Внеклассное мероприятие (литературная гостиная), посвященное творчеству горшеченской поэтессы Матусовой Е.М.
классный час по литературе на тему
Материал мероприятия направлен на формирование личностных УУД обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: ознакомить учащихся с творчеством поэтессы-землячки, Матусовой Екатерины Максимовны, её авторскими идеалами; формировать навыки анализа поэтического произведения, умение самостоятельно рассуждать и выразительно читать стихотворения; формировать эстетический вкус, гражданский патриотизм, любовь к родине, уважение к истории, культурному наследию страны.
Ход гостиной
Первый ведущий:
- Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной!
Второй ведущий:
Весна! Пышное цветение!
На душе надежды и мечты!
Край родной! Тебе всем сердцем верен я…
Первый ведущий:
- Это твои стихи?
Второй ведущий:
- Да! Сочинил сегодня утром.
Первый ведущий:
- Да ты талантлив!
Второй ведущий:
- Да! Курская земля славится талантами. Сама природа нашего края дарит вдохновение. Белые берёзки, искрящиеся речки, пышно цветущие луга, воздух, наполненный ароматами и соловьиными трелями - всё это располагает к творчеству. (слайд1)
Первый ведущий:
- Живописный уголок курской земли - Горшеченский район является родиной мастеров слова, творчество которых достойно всеобщего внимания по многим причинам. Во-первых, по жанровому разнообразию, красоте формы и по силе слова их произведения не уступают классикам. Во-вторых, зачастую авторы пишут о событиях, участниками которых являлись сами, тем самым отражая в своих произведениях ценные факты, касающиеся истории нашего края.
Второй ведущий:
- Сегодня мы поговорим о творчестве Матусовой Екатерины Максимовны. Она наша землячка, замечательная женщина с большим сердцем, воспитавшая не одно поколение горшеченцев. Ведь сорок лет своей жизни она посвятила работе в школе.
Творчество Екатерины Максимовны Матусовой можно назвать ценным источником фактических материалов по краеведению, источником, заставляющим задуматься о высоком предназначении человека-гражданина, о нравственных ценностях русского народа. Её произведения по праву можно считать культурным наследием.
Первый ведущий:
- Попросим Пыхтину Анастасию, которая работала над проектом, посвященным жизни и творчеству Екатерины Максимовны, подробнее рассказать нам о поэтессе
Выступление Пыхтиной Анастасии
Страничка о судьбе (слайд2)
Екатерина Максимовна Матусова родилась 17 ноября 1930 года в селе Н. - Гнилое Ясеновского района (ныне село Сосновка Горшеченского района) Курской области. В семье кроме нее было ещё пятеро детей. Катя рано познала боль утраты. Когда умерла мама, младшему из её братьев было всего восемь лет. А потом была война, которая на всю жизнь оставила отпечаток в памяти одиннадцатилетней девочки.
С детства Катя мечтала стать учителем. Её мечта сбылась. После окончания школы в 1948 году она поступила в Воронежский педагогический институт на факультет русского языка и литературы. После окончания института Екатерину Максимовну направили учителем в Воронежскую область, где она проработала год. Потом семь лет трудилась в Сосновской школе, в своем родном селе, затем завучем в Горшеченской школе (слайд 3) В пятьдесят пять лет Екатерина Максимовна ушла на заслуженный отдых. В общей сложности около сорока лет она учила ребятишек самому важному предмету в школьной программе - великому и могучему русскому языку. О том, что выбор профессии не стал ошибкой в её жизни, можно прочесть в её стихотворении:
Не ошиблась я, выбрала
в жизни правильный путь.
Никогда не помыслила
с той дороги свернуть,
О которой мечтала
в жизни я с детских лет,
Так хотелось оставить
на земле добрый след.
По примеру матери, обе дочери Екатерины Максимовны работают учителями, одна из них Л.Н. Дидик - в Горшеченской школе.
Второй ведущий:
- К сожалению, мы не имеем возможности сегодня лично пообщаться с Екатериной Максимовной. Она уже в преклонных летах, ей 83 года. Пять лет назад Екатерина Максимовна овдовела. Проживает она сейчас в поселке Горшечное на улице Луговая.
Первый ведущий:
- Но у нас есть уникальная возможность услышать о поэтессе от человека, который имел личное знакомство с ней.
- Просим Ишкову Галину Анатольевну, бывшую ученицу Екатерины Максимовны, большую поклонницу её таланта, поведать нам о творческой истории поэтессы.
Выступление Ишковой Галины Анатольевны
«Мысли с рифмами вдруг неожиданно так породнились…» (слайд4)
Матусова Екатерина Максимовна очень светлый, неравнодушный, деятельный человек. Писать стихи Екатерина Максимовна стала, будучи уже в пожилом возрасте. Впервые вдохновение посетило её в июле 2000 года. В своем стихотворении «Муза» (написано в январе 2001 года) она пишет:
На вопрос: почему поздно муза меня посетила,
К сожаленью сама я ответить не в силах.
Для меня для самой это стало сюрпризом.
Мысли с рифмами вдруг неожиданно так породнились.
Тематика стихотворений Екатерины Максимовны разнообразна. Это стихи о природе, своём детстве, о противоречивости сегодняшнего времени, о любви. Помимо этого она пишет частушки, духовные стихи, стихи для детей, рассказы и даже поэмы. Тринадцать лет назад, в октябре 2000 года, в районной газете «Маяк» впервые появились её стихотворения. С тех пор «Литературная страница» газеты редко обходится без её стихов.
В 2009 году Екатерина Максимовна выпустила сборник стихотворений «Воспоминания и раздумья». В него вошли сто двадцать стихотворений разнообразной тематики.
Первую рубрику «Воспоминания и раздумья» составили восемнадцать стихотворений. В них поэтесса просто, искренне, с большим чувством рассказывает о своем детстве («Воспоминания», «Детство босоногое», «Косари», «Луг», «Школа», «Учителю»), о близких людях («Памяти отца», «Руки матери», «Бабушка», «Дорогому юбиляру»).
Открывает сборник (и первую рубрику) стихотворение «Воспоминания», написанное 12 июля 2000 года. В нем Екатерина Максимовна с огромной гордостью вспоминает о тяжелом, но в то же время светлом и радостном пути, «пройденном… с родной страной»:
Особо помнятся сороковые,
Когда подростками
По всей стране родной
Мы вместе с взрослыми
Сражались за Россию,
Вели борьбу на фронте трудовом.
Потом упорно грызли мы науку,
Из пепла поднимали города,
Всем людям мира мы протягивали руку
Надежды, братства, воли и труда.
И с каждым днём всё выше поднимались в гору,
Богаче становились и сильней.
И вот уж космоса просторы
Подвластны стали Родине моей!
Заканчивается стихотворение пожеланием:
Я мощи ей, величия желаю,
Могущества и процветанья вновь!
В этом пожелании кроется надежда на то, что поколения детей, внуков и правнуков будут едины в своем стремлении созидать свою великую Родину.
Первый ведущий:
- Нами уже было отмечено, что отроческие годы Екатерины Максимовны пришлись на военное лихолетье. Это время оставило неизгладимый след в её душе, поэтому военная тематика красной нитью пролегла через весь творческий путь поэтессы.
Второй ведущий:
- Её стихи - исторические зарисовки, посвященные событиям военных лет, которые происходили на нашей курской земле с первого дня войны и до Великой Победы.
Семёнова Анастасия читает стихотворение «Памяти земляков»
Стихотворение «Памяти земляков» Екатерина Максимовна написала в марте 2005 года. (Приложение)
Первый ведущий:
(обращается к присутствующим)
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
- О каких событиях вы узнали?
Выслушиваем мнения:
- В нём она рассказывает о судьбе земляков, о чувствах, которые испытывает на фоне событий, происходящих в родном селе в первые дни войны и в последующие годы:
Навсегда останется в памяти народа
Лето, июнь сорок первого года,
22-е, воскресный день.
Лежу в постели - подняться лень.
Вдруг репродуктор включила мама,
Отчётливо слово «война» прозвучало.
С постели меня словно ветром подняло.
Я к маме прижалась: тревожно стало…
В строчках этого стихотворения увековечина память погибших земляков:
Не вернулись к своим очагам,
К детям, женам, отцам, матерям
Золотухины братья Яков с Кириллом,
Братья Скуридины Родион с Даниилом,
Гусёвы Тихон с Максимом,
Максим Севрюков и Сергей Кондауров,
Ишков Игнат и Василий Проскурин.
Называю лишь тех, кого память моя сохранила,
С кем я рядом жила,
Ежедневно встречалась, по-детски любила…
Отец Екатерины Максимовны погиб на фронте, как и отцы многих её односельчан:
Вспоминаю, как строем отцы наши шли
И мешки вещевые за плечами несли.
Долго вслед мы за ними бежали,
Будто знали, что их навсегда провожали.
Потом с фронта отцы нам писали,
Как сражались за Родину, как врага побеждали,
И в предсмертных строках нам они завещали,
Как отчизну беречь, как они берегли,
Защищать её так, как они защищали.
Второй ведущий:
- Каждый год, 5 февраля мы отмечаем День освобождения нашего села от немецко-фашистских захватчиков. Слава Богу, нам не довелось видеть те страшные события, которые унесли жизни не только солдат, но и жизни многих местных жителей.
- Вечная им память! Вечная им слава!
(минута молчания)
Первый ведущий:
-18 февраля 2003 года Екатерина Максимовна написала стихотворение
«У родного села»
Рогачев Виталий читает стихотворение «У родного села»:
Шёл трудный бой, жестокий и кровавый.
За край родной бойцы умирали со славой,
А пули кругом свистели, жужжали.
Безжалостно воинов убивали.
Вот упал солдат, как сноп подкошенный,
На землю святую, такую хорошую,
И тело его, подплывшее кровью,
Кусочек земли хранило с любовью.
Солдат умирал, но думал о главном,
Его товарищи сражаются храбро
Они уже вошли в его село родное,
И слава Богу - живые, герои.
Они расскажут семье любимой,
Как он сражался за край родимый.
Пусть все узнают, что был он храбрым,
В бою жестоком погиб за правду.
Его похоронят свои, родные.
Последние почести воздаст Россия.
Второй ведущий:
- Не напрасную жертву принесли храбрые воины, отдав свои жизни за освобождение Курского края. Как нам уже известно, битва на Курской дуге стала переломным моментом в ходе войны - была открыта прямая дорога к Победе
- Пять лет назад Екатерина Максимовна написала стихотворение, посвящённое 65-летию победы на Курской дуге.
Землянских Анастасия читает стихотворение «На Курской дуге»:
Бегут года, десятилетья.
Шестьдесят пять прошло с тех пор,
Когда отцы наши и деды
Громили полчища врагов.
На Курской огненной дуге
Земля горела и стонала.
И в этом пекле и огне
Родная армия стояла.
Стояла насмерть, побеждала,
Гнала врага с родной земли.
Бойцы сгорали в танках заживо,
Чтоб Родину свою спасти.
Известен многим поколеньям
Тот бой на Прохоровском поле:
Ведь в этом танковом сраженье
Живой и мертвый был героем.
Сходились танки на таран -
Сильнейший духом побеждал.
Плывёт над Прохоровским полем
Победный колокольный звон.
Напоминает он о боли
И о победе над врагом.
Первый ведущий:
- 9 Мая по всей стране пройдут митинги в честь Героев Великой Отечественной войны. Это наш любимый праздник. В этот день ликует вся страна. Всех объемлет чувство гордости за подвиг, совершенный нашим народом. Этот праздник «со слезами на глазах» объединяет нас, россиян, как ни один другой.
Бондарева Анна читает стихотворение «Солдату-победителю»:
Опять на улице повеяло весною,
А я как будто бы в далёком 45-ом
Со всем народом, со своей страною
Встречаю победителя-солдата
Героев-победителей народ не забывает,
И снова к нам пришла победная весна.
На площадях и улицах российских отмечает
Святой великий праздник свободная страна.
Конечно, ликованье уж не то,
Что было в том победном 45-ом!
Да и страна не та, и строй другой,
И отношение другое к ветеранам.
Мы, дети страшной той войны,
С почтением относимся к солдатам,
Кто грудью защитил народ своей страны,
С победой возвратился весною в 45 -ом!
Ведь именно они учили жизни нас,
Страну из пепла поднимали,
Рассказывали о войне не раз,
В разведку как ходили, врага как побеждали.
Солдатские беседы о подвиге народном
Воспитывали нас, наших детей и внуков.
Спасибо им за труд их благородный,
Их правда о войне для всех - наука.
- Это стихотворение Екатерина Максимовна написала в мае 2002 года.
Пыхтина Наталия Викторовна говорит заключительное слово:
- Сегодня мы лишь слегка, в рамках одной темы («Великая Отечественная война в произведениях Е.М. Матусовой») коснулись многогранного творчества Екатерины Максимовны Матусовой. Её творчество получило признание. Жители Горшеченского района гордятся своей талантливой землячкой, с удовольствием перечитывают её стихотворения. Популярность этих стихов объясняется тем, что для поколения сверстников Екатерины Максимовны они являются своеобразным дневником, в котором запечатлены события их прошлой жизни, а для молодого поколения - это книга памяти и источник, несущий высокие нравственные ценности.
- Закрыть нашу «Литературную гостиную» мне бы хотелось стихотворением, которое отражает ваши чувства, ваше восприятие событий тех военных лет. Написала это стихотворение наша ученица, Пыхтина Анастасия.
Пыхтина Анастасия читает стихотворение «Размышление о великом подвиге»:
В тринадцать лет, живя под мирным небом,
Мы вспоминаем редко о войне.
Представить трудно, если ты там не был,
Как плавилась земля в слепом огне.
Как танки шли, шагали эшелоны,
Клубилась пыль от взрывов до небес.
Как в страхе люди - женщины и дети,
Спасаясь от врагов, бежали в лес.
И плакали они, как звери выли
От голода, от страха, от смертей.
Злодеи-немцы никого ведь не щадили:
Ни стариков, ни женщин, ни детей…
Но не по-русски ведь живым сдаваться…
И шли солдаты в бой, раскрыв сердца.
И день и ночь готовые сражаться
За родину, за мать и за отца!
И много полегло их в сорок третьем,
Когда гремела Курская дуга.
Ценой кровавой прадеды и деды
С земли родимой выгнали врага!
Бой отгремел, рассеялись туманы,
И над селом свет солнца заиграл.
Природа вся залечивала раны,
И свежий снег кровавый прикрывал.
И на пригорке братскую могилу
Копали тихо жители села,
Чтобы почили с миром в ней герои,
Чтоб вечно память здесь о них жила…
Прошли лета… но на пригорке этом,
Среди ветвей березы и сосны,
Стоит солдат, весь бронзою одетый.
И каждый год ждет памятной весны.
В тринадцать лет, живя под мирным небом,
Мы помним тех, кто край родной хранил.
Ценою жизни, юности распятой
Нам мир, свободу, счастье подарил…
Их подвиг жив в веках!
Память о них - в наших сердцах!
Слово о них - свято!
Будем же достойны их, ребята!
Ведущие:
- Желаем всем творческих успехов и мирного неба над головой!
- До новой встречи!
Список использованной литературы
1.Винокур, Г.О. Понятие поэтического языка [Текст] / Г.О. Винокур// Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. - М.: Наука, 1990. - С.140-145
2.Виноградов, В.В. О языке художественной литературы [Электронный ресурс] / В.В. Виноградов. - М.: Гос. изд. худ. лит., 1959. - 654 с. - Режим доступа «Электронная библиотека Научное наследие России», htt: // www.e-nasledie.ru/ras/view/person/publications
3.Матусова, Е.М. Воспоминания и раздумья. - Старый Оскол. Типография «Антиква», 2009г. - 124 с.
4. «Маяк» - газета Горшеченского района Курской области, подшивка изданий 2000 - 2004 гг.
5.Энциклопедия для детей. Т.10.Языкознание, русский язык. - М.: Аванта, 2004.
Приложение
Памяти земляков
Навсегда останется в памяти народа
Лето, июнь сорок первого года,
22-е, воскресный день.
Лежу в постели - подняться лень.
Вдруг репродуктор включила мама,
Отчетливо слово «война» прозвучало.
С постели меня словно ветром подняло.
Я к маме прижалась: тревожно стало.
И не напрасной была тревога,
Вскоре война позвала в дорогу
Старших братьев и наших отцов,
Защитников Родины, храбрых бойцов.
Я помню, как мы их на фронт провожали.
С победой вернуться они обещали.
И вдруг опустели крестьянские хаты,
И в каждой семье ожидали солдата,
Но очень немногим выпало счастье
С победой домой возвращаться.
Не вернулись к своим очагам,
К детям, женам, отцам, матерям
Золотухины братья Яков с Кириллом,
Братья Скуридины Родион с Даниилом,
Гсёвы Тихон с Максимом,
Максим Севрюков и Сергей Кондауров,
Ишков Игнат и Василий Проскурин.
Называю лишь тех, кого память моя сохранила,
С кем я рядом жила,
Ежедневно встречалась, по-детски любила.
До сих пор ясно вижу их лица.
Они могут во сне мне присниться.
Вижу их молодыми, красивыми,
В труде сильными, неутомимыми.
Вспоминаю, как строем отцы наши шли
И мешки вещевые за плечами несли.
Долго вслед мы за ними бежали,
Будто знали, что их навсегда провожали.
Потом с фронта отцы нам писали,
Как сражались за Родину, как врага побеждали,
А в предсмертных строках нам они завещали,
Так Отчизну беречь, как они берегли,
Защищать её так, как они защищали.
Пусть погибли в жестоких боях,
День Победы они приближали,
Ради жизни других свою жизнь отдавали,
Чтоб исчезли с земли зло, насилье и беды,
Чтоб живые друг друга поздравить с Победой могли,
Сколько б лет ни прошло со дня славной Победы!
( Март 2005г)
У родного села
Шёл трудный бой, жестокий и кровавый.
За край родной бойцы умирали со славой,
А пули кругом свистели, жужжали.
Безжалостно воинов убивали.
Вот упал солдат, как сноп подкошенный,
На землю святую, такую хорошую,
И тело его, подплывшее кровью,
Кусочек земли хранило с любовью.
Солдат умирал, но думал о главном,
Его товарищи сражаются храбро
Они уже вошли в его село родное,
И слава Богу - живые, герои.
Они расскажут семье любимой,
Как он сражался за край родимый.
Пусть все узнают, что был он храбрым,
В бою жестоком погиб за правду.
Его похоронят свои, родные.
Последние почести воздаст Россия.
(18 февраля 2003 г.)
60 - летию Курской битвы
Снова Курск распахнёт свои двери
Ветеранам второй мировой,
Тем, кто насмерть стоял в 43-ем,
Кто отважно сражался за край наш родной.
Они вспомнят, как молоды были,
Как громили фашистов на Курской дуге,
Как теряли друзей боевых, хоронили,
Кто погиб за свободу на нашей земле.
Шестьдесят с той поры пролетело,
Но стоят ветераны в строю.
Ведь давно уж война отгремела,
Жизнь прошла их в труде, как в бою.
Не одно поколение правду узнало
Из бесед ветеранов второй мировой,
Как в жестоких и грозных боях отстояла
Наша армия Курск древний свой.
(22 мая 2003 г.)
На Курской дуге
(посвящается 65-летию Курской битвы)
Бегут года, десятилетья.
Шестьдесят пять прошло с тех пор,
Когда отцы наши и деды
Громили полчища врагов.
На Курской огненной дуге
Земля горела и стонала.
И в этом пекле и огне
Родная армия стояла.
Стояла насмерть, побеждала,
Гнала врага с родной земли.
Бойцы сгорали в танках заживо,
Чтоб Родину свою спасти.
Известен многим поколеньям
Тот бой на Прохоровском поле:
Ведь в этом танковом сраженье
Живой и мертвый был героем.
Сходились танки на таран -
Сильнейший духом побеждал.
Плывёт над Прохоровским полем
Победный колокольный звон.
Напоминает он о боли
И о победе над врагом.
(июнь 2008 г.)
Солдату-победителю
Опять на улице повеяло весною,
А я как будто бы в далёком 45-ом
Со всем народом, со своей страною
Встречаю победителя-солдата
Героев-победителей народ не забывает,
И снова к нам пришла победная весна.
На площадях и улицах российских отмечает
Святой великий праздник свободная страна.
Конечно, ликованье уж не то,
Что было в том победном 45-ом!
Да и страна не та, и строй другой,
И отношение другое к ветеранам.
Мы, дети страшной той войны,
С почтением относимся к солдатам,
Кто грудью защитил народ своей страны,
С победой возвратился весною в 45 -ом!
Ведь именно они учили жизни нас,
Страну из пепла поднимали,
Рассказывали о войне не раз,
В разведку как ходили, врага как побеждали.
Солдатские беседы о подвиге народном
Воспитывали нас, наших детей и внуков.
Спасибо им за труд их благородный,
Их правда о войне для всех - наука.
(май 2002 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Р.Л.Стивенсона
Литературная гостиная проводится на английском языке. Рассказ о творчестве писателе сопровождается презентацией PowerPoint. Учащиеся рассказывают стихи Р.Л. Стивенсона, показывают инсценировку из "Ост...
Внеклассное мероприятие: "Литературная гостиная. Творчество Шекспира" 9-11 класы на английском языке
Это мероприятие посвящено юбилею великого английского поэта У. Шекспира. На литературной странице данного мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством этого удивительного мастера пера....
К 200-летию со дня рождения. Литературная гостиная, посвященная творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.
М.Ю.Лермонтов. Загадочный, дерзкий,задумчивый... Хотите вызвать интерес к судьбе и творчеству поэта? Данный материал поможет это сделать....
Сергей Есенин. Литературная гостиная, посвященная творчеству поэта.
Литературная гостиная, посвященная творчеству С.Есенина. Сценарий для учащихся 5-11 классов....
Презентация к уроку (внеклассному мероприятию "Литературная гостиная" по творчеству С.А.Есенина )
В презентации представлены фотоматериалы жизни и творчества Сергея Александровича Есенина...
Презентация к уроку / внеклассному мероприятию "Литературная гостиная" по творчеству М.Ю.Лермонтова
В презентации представлены фотоматериалы жизни и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова...
Конспект внеклассного мероприятия. Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству Л.К.Татьяничевой на тему « Как солнце в драгоценной грани, в Урале Русь отражена».
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Южного Урала,способствовать развитию творческих способностей учащихся, работать над выразительным чтением стихов, над развитием устной речи у...