Внеклассное мероприятие: беседа-концерт о творчестве композитора Э.Грига "Северный Волшебник"
учебно-методический материал по музыке по теме
Литературно-музыкальная композиция с использованием призентации в интересной форме рассказывает учащимся о биографии,жизненном и творческом пути Эдварда Грига.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl.po_grigu.docx | 25.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
п. УНЪЮГАН
Внеклассное мероприятие:
беседа-концерт о творчестве композитора Эдварда Грига
«Северный
Волшебник»
Страна, где срываются с круч водопады,
И к низу стремятся отвесной стеной,
Где берег морской весь изрезали фьорды
Там волны нашли свой приют и покой.
Здесь пела Сольвейг свои дивные песни
И музыка Грига звучала порой,
Напевы ее и легки и прекрасны,
И радуют слух неземной красотой
Здесь прячутся гномы за ветками леса,
И феи порхают в тумане морском,
Здесь скалы круты и обрывы отвесны,
И снежные шапки белеют кругом.
Страна рек холодных и льдов Заполярья,
Ты радуешь взоры в убранстве своем,
Ты даришь минуты огромного счастья
И дышится вольно в просторе твоем.
Много разных стран есть на свете, и каждая имеет свои особенности. Сегодня с помощью музыки мы совершим путешествие в страну, которая называется Норвегией.
Представьте себе величавые норвежские скалы, клубящиеся водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают в причудливые прозрачные статуи. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы. Вслушайтесь в звучащую музыку. Она называется «Одинокий странник». Не правда ли, словно человек, проходящий по горной стране Норвегии, восхищенно всматривается в окружающий его мир?
«Одинокий странник»
Что за дивный волшебник нарисовал для нас в музыке эти картины? Его имя - Эдвард Григ.
В юго-западной части Норвегии, в глубине фьорда, на небольшом полуострове, отделенном горами от материка, амфитеатром раскинулся старинный город Берген. Основанный еще в XI веке, он издавна играл огромную роль в жизни страны, был одним из крупнейших торговых центров Западной Европы.
В XVIII веке шотландский купец Александр Грейг покинул родину и поселился в Норвегии. Здесь его фамилию стали писать по-другому – «Григ». Он женился на норвежке, дети его выросли в Норвегии. Внук Грейга Александр Григ, английский консул в Бергене, был уже настоящим норвежцем. Он превосходно знал историю Норвегии, любил ее природу и людей, знал их быт и обычаи. Григ был неплохим музыкантом, играл на рояле и скрипке. Жена его, Гесина Юдит Григ, урожденная Хагеруп, отличалась разносторонними талантами: она пела, писала стихи, превосходно играла на рояле.
В доме Григов всегда было уютно, светло, звенели веселые детские голоса, и двери радушно распахивались навстречу гостям. Здесь часто собирались друзья и знакомые, возникали разговоры об искусстве, устраивались музыкальные вечера, а порой и домашние спектакли... Впрочем, Гесина Григ занималась не только домашним музицированием; она часто выступала в концертах, играя произведения Моцарта, Бетховена, Шопена.
Три дочери и два сына Александра и Гесины Григ унаследовали от родителей любовь к музыке. Младший сын впоследствии стал известен всему миру. Это был четвертый ребенок Григов, родившийся 15 июня 1843 года - Эдвард Григ.
Светловолосый голубоглазый мальчик, тихий и задумчивый. Он смотрит на мир широко раскрытыми глазами, как будто хочет увидеть то, что до него еще никто не видел. Когда приходят гости и начинает звучать музыка он забирается в самый дальний уголок гостиной и слушает, слушает… Звучат разные инструменты, но ему больше всего нравится рояль. Эдварду только пять лет, и его не учат музыке, но на рояле он уже пробует играть. Когда его никто не слышит, он подходит, осторожно приподнимает крышку, нажимает клавиши и прислушивается… Ему нравится каждый звук, а еще больше – если их сыграть сразу несколько, например аккорд из трех, четырех звуков или даже – двумя руками – комбинацию из пяти звуков: сложный красивый нонаккорд! Когда мальчику это удается, радости нет границ. Ведь подобрать нонаккорд вовсе не так легко!
Эдвард увлекается не только музыкой. Он удовольствием слушает сказки, которые рассказывает ему мать. Гесина Григ знает их великое множество и любит рассказывать сыну, а он готов слушать ее без конца. И тогда вся природа оживает. Горы, леса, берега рек населены таинственными существами. Где-то далеко-далеко, «на восток от солнца, на запад от месяца», стоит чудесный замок, а дойти до него может только смелый и честный человек. В холодном Северном море есть волшебные острова, покрытые тучными пастбищами. В минуту смертельной опасности в разбушевавшемся море они предстают перед глазами терпящих кораблекрушение. Но добраться до них могут лишь немногие: путь открыт только добрым и справедливым.
Нравятся Эдварду сказки о домовых и красных шапочках, живущих в кухнях и на сеновалах. Добрые хозяева кормят их вкусной молочной кашей, а те в благодарность помогают им по работе.
«Маленький тролль»
Григ создал около 150 фортепианных пьес; 70 издано в десяти «лирических тетрадей». «Лирические пьесы» составляют большую часть фортепианного творчества Грига. «Лирические пьесы» можно назвать «музыкальным дневником» композитора. Сюда Григ «вписал» самые разнообразные свои впечатления, чувства, мысли.
«Лирические пьесы» отличаются большой жанровой характерностью. Мы встречаем здесь элегию и ноктюрн, колыбельную и вальс, песню и ариетту. Цикл открывается светлой лирической «Ариеттой». Предельно простая, по–детски чистая и наивная мелодия, лишь чуть «взволнованная» чувствительными романсными интонациями, создает образ юношеской непосредственности, душевного покоя. Выразительное многоточие в конце пьесы (песня обрывается, «замирает» на начальной интонации) создает живое ощущение, видение образа.
«Ариетта»
Очень часто Григ обращается к жанрам норвежской народной музыки (спрингданс, халлинг. гангар). Халлинг – сольный мужской танец. Демонстрация ловкости, силы, удальства. Движения импровизационные. Чаще всего это прыжки, вращения и т.д. темп стремительный и быстрый. Ритм отличается подчеркнутостью, остротой. «Шествие гномов» - один из великолепных образцов музыкальной фантастики Грига. В контрастном строении пьесы противопоставлены друг другу причудливости сказочного мира, подземного царства троллей чарующая красота, ясность природы. Ярким своеобразием отличается «Вальс». На фоне типичной вальсовой фигуры сопровождения выступает изящная и хрупкая мелодия с острыми ритмическими очертаниями. «Капризные» переменные акценты вносят в вальс своеобразный колорит норвежской музыки. «Листок из альбома» соединяет непосредственность лирического чувства с изяществом, «галантностью» альбомного стихотворения. В мелодии этой пьесы также слышны интонации народной пьесы.
Попурри из произведений
- «Шествие гномов»
- «Листок из альбома»
- Халлинг «Норвежский танец»
- Вальс
Высоко в горах в местечке со сказочным названием Трольхауген (холм троллей) – между двух заливов спокойного моря – выросла вилла. В ней как два героя какой-нибудь норвежской сказки, как два лесных гнома жили Эдвард и его жена Нина Григи. Оба невысокого роста, белокурые и голубоглазые, жизнерадостные и веселые. Оба любили родные края и готовы были без конца бродить в горах, окружавших их приют; оба были музыкантами – певцами Норвегии. Редкую пару составляли они – композитор и его жена, умный и чуткий друг, товарищ по искусству, верная помощница.
Прелесть окружающей природы, радушие и гостеприимство хозяев, интересные разговоры о музыке, об искусстве, новые произведения, постоянно звучавшие в Трольхагуне, - все это привлекало многих к вилле Григов. Здесь часто гостили по несколько дней, и тогда весь дом переходил во владение гостей. Но было одно место куда никто не ходил. Композитор построил себе рабочий домик. Он стоял внизу, у фьорда, довольно далеко от виллы. Ни один человек не мешал здесь Григу, а природа, казалось, даже хотела помочь тому, кто так вдохновенно воспевал ее. Чудесные мелодии пели Григу ветер, приносивший ароматы горных пастбищ. Ласково шумевшие волны фьорда, птицы, щебетавшие в ветвях.
«Поэтическая картинка»
Григ очень любил детей. Когда-то и у него была дочь Александра, белокурая, зеленоглазая, еще совсем маленькая. Она неуверенно переступала своими крошечными ножками и непрерывно разговаривала на своем никому не понятном языке. Но прожила она совсем недолго – чуть больше года. Больше детей у Григов не было. Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату, не мог забыть маленькую девочку. Любовь к ней он перенес на своих друзей-ребятишек.
Он и сам был близок детям, человек с открытой и чистой душой, с ясным взглядом. Его восприятие мира было по-детски светлым. Как дети, он любил легенды, сказания. Казалось, он сам верил в таинственных лесных духов, о которых рассказывал сказки своим маленьким друзьям: видел леших, выглядывавших из-за замшелых пней, эльфов, танцевавших в дрожащих лунных лучах, в чаще древних елей встречал Доврского деда…
Обо всем этом он рассказывал в своих произведениях, и они оказывались близкими детям, хотя Григ никогда не писал музыку специально для детей как, Шуман и Чайковский.
Можно взять наугад любой сборник фортепианных пьес Грига, и там обязательно окажутся пьесы, написанные как будто специально для детей: простые, изящные, выразительные, да и нетрудные для исполнения. Есть здесь и танец эльфов – маленьких прозрачных, освещенных луной.
«Танец эльфов»
И действительно, музыка Грига удивительно мелодична. Его мотивы узнаешь, даже если слышал их всего один раз. Вот, например, знаменитая «Песня Сольвейг» из музыки к драме норвежского писателя Генриха Ибсена «Пер Гюнт» - одно из самых значимых произведений Грига. В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья.
Прошло много лет. Пер Гюнт – пожилой человек, долго путешествовавший по свету. Он побывал и в Африке, и в Китае, и в Америке.. В Аравии он изображал пророка, в Египте – сумасшедшего. Он сумел разбогатеть, потом потерял все свое богатство… Прошло еще много лет. Пер Гюнт уже седой старик. Он возвращается на родину, в Норвегию. Здесь никто его не узнает, и он чувствует себя одиноким, чужим для всех. Случайно он попадает на маленькую лесную полянку. На ней избушка с прибитыми над дверью оленьими рогами. Из избушки доносится песня:
Зима пролетит, и настанет весна,
Настанет весна.
Деревья проснутся, ручьи потекут,
Ручьи потекут.
И где бы ты ни был, далекий, чужой,
Единственный мой,
Ко мне ты вернешься,
Ты будешь со мной.
Это поет Сольвейг. Она живет в избушке построенной Пером, и все ждет его, ждет уже сорок лет. И только теперь понимает Пер Гюнт, что жизнь прошла и он потерял все.
Песня Сольвейг
«Утро» - маленькая музыкальная картина. Пер Гюнт встречает восход солнца в Египте, но перед глазами его – родная Норвегия. Он представляет себе, как чуть шелестит ветерок в листве, как просыпаются с пением птицы, как солнце поднимается все выше и освещает горы.. мелодия звучит спокойная, прозрачная, как родниковая вода. Начало ее сродни безмятежным пастушеским наигрышам.
«Утро»
15 июня исполняется 170 лет со дня рождения Эдварда Грига.
«… Мне думается, что самое привлекательное в музыке Грига для любого слушателя любой страны – лирическая задушевность, простота и какая-то особенная прозрачность и ясность. Это делает музыку Грига понятной всем..
Григ… живет среди нас как наш друг и современник.» (Арне Хегген)
На площади в Бергене стоит монумент. Дети часто играют здесь, около памятника человеку, который так любил их…
Неприкосновенен Трольхауген. Так же цветут розы перед красивой виллой, и двери радушно распахиваются навстречу гостям. Так же звучит музыка из раскрытых окон; крупнейшие музыканты мира приезжают сюда, чтобы исполнить произведения Грига в дом. Где он жил столько лет, поклонится памяти великого музыканта, отдать ему дань безграничного уважения.
Самое поэтическое определение Грига дал русский музыковед Николай Финдейзен: «Эдвард Григ, как маленький тролль норвежских сказок, собрал в царстве своего творчества неисчислимые художественные богатства своего народа, ковал из них дивные миниатюрные изделия и дарил их людям; и не только дарил, но и делал их своим искусством счастливым», более добрыми и сердечными. Григ был именно таким романтиком-троллем, но троллем царственным; он сделал сказку действительностью или, лучше. Заставил людей поверить в эту сказку, так как его гений умел отворять сердца слушающих его людей. Вот почему этого тролля так искренне любили все, куда бы он ни являлся, чтобы рассказывать свои сказки, являлся, чтобы открывать иногда даже огрубелые сердца других».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по литературе по творчеству В.В. Маяковского
разработка внеклассного мероприятия по литературе для страших классов по творчеству В.В. Маяковского....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Командный конкурс по творчеству В.А. Моцарта"
Конкурс рекомендую проводить с детьми 6-7 классов....
Внеклассное мероприятие (литературная гостиная), посвященное творчеству горшеченской поэтессы Матусовой Е.М.
Материал мероприятия направлен на формирование личностных УУД обучающихся....
Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству С.Есенина "Родился я с песнями в травном одеяле..."
Урок литературы в 11 классе. Итоговое внеклассное мероприятие по творчеству поэта Есенина. Очень ценно на уроке услышать стихи и песни в исполнении учащихся и учителя. Такие моменты есть награда для у...
Внеклассное мероприятие: беседа-концерт о полифонии "Несерьезно о серьезном"
В доступной форме для детей рассказывается о "полифонии",таких понятиях как "многоголосие","имитация",музыке эпохи "Возраждения" и "Борокко". В беседе раскрываются такие понятия как-Канон-Бурре-Аллема...
Внеклассное мероприятие "Открытый фестиваль компьютерного творчества "В цифровом измерении"
Активное использование информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе формирует новую педагогическую технологию обучения. Внедрение новых технических средств в учебный п...
Внеклассное мероприятие "Сибирские мотивы в творчестве декабристов"
В презентации рассказывается о жизни декабристов в Сибири, рассматриваются сибирские мотивы в творчестве декабристов...