Адаптированная образовательная программа "Музыкальная литература"
рабочая программа по теме

Буран Нина Леонидовна

  В настоящее время проблема эстетического, нравственного, духовного становления личности через изучение лучших образцов высокохудожественной музыкальной культуры  как нельзя актуальна.

  Появление   адаптированной образовательной программы «Музыкальная литература» обусловлено спецификой процесса обучения в музыкально-хоровой студии «Синяя птица», где важное место отводится развитию навыков хорового пения.
Новизна предложенной  программы состоит, в первую очередь, во  введении новых учебных тем, связанных с направленностью музыкально-хоровой студии.
   Целью данной программы является формирование интереса и потребности в изучении лучших образцов мировой музыкальной культуры, любви и понимания народного и духовного музыкального творчества, развитие творческих способностей, воспитание грамотного любителя  высокохудожественной музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1. Пояснительная записка63 КБ
Microsoft Office document icon 2. Программа221.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    В настоящее время музыкальные предпочтения детей формируются, главным образом, под воздействием средств массовой информации и общения со сверстниками, что приводит к ознакомлению с музыкальными образцами сомнительного качества, в то время как произведения классической, народной  и духовной музыки, несущие смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания детей, поэтому проблема эстетического, нравственного, духовного становления личности через изучение лучших образцов высокохудожественной музыкальной культуры  как нельзя актуальна в наше время.

   Предмет «Музыкальная литература», изучаемый в 4 – 7 классах музыкально - хоровой студии «Синяя птица» ГОУ СОШ №1945, входит в комплексную программу как обязательный. Совместно с другими  музыкальными предметами, музыкальная литература формирует интерес учеников к серьезной музыке, умение воспринимать и понимать музыкальный язык, развивает творческие способности учащихся, способствует их нравственно-духовному воспитанию.

   Цель данной программы: формирование интереса и потребности в изучении лучших образцов мировой музыкальной культуры, любви и понимания народного и духовного музыкального творчества, развитие творческих способностей, воспитание грамотного любителя  высокохудожественной музыки.

   

   Основные задачи программы:

   

 Обучающие:

1. Сформировать  специальные знания по музыкальной терминологии и  

    понятиям.

        2. Научить рассматривать процесс развития музыкального искусства  во

             взаимосвязи с эпохой и другими видами искусств.

      3. Ознакомить учащихся с историей развития европейской, русской    

          классической, а также  русской народной и церковной музыки.

4. Ознакомить  учащихся с основными периодами жизни и  творчества  

    композиторов западноевропейской и отечественной музыки.

5. Сформировать умение воспринимать, сопоставлять, анализировать  

    музыкальные произведения различных стилевых направлений.

6. Научить слушать  и понимать образное содержание музыкальных

    произведений и уметь сформулировать свое отношение к    

    услышанному.  

Развивающие:

1. Развитие эмоциональной восприимчивости, образного мышления у

    учащихся.

2. Развитие способности понимать высокохудожественную музыку,

    «привить» чувство истинной красоты «высокой» классической

     музыки, в противовес низкопробной,  «массовой» продукции.

   3.  Развитие творческих способностей и стремление к

        совершенствованию своих исполнительских навыков.

Воспитывающие:

1. Воспитание музыкально-эстетического вкуса, исполнительской и  

    слушательской культуры.

     2.  Воспитание потребности в приобщении к  общечеловеческим        

              ценностям и  истокам русской народной и духовной культуры.

     3.  Воспитание патриотизма и любви к Родине через изучение о  

          отечественного музыкального творчества.  

   За последние годы появилось большое количество различных авторских программ, методических разработок,  учебных планов, состоящие из важных и  интересных методических находок для педагогов.  Появление данной  образовательной программы связано в первую очередь с моей педагогической деятельностью   в музыкально – хоровой студии «Синяя птица».

   Исходя из специфики  процесса обучения, в студии важное место отводится занятиям по хору, развитию навыка хорового пения  у разных возрастных групп учащихся. В репертуар концертного хора «Синяя птица», который неоднократно являлся победителем, лауреатом и дипломантом конкурсов и фестивалей, включены лучшие образцы народной, духовной, классической и современной музыки. Поэтому в предложенной   программе  уделено внимание изучению хоровой  терминологии, партитуре и хоровой музыке.

   Новизна предложенной мною программы состоит, в первую очередь, во  введении новых учебных тем, связанных с направленностью музыкально-хоровой студии. Так, в первом полугодии первого года обучения введены следующие темы:

    1.   Певческие голоса.                                        1ч.

         2.   Хор и его разновидности.                       1ч.

         3.   Хоровое пение. Хоровая партитура.     1ч.  

   Во втором полугодии  мною введена  новая  тема:

            1.   Музыка в православном храме.            2 ч.                    

   

   Ознакомление учащихся с музыкой, исполняющейся в православной церкви, я считаю очень важным, особенно сейчас, когда в обществе происходит кризис  нравственности, возникший   вследствие    утраты  нравственно-духовных ценностей.        

Введение новых тем не явилось результатом  сокращения основных тем  первого  года  обучения, а стало возможным за счет  уменьшения количества часов  при подаче учебного материала. Например, теме «Средства музыкальной выразительности»  уделено 4 часа, а теме «Программно-изобразительная музыка» –  3 часа.

Таким образом, уже на первом году обучения учащиеся овладевают  хоровой терминологией, понятиями, знакомятся с характеристикой певчих голосов хора, партитуры и произведениями русской духовной музыки.

Относительно изучения  тем западноевропейской  и отечественной музыкальной литературы в данной программе, хочу отметить следующее.   Темы о музыкальных направлениях и стилях   мною  рассматриваются на основе  интегрированного подхода, то есть  я использую художественную информацию о различных  видах искусства (живописи, скульптуре, литературе), принадлежащих к данному стилю или направлению.          

   В раздел зарубежной музыкальной литературы  также вводятся  новые темы:

1.   Импрессионизм. Обзор творчества К.Дебюсси и М. Равеля.      1ч.

      2.   История джаза.  Джазовые композиторы ХХ века.                      2ч.

Введение новых тем коснулось и  раздела  отечественной музыки:

           1.   Русская музыкальная культура с древних времен до ХVIII в.     1ч.

             

На  четвертом году обучения  вводятся следующие новые темы:

              1.   Песни, опаленные войной (1941 – 1945 гг.)                                  1ч.

Введением этой, на мой взгляд,  очень важной и актуальной темы, я хочу еще раз подчеркнуть важность патриотического воспитания на уроках музыкальной литературы.

         

               2.   Д.Д.Кабалевский. Музыка для детей.                                           1ч.

        3.   Отечественные хоровые коллективы ХХ - ХХI в.                      1ч.

             4.   «Золотой» фонд вокальной школы России.                                 1ч.

   Большинство из нововведенных тем изучат хоровое и вокальное творчество, что напрямую связано со  спецификой учебного процесса в музыкально-хоровой студии «Синяя птица».

В основе систематизации изучаемого  материала лежит хронологически- тематический принцип.    

Группировка изучаемого материала по разделам и темам составляет основу изложения содержания  программы. Таким образом, данная программа  содержит следующие разделы:

•  I раздел -      вводный курс, знакомство с музыкальными формами и  

                          жанрами (первый год обучения ).

•  II раздел -    зарубежная музыкальная литература ( второй год обучения).

•  III раздел -   русская музыкальная литература (третий год обучения).

•  IV раздел -   отечественная музыкальная литература (четвертый год

                          обучения).

Занятия по музыкальной литературе  проводятся в группах (6 -12 человек) для учащихся  (10 -17 лет) один раз в неделю по  45 минут и составляют 36 часов в год.

        Проверка усвоения предмета.

   Одним из  важных элементов учебного процесса является проверка усвоения  содержания  изучаемого предмета, которая проводиться на уроках в виде устного опроса в индивидуальной или фронтальной форме.

Также используется письменная форма контроля усвоения  предмета – это музыкальные викторины, кроссворды, подготовка рефератов, мини-сочинений, докладов.

   Такие  формы эффективны после окончания  изучения темы или на контрольных и итоговых уроках. В конце каждого полугодия проводятся контрольные уроки. По окончании всего курса (четвертый год обучения)  проводится экзамен, включающий в себя:

 1.   музыкальную викторину;

 2.   ответ по предложенным билетам.

     

Ожидаемые результаты:

По окончании четырехлетнего курса музыкальной литературы каждый выпускник студии должен уметь:

охарактеризовать определенный период развития музыкальной культуры как зарубежной так и отечественной;

определить место и значение творчества композитора в музыкально-историческом процессе, проанализировать влияние эпохи на становление и развитие творческого мышления, стиля и образного  содержания произведений;

дать грамотный анализ музыкального произведения, правильно используя музыкальную терминологию;

понимать все признаки и отличия между разными формами и жанрами, стилевыми направлениями;                                                        

определять на слух основные музыкальные темы  выученных произведений;                                                                                                    

грамотно сформулировать свое отношение к прослушанному произведению и его автору;

при слушании  самостоятельно работать с нотным текстом;

понимать и читать хоровую партитуру;

Главное по окончании курса у учащихся будет развита способность «слышать» и понимать лучшие образцы мировой музыки, потребность в общении с высокохудожественными  произведениями, в посещении концертных залов, а также дальнейшего музыкального самообразования.

 



Предварительный просмотр:

                          «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

                                  Учебно-тематический план

                                          Первый год обучения

                                                        I полугодие

Наименование темы

Количество часов

1.

Предмет «музыкальная литература».

Музыка и эпоха.

Гимн РФ – музыкальный символ страны.

1

2.

Средства музыкальной выразительности. Мелодия.

Гармония, лад, ритм, темп, фактура, тембр.

2

3.

Симфонический оркестр. Виды оркестра.

2

4.

Музыкальные жанры.

1

5.

Музыкальные формы.

Сложные формы музыкальных произведений.

2

6.

Сонатная форма. Сонатно-симфонический цикл.

2

7.

Музыка и слово в фольклоре. Обрядовые песни.

Былины, исторические песни.

2

8.

Романс. Кантилена и речитатив в романсах.

1

9.

Певческие голоса.

1

10.

Хор. Разновидности хора.

Хоровое пение. Хоровая партитура.

2

Контрольный урок.

1

II полугодие

Наименование темы

Количество часов

11.

Музыка в православном храме.

2

12.

Музыка и движение. Марши, их разновидности.

1

13.

Танцевальная музыка. Танцы народов СНГ.

Танцы народов Европы.

2

14.

Программно-изобразительная музыка.

М. Мусоргский, «Картинки с выставки».

К. Сен-Санс, «Карнавал животных».

А. Лядов, «Баба Яга», «Кикимора».

3

15.

Музыка и театр.

Музыкально-сценические жанры.

Музыка к драматургическому спектаклю. Э. Григ, «Пер Гюнт».

2

16.

Из истории балета.

П. Чайковский, «Щелкунчик».

3

17.

Из истории оперы.

М. Глинка, «Руслан и Людмила»

3

18.

Детская музыка композиторов ХХ века.

2

Контрольный урок.

1

         Всего часов:        36

Второй год обучения

Зарубежная музыкальная литература

I полугодие

Наименование темы

Количество часов

1.

Старинная музыка.

Искусство эпохи Возрождения: живопись, скульптура, музыка, литература.

1

2.

Барокко в музыке.                                                                                Характерные черты живописи, скульптуры, музыки XVII – первой половины XVIII вв.

Скрипичные и клавирные школы.

1

3.

И. С. Бах.      Основные периоды творчества.

Вокально-инструментальные произведения.

Произведения для клавира. Инвенции. «ХТК».

Французская сюита c moll.

Органные произведения. Токката и фуга d moll.

4

4.

Классицизм.                                                                                            Обзорная  характеристика  французской  живописи,  литературы XVII – VIII вв.

Музыкальное искусство эпохи Просвещения.

1

5.

Венская классическая школа.

Й. Гайдн – творческий облик композитора.

Особенности,  строение  формы.

Сонатное allegro в творчестве Й. Гайдна. Сонаты. (D-dur, e-moll.).

Сонатно-симфонический цикл.

Симфония № 103.

4

6.

В. А. Моцарт. Жизненный и творческий путь композитора.

Произведения для фортепиано. Соната A dur.

Симфония g moll № 40.

Опера «Свадьба Фигаро».

5

Контрольный урок.

1

        

                                                        II полугодие

Наименование темы

Количество часов

7.

Л. Бетховен. Жизнь и творчество.

Произведения для фортепиано. Соната c moll № 8.

Симфония c moll № 5.

Увертюра «Эгмонт»

5

8.

Романтизм.                                                                                          Характерные черты стиля в литературе, живописи, музыке.

1

9.

Ф. Шуберт.   Творческий портрет композитора.

Фортепианные миниатюры.

Вокальное творчество Ф. Шуберта.

Песни. Баллада «Лесной царь».

Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».

«Неоконченная симфония» h moll.

4

10.

Ф. Шопен.    Жизненный и творческий путь.

Фортепианные миниатюры.

Мазурки. полонезы.

Вальсы. Ноктюрны.

Этюды. Прелюдии.

4

11.

Ф. Лист – обзор творчества.

Венгерская рапсодия № 2.

1

12.

Импрессионизм.   Краткий обзор творчества К. Дебюсси и М. Равеля.

1

13.

История джаза.

Джазовые композиторы ХХ века.

2

Контрольный урок.

1

          Всего часов:                                                                                                          36

        

Третий год обучения

I полугодие

Наименование темы

Количество часов

1.

Русская музыкальная культуры с древних времен до XVIII в.

1

2.

Развитие музыкального искусства в XVIII веке.

М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский – обзор творчества композиторов. Духовные концерты.

2

3.

Русская музыка первой половины XIX века.                                Романс и песня.

А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев – творческий портрет русских композиторов.

2

4.

М. И. Глинка.   Жизненный и творческий путь композитора.

Опера «Иван Сусанин».

Симфонические произведения. Симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс – фантазия».

Вокальное творчество . Вокальный цикл «Прощание с Петербургом».

Романсы: «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье».

5

5.

А. С. Даргомыжский – творческий портрет композитора.

Романсы и песни: «Мне минуло шестнадцать лет», «Мне грустно», «Старый капрал».

Опера «Русалка».

3

6.

Русская культура второй половины XIX века – литература, живопись, музыка.

«Новая русская музыкальная школа».

1

7.

А. П. Бородин.      Творческий портрет композитора.

Вокальное творчество. Романсы: «Для берегов Отчизны дальней», «Спящая княжна».

2

Контрольный урок.

1

        

II полугодие

Наименование темы

Количество часов

8.

А. П. Бородин.   Опера «Князь Игорь».

Симфония h moll № 2, «Богатырская», I ч.

3

9.

М. П. Мусоргский.    Творческий портрет композитора.

Опера «Борис Годунов».

Фортепианный цикл «Картинки с выставки».

Вокальное творчество. Песни: «Сиротка», «Колыбельная Еремушки».

5

10.

Н. А. Римский-Корсаков.   Творческий портрет композитора.

Опера «Снегурочка».

Симфоническая сюита «Шехеразада».

4

11.

П. И. Чайковский.    Жизненный и творческий путь композитора.

Опера «Евгений Онегин».

Симфония № 1 (или № 4).

Романсы: «Средь шумного бала».

Детские песни: «Мой Лизочек», «Подснежник».

6

Контрольный урок.

1

 

          Всего часов:                                                                                                          36

        

Четвертый год обучения

                                       Отечественная музыка

                                                          I полугодие

Наименование темы

Количество часов

1.

Русская культура рубежа XIX – XX вв.

Русские меценаты и музыкально-общественные деятели.

1

2.

С. И. Танеев, А. К. Лядов, А. К. Глазунов – краткий обзор творчества.

1

3.

А. Н. Скрябин.     Обзор творчества.

Прелюдии. Этюды.

2

4.

С. В. Рахманинов.    Жизненный и творческий путь композитора.

Вокальное творчество. Романсы.

Произведения для фортепиано. Прелюдии. Этюды – картины.

Концерт для фортепиано с оркестром № 2.

4

5.

И. Ф. Стравинский – творческий портрет композитора.

Балет «Петрушка».

2

6.

Отечественная музыкальная культура в 1920 – 1950-е гг.

1

7.

«Песни, опаленные войной» (1941 – 1945 гг.)

1

8.

С. С. Прокофьев.   Жизненный и творческий путь композитора.

Кантата «Александр Невский».

Симфония cis moll № 7.

4

Контрольный урок.

1

        

 

II полугодие

Наименование темы

Количество часов

9.

С. С. Прокофьев.   Балет «Ромео и Джульетта».

                                Балет «Золушка».

2

10.

Д. Д. Шостакович.     Жизненный и творческий путь композитора.

«Ленинградская» симфония № 7.

Поэма «Казнь Степана Разина» - обзор.

4

11.

А. И. Хачатурян – обзор творчества. Балеты.

Концерт для скрипки с оркестром d moll.

2

12.

Д. Д. Кабалевский.     Музыка для детей.

1

13.

Отечественная музыка в 1960 – 1990-е гг.

1

14.

Г. В. Свиридов.        Жизненный и творческий путь композитора.

Свиридов и Пушкин. Музыкальные иллюстрации к повести «Метель».

«Поэма памяти Сергея Есенина».

3

15.

Р. К. Щедрин – обзор творчества.

«Озорные частушки».

1

16.

Композиторы последней трети ХХ века.

1

17.

Отечественные хоровые коллективы  ХХ –ХХI вв.

1

18.

«Золотой» фонд вокальной школы России.

1

19.

Повторение. Подготовка к экзамену.

1

Экзамен.

1

          Всего часов:                                                               36

                                  МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Содержание программы

Первый год обучения

Тема 1.   Предмет «Музыкальная литература». Музыка и эпоха.        

                Гимн РФ – музыкальный символ страны.

Вводная  беседа о содержании и задачах предмета, о значении музыки в  жизни  человека. Историческая эпоха и музыка. Гимн РФ — музыкальный символ государства. История создания гимна России.  

 ♪ Музыкальный материал:     

 М.Глинка «Патриотическая песня» Г.Свиридов «Время, вперед!»,    А.Александров, сл. С.Михалкова  и Г.Эль-Регистана  «Гимн РФ».

Тема 2.   Средства музыкальной выразительности. Мелодия,  

                гармония, лад, ритм, темп, фактура, тембр.     

Выражение средствами музыки содержания произведения. Строение мелодии (мотив, фраза, предложение, кульминация). Мелодия в вокальной и инструментальной музыке. Значение гармонии, ритма и темпа в музыкальных произведениях.

Музыкальный материал:  

С.Рахманинов «Вокализ», К. Сен-Санс «Лебедь», «Мама» муз. В. Гаврилина, сл.А.Шульгиной, И.С.Бах. Прелюдия С - dur, 1 т. ХТК.,  М. Равель «Болеро», Н.Паганини «Кампанелла».

Тема 3.   Симфонический оркестр. Виды оркестра.

Состав симфонического оркестра, тембры инструментов по группам на примере «Путеводителя по оркестру для молодежи» Б.Бриттена.  Разновидности оркестров: духовой ; оркестр народных инструментов.

Музыкальный материал:

Б.Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи»,В.Агапкин «Прощаниеп славянки», «Камаринская» в обр. С.Бутушина.

Тема 4.   Музыкальные жанры.

Возникновение различных жанров музыкального творчества. Обзорная характеристика, особенности различных жанров вокально-хоровой, инструментальной, оперной, симфонической  музыки.

Музыкальный материал:   Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина «Крылатые качели», М.Глинка хор «Славься!», «Вальс-фантазия», П.Чайковский «Баркаролла», А.Скрябин Этюд dis – moll ор.8.

Тема 5.   Музыкальная форма.

Простые музыкальные формы: период и его разновидности (единого, повторного строения), одночастная, простая двух- и трехчастная  формы. Характеристика особенностей строения сложных  двух- и трехчастных  форм, а также вариаций и рондо на примере пьес из «Детского альбома» П.Чайковского.                      

Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Детский альбом»

Тема 6.   Сонатная форма. Сонатно-симфонический цикл.

Особенности строения сонатной формы  на примере  1 части сонаты  D-dur  Й. Гайдна. Сопоставление и развитие тем (обязательное использование нотного текста Сонаты  D-dur). Область применения сонатной формы. Основы построения сонатно-симфонического цикла.

Музыкальный материал:   Й.Гайдн  Соната  D-dur Iч.

Тема 7.   Музыка и слово в фольклоре. Обрядовые песни.

Единство слова и музыки. Возникновение обрядовых песен, жанровое многообразие песенного фольклора. Веснянки, колядки – одни из древних обрядовых песен. Возрождение народных обрядовых праздников.

Древние песни-сказы – былины (старины). Использование былин русскими композиторами.

Рождение исторических песен – горестный отклик  на страдания, принесенные татаро-монгольским игом.

Исторические песни ХIII-ХIХ вв.

Музыкальный материал:   М.Мусоргский опера «Борис Годунов» напев былины «О Вольге и Микуле», «Песня про татарский полон», «Ты взойди, солнце красное», «Из-за острова на стрежень».

Тема 8.   Романс. Кантилена и речитатив в романсах.

Камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением. Два способа воплощения текста в музыке: через мелодию и через речитатив.

Музыкальный материал: В,Беллини ария Нормы «О,богиня, взор твой ясный» из оперы «Норма», М.Глинка Ночной смотр»; М.Мусоргский романс «В углу».

Тема 9.   Хор.  Разновидности хора.

Бытовые хоры старой России. Хор государевых певчих дьяков (ХVв.) – первый профессиональный хор. История развития и становления хоровых коллективов в России: Народный хор им. Пятницкого, Государственный академический русский хор под управлением А.Свешникова и др.  П.Г.Чесноков и его разносторонняя хоровая деятельность.

Музыкальный материал:   П. Чесноков, «Теплится зорька», «Степь да степь кругом» в обработке Ю.Васильева, М.Глинка «Славься», С.Танеев «Вечер».

Тема 10.   Хоровая партитура.  Певческие голоса.

   Особенности составления и чтения хоровой партитуры. Дирижер хора.

Характеристика женских и мужских голосов. Диапазон голоса. Ф.Шаляпин – величайший представитель русской вокальной школы.

Музыкальный материал:   А.Алябьев « Соловей»,  М. Мусоргский «Блоха».

                                              Ж.Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»,П.Чайковский ария Ленского  из оперы «Евгений Онегин»

Тема 11.   Музыка  в  православном  храме.        

   Богослужебное  пение.  Каноничность  в храмовом пении. Молитва.  Литургия. Всенощное бдение.

Музыкальный материал:   П.Чайковский «Литургия св. Иоанна Златоуста», С.Рахманинов «Богородице, Дево, радуйся» из «Всенощного бдения».

Тема 12.   Музыка и движение. Марши и их разновидности.

   Особенности маршевой музыки. Разновидности марша. Походный марш, церемониальный , сказочный марш, траурный марш .

 Музыкальный материал: В.Агапкин «Прощание славянки», Дж.Верди марш из оперы «Аида», М.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», Ф.Шопен соната№2 ( 2ч.)

Тема 13.   Танцевальная музыка. Танцы народов СНГ.   

   Танец как часть обряда. Особенности народных танцев стран независимых государств. Русские  танцы – хоровод, трепак, камаринская .Украинские  гопак и  казачок. Белорусская лявониха. Грузинская лезгинка.  

Музыкальный материал:   М.Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская  ярмарка», П.Чайковский «Трепак» из балета «Щелкунчик», А.Хачатурян «Лезгинка» из балета «Гаянэ».

                  Танцы народов Европы.

   

 Особенности национальных танцев Европы. Менуэт (Франция), вальс (Австрия), тарантелла (Италия), мазурка (Польша), полька (Чехия).

Музыкальный материал:   В.Моцарт Менуэт, Ф.Шопен Мазурка В - dur, И.Штраус Вальс «Сказки Венского леса»,  Дж. Россини Тарантелла, Б.Сметана Полька.

Тема 14.   Программно-изобразительная музыка.

Программность музыки. Название,  эпиграф, литературная программа помогают раскрыть содержание произведения. Изобразительность музыки.  Основные приемы изображения звуков и явлений природы, движений птиц, зверей, людей. Роль гармонии и тембра в изобразительности музыки на примере разбора  и слушания пьес из  фортепианных циклов: М.Мусоргский «Картинки с выставки», К.Сен-Санс «Карнавал животных» и симфоническая миниатюра А. Лядова «Кикимора».

 

Тема 15.    Музыка и театр.  Музыкально - сценические  жанры.    

                  Музыка к драматическому спектаклю.

                  Э. Григ «Пер Гюнт».

Сложные театральные жанры, сочетающие в себе разные виды искусства. Значение музыки в  драматических спектаклях.  Пьеса  Г.Ибсена. Содержание и характеристика героев. Национальный колорит музыки  Э.Грига к драме. Анализ  и разбор пьес «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», « В пещере горного короля», «Песня Сольвейг» из оркестровых  сюит музыки к драме «Пер Гюнт».

Музыкальный материал: фрагменты из оркестровых сюит «Пер Гюнт» Э.Грига.

Тема 16.    Из истории балета.   П.И.Чайковский «Щелкунчик».                                                                             

Рождение балета в творчестве  Ж-Б. Люлли. Жанр балета в России. М.Петипа  – создатель  петербургского  классического стиля. Балеты П.Чайковского – образцы академического балета.

Композиция, содержание, музыкальная характеристика мира добра и зла в балете « Щелкунчик». Разбор и анализ.

Музыкальный материал:   П. Чайковский, фрагменты из балета  

«Щелкунчик»:  Марш, Арабский танец, Китайский танец, Танец трех пастушков, Адажио, Вальс цветов, Танец феи Драже.

Тема 17.   Из истории оперы. М.И. Глинка опера

                  «Руслан и Людмила».

Италия – родина оперы. Составные номера оперы: ария, речитатив, ансамбль, хор. Опера - seria. Опера - buffa.

М.Глинка – создатель классической русской оперы. Опера «Руслан и Людмила» - первая  русская эпическая опера.  Разбор оперы  по действиям. Музыкальная характеристика главных героев.

Музыкальный материал: М. Глинка, фрагменты из оперы «Руслан и Людмила»: увертюра, две песни Баяна, Каватина Людмилы, сцена похищения Людмилы, Рондо Фарлафа, ария Руслана, ария Людмилы, марш Черномора, Восточные танцы.

Тема 18.   Детская музыка композиторов ХХ века.

Композиторы разных стран и столетий писали музыку для детей: И.С.Бах  две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах», Р.Шуман «Альбом для юношества», П.Чайковский «Детский альбом» и другие.  В ХХ веке продолжили  эту традицию отечественные композиторы – С.Прокофьев, Д. Кабалевский, А.Хачатурян, и зарубежные – К.Дебюсси, М. Равель.

Обзор  некоторых   пьес  из фортепианного альбома «Детский  уголок» К. Дебюсси. При прослушивании данных пьес провести опрос-повторение по  пройденным темам.

   Музыкальный материал: И.С.Бах «Нотные тетради Анны Магдалены Бах»,  

                                              Р,Шуман «Альбом для юношества», К.Дебюсси «Детский

                                               уголок»

Второй год обучения

Зарубежная музыкальная литература

Тема 1.   Старинная музыка.

                Искусство эпохи Возрождения. Живопись, скульптура.

                Обзорное знакомство со старинными вокальными и            

                инструментальными жанрами.

Возрождение интереса к античному искусству. Гуманизм – новое мировоззрение. Титаны Ренессанса – Н. Коперник, Дж. Бруно, У. Шекспир, Лопе де Вега, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело (использование слайдов и репродукций: «Пьета», «Джоконда» Л. Да Винчи, «Сикстинская мадонна» Рафаэля).

Расцвет полифонической мессы. Мотет, протестантский хорал. Инструментальная музыка для лютни, органа.

Музыкальный материал:  О.Лассо «Эхо», Дж.Палестрина «Ave Maria».

Тема 2.   Барокко в музыке.

               Отличительные черты живописи, скульптуры и архитектуры  

               XVII – первой половины XVIII вв. Опера, скрипичные и

               клавирные школы.

Основные эстетические принципы барокко, внутреннее противоречие эпохи. Г. Галилей, И. Ньютон, Ж. Б. Мольер, Рембрандт, Д. Веласкес (Использование репродукций). Расцвет полифонии. Духовные кантаты, оратории. Интенсивное развитие инструментальной музыки (concerto grosso, сюита, фуга, ансамблевая и сольная сонаты), А. Корелли, А. Вивальди, Г. Ф. Гендель.

Музыкальный материал:   А.Вивальди «Времена года»,  Г.Гендель «Музыка на воде».                

   

Тема 3.   И. С. Бах.

 Жизненный и творческий путь Иоганна Себастьяна Баха. Вокально-инструментальные произведения. Имитация в инвенциях. Последовательность танцев в сюите. Органные произведения – «Токката и фуга» d moll – обзор.      

Музыкальный материал:   «Ave Maria», «Шутка» из оркестровой сюиты № 2,            фрагменты из «Страстей по Матфею» и «Мессы» h moll, Прелюдия и фуга c moll («ХТК», 1т.), «Французская сюита» c moll, «Токката и фуга» d moll.    

Тема 4.   Классицизм.

                Основные черты стиля. Музыкальное искусство эпохи Просвещения.

        

Художественное течение в культуре европейских стран XVII – XVIII вв. Создание ясных и гармоничных по форме, возвышенно-благородных произведений. Законченное воплощение классицизма во французской литературе и искусстве XVII в. (Ж. Мольер, Н. Буало, Н. Пуссен, К. Б. Люлли).

К. В. Глюк. Реформа оперы. Музыкальные фрагменты из оперы  К. В. Глюка «Орфей».

Музыкальный материал:   фрагменты из оперы  К. В. Глюка «Орфей».

Тема 5.   Венская классическая школа.

Й. Гайдн – творческий портрет. Сонатная форма, сонатно-симфонический цикл в творчестве Й. Гайдна.

        

Характерные черты классицизма. Венские классики. Й. Гайдн – обзор жизненного и творческого пути. Сущность сонатной формы на примере Сонаты e moll и Сонаты D dur.

Особенности строения сонатно-симфонического цикла. Симфония № 103 (Es dur).

Музыкальный материал: Й Гайдн Симфония № 103(фрагменты), Соната e moll и D dur.

Тема 6.   В. А. Моцарт.

Обзор творчества композитора. Характерные черты, темы и образы творчества Моцарта. Произведения для фортепиано (Соната A dur) и симфонического оркестра (Симфония № 40 g moll).

Опера «Свадьба Фигаро». Содержание оперы, история создания,   либретто, жанровые особенности, музыкальные характеристики героев.

Музыкальный материал: В.Моцарт Соната А dur, Симфония№40 g moll.

                                          фрагменты из оперы «Свадьба Фигаро».

Тема 7.   Л. В. Бетховен.

 

Жизнь и творчество композитора. Влияние  французской революции к.ХVIIIв. на творчество Бетховена. Отличительные черты стиля. Героические темы в произведениях.    Разбор фортепианного творчества (Соната № 8 c moll). Особенности  строения сонатно-симфонического цикла.   Симфония № 5, Увертюра «Эгмонт».

Музыкальный материал: Л.Бетховен Соната№8, №14,Симфония№5, Увертюра «Эгмонт»

Тема   8.   Романтизм. 

Характерные черты стиля. Предпосылки возникновения данного направления в искусстве.  Творчество  Байрона, Гюго, Гете и Шиллера. Романтизм в музыке (Ф.Мендельсон, Ф.Шопен и др.)   Вокальная, инструментальная миниатюра.

Музыкальный материал: Ф. Мендельсон, «Песни без слов»; Ф. Шопен, Вальс cis moll, Р.Шуман « Карнавал».

   Тема 9. Ф.Шуберт.

Характеристика творчества. Фортепианные миниатюры.

Вокальные произведения на примере баллады «Лесной царь», песни «Форель», «Вечерняя серенада», «Ave Maria».

Обзор вокальных циклов «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». «Неоконченная симфония» h moll, характеристика основных тем, I ч.

Музыкальный материал: фрагменты из «Неоконченной»симфонии, Вальс h moll, «Музыкальный момент» f moll, песни из циклов «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».

Тема 10.   Ф. Шопен.

Жизненный и творческий путь. Фортепианная миниатюра, жанры, образы.

Национальный колорит в мазурках (Мазурка a moll, op. 40, № 1) и полонезах (A dur, op.40, № 1).

Блеск и виртуозность вальса (Вальс cis moll, «Большой вальс»), нежность и поэтичность ноктюрнов (Ноктюрн f moll), богатство содержания прелюдий (Прелюдии e moll, c moll), «глубина» по мысли концертных этюдов (Этюд c moll № 12).

Музыкальный материал: Мазурка a moll,ор.40,№1, полонез Аdur, ор.40,№1, вальс cis moll, «Большой вальс»,ноктюрн f moll, этюд c moll№12.,прелюдии e moll, c moll.

Тема 11.   Ф. Лист.

Обзор творчества. Венгерская рапсодия № 2. Претворение венгерского фольклора, «расцвеченного» блестящими фортепианными узорами».

Музыкальный материал:   фрагменты из Венгерской рапсодии №2.

Тема 12.   Импрессионизм.

Отличительные черты стиля в живописи французских художников – К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега (Использование репродукций). Импрессионизм в музыке – К. Дебюсси, М. Равель – обзор творчества.    

Музыкальный материал:   К. Дебюсси, Прелюдии («Девушка с волосами цвета льна»), М. Равель, «Игра воды», «Болеро» (фрагменты).    

Тема 13.   История джаза.

Истоки джаза. Регтайм. Спиричуэлс. Блюз. Искусство импровизации. Вокальный и инструментальный джаз.  

Музыкальный материал:  Спиричуэлс «Deep River», Д.Эллингтон, Х.Тизол «Caravan», Дж.Гершвин «O, Lady Be Good!»        

                Джазовые композиторы ХХ века.

        

Обзор творчества Дж. Гершвина, Д. Эллингтона, С. Джоплина.    

Музыкальный материал:  Дж.Гершвин «Рапсодия в блюзовых тонах», фрагменты из симфонической сюиты «Порги и Бесс», Д.Эллингтон «Осенние листья», Блюз C dur.

Третий год обучения

Русская музыкальная литература

Тема 1.   Русская музыкальная культура с древних времен до

                XVIII века.

Музыка Киевской Руси (IX – XIII), искусство сказителей, скоморохов. Знаменное письмо. Эпоха Московской Руси. Творчество А. Рублева. Расцвет духовной музыки. Хор государевых певчих дьяков.

«Смутное» время (XVII век) – перелом в области просвещения, культуры и искусства.

Партесное пение, канты, духовные концерты.

Музыкальный материал:   Кант «Буря море раздымает» (неизвестного автора), «Слава в вышних Богу» старинного распева XVI - XVII вв.

Тема 2.   Развитие музыкального искусства в XVIII веке.

XVIII век – «век разума и просвещения» - реформа Петра I. Создание национальных школ в литературе, живописи, театре и музыке. Канты – виваты, светские канты, городская песня. Первые нотные записи народных песен. Рождение российской песни, развитие камерной инструментальной музыки.

Духовные концерты в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского. Русская опера.

Музыкальный материал:   Д. Бортнянский, Концерт № 1 для хора «Воспойте Господеви, воспойте песнь нову».

Тема 3.   Русская музыка первой половины XIX века.              

                Романс и песня.

Формирование русской классической литературы (А. Пушкин, А. Грибоедов), живописи (Венецианов, Г. Брюллов). Воздействие романтизма на русское искусство. «Филармоническое общество». Формирование русских исполнительских школ.

Русский романс и его основные жанры. Романс и песня в творчестве А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилева.

Музыкальный материал:   А. Алябьев, «Соловей», А. Варламов, «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», А. Гурилев, «Колокольчик».

Тема 4.   М. И. Глинка.

М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки.  Характеристика творчества. Опера «Иван Сусанин». Тема, идея, жанр, драматургия, либретто оперы. Особенности музыкальной характеристики русских образов и представителей  польского лагеря.   Симфонические произведения ,  вокальное творчество.  

 Музыкальный материал:  музыкальные номера из оперы «Иван Сусанин», «Камаринская», «Вальс-фантазия».

Тема 5.   А. С. Даргомыжский.

А. Даргомыжский – «великий учитель музыкальной правды». Обзор творчества. Романсы и песни («Мне минуло шестнадцать лет», «Мне грустно», «Старый капрал»). Социальный конфликт в опере «Русалка».

Музыкальный материал: фрагменты из оперы «Русалка», романсы: «Мне минуло шестнадцать лет», «Мне грустно», «Старый капрал».

Тема 6.   Русская культура второй половины XIX века.

«Новая русская школа». Развитие революционного движения. Художники – «передвижники» (Перов, Репин, Шишкин и др.).

Развитие отечественной литературы (Тургенев,  Ф.Достоевский, Л. Толстой).

Русское музыкальное общество. Открытие консерватории, бесплатной музыкальной школы.

М. Балакирев и «Новая русская музыкальная школа». Творчество композиторов «Могучей кучки», связь с историей и бытом России, с музыкальным и поэтическим фольклором.

Тема 7.   А. П. Бородин.

Композитор, ученый, химик, педагог, общественный деятель.

Обзор творчества А. П. Бородина. Основные жанры, темы, особенности творчества  композитора.

Романсы.         

                 Опера «Князь Игорь».

Патриотическая идея, жанр, содержание, композиция, музыкальная характеристика героев.

Героико-эпические образы в Симфонии № 2.

Музыкальный материал: Симфония №2, номера из оперы «Князь Игорь», романс «Для берегов отчизны дальней».

Тема 8.   М. П. Мусоргский.

Обзор жизни и творчества М. П. Мусоргского. Социальная направленность и обличительная сила, самобытность и новаторство композитора.

Опера «Борис Годунов» - идейное содержание, композиция, сквозное развитие, либретто оперы, музыкальная характеристика персонажей.  Образ   народа в опере.

Фортепианный цикл «Картинки с выставки». Программность.  Разнообразие  сюжетов и образов, способы и приемы музыкальных зарисовок.     Песни. Социальная тема в песнях «Сиротка», «Колыбельная Еремушке».

Музыкальный материал: муз.номера из оперы «Борис Годунов», Ф-ан.цикл «Картинки с выставки», песни «Сиротка», «Колыбельная Еремушке».

Тема 9.   Н. А. Римский – Корсаков.

Творческий путь Н. Римского-Корсакова – композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля. «Мой род – это сказка, былина и непременно русские» (Римский-Корсаков),   Опера «Снегурочка» - гимн законам добра и красоты.  Реальность и фантастика,  обрядовые и игровые сцены, народный мелос в опере.

Симфоническая сюита «Шехеразада».  Программность сюиты. Разбор и анализ сюиты.

 Музыкальный материал: Муз. номера из оперы «Снегурочка», Симфоническая сюита «Шехеразада».

Тема 10.   П. И. Чайковский.

Жизнь и творчество. Жанровое многообразие.

Чайковский и Пушкин. Опера «Евгений Онегин» - «лирические сцены». История создания и постановки. Лирическая драма героев. Значение бытовых сцен в опере. Музыкальная характеристика главных героев.

Симфоническое творчество П. Чайковского. Программность первой симфонии «Зимние грезы» (g moll) – картины русской природы.

Интонационная близость с русской народной музыкой.

Романсы. Тексты русских поэтов второй половины XIX века. Влияние традиций вокального стиля М. Глинки и А. Даргомыжского. Роль сопровождения в романсах. Детские песни.

Музыкальный материал: «Средь шумного бала» (стихи А. Толстого), песня «Мой Лизочек» (сл. К. Аксакова), симфония «Зимние грезы», опера «Евгений Онегин» (фрагменты).

Четвертый год обучения      

                                               Отечественная музыка

Тема 1.   Русская культура рубежа XIX – XX вв.

«Серебряный век» в истории русской художественной культуры. Расцвет отечественной литературы – А. Блок, И. Бунин, М. Горький. Новая страница в русской живописи – «Мир искусства» - Б. Кустодиев, М. Врубель.

Деятельность русских меценатов: М. Беляева, С. Мамонтова, С. Зимина и др.

«Русский балет» С. Дягилева.

Развитие вокального и инструментального исполнительства (использование фрагментов из поэзии К. Бальмонта, А. Блока; репродукции картин Б. Кустодиева, М. Врубеля).

Тема 2.   С. И. Танеев,  А. К. Лядов,   А. К. Глазунов.

   С. И. Танеев. 

Многогранность и своеобразие личности и творческой деятельности. Научные труды в области полифонии. Вокальные и инструментальные жанры в творчестве композитора.

Музыкальный материал:   фрагменты из Симфонии c moll.

   А. Лядов.   

Фортепианная и инструментальная миниатюра.

Национальный характер музыкального языка композитора.  Программность  миниатюр.

Музыкальный материал:   «Музыкальная табакерка», «Кикимора».

   А. К. Глазунов.   

Творческая и музыкальная общественная деятельность композитора. Сочетание эпического начала с лирикой в произведениях. Инструментальные жанры. Балет.

 

Музыкальный материал:   фрагменты  из  Пятой симфонии B- dur I ч.

Тема 3.   А. Н. Скрябин.

«Гениальный искатель новых путей» (Мясковский). Жизнь и творческая деятельность. Характерные черты скрябиновского стиля в фортепианных произведениях. Жанр прелюдии и этюда. Контрастность образов, сочетание утонченной лирики и импульсированного порыва. Эволюция музыкального языка. Разбор и анализ Прелюдии e-moll op. 11 и Этюда dis moll, op. 8.

 Музыкальный материал: Прелюдии e moll  ор.11, Этюд dis moll,ор.8.

Тема 4.   С. В. Рахманинов.

Вехи творческой биографии. Композитор, пианист, дирижер. Рахманинов и Шаляпин. Многообразие жанров и образов в творчестве композитора.

Музыкальный материал:   фрагмент из Второго концерта для фортепиано с оркестром I ч.,  «Вокализ».

Вокальное творчество. Романсы.

Духовная хоровая музыка. «Всенощное бдение».

Романсы. Воплощение мира лирических образов и чувств, картин русской природы.

«Вокализ» - концентрация важнейших жанрово - стилистических черт романсового творчества Рахманинова.

Музыкальный материал:   фрагменты из «Всенощного бдения», «Вокализ», «Не пой, красавица, при мне» (сл. А. С. Пушкина), «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева).

Фортепианные сочинения.

Разнообразие жанров, малых и крупных форм. Характерные черты стиля. Прелюдии cis moll (соч. 3 № 2), g moll (соч. 23 № 5) – анализ пьес.

Формирование концертного стиля. Второй концерт c moll для фортепиано с оркестром – проявление зрелости могучего дарования.

Образ Родины в произведении. Единение солиста и оркестра. Характеристика каждой части концерта.

  Музыкальный материал: Второй концерт c moll, Прелюдии  cis moll, g moll.

 Тема 5.   И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка».

Новаторская сущность, противоречивый творческий облик композитора. Обзор творчества. Стравинский и Дягилев. Русский период. Балет «Петрушка» – содержание, образные сферы, музыкальные темы.

Музыкальный материал:   фрагменты из балета «Петрушка».

Тема 6.   Отечественная музыкальная культура в 1920 – 1950 гг.

Общественно-политическая жизнь России после революции 1917 года. Первый декрет о музыке. Массовость и многонациональность музыкальной культуры. Новые темы, новые музыкальные направления. Развитие музыкальной самодеятельности, расцвет жанра песни (И. О. Дунаевский). Классические жанры нового типа и по содержанию, и по музыкальному языку.

Музыкальный материал: песни И. О. Дунаевского – «Марш веселых ребят», «Песня о Родине» на слова В. Лебедева – Кумача.

Тема 7.   Песни, опаленные войной   (1941 – 1945 гг.).

Великая Отечественная война. Роль музыки в годы войны. Песня – часть жизни фронта и тыла.

«Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача) –    песня-символ Великой Отечественной войны. История создания песен: «Вечер на рейде» В. П. Соловьева-Седого (сл. А. Чуркина), «Темная ночь»                   Н. Богословского (сл. В. Агатова), «В землянке» К. Листова (сл. А. Суркова), «Катюша» М. Блантера.

Тема 8.   С. С. Прокофьев.

Обзор жизни и творчества. Дерзкий новатор. «Поэт радости».

Разнообразие жанров и тем в творчестве композитора. Фортепианные произведения.

Кантата «Александр Невский» - история создания, композиция, содержание частей, «зрелость образов». Анализ кантаты.

Симфония № 7 cis moll – «симфония света и радости жизни». Характерные черты «прокофьевского» стиля в симфонии. Музыкальная характеристика и анализ частей произведения.

 Музыкальный материал: кантата «Александр Невский», симфония №7.

Тема 9.   С. С. Прокофьев. Балеты.

Жанр балета в творчестве С. С. Прокофьева.

Особенности жанра балета в творчестве С.Прокофьева. Новый тип  балетного спектакля.   История создания балета «Ромео и Джульетта». Глубина и драматизм в раскрытии шекспировских образов. Музыкальная характеристика героев.

«Сказочные» темы в творчестве С.Прокофьева.  Балет «Золушка». Продолжение традиций классического балета XIX века в сочетании с типичными прокофьевскими  чертами.  Обзор балета.

Музыкальный материал: фрагменты из балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка».

Тема 10.   Д. Д. Шостакович.

Жизненный и творческий путь композитора. Связь с историей народа. Традиции и новаторства. Обзор творческого наследия. Разнообразие жанров и образов.

Музыкальный материал:   музыка к кинофильму «Овод», «Песня о встречном».

Симфония № 7 «Ленинградская».

 

Жанр симфонии в творчестве Д. Шостаковича. Историзм, гражданский пафос и гуманистическая направленность в симфонических произведениях.

История создания и исполнения симфонии в годы Великой Отечественной войны. Характеристика музыкального воплощения главной идеи симфонии в темах I ч.

Обзор и анализ всех частей симфонии.

 

Музыкальный материал: «Ленинградская» симфония.

 

Поэма «Казнь Степана Разина».

   Обращение к исторической теме. Картинность и зримость музыки. Сочетание признаков кантатно-ораториального жанра, театрального спектакля и симфонического развития. Прослушивание и анализ произведения.

Музыкальный материал: поэма «Казнь Степана Разина»

Тема 11.   А. И. Хачатурян.

Обзор жизни и творчества.

Опора на национальную культуру Армении в сочетании с традициями русской и европейской музыкальной классики.

Жанр балета в творчестве А. И. Хачатуряна. Краткий обзор и музыкальная характеристика балета «Гаянэ»  и «Спартак»                                                            

Жанры инструментальной музыки. Концерт для скрипки с оркестром.  

Музыкальный материал:   «Танец с саблями» из балета «Гаянэ», Adagio из балета «Спартак», фрагменты из I ч.  скрипичного концерта.

 

Тема 12.   Д. Д. Кабалевский

Обзор жизни и творчества. Многогранность творческой и общественной деятельности. Разнообразие тематики и жанров. Музыка для детей.  

 

Музыкальный материал:   песни:  «Наш край», «Школьные годы».

Тема 13.   Отечественная музыка в 1960 – 1990 гг.

Новый период развития отечественной культуры. Музыкальное новаторство, многообразие стилей и жанров. Влияние зарубежного авангарда, полистилистика. Авторская песня. Рок-музыка. Отечественное исполнительское искусство.  

Музыкальный материал: фрагменты из рок-оперы «Юнона и Авось»                А. Рыбникова, песни в исполнении В. Высоцкого.

Тема 14.   Г. В. Свиридов.

Жизнь и творчество. Вокально-хоровые произведения. Возрождение традиций русской хоровой культуры в творчестве композитора.

Свиридов и Пушкин. «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

Поэзия С. Есенина в творчестве Г. Свиридова. Обзор и музыкальная характеристика частей «Поэмы памяти Сергея Есенина».

Музыкальный материал: Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель», «Поэма памяти Сергея Есенина».

Тема 15.   Р. К. Щедрин.

Обзор творчества. Многогранность творческой личности Р. К. Щедрина. Произведения русских классиков в творчестве композитора. Фольклорные традиции в концерте для оркестра «Озорные частушки». Тембровые находки в произведении.

Музыкальный материал:   «Озорные частушки»     

Тема 16 .   Композиторы последней трети XX века.

   А. Шнитке. 

Сложный, противоречивый мир музыки композитора. Приемы полистилистики и коллажа.

   В. А. Гаврилин. 

Представитель направления «новая фольклорная волна». Интонационное богатство, песенность и зримость музыки композитора.

   С. М. Слонимский. 

Разнообразие жанров и тем в творчестве. Использование элементов стиля джаза и рок-музыки.

Музыкальный материал: А.Шнитке «Стихи покаянные»,В.А.Гаврилин Вальс, С.Слонимский  Концерт-буфф.

Тема 17.   Отечественные хоровые коллективы современности.

                  Развитие  отечественного хорового искусства в ХХ-ХХI вв.    

           

Обзор истории создания и развития лучших хоровых коллективов России: Народный хор им.М.Пятницкого, Государственный академический хор   под управлением А.Свешникова, Мужской хор Московского Стретенского монастыря,  Краснознаменный ансамбль песни и пляски им.А.Александрова и др.

  Музыкальный материал: греческий распев «О, дивное чудо!»,русские народные песни «Ах, ты степь широкая», «Вдоль по улице»,  Н.Богословский «Темная ночь» и др.

Тема 18.   «Золотой» фонд  вокальной школы России.

  Становление и развитие русской вокальной школы. Краткий обзор и характеристика вокального творчества Ф.Шаляпина, Собинов, Н.Архиповой,  

Е.Образцовой, Д.Хворостовского, А.Нетребко.

 

  Музыкальный материал: М.Мусоргский «Блоха» (Ф.Шаляпин), ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» (Собинов), Бизе Хабанера из оперы «Кармен» (Е.Образцова).

Литература  для  педагогов

  1. Алиев Ю. Б.. Настольная книга школьного учителя – музыканта. Москва, Владос, 2004.
  2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1965.
  3. Васина – Гроссман В. Первая книжка о музыке. М., 1976.
  4. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.
  5.  Егорова М. С., Зырянова Н. М. «Из жизни людей школьного возраста. Дети в изменяющемся мире». М, 2001.
  6. Кабалевский Д. Цели и задачи музыкально-эстетического воспитания детей и юношества. М, 1984.
  7. Как преподавать музыкальную литературу. – М., 2007.
  8. Конен В. Д. «Рождение джаза». М, Сов. Композитор, 1984.
  9. Кошмина И. В. Русская духовная музыка. М, Владос, 2001.
  10.  Кунин Н. А. Римский – Корсаков. М., Советский композитор, 1974.
  11.  Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. М., 2005.
  12.  Лагутин А. Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература». Для ДМШ и ДШИ. М., 2002.
  13.  Левашов Е. От Глинки до Рахманинова (Духовная музыка Отечества). Музыкальная академия, 1992.
  14.  Левин Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран, I, II выпуск. Изд-во «Музыка», 1991.
  15.  Лисянская Е. Методические рекомендации по преподаванию музыкальной литературы. М., 1990.
  16.  Лисянская Е. Музыкальная литература: методическое пособие. М., 2001.
  17.  Лисянская Е. Примерный тематический план по предмету музыкальной литературы для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. М.,1988.
  18.  Максимова Л. Сейчас нельзя учить детей по старинке // Сов. Музыка, 1979, № 11. С.49-51.
  19.  Михайлова М. К., Э. Л. Фрид. «Русская музыкальная литература», IV выпуск. Изд-во «Музыка, 1987.
  20.  Надолинская Т. В. На уроках музыки  о литературе и искусстве. Владос, 2005.
  21.  Никольская – Береговая К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века. М., Владос, 2003.
  22.  Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М., 1997.
  23.  Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1987.
  24.  Рапацкая А. А. Русская музыка в школе. М., Владос, 2003.
  25.  Рапацкая А. А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М., 1991.
  26.  Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Учебное пособие для музыкальных училищ. Сост. Б. Фраенова. – М.,2000.
  27.  Способин И. Музыкальная форма. – М., 1972.
  28.  Старобинский С. П., Гайская Е. О. «Тысяча миров» музыки. М., 2002.
  29.  Талызина Н. Ф., Лобанова О. П. Психология музыкальных способностей. М., 1999.
  30.  Тигранов Г. Г. Музыка в борьбе за гуманизм и прогресс. Л., Музыка, 1984.
  31.  Тимохин В. В. Мастера вокального искусства XX века. М., Музыка, вып. 2, 1983.
  32.  Третьякова Л. С. Русская музыка XIX века. Просвещение, 1991.
  33.  Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Санкт-Петербург, 1997.
  34.  Хопрова Т., Крюков А. Очерки по истории русской музыки XIX века. М., Учпедиз., 1984.
  35.  Чернов А. А. Как слушать музыку. 2-е изд. Л., Музыка, 1974.
  36.  Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М., 1983.
  37.  Энциклопедия для детей. Том 7. искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино. М., 2000.

Учебные пособия для учащихся.

  1. Аверьянова О. Отечественная музыкальная литература ХХ века. Четвёртый год обучения: учебник для ДМШ. М., 2003.
  2. Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения: учебник для ДМШ. М.,2003.
  3. Козлова Н. Русская музыкальная литература. Третий год обучения: учебник для ДМШ. М., 2002.
  4. Осовицкая З., Казаринова А. Музыкальная литература. Первый год обучения: учебник для ДМШ. М., 2000.
  5. Привалов С. Зарубежная музыкальная литература. Эпоха романтизма: учебник для старших классов ДМШ, колледжей и лицеев. Спб., 2000.
  6. Привалов С. Русская музыкальная литература. Учебник. Музыка XI - начала XX века. Спб., 2006.
  7. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. М., Музыка, 2000.

Дополнительная литература.

  1. Аверьянова О. Русская музыка второй половины ХХ века. М., 2004.
  2. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л., 1977.
  3. Золотницкий Д. История музыки. С нотными образцами и иллюстрациями. Для МШ, лицеев, гимназий. 4-5 классы. Спб., 2001.
  4. Калинина Г. Ф. Игры на уроках музыкальной литературы. Вып. I. Вводный курс. М., 2004.
  5. Калинина Г. Ф. Игры на уроках музыкальной литературы. Вып. II. Зарубежная музыка. М., 2003.
  6. Калинина Г. Ф. Игры на уроках музыкальной литературы. Вып. III. Русская музыка., М., 2003.
  7. Калинина Г. Ф., Егорова Л. Музыкальная литература. Тесты по отечественной муз. ХХ в. Вып. IV , М. 2001.
  8. Сорокомятин Д. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения. Учебное пособие для ДМШ. Ростов, 2009.
  9. Шорникова М. 1 год обучения. Музыка, ее формы и жанры. Ростов, 2009.
  10.  Шорникова М. 4 год обучения. Русская музыка ХХ века. Ростов, 2009
  11.  Шорникова М. Музыкальная литература. 2 год обучения. Развитие западно-европейской музыки. Ростов, 2009.
  12.  Шорникова М. Музыкальная литература. 3 год обучения. Русская музыкальная классика. Ростов, 2009.
  13.  Энциклопедический словарь юного музыканта. М., Педагогика, 1997.
  14.  Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство, ч. 3. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа по предмету "Музыкальная литература"

Адаптированная образовательная программа по предмету "Музыкальная литература" для учащихся 5-8 классов музыкального отделения гимназии. Программа составлена на основе программы по музыкальной литерату...

Адаптированная образовательная программа по предмету "Музыкальная литература" для учащихся 5-8 классов музыкального отделения гимназии

Данная авторская адаптированная программа предназначена для использования в курсе восьмилетнего начального музыкального образования: в музыкальных школах, музыкальных отделениях гимназий. 1 год обучен...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА для 8 вида) По Домоводству

Пояснительная записка.  Тематическое планирование составлено на основе программы «Домоводство» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классо...

Адаптированная образовательная программа по литературе для ученика 6 класса.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина. Программа предназначена для учащегося 6 класса с ЗПР....

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литература» в 7 классе

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литература»  в 7  классе для обучающихся с ЗПР...

Адаптированная образовательная программа по литературе 6 класс

Адаптированная образовательная программа по литературе 6 класс...

Адаптированная образовательная программа по литературе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития 2023-2024 уч. год

    Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе ...