Профессиональное самосознание педагогов дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе ДШИ и ДМШ
статья по музыке по теме
Самосознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека, выступая также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_samosoznanie_pedagogov_dopolnitelnogo_-_kopiya.docx | 22.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тимербаева Фира Асфандияровна
преподаватель высшей категории
МАОУ ДОД «Детская школа искусств»
Бавлинского муниципального района РТ
Профессиональное самосознание педагогов дополнительного
образования в учебно-воспитательном процессе ДШИ и ДМШ
Деятельность педагога дополнительного образования ДШИ и ДМШ имеет ярко выраженное социальное предназначение. Оно заключается в формировании личности учащегося посредством приобщения его к общечеловеческим ценностям, которые содержатся в подлинно художественных образцах музыкальной культуры; в раскрытии творческих сил ребенка путем вовлечения его в посильную для него музыкальную деятельность. В конечном итоге это становится залогом постоянного развития музыкальной культуры общества в ее лучших традициях. Высокая миссия педагога как деятеля музыкальной культуры определяет целевую направленность и содержание его музыкально-педагогической деятельности.
Музыкально-педагогическая деятельность педагога предполагает владение комплексом психолого-педагогических и специальных знаний, умений, навыков особой направленности, обусловленных спецификой музыкального искусства.
Проблема профессионального развития педагога дополнительного образования, фундаментальным условием которого, является повышение уровня его самосознания нашла отражение в целостных отечественных и зарубежных психолого-педагогических концепциях профессионального образования. Профессиональное самосознание педагога рассматривается в работах ученых как базовая категория, реально отражающая сущность профессионального становления и развития.Профессиональное самосознание мы рассматриваем как осознание педагогом самого себя, своих личностных, интеллектуальных и других качеств, поступков и действий, их мотивов и целей; как самооценку этих качеств, осознание своего отношения к внешнему миру, другим людям и самому себе, как высший уровень развития сознания. Диалектика становления и проявления самосознания проявляется в его изменении в связи с развитием потребностей личности и формирование у педагога понимания своей определенности.
Самосознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека, выступая также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т. п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
Художественно-конструктивная деятельность педагога дополнительного образования направлена на осмысление содержания и способов художественно-педагогического построения отдельного урока, блока уроков, целой четверти, воплощающих определенную идею и логику их развития. Эта деятельность предусматривает также прогнозируемую педагогом смену своих эмоциональных состояний, своей энергетики, отвечающих характеру запланированных видов музыкальной деятельности учащихся.
Профессиональное самосознание включает оценку имеющихся достижений, планирование направления самосознания, его осуществление и т.д. Только в том случае, если педагог знает, с одной стороны, какими качествами он должен обладать, а с другой — сознает, в какой мере у него развиты данные качества, он может сознательно стремиться к формированию и развитию данных качеств у себя. Соответственно, в структуре педагогического профессионального самосознания выделяются :
- «актуальное Я» (центральный элемент) — каким себя видит и оценивает педагог в настоящее время;
- «ретроспективное Я» — каким себя видит педагог по отношению к предыдущим этапам профессиональной деятельности. Отношение к «актуальному Я» дает педагогу шкалу собственных достижений;
- «идеальное Я» — каким бы педагог хотел стать. Оно является ценностной перспективой личности, обуславливает самосознание личности в профессиональной сфере;
- «зеркальное Я» — как, с точки зрения педагога, его рассматривают и оценивают другие люди, например коллеги, учащиеся .
Самосознание — это процесс познания самого себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самосознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения.Самосознание невозможно без осознания и оценки своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоление себя, социальная активность возникают у человека из переживаний противоречия между требованиями жизни и собственным несовершенством. Но недовольство собой не может постоянно «питать» стремление к самосовершенствованию. Педагог дополнительного образования должен одновременно и позитивно посмотреть на себя, осознать свою уникальность, отличие от окружающих, опереться на чувство собственного достоинства.
Поведенческий компонент профессионального самосознания педагога детерминируют его знания о личных и профессиональных качествах, адекватную оценку своего поведения, умения выстраивать гуманистическое взаимодействие с учениками в процессе оценочной деятельности, а также возникающее на основе этих знаний и самооценивания эмоционально-ценностное отношение к себе. Основным психологическим механизмом становления и развития этого компонента является удовлетворенность педагога собой и осуществляемой им оценочной деятельностью. Под удовлетворенностью мы понимаем соотношение между мотивационно-ценностной сферой педагога и возможностью успеха деятельности по реализации ведущих мотивов. Удовлетворенность позволяет педагогу не испытывать тревожности и внутреннего напряжения при взаимодействии с администрацией учебного заведения, коллегами, а затем с учениками и родителями, демонстрировать способность к их безусловному принятию. В этом случае педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку учащихся, стимулирует у них стремление к успехам в учебной и оценочной деятельности, оказывая тем самым развивающее воздействие на их личность.
Список литературы
1. Вачков, В.И. Психологические условия развития профессионального самосознания педагога. Диссертационная работа. / В.И. Вачков. 2010. - 210 с.
2. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение личности. / Е.И. Головаха. – М.: Академия, 2012..-280с.
3. Мамон Б.Н. Содержание музыкального образования педагога. / Б.Н. Мамон. –М.К.: Галактион, 2011.-234с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
Профессиональное самосознание педагогов дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе ДШИ и ДМШ
Самосознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека, выступая также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки....
«Стимулирование мотивации учебной и воспитательной деятельности – основа успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе»
Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат...
«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»
«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»...
Система воспитательной работы школы в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса
Текст доклада на городскую августовскую конференцию...
Реализация профессионально - коммуникативной компетенции в ходе учебно - воспитательного процесса
Коммуникативная компетенция - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, ...
Профессиональные компетенции педагога при использовании метода проекта в учебно воспитательном процессе
Методический материал для педагогов при работе с проектом в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности...