Адаптированная образовательная программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)
Адаптированная образовательная программа по литературе 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_literatura_6a.docx | 71.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 им. Сирина Н.И.»
Адаптированная
образовательная программа
по литературе
обучающегося 6 «А» класса,
разработанная для условий инклюзивного образования
Ханты-Мансийск – 2020
Содержание
Пояснительная записка
Содержание тем учебного предмета.
Требования к уровню подготовки учащегося
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Cпособы, средства, формы проверки результатов.
Организация текущего и промежуточного контроля
Тематическое планирование
Кодификатор предметных умений, проверяемых в итоговой контрольной работе по русскому языку
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
Цифровые образовательные ресурсы
Материально-техническое обеспечение
- Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по литературе (далее Программа) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2017 с учетом психофизических особенностей ученика 6а класса *******, который является обучающимся с ОВЗ и по решению ТПМПК согласно заключения от 07.02.2019 года №**** ему рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Изучение школьного курса «Литература» представляет значительные трудности для детей с ТНР в силу их психофизических особенностей.
Особенностями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи являются:
- при относительной сохранности смысловой памяти (ассоциации) у детей снижена вербальная память (вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию, страдает продуктивность запоминания;
- отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением;
- некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения;
- трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики;
- неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью;
- нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность;
- отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками;
- трудности формирования саморегуляции и самоконтроля;
- речевые недостатки сочетаются с рядом неврологических и психопатологических синдромов, а именно:
- нарушения умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности.
- повышенная нервно-психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних случаях - проявления гипервозбудимости, в других – преобладание заторможенности, вялости, пассивности.
- изменения мышечного тонуса, нерезко выраженные нарушения равновесия и координации движений, недостаточность дифференцированной моторики пальцев рук, несформированность общего и орального праксиса;
- трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока.
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ТНР:
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по литературе для детей с ТНР, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются:
- в частичном перераспределении учебных часов между темами, так как обучающиеся медленнее воспринимают новый материал;
- в методических приемах, используемых на уроках: при использовании классной доски все записи учителем и учениками сопровождаются словесными комментариями;
- оказывается индивидуальная помощь обучающимся;
- в коррекционной направленности каждого урока;
- в отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объема аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;
- в использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности.
Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Поэтому при составлении рабочей программы по литературе были использованы следующие рекомендации:
- Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся.
- Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту.
С учетом психофизиологических особенностей учащихся с задержкой психического развития на каждом уроке формулируются коррекционно-развивающие задачи, которые предусматривают:
- корректировку внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
- коррекцию и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
- коррекцию и развитие связной письменной речи;
- коррекцию и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
- коррекцию и развитие зрительных восприятий;
- развитие слухового восприятия;
- коррекцию и развитие тактильного восприятия;
- коррекцию и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
- коррекцию и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
- коррекцию и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключаются в:
- рациональной дозировке на уроке содержания учебного материала;
- выборе цели и средств ее достижения;
- регулировании действий учащихся;
- побуждении учащихся к деятельности на уроке;
- развитии интереса к уроку;
- чередовании труда и отдыха.
Цели и задачи обучения
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель литературного образования определяет его задачи:
- Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
- Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
- Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Содержание тем учебного предмета
6 класс
Введение
Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Обрядовый фольклор и его эстетическое значение.
Пословицы и поговорки. Прямой и переносный смысл.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Древнерусская литература. Отражение исторических событий и вымысел.
О «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Русская басня. Жанр басни и его истоки. И Дмитриев «Муха»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
И. А. Крылов «Осел и Соловей». «Листы и корни», «Ларчик». Рассказ и мораль в басне. Понятие об эзоповом языке.
А. С. Пушкин
Слово о поэте. «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения Дружба в жизни поэта. Стихотворение «Пущину».
А.С. Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы. Теория литературы: эпитет, метафора, композиция
«Дубровский». Изображение русского барства. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организа-ции повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
М. Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Листок».
Стихотворение «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.Антитеза. Поэтическая интонация. Стихотворения «Три пальмы», «Утес». Тема красоты, гармонии человека с миром.
И. С. Тургенев
Слово о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Духовный мир детей. Роль картин природы в рассказе.
Поэзия 19 века
Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело» «Листья»
А. А. Фет. Лирика. Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе.
