Внеклассное мероприятие: беседа-концерт о полифонии "Несерьезно о серьезном"
материал по музыке по теме
В доступной форме для детей рассказывается о "полифонии",таких понятиях как "многоголосие","имитация",музыке эпохи "Возраждения" и "Борокко". В беседе раскрываются такие понятия как-Канон-Бурре-Аллеманда-Чакона-Инвенция-Фуга.Одновременно эти произведения иллюстрируются в исполнении учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polifoniya.doc.docx | 26.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
п. УНЪЮГАН
Внеклассное мероприятие:
беседа-концерт о полифонии
«Несерьезно о «серьезном»»
Составлена преподавателем ДШИ:
Мартемьяновой И.А.
п. Унъюган
2011 г.
Здравствуйте ребята! Скоро вас ожидает академический концерт. Одним из обязательных по программе является «полифоническое произведение». А кто мне ответит, что такое «полифония»? Давайте сегодня вместе разберемся, какие из произведений относятся к полифонии, что это такое и как нужно ее исполнять. А помогать мне будут ученики фортепианного отделения и заодно сегодняшние мои ассистенты:
Представьте: собрались для беседы друзья. Не какие-нибудь случайные люди, а самые настоящие друзья. Про таких говорят: с полуслова друг друга понимают.
Произнес один фразу или слово – словно мячик в игру кинул. А другой его на лету подхватил. И третий, если друзей трое. И четвертый, если их четверо… Течет беседа – летает фраза – мячик, на разные лады повторяется. (В музыке такая перекличка голосов называется ИМИТАЦИЯ, в переводе с латыни – подражание.)
А не скучно нашим воображаемым друзьям без конца одно и то же твердить? Нисколько. Потому что наша «беседа друзей» не пустая болтовня, а очень непростое, захватывающее интересное занятие. Представьте: все говорят разом, но нужно так ухитриться свое сказать, чтобы полное согласие с другими вышло. Чуть не успеешь фразу-мячик подхватить – сразу фальшь. А настоящая дружба, как известно, совершенно никакой фальши не выносит.
…Беседуют друзья, фразой-мячиком перебрасываются. Каждый в разговоре свою линию ведет, а при этом у всех вместе замечательно созвучно получается.
Вы скажете: фантастика, так не бывает. Нельзя говорить об одном всем вместе, ничего, кроме неразберихи, не выйдет. Согласна, словами нельзя, а музыкальными звуками можно. Когда вы услышите музыку, похожую на нашу «беседу друзей», знайте: она называется полифония – в переводе с греческого МНОГОГОЛОСИЕ.
История полифонии уходит своими корнями в древние века, в то время когда люди еще не умели записывать музыку. Все делалось исключительно по слуху! Записи были нужны только для ученых трактатов и изредка - «для потомков». Играть же и петь удобно только по нотам, а еще точнее – «по линейкам», хотя так обычно и не говорят.
Тот, кто придумал эти самые линейки, был, безусловно, великим человеком. Все, кто занимается музыкой, должны знать его имя: Гвидо из Ареццо, или Гвидо Аретинский,- итальянский монах, церковный певчий и учитель музыки, живший в XI веке.
Изобретение Гвидо, впоследствии немного улучшенное,- всем известные пять линеек, называемые нотным станом. Музыка записывается на нотном стане точно наглядно: сразу видно, когда мелодия идет вверх, а когда вниз. Похоже, не случайно именно с XI века музыканты – профессионалы стали петь, а затем и играть на несколько голосов, хотя раньше обычно обходились одним. Подобный вид пения называется григорианский хорал, по имени Римского Папы Григория 1.
- прослушаем отрывок Григорианского Хорала (псалмодия)
Красоту полифонии поняли давно. И красоту звучания, и красоту умного, точного расчета. Это теперь мы музыку ставим в ряд с другими искусствами – поэзией, театром, живописью. А когда-то, в средние века, музыку благодаря полифонии - не удивляйтесь – ставили наравне с математикой. Композиторы, сочиняя полифоническую музыку, делали хитроумные вычисления по строгим правилам, чтобы выстроить этажи голосов в благозвучии один над другим. Самая старинная полифоническая музыка звучит для нас бесстрастно и сурово, и название у нее подходящее: музыка строгого стиля.
Строгий стиль – это полифония эпохи Возрождения (слайды)
Можно поставит в один ряд сотни картин Возрождения: все они, несмотря на свою разноплановость, окажутся схожими по характеру и настроению. Писатели той эпохи описывают прекрасные города с удобными домами, чистыми улицами, душистыми садами. Для мастеров Возрождения именно спокойная красота и гармония были важны превыше всего. Обычно композиторы в те времена сами были певчими или руководителями церковных хоров; церквей во всех европейских странах насчитывалось огромное количество, и в каждой обязательно присутствовал небольшой хор из семи-девяти певцов. Что же сочиняли эти композиторы? Все, что угодно. Музыку для церковных служб и придворных увеселений, для домашних вечеров и городских карнавалов.
Все голоса поют в полифонии разные слова. Например, так, как в каноне. Кстати, канон это особый вид имитации, в переводе с греческого «правило». Есть такое выражение: «соблюдать каноны», что значит поступать по правилам. Сейчас мы с ребятами все наглядно покажем:
Одна маленькая девочка объясняла своей маме: « Канон – это когда на столе много вкусных вещей и все по очереди их едят» - давайте проверим!
-Сначала я пробую мандарин.
Потом я приступаю к конфете, а ученик №1 в это время пробует мандарин.
Я ем яблоко, ученик№1 приступает к конфете, а ученик№2 пробует мандарин.
Когда ученик№1 ест яблоко, ученик№2 ест конфету.
И наконец ученик№2 доедает свое яблоко!
-исполнение «Канончики-вагончики» Е.Поплянова- речевой канон.
Слышите, все голоса повторяют одну мелодию, но в разное время, как эхо. Называется этот прием имитационная полифония
-С.Павлюченко «Фугетта –a moll»-исп. Катаева Саша
А вот другое соединение: у всех разные мелодии и разные тексты. Например:
(все четыре строчки произносим одновременно)
1-й голос - Бу-ря-мгло-ю-не-бо-кро-ет
2-й голос – Од-наж-ды-в сту-ден-ную-зим-нюю-по-ру
3-й голос - Я-к вам-пи-шу-че-го-же-боле
4-й голос – Ска-жи-ка –дя-дя-ведь-не-да-ром
Такое соединение называется контрастная полифония.
Прослушаем фрагмент – Г.де Машо. Месса «Нотр-Дам»
Вначале полифоническая музыка была исключительно хоровой. Позже и музыкальные инструменты увлеклись полифонией. Полифоническая музыка наполнилась переживаниями, страстями, стала более свободной, но не менее сложной в расчетах.
И мы переносимся в эпоху Барокко (слайды).
Творцы эпохи Барокко (прежде всего архитекторы) демонстрируют человеку его малость в огромном мире, как бы указывая на временность, мимолетность всей людской жизни. Как проще всего дать понять человеку, что он только часть мира, но не весь мир? В первую очередь через масштаб. Громадные размеры произведений искусства часто рассчитаны именно на это. И вот мы оказываемся в мире огромных зданий, картин, занимающих целиком потолок или стену зала, длинных романов с продолжением вроде «Дон Кихота».
Каждый музыкант обязан был варьировать музыку разными способами. Для этого стали использовать прием-Импровизация (обязательный прием записи и исполнения музыки барокко). Целью импровизации было удивление, «поражение» слушателей неожиданностью и изобретательностью исполнителя.
Теперь музыка тесно связана с танцем, и главным изобретением, которым осчастливили французы Европу, была Танцевальная сюита для клавесина. В переводе с французского слово « сюита» означает «последовательность», «ряд». Она представляет собой многочастный цикл, состоящий из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объединенных общей художественной идеей. Иногда вместо названия «сюита» композиторы использовали другое, также распространенное – « партита».
Иногда в сюиту вводились и не танцевальные пьесы – арии, прелюдии, увертюры, бурре.
Бурре – четырехдольный размашистый бурре пришел в бальные танцы из французской провинции Оверень ,французское название говорит о том, как утаптывают ногами вязанку хвороста. Это был довольно подвижный придворный танец XVII века, в прошлом народный.
Штельцель « Партита g-moll: Ария
Бурре»- исп. Лопатникова Даша
Аллеманда – что значит немецкий – величественный, несколько грузный танец – шествие в умеренном темпе. Известен с XVI века. Получил распространение на придворных балах. Немецкая аллеманда играла в сюите роль торжественного выхода и представления танцующих и состояла только из шагов и поворотов.
Гендель « Аллеманда a-moll» - исп. Платонова Катя
Чакона – старинный танец, первоначально чакона была народным танцем, известным в Испании с конца XVI века. Танец исполнялся в сопровождении пения и игры на кастаньетах, в оживленном темпе. Перейдя в XVII век в придворный балет Франции, чакона приобрела медленный темп, церемонный характер. С XVIII века слово «Чакона» стало применяться к нетанцевальным пьесам в форме полифонических вариаций. Обычно чаконы проникнуты возвышенно-сосредоточенным, иногда трагическим характером.
И.Пахельбель «Чакона-f-moll» - исп. Насибова Элина
В переводе с итальянского слово «токката» означает, прикосновение, «удар». В эпоху Возрождения так называли праздничную фанфару для духовых инструментов и литавр; в XVII веке - фанфарного типа вступления к операм и балетам.
К.Сейксас «Токката-f moll» - исп. Кривостаненко Маша
А теперь покинем бал и обратимся к еще одному виду полифонии – Подголосочная-это форма русской, украинской, белорусской народной многоголосной песни. При хоровом пении происходит ответвление от основного напева песни и образуются самостоятельные варианты мелодии – подголоски. В каждом куплете звучат все новые красивые сочетания голосов: они, сплетаясь между собой, то расходятся, то вновь сливаются воедино с голосом запевалы.
Прослушаем А.Лядов «Протяжная»
Протяжную песню в народе называли по- разному: проголосная, голосовая, домая, широкая, строгая и т.п. Названия эти обозначали ее широту, серьезность. В такой песне отразилась жизнь различных слоев народа: крестьян, бурлаков, батраков, участников боевых походов, переселенцев.
Обр.Я.Степового укр.народ.песня « Хмель лугами»-исп. Храменкова Маша
И, конечно, нельзя не упомянуть, говоря о полифонии, имя Бах. Между прочим, сравнение полифонии с « беседой друзей» придумала не я, а великий мастер полифонической музыки, композитор – Иоганн Себастьян Бах. Все его родственники были музыкантами, к тому же все – Иоганны. Отца звали Иоганн Амвросий, дядю – Иоганн Кристоф, старшего брата – тоже Иоганн Кристоф. Поэтому, чтобы не запутаться, мальчику дали второе имя – Себастьян. Иоганн Себастьян Бах. Кто бы мог догадаться тогда, что через триста лет любой школьник, обучающийся в музыкальной школе, не задумываясь, скажет, кто такой Бах. Потому что Бах – единственный, первый, главный, гениальный!
В американской методической литературе я как-то прочитала интересный пример: считается, что играть полифонию Баха сложнее, чем выходить в открытый Космос. Так, что вам, ученикам, играющим Баха, должно быть приятно осознавать, что вы делаете дело посложнее, чем космонавт в открытом Космосе.
Например, Баховские инвенции играют и юные учащиеся, и опытные мастера. В инвенциях Бах постоянно использует приемы имитаций, иногда канонов и другие полифонические приемы. По мысли композитора, эти пьесы можно рассматривать не только как средство добиться певучей игры, но и как своего рода упражнения для развития полифонической изобретательности. Инвенция в переводе с латинского - изобретение, выдумка.
И.С.Бах «Инвенция –g-moll» исп. Пефти Вера
Важнейшим из полифонических форм, а проще говоря, самая сложная, самая искусная и занимательная «беседа» из всех полифонических «бесед»- является Фуга.
Фуга от латинского и итальянского слова, означающего «бежать, догонять». Ждете, конечно, объяснений: кто бежит, кого догоняют? Движутся не только люди и предметы. Не зря же говорят: «движение мысли», « ход рассуждений», « ход беседы». Сначала «беседа» словно разгон берет. Лесенкой по очереди вступают голоса: один, другой, третий, четвертый – столько, сколько их для «беседы» собралось. Каждому дано право высказаться на выбранную тему. Чтобы себя показать и к соседям прислушаться.
Дальше игра голосов вовсю разворачивается. Летает тема по голосам вверх, вниз, вправо, влево. Только и успевай следить, какой из голосов изловчится ее подхватить.
Потом наступает самый головоломный, самый ответственный момент в полифонической игре. Тут голосам дается труднейшее задание – с полуслова собеседника понять, как истинным друзьям положено. И они будто в объятия кидаются. Наперебой, обгоняя друг друга, торопятся высказаться на избранную тему.
И.С.Бах «Фуга-C-dur» исп. Петров Вова
Слушая инвенции, фуги и другие полифонические произведения, мы, конечно, можем получать удовольствие, вовсе не зная, что такое полифония. Но если внимательно прислушаться к искусному плетению голосов, можно уловить, что идет увлекательная головоломная игра. Удовольствие от этого только прибавится….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ситникова И.А. Внеклассное мероприятие по физике «И отдых и серьезно!»
Внеклассное мероприятие по физике «И отдых и серьезно!» для учащихся 8-11 классов. Цели: развитие познавательной деятельности, расширение кругозора; развитие умения работать в группе, внимания, мы...
Беседа - концерт "Детство В. Моцарта" (для начальной школы)
Беседа была приурочена к международному Дню музыки, проводилась в группах продлённого дня для учащихся 1-х, 2-х классов.Интересные события, факты из жизни маленького Моцарта. Первые сочинения. О...
Беседа-концерт "Ребятам о зверятах"
Беседа-концерт для воспитанников детского сада "Ребятам о зверятах" с музыкальными иллюстрациями учащихся детской школы искусств...
Внеклассное мероприятие: беседа-концерт о творчестве композитора Э.Грига "Северный Волшебник"
Литературно-музыкальная композиция с использованием призентации в интересной форме рассказывает учащимся о биографии,жизненном и творческом пути Эдварда Грига....
Беседа-концерт "Детская музыка Александра Гречанинова"
Беседа-концерт "Детская музыка александра Гречанинова" (к 150-летию композитора)...
сценарий беседы -концерта "Путешествие в страну музыкальных инструментов"
Сценарий подготовлен для проведения встреч с детьми, посещающих летние пришкольные лагеря. Целью мероприятия является расширение кругозора детей в области музыкального искусства, , знакомство с ...
Сценарий внеклассного мероприятия "Финансы - это серьезно" для учащихся 1-6 класса с ОВЗ имеющих нарушение интеллекта.
Сценарий внекласного мероприятия "Финансы -это серьезно"разработан для учащихся 1- 6 класса с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения. Цель внеклассного мероприятия:познакомитьучащихся с нар...