Сценарий внеклассного мероприятия "Финансы - это серьезно" для учащихся 1-6 класса с ОВЗ имеющих нарушение интеллекта.
материал

Алла Александровна Белоусова

Сценарий внекласного мероприятия "Финансы -это серьезно"разработан для учащихся 1- 6 класса с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения. Цель внеклассного мероприятия:познакомитьучащихся с нарушением интеллекта основами финансовой грамотности. Задачи :дать представление о семейном бюджете; учить экономно использовать воду и электричество; воспитывать ответственное отношение к деньгам и денежным тратам;развивать познавательную активность, мышление, чувство коллективизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеурочной деятельности

 на тему «Финансы- это серьезно»

для учащихся с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения.

Цель: Познакомить учащихся с основами финансовой грамотности.

Задачи:

- дать представление о семейном бюджете;

- учить правилам экономного обращения с водой, электричеством;

- воспитывать ответственное отношение к деньгам, денежным тратам и накоплениям;

- развивать познавательную активность, мышление, чувство коллективизма.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о финансовой грамотности.

Основную ответственность за свое будущее человек несет сам. Но для того, чтобы его выбор жизни был правильным, человек должен быть всесторонне грамотным, в том числе и финансово.

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению своими деньгами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.

          Послушайте, пожалуйста, эту притчу.

Жил-был мудрец. К нему все шли за советами, его все уважали. Но один завистник сказал, что мудрец не такой уж умный, и он может это доказать: «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу – что у меня в руках: живое или неживое. Если он скажет: «Неживое», я выпущу ее. Если он скажет: «Живое», я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или неживое?».

«Все в твоих руках и все зависит от тебя!» - ответил мудрец.

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое будущее – оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает свою дорогу в жизни.

Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей.

Учитель: Что такое финансовая грамотность? (ответы детей)

- Это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Откуда берутся деньги?  Из папиного кошелька или маминой сумочки.?

 Это был бы правильный ответ стандартного ребенка-потребителя, коим до поры довремени является каждый из нас в силу своего возраста. Хорошо бы при этом понимать, что деньги — это труд родителей, их здоровье, их мастерство и их время. Кошелек и сумочка — последние звенья сложной цепочки. Пока ты сам не начнешь работать, ты никогда не узнаешь настоящую цену деньгам.

  А как выглядят деньги?  

Я называю описание денежки, а вы говорите наоборот.

Игра «Противоположности».

-Монета круглая, а банкнота …(прямоугольная)

-Банкнота бумажная, а монета …(металлическая)

-Монета звенит, а банкнота …(шуршит)

Монета металлическая, а банкнота…(бумажная)

Учитель:Куда люди тратят свои деньги?

 В этом мы можем разобраться на примере сказки про Муху- Цокотуху и ее семью.

Сценка «Семейный бюджет Мухи -Цокотухи»

(Звучит музыка, выходят герои сказки: Муха - Цокотуха, муж   Мухи-Цокотухи –отец, глава семьи, Мушата, Старшая дочь Мухи- Цокотухи – студентка Жужа, дедушка и бабушка.)

 Ведущий :Муха, Муха-Цокотуха,
                 Позолоченное брюхо!
                 Муха по полю пошла,
                  Муха денежку нашла.

  Вечером собралась вся семья вместе. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы – мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы.  Мушата громко спорили о появлении у соседского Жика нового самоката.!

– Так, – сказал отец. – Сейчас разберемся. Только сидите тихо. Ты наш будущий ученый, – сказал он старшей дочери студентке Жуже, – неси калькулятор, посчитаем. ).

Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором удобно писать сухой еловой палочкой, если обмакнуть ее в черничный сок, и написал “Доход”.

 - Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, т. е. моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 150денежек, – сообщил отец. Мушата посмотрели на него с уважением.

Дедушка и бабушка в стороне не остались:

– Мы тоже получаем денежки, по 30. Раз нас двое, то это 60 денежек.

– Как вы думаете какие денежки могли получать бабушка и дедушка?

(Пенсию. Они тоже работали и теперькогда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называют пенсией.)

Студентка Жужа заявила, что тоже приносит деньги в доход семьи, 20 денежек.

– О каких деньгах говорил Жужжа?

(О стипендии. Институт платит деньги за хорошую учебу, пока он не начнет работать).

-Наша малышка тоже получает денежки: пособие на ребенка-добавила Муха-Цокотуха.

А теперь посчитаем доход нашей семьи

заработная плата – 150 денежек

пенсия – 60 денежек

стипендия – 20 денежек

пособие – 20 денежек

(Детям раздаются условные деньги, они подсчитывают доход)

Итого: 250 денежек

– Ура! Целых 200да еще 50 денежек! Можно купить несколько самокатов!

– Как вы думаете так ли это?

Муха взяла листок и написала “Расход”.  

– Как вы думаете, на что мама – муха тратила денежки?

– У меня на одни продукты уходит в месяц 100 денежек. Весна на носу нужно купить резиновые сапожки и платочки. На это я потрачу еще 60 денежек.

Бабушка вмешалась:

– Надо заплатить 10 денежек за квартиру, свет и воду.

– За детский сад еще нужно 10 денежек.

Папа и студентка Жужа потребовали 20 денежек, чтобы оплачивать транспорт. А мушата заинтересовались:

– Разве мы не будем ходить в лыжную секцию?

- А в кино разве мы не пойдем?

- А еще бабушка обещала купить книги о компьютерах.

- А еще нужны учебники по защите леса, альбомы по рисованию, карандаши.

Бабушка с дедушкой вспомнили, что они собирались в театр, а Малышке нужно ко дню рождения купить куклу.

– Все высказались? – спросил папа. – Тогда подведем баланс. (Что такое «баланс» не знала даже студентка Жужа.)

Учитель: Ребята, давайте подсчитаем расход этой семьи.

(Дети считают, сравнивают).

Папа сложил цифры и получил 210 денежек. Затем, взял калькулятор и отнял от цифры “Доходы” (250 денежек) цифру “Расходы” (210 денежек).

Мушата Ура! Осталось еще 40 “самокатных” денежек!

Папа: Это не “самокатные” денежки, а? (Делает паузу, выслушивает мнение детей) наши накопления.

Накопления – это то, что останется от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на все необходимое. Их можно отнести в банк. Если они хранятся в банке, то банк выплачивает проценты.

–Я хочу посоветовать где взять лишние денежки, –сказала бабушка.

–Где? (все вместе)

Бабушка: Вот позади вас, малыши, кран, а из крана вода течет, а в коридоре лампочка горит, хотя еще и лучи солнца туда попадают. А мы платим и за свет, и за воду. Это – экономия.

Учитель:А на чем еще могли сэкономить мушки?

Мушка Жужа: Послушайте мою историю.

«Мушки договорились, что вечером, когда закончатся уроки, они соберутся в институте, чтобы обсудить программу праздника. По дороге на этот сбор еще издалека они увидели, что почти все окна ярко светятся. Мушки поднялись в свой класс. В классе никого не было, но все лампы горели».

Учитель: Ребята, как вы думаете, зачем Жужа рассказала вам об этом случае?

- Допустимо ли, чтобы лампы горели без дела?

- Почему нужно беречь электроэнергию?

Мушка Дедушка: А мне приснился сон.

«Ночь. Тишина. Все уснули. Мне не хотелось спать. Встаю. Включаю телевизор. Начинаю смотреть фильм. Под говор телевизора глаза сами закрываются.  Открыл я глаза. Телевизор работает. Фильм закончился и начался другой. Выключаю телевизор и засыпаю. Утром за завтраком я сказал всей семье, что энергию нужно беречь и без надобности электроприборы и лампочки не должны работать».

Муха- Цокотуха.: Послушаете ещё одну   историю:

«Эта история произошла в городе…  Я пришла из магазина. Помыла посуду и не закрыла до конца кран. Вода капала и капала. И тут произошло невероятное, вода запела:

Учитель: Муха, закрой кран.

               Кап – кап – кап – кап –

                Иначе вытечет океан.

Муха: Ничего себе, думаю, чудеса, вода заревела и запела. Я встала и закрыла кран.

Учитель: А эта история чему учит?

Вывод: бережное отношение к воде, электроэнергии, газу дает возможность сэкономить, а это значит и доход вашей семьи улучшится. Вы сможете на эти деньги летом поехать на море с родителями на отдых, или посетить музеи, театр в городе. И хорошо, если в вашей семье будет под рукой план доходов и расходов.

Учитель: В народном творчестве можно найти очень много пословиц и поговорок про деньги. Сейчас некоторые из них мы вспомним и познакомимся с новыми необычным способом (Вызываются   5 человек.)

Давайте представим, что мы с вами попали, как и Буратино, на волшебное Поле Чудес. Но что же случилось? Смотрите, наши денежки испортились-от них остались одни кусочки.

 Задание№1   надо собрать как можно больше банкнот в единое целое и посчитать сумму «денег».  (Банкноты разрезаны в разной конфигурации и лежат на подносе их нужно собрать).

Подводим итоги (считаем сумму).

 Задание №2 Надо аккуратно перевернуть полученную купюру и выразительно прочитать на оборотной стороне пословицу о богатстве, деньгах.

(Примерные пословицы, используемые для этого задания:)

- Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.

- Копейка рубль бережет.

- Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.

- Долго спать с долгом вставать.

- На дырявый кошелек денег не наберешься.

- Денежка дорожку прокладывает.

- Без копейки рубля не бывает.

- Деньги – пух, только дунь на них – и нет.

Учитель: Послушайте полезные советы, которые приготовили ребята.

(Дети поют частушки)

1.: Капля капнула так мало

Это вроде не беда.

Только с капелькой уходят

 Наши деньги навсегда.

 

2.А за взрослыми на кухне

 Нужен просто глаз да глаз,

Чтоб не тратили напрасно

Дорогой природный газ

 

3: Утепляя в доме окна,

 Мы старались как всегда.

И поэтому не страшны

Нам любые холода

 

4: Свет горит и днем, и ночью

Там где нужно и где нет.

Взрослым ты напомни срочно

 Уходя гасите свет.

 

5: Мы доходы и расходы

 Можем быстро посчитать.

По потребностям товары

 Всех научим покупать.

 Итог мероприятия.

Учитель: Потребности разные есть у людей,

              Кто хочет игрушку купить поскорей.

              А я понимаю теперь вновь и вновь

               За деньги не купишь тепло и любовь.

Учитель :Ребята.  Уходя с мероприятия «Финансы- это серьезно», вы должны запомнить   правила, которые вам пригодятся при обращении с деньгами.

Памятка финансовой грамотности.

- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

- Сначала зарабатываем – потом тратим.

- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

- Деньги любят счет. 

- Финансы нужно планировать.

- Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

- Не все покупается: главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

- Финансы – это интересно и увлекательно

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Психолого - педагогические основы социализации учащихся со сложным типом дефекта и глубоким нарушением интеллекта"

Теоретический материал на заданную тему.В последнее время формируется общественное мнение относительно  детей- инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развити...

Айрис-фолдинг в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта

Занятия айрис-фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление ребят, имеющими нарушения интеллекта, одновременно воспитывая у них трудолюбие...

Конспект урока математики в 9 классе для детей с нарушением интеллекта по теме "Таблица классов и разрядов"

Урок математики по теме "Таблица классов и разрядов" разработан для детей с нарушением интеллекта - учащихся 9 класса.Цель: закрепление знаний у учащихся о таблице классов и разрядов, отработка навыко...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.

Рабочая программа учебного предмета  "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....

Логопедическое занятие по теме "Однокоренные слова" с обучающимися имеющими нарушения интеллекта (5 класс)

Данное логопедическоне занятие было проведено в 5 классе в школе для детей с ОВЗ имеющими нарушения интеелекта...