Статья "Духовно-нравственное воспитание в музыкальном образовании"
статья по музыке (5 класс) по теме
Приобщение детей к духовной музыкальной культуре является важной гранью системы воспитания общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_dukh.-nravstv._vospitanie.doc | 37.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Кизина О.В.
Эссе по теме духовно-нравственного воспитания.
«Воспитание – великое дело;
им решается участь человека».
В. Белинский
Работая педагогом, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании его внутреннего мира. Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей.
Своё предназначение, как педагога, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности и гармонии личности.
«Что такое нравственность? В чём должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий», - писал В. Белинский.
В деле воспитания придерживаюсь следующего правила: «Истинная нравственность растёт из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило – не слова, а практическая деятельность» (В. Белинский). Каждый человек – это уникальное творение. Он неповторим, индивидуален и имеет своё предназначение. Одной из своих педагогических задач считаю помощь в поиске каждым ребёнком своего личного предназначения в жизни.
Как классный руководитель ставлю перед собой задачи по воспитанию нравственных ценностей: изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении, создание гуманистической атмосферы в классе как условия воспитания нравственных ценностей учащихся. Считаю, что только в комфортных условиях ребёнок может проявить себя, выразить свою индивидуальность и раскрыть свои возможности. Определяющие моего видения воспитания – уважение к личности юного человека, его мнению, желаниям, интересам, сотрудничество в достижении познаний, ненавязчивое ведение в нужном направлении на основе чести и справедливости, терпения и милосердия, долга и патриотизма.
«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» эти слова Экзюпери говорят о том, что нужно учиться любить самому и учить детей любить то, что нас окружает: дом и улицу, где рос, родителей и друзей, утренний рассвет и вечерний закат, «жалобный стон» улетающих журавлей, запах сосновой смолы и скошенной травы. Только человек любящий, умеющий «видеть сердцем», даже если не будет слышать этого слова, понимать его значение, вырастает патриотом своей Родины.
В своей работе не испытываю затруднений при установлении контакта и общения с детьми потому, что искренне люблю детей, а они это чувствуют. В этом есть секрет воспитания. Когда ребёнок доверяет взрослому, он ведёт себя открыто, непосредственно, он предстаёт совершенно в другом образе: доброжелательный, многогранный. Доверительные беседы и совместные мероприятия иногда бывают незаменимым средством в ежеминутном поиске гармонического единства с окружающим нас миром, в определении своих духовно-нравственных ценностей.
В духовно-нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет формирование высокой внутренней культуры, светлых, добрых человеческих качеств. «Мысль бывает светла, когда озаряется изнутри добрым чувством. Мысль – фонарное стекло, чувство – лампа, сквозь него светящаяся и освещающая людям дорогу их» цитируя слова В.О. Ключевского,а у нас нередко расставляются противоположные акценты. В добродетели возводится сила, напор, достижение любой ценой поставленных целей, презрение к «неудачникам». Великий русский писатель А.И. Солженицын писал: «Жизнь, как и совесть, даётся человеку один раз». Устраивает ли совестливого человека жизнь среди бессовестных людей? Наверняка нет. У него сложная задача – сохранить свою совесть как надежду, что она поможет разбудить совесть .
Я считаю, что каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы.Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.
Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет.
И в заключении : заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования»Филиппова
Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования» Филиппова Высшие смыслы и ценности ...
Статья .«Духовно – нравственное воспитание граждан России в современной школе в контексте стратегии модернизации образования».
Из опыта работы в школе....
Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся в системе дополнительного образования"
Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрашения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении....
Статья ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ГПД – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в ГПД - важный компонент социального зауказа для образования...
Статья " Духовно-нравственное воспитание обучающихся- основа современного "качества образования"
В статье дается обоснование сущности духовно0нравственного воспитания современных школьников как интегрированной основы их "качественного образования" и описан опыт моделирования внеурочной ...
Статья «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования»
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в...