Поэзия пушкинской поры *
Е. А. Баратынский «Весна! Весна!..» Я. Полонский, А. К. Толстой (2-3 стихотворения)
Н.А.Некрасов
Н.А. Некрасов– поэт и гражданин. Краткий рассказ о жизни поэта Стихотворение «Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда Мысль о величии народа.Мечта о «прекрасной поре». Трехсложные размеры стиха
Н. С. Лесков
Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость за народ. Трудолюбие,талантливость,патриотизм русского человека.Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения.Сказ как форма повествования
А. П. Чехов
Краткий рассказ о писателе Встреча с писателем и человеком Рассказ «Толстый и тонкий». Добродушный смех над малодушием. Речь героев - источник юмора. Развитие понятия юмор.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рождественский рассказ (начальные представления).
А. Грин. Из биографии писателя. «Алые паруса»
Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях.*
М. Пришвин. Из биографии писателя «Кладовая солнца» - сказка-быль. Вера писателя в человека.
Картины природы в сказке-были.Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Дружба и взаимопомощь в сказке.
Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов.
К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Д. Самойлов «Сороковые» Солдатские будни. Скорбная память о павших героях.
Проза о детях
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. Юмор в рассказе.Понятие долга.Изображение быта и жизни сибирской деревни. Речевая характеристика героя.
В. Распутин
Слово о писателе «Уроки французского». Отражение трудностей военного времени Жажда знаний героя, его нравственная стойкость,чувство собственного достоинства. Душевная щедрость учительницы,её роль в жизни мальчика. Развитие понятий рассказ,сюжет.
В.Шукшин
Рассказ «Критики». Чувство юмора как одно из ценных качеств человека
Ф.Искандер
Ф. Искандер «13 подвиг Геракла». Юмор, влияние учителя на формирование детских характеров.
Поэзия конца XIX – начала XX веков
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века
А. Блок «Летний вечер». С. Есенин «Пороша». Н. Рубцов. Чувства радости и печали, любовь к родной природе и родине в стихах.
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Г. Тукай, К. Кулиев. Знакомство с произведениями.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции
Миф. Отличие мифа от сказки и легенды. Подвиги Геракла
Легенда об Арионе. Гомер «Илиада», «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.
М. Сервантес. Краткий рассказ о писателе. «Дон Кихот».
П.Мериме «Маттео Фальконе»
А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Нравственные проблемы произведения.
Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы*
(Одно произведение на выбор), например: Р. Киплинг, Дж. Лондон,
Э. Сетон-Томпсон, Дж. Дарелл и др.
Зарубежная фантастическая проза*
Л. Кэрролл, Л. Ф. Баум, Д. М. Барри, Дж. Родари, М. Энде, Дж. Р. Р. Толкиен,
К. Льюис и др. (Одно произведение на выбор)
Требования к уровню подготовки учащегося
Личностные результаты должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанно беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Способы, средства и формы проверки результатов
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, список произведений для самостоятельного чтения.
Формы и методы преподавания: 1. Работа с учебной, художественной, научно-популярной литературой – технология смыслового чтения. 2. Проблемный диалог, беседа. 3. Элементы анализа текста. 4. Лингвистический эксперимент. 5. Редактирование. 6. Объяснительно-иллюстративный.7. Диспут, дискуссия. 9. Просмотр фрагментов кинофильмов, театральных постановок, фонохрестоматия.
Основные виды устных и письменных работ
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый - от другого лица, небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев.
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему.
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев, двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
Организация текущего контроля
Основные виды контроля:
Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по литературе. Этому способствует применение следующих видов контроля:
Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос).
Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, докладов, рефератов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, написание мини-сочинений).
Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), составление сравнительной характеристики литературного героя по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов, сочинение синквейнов;
Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций, составление тезисных планов).
Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса «Литература» с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольные работы, контрольное тестирование, анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов): анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность обучающегося, теоретико-литературные знания, дифференцированный зачет с творческим заданием; проектная, исследовательская работа.
Методы контроля:
устные (опрос, взаимоопрос); письменные (письменный опрос, тесты), программированные (медиапрезентации), комбинированные (самоконтроль, рефлексия, смотр знаний, олимпиады, представление читательских интересов).
Критерии оценки знаний обучающихся
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.
4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В связи с этим:
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе (100 вопросов) критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка творческих работ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия тема;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
- При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
- правильное оформление сносок;
- соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
- реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
- широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
- целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5”ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Критерии оценивания устных ответов по литературе
Школьная отметка
Критерии оценивания
«5»
Ученик понимает суть проблематики вопроса и показывает глубокое понимание учебного материала, даёт аргументированный ответ с опорой на текст произведения, оперирует понятиями, соблюдает необходимые речевые нормы высказывания и не допускает фактических ошибок
«4»
Ученик понимает суть проблематики вопроса и в целом показывает знание учебного материала, даёт аргументированный ответ с опорой на текст произведения, но допускает отдельные смысловые и речевые ошибки
«3»
Ученик поверхностно понимает суть проблематики вопроса, показывает частичное знание учебного материала, в ответе не привлекает текст художественного произведения, допускает фактические и речевые ошибки.
«2»
Ученик не понимает сути проблематики вопроса и не обнаруживает знание учебного материала и текста художественного произведения.
Тематическое планирование
№ урока | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Художественное произведение. Содержание и форма | 1 |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | 4 | |
2 | Обрядовый фольклор. | 1 |
3 | Пословицы и поговорки | 1 |
4 | Пословицы и поговорки | |
5 | Загадки | 1 |
6 | Тестирование по разделу « Устное народное творчество» | 1 |
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ | 6 | |
7 | Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. Развитие представлений о русских летописях. | 1 |
8 | Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. Развитие представлений о русских летописях. | 1 |
9 | Произведения русских писателей 18 века. Из литературы 18 века. Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха» | 1 |
10 | И.А.Крылов «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей» | 1 |
11 | И.А.Крылов «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей» | 1 |
12 | Литературная мастерская по произведениям И.А.Крылова. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА | 45 | |
13 | Лицейские годы жизни А.С. Пушкина. Южная ссылка. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. Антитеза | 1 |
14 | Лицейские годы жизни А.С. Пушкина. Южная ссылка. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. Антитеза | 1 |
15 | «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. | 1 |
16 | Литературная мастерская по произведениям А.С.Пушкина.. | 1 |
17 | О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. | 1 |
18 | Изображение русского барства. Дубровский старший и Троекуров. Отец и сын. | 1 |
19 | Изображение русского барства. Дубровский старший и Троекуров. Отец и сын | 1 |
20 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян | 1 |
21 | Маша Троекурова и Владимир Дубровский | 1 |
22 | «Благородный разбойник» и несчастный человек. | 1 |
23 | Авторская оценка произведения. | 1 |
24 | Внутренние монологи героев. | 1 |
25 | Художественное мастерство Пушкина в изображении деталей быта, интерьера, пейзажа. Внутренние монологи героев. | 1 |
26 | Р.Р. Сочинение-рассуждение по произведению А.С.Пушкина«Дубровский» | 1 |
27 | Р.Р. Сочинение-рассуждение по произведению А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 |
28 | Вн.чт.А.С. Пушкин «Барышня- крестьянка» | 1 |
29 | М. Ю. Лермонтов. О поэте. «Тучи», «Листок», «На севере диком стоит одиноко», «Утес», «Три пальмы» Аллегорический смысл, одиночество, тоска, грусть. | 1 |
30 | М. Ю. Лермонтов. О поэте. «Тучи», «Листок», «На севере диком стоит одиноко», «Утес», «Три пальмы» Аллегорический смысл, одиночество, тоска, грусть. | 1 |
31 | Тема красоты, гармонии человека с миром. «Тучи», «Три пальмы». | 1 |
32 | Тема красоты, гармонии человека с миром. «Тучи», «Три пальмы». | 1 |
33 | Вн .чт. Листая страницы избранных стихов поэта. | 1 |
34 | Р.Р. Сочинение по лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 |
35 | Р.Р. Сочинение по лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 |
36 | И.С.Тургенев. Писатель о русской души. «Бежин луг». | 1 |
37 | Работа по картине В.Лебедева «Бежин лгу» | 1 |
38 | Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело», «Листья», «С поляны коршун поднялся» | 1 |
39 | А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Еще майская ночь…», «Учись у них – у дуба, у березы» | 1 |
40 | Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Стихотворение “Железная дорога” | 1 |
41 | Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Стихотворение “Железная дорога” | 1 |
42 | Тестирование по разделу «ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА» | 1 |
43-44 | Н. С. Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ “Левша”. Анализ “Сказа…” | 2 |
45 | Сказ “Левша”. Анализ “Сказа… | 1 |
56 | Развитие речи. Изложение на тему “Левша в гостях у англичан | 1 |
47 | Развитие речи. Изложение на тему “Левша в гостях у англичан | 1 |
48 | Вн.чт.Н.С. Лесков «Человек на часах» | 1 |
49 | А. П. Чехов. О писателе. | 1 |
50 | Рассказ «Толстый и тонкий». | 1 |
51-52 | Вн.чт. «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника» | 2 |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. | 2 | |
53-54 | Я Полонский, Е.А.Баратынский, А.К.Толстой, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев | 2 |
55 | Р.р. Сопоставительный анализ стихотворений. | 1 |
Произведения русских писателей 20 века. | 5 | |
56 | А.И.Куприн «Чудесный доктор» | 1 |
57 | А. Грин. Слово о сказочнике. Повесть “Алые паруса”. Романтические мечты и душевная чистота главных героев повести | 1 |
58 | А. Грин. Слово о сказочнике. Повесть “Алые паруса”. Романтические мечты и душевная чистота главных героев повести | 1 |
59 | А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ “Неизвестный цветок”. | 1 |
Тестирование по разделу «Проза 20 века» | 1 | |
Произведения о Великой отечественной войне. | 24 | |
60 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.Г. Симонов, Д.С.Самойлов | 1 |
61 | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой | 1 |
62 | “Весело и интересно проведенный день” (нравственные проблемы рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой”). | 1 |
63 | В.Г. Распутин «Уроки французского» | 1 |
64 | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. | 1 |
65 | Смысл названия рассказа | 1 |
66 | М.М.Пришвин. Сведения о писателе. | 1 |
67-68 | Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 2 |
69 | Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | 1 |
70 | Р.Р. Сочинение-рассуждение по произведению М.М.Пришвина«Кладовая солнца». | 1 |
71 | Р.Р. Сочинение-рассуждение по произведению М.М.Пришвина«Кладовая солнца». | 1 |
72-73 | Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» | 2 |
74-75 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» | 2 |
Родная природа в русской поэзии 20 века. | 3 | |
76-77 | А.А.Блок, С.А.Есенин, А.А.Ахматова | 2 |
78-79 | Писатели улыбаются. В.М. Шукшин. «Чудик», «Критики», «Срезал». | 2 |
80-81 | Р.Р. Сочинение-рассуждение по произведениям В.М.Шукшина. | 2 |
Из литературы народов России | 2 | |
82 | Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». К. Кулиев. «»Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым не был мой народ…». | 1 |
83 | Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». К. Кулиев. «»Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым не был мой народ…». | 1 |
Из зарубежной литературы | 18 | |
84 | Мифы народов мира. «Подвиги Геракла» | 1 |
85-86 | «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | 2 |
87-88 | Гомер «Илиада», «Одиссея» (фрагменты) | 2 |
89 | М.де Сервантес человек-рыцарь. «Дон Кихот». | 1 |
90 | Роман «Дон Кихот». Главный герой и его поступки. | 1 |
91 | «Дон Кихот »: «вечные образы в искусстве. | 1 |
92-93 | Ф.Шиллер «Перчатка» | 2 |
94-95 | П.Мериме «Маттео Фальконе» | 2 |
96-97 | Р.Р. Сочинение-рассуждение по разделу «Зарубежная литература» | 2 |
98 | А.Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 1 |
99 | «Маленький принц»: вечные истины в сказке | 1 |
100 | Итоговый тест за курс 6 класса. | 3 |
101 | Работа над ошибками. Рекомендации на лето. | 1 |
102 | Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класс ». | 1 |
Кодификатор предметных умений, проверяемых в итоговой контрольной работе
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся образовательных организаций для проведения диагностической работы по литературе (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем требований к достижению планируемых результатов обучающимися 6–х классов и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.
1) Кодификатор составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897/17 мая 2012 г. № 413).
2) Кодификатор состоит из двух разделов:
– Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых в диагностической работе по литературе для 6 класса»;
– Раздел 2. «Перечень требований к достижению планируемых результатов обучающимися 6-х классов, изучающими литературу».
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых в диагностической работе по литературе для обучающихся 6-х классов
В первом и втором столбцах таблицы указаны коды содержательных блоков, на которые разбит учебный курс по литературе в 6 классе. В первом столбце жирным шрифтом обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков). Во втором столбце указан код элемента содержания, для проверки которого создаются тестовые задания.
Код раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ |
1 | Теория литературы | |
1.1 | Изобразительно-выразительные средства: эпитет, олицетворение, антитеза, метафора | |
1.2 | Двусложные размеры стиха | |
2 | Из русской литературы XIX века | |
2.1 | Александр Сергеевич Пушкин | |
2.2 | Михаил Юрьевич Лермонтов | |
2.3 | Иван Сергеевич Тургенев | |
2.4 | Афанасий Афанасьевич Фет | |
2.5 | Федор Иванович Тютчев | |
2.6 | Николай Алексеевич Некрасов |
Раздел 2. Перечень требований к достижению планируемых результатов в диагностической работе по литературе обучающимися 6–х классов
Во втором и третьем столбце таблицы указаны коды контролируемых элементов содержания и умений по литературе в 6 классе, освоение которых проверяется заданиями диагностической работы.
Код раздела | Код контролируемого элемента содержания | Код контролируемого умения | Умения и виды деятельности, проверяемые заданиями КИМ |
1 | 1.1 | 1.1.1 | Умение опознавать средства художественной выразительности |
1.1.2 | Умение находить в анализируемом тексте средства художественной выразительности | ||
1.2 | 1.2.1 | Умение опознавать двусложный размер стиха | |
2 | 2.1 | 2.1.1 | Умение воспроизводить историко-литературную информацию из учебника |
2.1.2 | Умение выбрать из списка стихотворения, принадлежащие определенному поэту | ||
2.1.3 | Умение понимать тематику, проблематику, идею изученных произведений | ||
2.2 | 2.2.1 | Умение воспроизводить историко-литературную информацию из учебника | |
2.2.2 | Умение понимать тематику, проблематику, идею изученных произведений | ||
2.3 | 2.3.1 | Умение воспроизводить историко-литературную информацию из учебника | |
2.3.2 | Умение понимать ключевые проблемы изученных произведений | ||
2.4 | 2.4.1 | Умение воспроизводить историко-литературную информацию из учебника | |
2.4.2 | Умение выбрать из списка стихотворения, принадлежащие определенному поэту | ||
2.4.3 | Умение представлять развернутый письменный ответ на поставленные вопросы | ||
2.5 | 2.5.1 | Умение воспроизводить историко-литературную информацию из учебника | |
2.5.2 | Умение представлять развернутый письменный ответ на поставленные вопросы | ||
2.6 | 2.6.1 | Умение воспроизводить историко-литературную информацию из учебника | |
2.6.2 | Умение представлять развернутый письменный ответ на поставленные вопросы |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники, реализующие рабочую программу:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.:
Просвещение
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по
литературе 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.:
Просвещение
Методические рекомендации:
И. В. Карасёва, В. Н. Пташкина «Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина». Волгоград, Изд. «Учитель»
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев.
Контрольно-измерительные материалы:
Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Ресурсы для дистанционных форм обучения:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия – http://www.vschool.km.ru
Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru
Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
Открытый колледж – http://www.college.ru
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа "Музыкальная литература"
В настоящее время проблема эстетического, нравственного, духовного становления личности через изучение лучших образцов высокохудожественной музыкальной культуры как нельзя актуальна....
Адаптированная образовательная программа для 1 класса. УМК "Школа России". Вариант 3.1.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования предоставляет возможность обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом в раскрытии интеллект...
Адаптированная образовательная программа по литературе для ученика 6 класса.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина. Программа предназначена для учащегося 6 класса с ЗПР....
Контрольная работа для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 5 классе по теме "Животный мир Земли"
Контрольная работа для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 5 классе по теме "Животный мир Земли"...
Контрольная работа для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 5 классе по теме "Наш дом - Земля"
Контрольная работа для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 5 классе по теме "Наш дом - Земля"...
Тест для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 5 классе по теме "Вселенная"
Тест для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 5 классе по теме "Вселенная"...
Адаптированная образовательная программа по литературе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития 2023-2024 уч. год
Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе ...