.3. Жанр оперы, певческие голоса. Глинка М. И. «Руслан и Людмила» Музыкальные формы и их взаимосвязь с образной сферой музыки. 7.1. Период, куплет, двух- и трехчастная формы. Чайковский П. И. «Детский альбом», Прокофьев С. С. «Шествие кузнечиков», Григ Э. «Песня Сольвейг». 7.2. Вариации, рондо. Моцарт В. Соната Ля мажор ч. 1; Римский-Корсаков Н. А. «Шехеразада» ч. 2; Моцарт В. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»; Глинка М. И. Ария-рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила». ______________________________ Итого за первый год обучения | 3 4 5 2 4 6 2 ____ 26 |
8 9 10 11 12 13 14 | Второй год обучения Классики европейской музыки История развития музыкального искусства стран Европы. ВКШ. Гайдн Ф. Й.
Моцарт В. А. 2.1. Биография и краткий обзор творческого наследия. 2.2. Соната для фортепиано № 11 Ля мажор. 2.3. Симфония № 40 соль минор 2.4. Опера «Свадьба Фигаро» Бетховен Л. 3.1. Биография и краткий обзор творческого наследия. 3.2. Соната для фортепиано № 8 до минор «Патетическая». 3.3. Симфония № 5 до минор. 3.4. Увертюра «Эгмонт» Обобщающее занятие по изучению сонатно-симфонического цикла. Романтизм. Шуберт Ф. 4.1. Биография и краткий обзор творческого наследия. 4.2. Песни. 4.3. Фортепианные произведения. 4.4. Симфония № 8 си минор «Неоконченная» Шопен Ф. 5.1. Биография и краткий обзор творческого наследия. 5.2. Мазурки, полонезы. 5.3. Прелюдии, этюды, ноктюрны. Шуман Р., Лист Ф., Григ Э. Фортепианная музыка. Бах И. С. 7.1. Биография и краткий обзор творческого наследия. 7.2. Произведения для органа. 7.3. Произведения для клавира. 7.4. Сюиты. _____________________________ Итого за второй год обучения | 4 5 5 4 3 1 4 ____ 26 |
15 16 17 18 19 20 21 | Третий год обучения Русские композиторы-классики Русское музыкальное искусство XVIII – первой половины XIX вв.
Глинка М. И. 2.1. Биография и краткий обзор творческого наследия. 2.2. Опера «Иван Сусанин». 2.3. Произведения для оркестра. 2.4. Романсы и песни. Даргомыжский А. С. 3.1. Биография и краткий обзор творческого наследия. 3.2. Опера «Русалка». 3.3. Романсы и песни. Русская музыкальная культура второй половины XIX века. Бородин А. П. 4.1. Биография и краткий обзор творческого наследия. 4.2. Опера «Князь Игорь». 4.3. Симфония № 2 си минор «Богатырская». 4.4. Романсы и песни. Мусоргский М. П. 5.1. Биография и краткий обзор творческого наследия. 5.2. Опера «Борис Годунов». 5.3. Сюита «Картинки с выставки». 5.4. Романсы и песни. Римский-Корсаков Н. А. 6.1. Биография и краткий обзор творческого наследия. 6.2. Симфоническая сюита «Шехеразада». 6.3. Опера «Снегурочка». _______________________________ Итого за третий год обучения | 2 6 3 1 5 5 4
__________ 26 |
22 23 24 25 26 27 28 | Четвёртый год обучения Чайковский П. И. 7.1. Биография и краткий обзор творческого наследия. 7.2. Симфония № 1 соль минор «Зимние грезы». 7.3. Опера «Евгений Онегин». Русские композиторы конца XIX и начала XX вв. 8.1. Музыкальная жизнь России на рубеже XIX-XX вв. 8.2. Рахманинов С. В. Биография и краткий обзор творческого наследия. 8.3. Фортепианная музыка Рахманинова. 8.4. Стравинский И. Ф. Обзор жизни и творчества. Обзор русской музыкальной культуры ХХ века. Прокофьев С. С.
Шостакович Д. Д. 2.1. Биография и краткий обзор творческого наследия. 2.2. Симфония № 7 До мажор «Ленинградская», ч.1. 2.3. Прелюдия и фуга для фортепиано Ре мажор. Хачатурян А. И. 3.1. Биография и краткий обзор творческого наследия . 3.2. Балет «Гаянэ». 3.3. Концерт для скрипки с оркестром ре минор. Русские композиторы второй половины ХХ века. 4.1. Свиридов Г. В. Музыка к повести Пушкина «Метель». 4.2. Щедрин Р. К. Концерт для оркестра «Озорные частушки».
Обобщающее занятие по русской музыке ХХ века.
_______________________________ Итого за четвертый год обучения Всего по предмету Примечание. Программой предусмотрены в каждой четверти (помимо часов, отводимых на изучение нового материала) 2 урока на повторение и контрольную работу. | 4 4 1 4 3 3 2 _ 1 _ _____ 22 132 |
Характеристика содержания и структуры предмета
Изучение музыкальной литературы – составная часть единого и многостороннего процесса музыкального воспитания и обучения. Курс музыкальной литературы представляет собой систему знаний и умений, адресованных подросткам, усвоение которых должно обеспечить решение воспитательных и дидактических задач. В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческая деятельность великих композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом явлений из области теории музыки с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами ряда инструментальных ансамблей.
Содержание курса музыкальной литературы определяется его назначением, оно должно обеспечить приобретение учащимися необходимых знаний и умений и благотворно воздействовать на общее развитие подростков. Очень важно соответствие количества учебного материала для изучения возможности его качественного усвоения, доступность по своему содержанию и методам преподнесения возрастным особенностям детей, уровню их общего и музыкального развития. Программа содержит максимум учебного материала, который может быть качественно усвоен в отведенное время в соответствии с современным уровнем музыкальной дидактики.
Поскольку основными задачами курса музыкальной литературы являются формирование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному искусству, понимание основ музыкального творчества, развитие их музыкальных способностей, цель первого года обучения – ввести учащихся в многообразный мир музыкальных понятий и знаний. На первом году обучения необходимо ознакомить ребят со средствами музыкальной выразительности, несложными музыкальными формами, различными музыкальными инструментами, разновидностями оркестров, вокальными тембрами, жанрами в музыке. Следует уделить внимание народному фольклору и его связи с профессиональной музыкой. В конце первого года обучения целесообразно ознакомить ребят с театральными жанрами – оперой и балетом.
Основными формами работы на первом году обучения должны стать: прослушивание музыки, характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых понятий и терминов, рассказ о создании и исполнении музыкальных сочинений и их авторах, самостоятельная работа над текстом учебника, музыкальных энциклопедий, словарей, запоминание и узнавание музыки. В работе с детьми необходимо умело использовать их наблюдения и знания, помогать им осмысливать предшествующий опыт общения с музыкой. Прослушивание и разбор несложных сочинений вокальной и инструментальной музыки помогут учащимся приобрести знания и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей работы.
Начиная со второго года обучения, программа строится на чередовании отдельных монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявлять как характерные особенности отдельных произведений, так и некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавливать взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Каждая тема-монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений.
Задача биографических уроков – в ярком и увлекательном рассказе воссоздать живой облик композитора, как человека, художника, гражданина, патриота. Изучение биографий композиторов имеет большое воспитательное и познавательное значение. Биографический рассказ позволяет увидеть разносторонние связи искусства с жизнью, положение музыкантов в обществе. Он содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально-теоретического характера. На таких уроках возможно использование фрагментов музыки композиторов, произведений живописи, поэзии, обращение к воспоминаниям современников.
Программа второго года обучения включает монографические тексты, посвящённые крупнейшим представителям западноевропейской музыки XVIII – XIX веков: И. С. Баху, Гайдну, Моцарту, Бетховену, Шуберту и Шопену. Жанровое разнообразие произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, сонаты, симфонии, увертюры и оперы) способствует расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, впервые полученные в теме «Й. Гайдн», затем закрепляются при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Освоение музыкальных произведений крупной формы (слуховое, теоретическое и исполнительское в классе игры на инструменте) следует рассматривать как важный этап музыкального развития школьников. В этой связи тему «И. С. Бах», которая содержит новые и довольно сложные для учащихся музыкально-исторические и теоретические понятия, лучше изучать в конце года, так как темы о венских классиках не позволяют расширить и закрепить знания, приобретенные при изучении темы «И. С. Бах», и сами в свою очередь содержат много нового и сложного.
Изучение русской классической музыки начинается с третьего года обучения. Оно имеет важнейшее воспитательное значение и составляет основу курса. Программа предусматривает изучение творчества основных представителей русской классики XIX века: Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского и Чайковского*.
Помимо монографических тем этот раздел программы включает также и три обзорных урока: введение, подготавливающее тему «Глинка»; беседу о русской музыке торой половины XIX века, знакомящую учащихся с наиболее значительными явлениями передовой русской музыкальной культура 60 – 70 гг. XIX столетия; и заключение, в котором помимо общих выводов по всему разделу русской классики, содержатся сведения о крупнейших русских композиторах конца XIX – начала XX веков. Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы средней школы.
Основное внимание в этом разделе программы уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и включать краткие сведения из истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с разбором отдельных сцен и номеров оперы дадут учащимся достаточно полное представление о сочинении. На примере пяти русских классических опер учащиеся могут достаточно хорошо усвоить как общие закономерности жанра, так и некоторые особенности, характерные для творчества отдельных композиторов. Знакомство с симфоническими произведениями Глинки, Бородина, Римского-Корсакова и Чайковского, с романсами и песнями Глинки и Даргомыжского должно дать учащимся представление о богатстве содержания и разнообразии жанров русской классической музыки.
Курс музыкальной литература заканчивается изучением русской музыки XX века. Программа этого раздела включает, помимо традиционных тем, посвящённых
_________
* Программа рекомендует изучение темы «Чайковский» в начале четвертого года обучения.
музыке Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, обзор творчества композиторов рубежа XIX и ХХ веков: С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского*.
Данная программа также предусматривает изучение музыки второй половины ХХ века – творческого наследия Г. Свиридова и Р. Щедрина.
Организация занятий и краткие методические указания
Курс музыкальной литературы изучается на музыкальном отделении общеобразовательной школы в течение четырёх лет в 5 – 8 классах. Общий объём курса – 132 часа. Занятия проводятся один раз в неделю. Экзамены по предмету «Музыкальная литература» в школе не проводятся. Формой итоговой аттестации является контрольная работа.
Решение основных дидактических задач на уроке обеспечивается чередованием различных видов учебного труда: изложение нового материала должно дополняться его закреплением, а повторение пройденного служить проверкой усвоения знаний и умений.
Главные требования, предъявляемые к уроку музыкальной литературы – единство воспитательных и образовательных задач, правильный подбор учебного материала, наличие межпредметных связей, обеспеченность необходимым оборудованием и учебными пособиями. Преподаватель должен добиваться, чтобы каждый ученик активно работал на протяжении всего урока, и стремиться преодолеть неравномерность в усвоении знаний отдельными учениками индивидуализацией обучения. Внутренняя взаимосвязь уроков, образующая единую систему занятий, позволит учащимся последовательно осваивать содержание учебного материала.
Эффективность уроков музыкальной литературы в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения. Значительная часть материала, как теоретического, так и собственно музыкального, при разборе произведений учащимися усваивается лучше всего из объяснений учителя. Живому и образному изложению биографий ближе всего форма рассказа, в котором хорошо сочетаются приёмы повествования, описания, рассуждения и могут быть использованы изобразительные иллюстрации. Наибольшей активности учащихся можно добиться обращением к форме беседы при сообщении новых знаний, их закреплении, а также при повторении пройденного и проверке усвоения.
Дополнительными источниками информации, расширяющими представление учащихся об окружающем музыкальном мире, могут служить и разнообразные иллюстрации, применение которых возможно не только на биографических уроках, но и при изучении музыкальных произведений (особенно театральных, а также вокальных и инструментально-программных). Наглядные методы обучения отвечают своеобразию восприятия подростков и повышают качество усвоения учебного материала.
Источником художественных впечатлений детей в классе должна быть звучащая музыка. Ее эстетическое воздействие на подростков служит основой для решения ряда учебных задач в курсе музыкальной литературы.
_______
* В связи с ограниченностью часов учебной нагрузки педагог может взять для изучения по выбору одну из тем: «А. Скрябин» или «И. Стравинский».
Вне прослушивания становится невозможным и приобретение многих знаний о музыке, связанных прежде всего с выразительными особенностями музыкальной речи. На уроке обязательно должно прозвучать целиком или в законченном фрагменте произведение, которое является предметом изучения. Демонстрация музыки в классе должна обеспечиваться путем воспроизведения ее с помощью технических средств или в виде исполнения преподавателем. Оба способа должны дополнять друг друга, так как каждый из них имеет свои незаменимые достоинства*.
Прослушивание музыки в звукозаписи надо использовать и как повод для бесед об исполнительском искусстве и его выдающихся представителях. Внимание школьников к вопросам исполнения музыки может послужить дополнительным стимулом в развитии их музыкальных интересов и способствовать успехам в классе игры на инструменте.
Обращение к техническим средствам воспроизведения музыки не исключает необходимости проигрывать на фортепиано темы и отдельные эпизоды из сочинений в процессе их разбора при объяснении выразительных средств и композиции.
В качестве практических методов обучения можно рекомендовать различного рода работы с нотным текстом произведений по хрестоматии, обдуманно пользоваться в процессе урока учебником, обращаясь к его тексту, нотным примерам и практическим заданиям.
Постоянного внимания преподавателя требует и процесс усвоения знаний, так как их глубина и прочность – обязательное требование к школьному обучению. Работа в классе и дома должна помочь учащимся осмыслить и запомнить необходимые требования из программного материала, уметь их узнавать, воспроизводить и самостоятельно применять в музыкальной практике. Этой цели могут способствовать и специальные приёмы по закреплению знаний и тренировке навыков. Закрепление учебного материала возможно в процессе его изложения и в конце урока, при повторении пройденного, и при самостоятельной работе дома.
Задания на дом должны быть продуманными, целесообразными и доступными. Основной вид домашних заданий по музыкальной литературе – работа с учебником. Вспомогательным материалом при выполнении домашних заданий служат и записи в тетрадях учащихся.
Помимо устных, целесообразны и учебно-практические задания, например, разбор сочинений, исполняемых в классе игры на инструменте, выбор которых определяется содержанием программного материала. Но такие задания следует давать редко и строго индивидуально. Ограниченно должны применяться и письменные виды заданий, так как их выполнение связано с дополнительной затратой времени. Наиболее целесообразны те из них, которые дадут наглядную систематизацию знаний, способствующую их усвоению.
В музыкальных отделениях общеобразовательных школ может быть организована внеклассная работа, задача которой расширять представления учащихся о музыкальном мире, знакомить с наиболее значительными событиями музыкальной жизни, давать простор для проявления интересов и творческой
_________
* Музыкальное отделение должно иметь необходимое оборудование для качественного воспроизведения музыки, а также полный перечень музыкальных произведений, предусмотренных программой для изучения.
инициативы школьников.
С этой целью полезно устраивать музыкальные вечера, посвящённые памятным датам, встречи с музыкантами, прослушивание музыки в исполнении выдающихся артистов и коллективов. Вся эта работа проводится на добровольных началах, должна быть хорошо организована, спланирована и иметь поддержку со стороны администрации школы и родительского комитета. Желательно, чтобы ею непосредственно руководил преподаватель музыкальной литературы, так как ему будет легче связать содержание внеклассных мероприятий с задачей и программой обучения подростков на занятиях по музыкальной литературе.
Необходимо также побуждать учащихся к проявлению инициативы в курсе изучения музыкальной литературы. Ребята могут выступать перед классом с докладами о великих композиторах и исполнителях, с рассказами о событиях музыкальной жизни. Преподавателю музыкальной литературы важно заинтересовать учащихся подобной работой, убедить в её пользе и доступности, оказывать им всемерное содействие. Следует предусмотреть поощрения для тех, кто проявит себя в этой области.
Проверка успеваемости и учёт знаний
Проверку успеваемости следует рассматривать как одно из средств управления учебной деятельностью школьников. Объектами повседневного контроля должны явиться: наличный уровень знаний и умений, учебная работа учащихся, а также динамика их музыкального развития.
Основная форма контроля на уроках музыкальной литературы – устная выборочная проверка. При индивидуальном опросе преподаватель имеет возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися биографического и музыкального материала посредством его пересказа, ответов на вопросы, узнавания музыки на слух. Фронтальный опрос, сопровождаемый обычно более высокой активностью учащихся, позволяет в ограниченное время осуществить проверку знаний большинства учеников постановкой вопросов перед всей группой с целью воспроизведения фактов, объяснения понятий, терминов, названий, приведения доказательств, характеристики содержания и выразительных средств музыки, сравнения её отдельных фрагментов и так далее. Если при проверке знаний биографий композиторов от учащихся требуются более сжатые ответы, то при разборе музыкального материала они могут более полно раскрыть свои возможности. В таком ответе должны проявиться слуховые представления подростков, умение передавать словами выразительность музыки. По ходу ответа в таких случаях возможно напоминание учащимся звучания музыкальных фрагментов.
Текущий контроль успеваемости, осуществляемый преподавателем на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу, должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверки знаний по определённым разделам программы. Обычно она проводится по одному разу в каждой учебной четверти в виде контрольных уроков. На таких уроках проверку знаний можно осуществлять как в форме индивидуального, так и фронтального опроса, или предложить учащимся вопросы в письменной форме, но такие, которые требовали бы сжатых ответов и могли выявить степень усвоения всего учебного материала, подлежащего контролю. В письменной форме удобно проводить проверку знания музыки (викторины), играя различные примеры для всей группы (возможна специальная подготовка магнитной ленты с записью фрагментов музыки для контрольной проверки). Письменные проверки позволяют осуществлять контроль, равнозначный для всех участников группы, а сопоставление знаний, проявленных в одинаковых условиях, даёт педагогу немало ценных сведений об усвоении отдельными учащимися программного материала.
Контроль за учебной работой учащихся по музыкальной литературе предполагает наличие общепедагогических требований, основными из которых являются: всесторонность, объективность, индивидуальный характер и разнообразие форм проверки. Под контролем должно находиться усвоение всего программного материала каждым учащимся. Эффективность любой из форм контроля повышается, если собственно его проверочные функции умело сочетаются с воспитательными и обучающими.
Сочетание текущего и периодического контроля позволяет достаточно полно судить о процессе усвоения знаний, всесторонне и объективно оценивать достижения учащихся, что снимает необходимость в дополнительном итоговом контроле в виде годовых зачётов или заключительного экзамена. Характер учебного материала по музыкальной литературе, особенности его усвоения и сохранения в памяти, форма предъявления знаний не позволяют сделать итоговый экзамен в его традиционной форме эффективным по своим дидактическим результатам. Для того, чтобы получить определённое представление о запасе накопленных за годы учёбы знаний, полученных учащимся как в классе, так и в самостоятельном общении с музыкой, можно рекомендовать для итогового контрольного урока вопросы, связанные с теми знаниями, которые на длительное время должны сохраняться в памяти подростков, покидающих музыкальные отделения. Это могут быть вопросы музыкально-исторические, теоретические, связанные с объяснением музыкальных понятий, терминов, о современной музыкальной жизни, о творчестве известных композиторов и музыкальных произведениях. Такая итоговая проверка не потребует специальной подготовки и будет напоминать не обычный экзамен, а, скорее своеобразную олимпиаду по музыкальным знаниям, где лучшие ответы поощряются не в оценочной, а в призовой форме. Выносить же на заключительный контрольный урок большой материал по конкретным знаниям программы (биографии композиторов, полная характеристика и разбор произведений, узнавание музыки, пройденной задолго до контрольного урока и так далее) и проводить его в индивидуальной форме, превращая по существу в экзамен, не следует.
Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому ученику.
Осуществляя контроль за учебной деятельностью учащихся, оценивая достижения каждого ученика, преподаватель ведет соответствующий учет. Оценочные баллы, выставляемые за ответы, целесообразно дополнять доброжелательными и аргументированными суждениями о качественной стороне ответов с мотивировкой отметки. Оцениваться могут не только отдельные ответы учащихся при индивидуальном и фронтальном опросе, но и качество учебной работы в классе. На основании всестороннего наблюдения и выявления результатов этой работы целесообразным может быть выведение поурочного балла, что сделает контроль всесторонним и облегчит четвертную аттестацию. Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке и должны объективно отражать степень усвоения учебного материала. Итоговыми отметками по музыкальной литературе являются годовые, которые определяются на основании четвертных и с учетом тенденции роста учащихся. Итоговая отметка за последний год обучения идет в свидетельство об окончании музыкального отделения школы.
Список литературы
- Аверьянова О. Русская музыка первой половины ХIX века.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002
- Акимова Л. Музыкальная литература: Дидактические материалы. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002
- Калинина Г., Егорова Л. Тесты по отечественной музыке ХХ века. - М., 2004
- Кусова Л. Очерки по русской музыкальной литературе второй половины ХХ века. – Орел, 1996
- Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. – М.: Музыка, 1982
- Лагутин А., Смирнова Э. Программа по музыкальной литературе для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. – М., 1982
- Ленский С. Музыкальная азбука от А до Я. – М.:РОСМЭН-ПРЕСС, 2001
- Лисянская Е. Методические рекомендации по преподаванию музыкальной литературы для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. – М.: 1990
- Никитина Л. Советская музыка: история и современность. – М.: Музыка, 1991
- Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М.: Музыка, 1980
- Тихонова А. Возрождение и барокко: Книга для чтения.- М.:РОСМЭН-ПРЕСС, 2003
- Шорникова М. Музыкальная литература. Первый год обучения.- Ростов н/Д: Феникс, 2004
- Шорникова М. Музыкальная литература. Музыкальная классика стран Европы. Второй год обучения. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
- Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Третий год обучения. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
- Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыка ХХ века. Четвертый год обучения. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Программа обеспечена необходимым аудиоматериалом, соответствующим изучаемым темам. По некоторым из тем имеются в наличии также видеозаписи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа "Музыкальная литература"
В настоящее время проблема эстетического, нравственного, духовного становления личности через изучение лучших образцов высокохудожественной музыкальной культуры как нельзя актуальна....
Адаптированная образовательная программа по предмету "Музыкальная литература" для учащихся 5-8 классов музыкального отделения гимназии
Данная авторская адаптированная программа предназначена для использования в курсе восьмилетнего начального музыкального образования: в музыкальных школах, музыкальных отделениях гимназий. 1 год обучен...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА для 8 вида) По Домоводству
Пояснительная записка. Тематическое планирование составлено на основе программы «Домоводство» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классо...
Адаптированная образовательная программа по литературе для ученика 6 класса.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина. Программа предназначена для учащегося 6 класса с ЗПР....
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литература» в 7 классе
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литература» в 7 классе для обучающихся с ЗПР...
Адаптированная образовательная программа по литературе 6 класс
Адаптированная образовательная программа по литературе 6 класс...
Адаптированная образовательная программа по литературе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития 2023-2024 уч. год
Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе ...