Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся в системе дополнительного образования"
статья по теме
Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрашения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_sisteme_odod.docx | 15.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание учащихся в системе дополнительного образования
Ольга Михайловна Ветошкина ,
педагог-организатор ОДОД ГБОУ гимназии № 528
Невского района Санкт-Петербурга
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень патриотического воспитания и некоторые другие. Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении.
Воспитание духовно-нравственного гражданина - одна из задач, стоящих перед отделением дополнительного образования детей. Занятия в кружках и секциях ОДОД формируют у детей основы морали через воспитание таких чувств, как забота, уважение, взаимопомощь, доверие. Всю систему работы можно представить как четыре взаимосвязанных блока.
Первый блок - традиционные районные и городские мероприятия. Тематика конкурсных работ самая разнообразная, свидетельствует о стремлении молодых людей разобраться в проблемах современной жизнедеятельности, в том числе, выяснить, что является основой духовности, определить, какие поступки можно назвать нравственным и безнравственным.
Второй блок мероприятий, способствующих духовно-нравственному воспитанию, - мероприятия, посвященные памятным датам, государственным праздникам, семейным и историческим традициям нашего города и страны.
Многие данные мероприятия проводятся традиционно в образовательных учреждениях: это многочисленные концерты (День учителя, День матери, 23 февраля, День Победы, и т.д.), это праздник знакомств в начале учебного года «И снова здравствуйте!» и итоговое в конце года «Планета успеха». Все они проводятся с обязательным участием родителей и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям.
Третий блок мероприятий - осуществление духовно-нравственного воспитания непосредственно через образовательную деятельность.
Без сомнения, в каждой образовательной программе прописана цель духовно-нравственного воспитания. Но есть творческие объединения, в которых формирование духовности, нравственности на основе воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу окружающего мира является основополагающим, и вокруг этого момента строится все обучение и воспитание. И тут важно для педагога определить тот стержень, который позволит дойти до сердца ребенка. А дети живо откликаются на то, что им знакомо, близко и дорого.
Творческое объединение «Волшебный мир красок» рисуют природу родной страны, портреты дорогих людей, участвуют в городских и районных конкурсах. Ребята из творческого объединения «Бисероплетение» - изучают и хранят традиции в декоративно-прикладном искусстве. Творческое объединение "Основы издательской деятельности" - большое поле деятельности для духовно-нравственного воспитания: участие в создании сегодняшней истории нашей страны.
И, наконец, четвертый блок мероприятий основан на одном из педагогических принципов: сам педагог должен быть примером духовности и примером высоконравственных дел. Одна из задач педагогов дать не только знания и умения, но и передать детям свою любовь к живописи, литературе, истории родного края.
Таким образом, занимаясь духовно-нравственным воспитанием, мы стремимся выпустить в жизнь духовно-нравственную личность, которую отличают следующие нравственные характеристики:
- стремление к здоровому образу жизни,
- приобщение к общечеловеческим ценностям,
- гуманистическое отношение к миру,
- любовь к Родине,
- осознание ответственности за судьбу своих близких, Отчизны.
В настоящее время в гимназию приходят дети, которые по-разному понимают нравственные нормы и понятия. Ребёнок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Поэтому в нашей гимназии продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться мировоззрение ребёнка.
И как отмечалось выше, структурное подразделение ОДОД, разнообразные кружки и секции в полной мере способствуют формированию необходимых компетенций современного школьника, необходимых для его социализации, душевной и нравственной гармонии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе дополнительного образования
Статья о формах и методах формирования духовно-нравственных качеств детей в системе дополнительного образования...
Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного образования
Экологическое воспитание детей...
Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования. Работа над созданием методического объединения «Центр “Диалог культур”»
Анализируя возможности органичного включения духовно-нравственного воспитания детей в систему дополнительного образования, мы придерживаемся следующие позиции:Дополнительное образование детей «строитс...
Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы) Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777
Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777...
Экологическое воспитание детей в системе дополнительного образования на примере детского творческого объединения "Задумка" МБОУ ДО ДДТ р.п. Усть-Донецкий Ростовской области
Завершается 2016-2017 учебный год, но работа по экологическому воспитанию детей в системе дополнительного образования продолжается. Детское творческое объединение , имеющее художественную ...
Правила нравственного воспитания учащихся в системе дополнительного образования
Предметом нравственного воспитания является изучение условий развития и раскрытия способностей в личностной структуре ребенка, способствующих социальному развитию общества.Предметом социал...
Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"
Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...