Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования»Филиппова
статья по теме

Филиппова Ирина Алексеевна

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблема современного педагогического образования»  Филиппова

 

       Высшие смыслы и ценности человеческого  существознания  во всяком конкретном обществе имеют тесную историческую связь с определенной религией, даже если в дальнейшем  они отрываются от своего религиозного источника и приобретают светский характер в    философии, литературе, научном сознании. Поэтому всякий достаточно образованный человек, независимо от того, верит он в Бога или нет, должен понимать религиозное происхождение ценностей своей национальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

                                                                                                                                 Учитель ГБОУ  СОШ № 115 СПБ

                                                                                                                                          Филиппова И.А.

                                                                                                                                                     

 

«Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблема современного педагогического образования»

Учитель ГБОУ СОШ  115                                Выборгского района      Санкт-Петербурга  

Филиппова И.А.

                                                                          ПЛАН:

  1. Введение.
  2. Духовно-нравственная культура и духовно-нравственное воспитание
  3. Культурно-цивилизационный подход, формирующий культурно-нравственную позицию личности в контексте

учебного предмета истории.

  1. Православие-основа духовного становления  России.
  2. Заключение.
  3. Список литературы.
  4. Приложение: презентация по теме.

                                                      Введение

 11 марта  2009 президент России Дмитрии Медведев впервые собрал на  совместное заседание президиум Государственного совета нашей страны и Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, представителей разных религиозных конфессий.

Главным вопросом было падение духовно-нравственных ценностей современной молодежи.

Президент призвал религиозные организации принять активное участие в решении актульно-значимой, наболевшей проблемы:

«Религиозные организации нашей страны вместе с государством могут многое сделать для того, чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в обществе. Молодёжь должна верить и в себя, и в возможности государства. И адаптация молодых людей к непростым условиям жизни – это, наверное, один из наших с вами приоритетов».[1]

        

Вакуум, который образовался и в советский период, и в 90-е годы, негативно сказался на молодом поколении. Молодёжь, естественно, оказалась более уязвима перед лицом различного рода деструктивных идейных течений, в том числе и псевдорелигиозных. Она оказалась подвержена влиянию тех, кто разжигает национальную и религиозную нетерпимость в нашей стране. При этом утрата нравственных ориентиров стала и одной из причин пьянства, наркомании среди молодёжи.

Были приведены удручающие цифры:

более 17 тысяч детей и 122 тысяч подростков страдают наркологическими расстройствами в нашей стране. Причём думаю, что это всё-таки некая официальная статистика, а реальные масштабы бедствия ещё выше.

     Утрата ценностных ориентиров привела и к падению авторитета семьи, что, естественно, повлияло самым отрицательным образом и на демографи- ческую  динамику нашей страны.

   На протяжении всей нашей истории духовно-нравственные ценности были прочным фундаментом Российского государства. Пренебрежение ими в недавнем прошлом стало источником растущей  без духовности, социального пессимизма, гражданской пассивности, ослабило государство и общество.

    Результатом  этой встречи было решение организовать экспериментальные религиозные обучающие курсы по регионам России.  

       В 2011г. завершилась апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах некоторых регионов. Уже начиная с 2012 г. преподавание курса проходит в общеобразовательных учреждениях всех субъектов РФ в штатном режиме. Одним из модулей курса ОРКиСЭ являются Основы Православной Культуры (ОПК).

                   10 января 2013г.  Президент Росси Владимир Путин подписал Федеральный Закон «Об образовании в РФ» №273-Ф3.

      Согласно утвержденному закону содержание образования должно обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся.                Формирование духовно-нравственной личности является актуальной проблемой современного образования.

 "образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного …развития человека»(Глава I статья 2 пункт 2 )[2]

       Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьёй, верой, средствами информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. Сегодня наша страна взяла курс на стабильное и политическое развитие, что невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности.                                                                                                        В этой связи в общей системе образования должны непременно присутствовать не только учебные, но и воспитательные дисциплины, основной целью которых являлось бы формирование духовно здоровой личности, любящей свою Родину, знающей  и ценящей её культуру и историю.

Духовно-нравственная культура и духовно-

нравственное воспитание

Важнейшая задача сегодня – укоренение новой мировоззренческой основы нашего образования.

Главная задача нашего времени – вернуться от идеологии к традиционной жизни, и в этом особую роль играет образование.

Для российского образования характерно изучение языков народов, включаемых в пространство государства, изучение и сохранение их правовых и культурных обычаев, социальной структуры, религии. Этот важный приоритет духовно – нравственной  культуры, который необходимо сохранить, обеспечивая в образовании воспроизводство традиционной основы нашей жизни.

         Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

 Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей, т.е. необходима интерактивность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Нравственность – это присвоение человеком (то, что стало частью его «я») моральных ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования.

 Необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

           Центрами воспитания и образования  всегда были церкви и школы, и сегодня сохраняется их значимость в воспитательно – образовательном процессе подрастающего поколения.

Но, при этом они должным образом отличаются. Если религиозное образование учит общению с богом, почитанию святых, участию в таинствах, то светское информирует о вероучениях, об обрядах, таинствах.

    В новый образовательный стандарт вошли основы религиозной культуры эстетического образования. Своя национальная культура рассматривается, как ценностное отношение к своей религиозной культуре.

Духовность имеет три основополагающих понятия:

  1. явления культуры
  2. ценность, ценностный подход (ЛЮБОВЬ, ДОБРО, РОДИНА)
  3. религиозное понимание (дух - как сила божья, связь духовного начала человека с богом)

        Значительный вклад в развитие России внесли общеизвестные

традиционные религии: православие, ислам, буддизм, иудаизм.

    Сегодня педагогическое образование на выбор родителей предлагает

    изучение каждой из перечисленных выше религий по модульной системе.

Культурно-цивилизационный подход, формирующий

культурно-нравственную позицию личности в контексте

учебного предмета истории.  

         

      Неожиданно быстрое крушение советского строя и распад СССР в 1991г. заставили с новой силой обратить внимание  отечественной гуманитарной науки на необходимость исследования культурной самобытности России.                                                 «Откуда есть пошла Русская земля» вопрос, который волновал еще первых древнерусских книжников. Само  местоположение Руси на стыке  Европы и Азии, одновременные контакты, как с западными, так и с восточными наро- дами  способствовали обострению подобного рода вдумчивости  и наблюдательности.

         Сегодня в истории обозначился культурно-цивилизационный подход, формирующий культурно-нравственную позицию.

          Цель школьного исторического образования сегодня формирование национального самопознания (самопознание по средствам истории)

     Культура - определяется как сфера верований, мифов, философских идей, духовных ценностей, нравственных и социальных идеалов.

        Духовность как, религиозно-мистическое, религиозно-нравственное и религиозно-эстетическое содержание культурной жизни людей, отвечающие за  высшие смыслы и ценности человеческого существования, за образы  Истины, Добра, Красоты.

           Цивилизация-совокупность научных знаний политических и эконо- мических институтов, производственных, транспортных, оборонительных систем и  тому   подобных внешних условий, сохранение и развитие культуры посредством единого процесса материального и духовного созидания.[3]

  1. Культуру сохраняет  «оболочка» цивилизация.
  2. Россия-православная русская цивилизация.
  3. Религия-стержень культуры.

 Для российского исторического образования важнейшей задачей является формирование культурного самосознания личности,c ясными представлениями о творческой самобытности своего народа среди иных народов человечества.

       Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.

Православие - основа духовного становления России

      Россия — многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Религии всегда были и продолжают оставаться стержнем в жизни различных цивилизаций, определяя их своеобразное лицо. Кроме того, без знаний о религиях трудно разобраться в мировых политических процессах, в причинах современных конфликтов и войн. Как ни парадоксально, войны конца XX века очень часто имеют религиозную подоплеку или оперируют религиозными лозунгами. Игнорирование религиозного фактора оборачивается подчас тяжелыми последствиями и трагедиями.

           Православную культуру давно предлагалось включить в федеральный образовательный стандарт, то есть изучать во всех школах и регионах России  всем обучающимся в российских школах детям, без различия вероисповеданий. Изучать предлагается не православное исповедание, а представления Православия о человеке, его призвании, о нравственном законе  и способах его соблюдения, о том, как люди строили свою душу, свой дом и нашу страну.

        Христианство на Руси, не имея предшествующую фундаментальную религиозную базу, восприняло Православие, как абсолютную истину.[4] 

Выбор обусловлен нравственно-чувственным элементом. (Увидев  красоту Христова  храма, Владимир решил принять Православие)

  1. Православие - как «Христианство сердца»

        Поэтому принятие православия, как и призвание варягов, повлияло на политическое и духовное самоопределение народа. Православие утвердилось как духовно-религиозная база славяно-русской государственности с присущим ему ортодоксализмом (неизменностью догматов) и тенденцией к доминированию чувственно-мистического начала в духовной жизни.

                                    Заключение

       Высшие смыслы и ценности человеческого  существознания  во всяком конкретном обществе имеют тесную историческую связь с определенной религией, даже если в дальнейшем  они отрываются от своего религиозного источника и приобретают светский характер в    философии, литературе, научном сознании. Поэтому всякий достаточно образованный человек, независимо от того, верит он в Бога или нет, должен понимать религиозное происхождение ценностей своей национальной культуры.

Приложение: презентация по теме.

                                      Используемые материалы:

                 Электронные ресурсы:

       1.  http://www.edu.ru/abitur/act.30/index.php#glava1

       2   .http://www.kremlin.ru/transcripts/3403 11 марта     2009Стенографический отчёт о совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте «О взаимодействиигосударственных органов власти и религиозных объединений в сфере...

              Литература:

  1. Духовно – нравственная культура в школе: Учебно – методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сб.1. – М., Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений, 2007. – 400 с.: с ил.
  2. Духовно – нравственная культура в школе. Учебно – методическое пособие # Под редакцией игумена Киприана (Ященко). – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений, 2009.- 312 с.
  3. Православное воспитание: лекции, интервью, воспоминания/ Игумен Киприан (Ященко), 2012. – 336 с.:цв.ил.
  4. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – 240 с.
  5. Духовные основы истории Русской культуры от крещения Руси до середины ХIХ века: уч. пос. для учителей. //Ю.Ю.Булычев ,Ю.Я.Рябов ИВЭСЭП  Издательство «Знание».2006г 440 стр.

                                                                 Санкт-Петербург 2013г.


[1]http://www.kremlin.ru/transcripts/3403 11 марта 2009Стенографический отчёт о совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте «О взаимодействиигосударственных органов власти и религиозных объединений в сфере...

[3] 

Ю.Ю.Булычев. (2006). "Духовные основы истории Русской культуры от крещения Руси до середины ХIХ века:уч.пос. для учителей. ИВЭСЭП: Издательство "Знание".

[4] Греческое язычество формировалось веками, а христианство только зародилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. " Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой»

Базовые национальные ценности должны лежать в основе всего уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Необходима интеграция всех программ, всего содержания...

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки"

Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души.«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно...

Приложение:презентация по теме "Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования"

Презентация-приложение к статье по теме: «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблемасовременного педагогического образования.»...

Статья " Духовно-нравственное воспитание обучающихся- основа современного "качества образования"

В статье дается обоснование сущности духовно0нравственного воспитания современных школьников как интегрированной основы их "качественного образования" и описан опыт моделирования внеурочной ...

Статья "Духовно-нравственное воспитание ребенка в современной школе"

Проблема нравственного развития ребенка в современном обществе...