Беседа - концерт "Детство В. Моцарта" (для начальной школы)
классный час на тему
Беседа была приурочена к международному Дню музыки, проводилась в группах продлённого дня для учащихся 1-х, 2-х классов.
Интересные события, факты из жизни маленького Моцарта. Первые сочинения. Образный строй и характер музыки В. Моцарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detstvo_mocarta.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА – КОНЦЕРТ «Детство В.А. Моцарта» Мельник С.М.
ГБОУ гимназия № 271 Красносельского района
«Детство В.А. Моцарта»
БЕСЕДА – КОНЦЕРТ
Педагог дополнительного образования: Мельник С.М.
Санкт-Петербург
2012 г.
Цель беседы:
- знакомство с творчеством В. А. Моцарта.
Задачи образовательные:
- расширение знаний о творчестве В. Моцарта;
- обогащение музыкально-слухового опыта учащихся.
Задачи развивающие:
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
- развитие интереса к музыке;
- развитие образного и ассоциативного мышления.
Педагогические приёмы и методы:
- рассказ о детских и юношеских годах В. Моцарта (с опорой на книгу Г.М.Цыферова «Тайна запечного сверчка»)
- слушание музыки;
- музыкальная викторина (интерактивная игровая технология)
Музыкальный материал
В. А. Моцарт. Менуэты Фа мажор, Соль мажор
В.А. Моцарт. Рондо Фа мажор
В.А. Моцарт. Соната До мажор, №15
Л. Моцарт. Менуэт ре минор
В.А. Моцарт. Турецкое рондо
В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада? 1- (CD)
В.А. Моцарт. Симфония №40, 1-ая часть (CD)
Литературный материал
Г.М. Цыферов « Тайна запечного сверчка» (Москва «Малыш» 1989)
Звучит « Маленькая ночная серенада» В. Моцарта
Чудная, божественная музыка! Это творение великого Моцарта.
1 октября – День Музыки, а имя Моцарта символизирует Музыку.
Более 200 лет назад по всей Европе распространилась молва об удивительном 5-летнем музыканте Вольфганге Моцарте из австрийского города Зальцбурга. Рассказы о том, что он с необыкновенным мастерством играет на скрипке, клавесине, органе передавали из уст в уста. Поразительный дар мальчика сочинять и играть музыкальные произведения восхищал не только любителей музыки, но и известных композиторов. "Этот мальчик затмит всех", - признавали многие из них. Оригинальные, неповторимые, пленительные мелодии он создавал почти мгновенно.
Звучат детские сочинения Моцарта – менуэты Соль мажор и Фа мажор
Этот "чудо-ребенок", как называли Моцарта, "этот маленький волшебник", родился 27 января 1756 года в семье придворного органиста и капельмейстера города Зальцбурга, Леопольда Моцарта. Отец Моцарта был образованным, серьезным музыкантом. Он служил при дворе князя, правителя Зальцбурга. Леопольд Моцарт играл на скрипке, органе, руководил оркестром, церковным хором, писал музыку. Кроме того, он был прекрасным педагогом. Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним заниматься. С этого и начинается чудесное детство Моцарта.
Моцарт был вундеркиндом, «чудо-ребёнком». О его жизни написано множество книг. Одна из чудесных детских книжек – « Тайна запечного сверчка» Г. Цыферова.
До трех лет Вольфганг ничем не отличался от обыкновенных детей: это был живой и веселый ребенок, с чрезвычайно нежной и впечатлительной душой. Все свои игры он постоянно сопровождал музыкой. У него была сестра Наннерль, которая тоже рано обнаружила музыкальные способности. Когда ей минуло 7 лет, отец начал ее учить игре на клавесине. Первый урок, на котором присутствовал трехлетний Моцарт, совершенно его преобразил. С этих пор он забыл свои прежние игры и всецело погрузился в мир музыки. По целым часам стоял он у клавесина и пытался найти красивые созвучия, а
когда находил, хлопал в ладоши от радости. Отец показал ему маленький менуэт, и Вольфганг безошибочно его повторил.
Звучит Менуэт ре минор Леопольда Моцарта
Музыка захватила всё существо мальчика. Его приходилось чуть ли не силой отрывать от клавесина. Его успехи становились всё большими. В пять лет он сделал первые попытки сочинять музыку. Пьесы, которые он разыгрывал с таким удовольствием, становились всё более трудными.
Звучит Рондо Фа мажор В. Моцарта
Вольфганг и Наннерль с успехом выступали в Зальцбурге, родном городе, и отец решил показать детей широкому свету. Так начались странствия Вольфганга. За поездкой в Вену последовало большое путешествие во Францию, Англию, Голландию. И всюду «чудо-ребёнок» вызывал всеобщие восторги.
Это было в 1763 году. В Париже проходили необычные концерты. Когда публика собиралась, на сцену выходил семилетний мальчик. Он забирался на стул перед клавесином – старинным музыкальным инструментом.
- Господа! Каждый из вас может предложить Вольфгангу Амадею Моцарту – юному музыканту из Вены, любую мелодию, любую музыкальную фразу, и он тут же сочинит на предложенную тему пьесу и сыграет её, объявлял ведущий. Сочинять во время игры на инструменте без нотной записи, без предварительного разучивания – значит импровизировать! Да под силу ли это такому маленькому ребёнку? Между тем Вольфгангу давали клочок нотной бумаги с коротенькой музыкальной фразой. Мальчик брал несколько аккордов и… играл без единой запинки сложнейшую первую часть тут же сочинённой им сонаты.
- Не может быть! – не выдержал однажды один из слушателей. – У него колдовское кольцо! Оно движет его пальцами…
Мальчик с недоумением оглянулся и тут же снял с пальца тоненькое золотое колечко – подарок матери и продолжал играть. Заданная тема росла и ширилась, переплеталась с новыми мелодиями, обрастала подголосками, приобретала всё новые и новые звуковые краски. Это была блестящая импровизация!
Звучит 1-ая часть сонаты До мажор, №15
Поездки дали Вольфгангу многое. Путешествия вообще развивают, расширяют кругозор, обогащают опыт. А Моцарты были наблюдательными путешественниками. Всюду, где бы они ни побывали, они осматривали местные достопримечательности, посещали картинные галереи, библиотеки, собрания редкостей, любовались архитектурными памятниками. И, конечно, бывали на концертах других музыкантов, на оперных представлениях, знакомились с интересными людьми, прежде всего с музыкантами.
Вольфгангу во время путешествий приходилось трудно. Как ни велика была его исключительная одарённость, своих стремительных успехов он достигал благодаря непрерывному, усидчивому труду. Много часов он проводил за клавесином, упражнялся, а ведь он ещё и сочинял, изучал композицию.
В жизни Моцарта, вероятно, не было другой более светлой поры, чем первое итальянское путешествие.
Там Вольфганга избрали в члены Болонской Академии. Чтобы получить это почетное звание, ему нужно было решить сложную музыкальную задачу. То, над чем другие долго трудились. Моцарту было так же легко, "как съесть кусок хлеба". Его заперли в отдельную комнату, но через полчаса он стал стучать в дверь. И его пришлось выпустить: оказалось, что Вольфганг выполнил свою задачу.
В Рим 14-летний В. Моцарт приехал с отцом в канун Пасхи - 11 апреля 1770 г. Люди постились, театры были закрыты, развлечения запрещены.
Позднее Леопольд Моцарт вспоминал: «Я повел сына в Собор Святого Петра, где во время страстной недели исполнялось Miserere, что в переводе означает "Смилуйся!". Богослужение шло в Сикстинской капелле, расписанной великим Микеланджело. Этот псалом запрещалось переписывать под страхом отлучения. Нельзя было даже ноты выносить из собора. Возвратившись в гостиницу, Вольфганг взял нотную бумагу и по памяти записал все девять голосов. И вместо отлучения Папа пожаловал ему орден "Золотой шпоры", который в Италии приравнивался к дворянству. Успехи сына превзошли все мои ожидания »
О детстве Вольфганга Моцарта очень интересно, увлекательно пишет Геннадий Михайлович Цыферов в книге « Тайна запечного сверчка». Г.М. Цыферов никогда сразу не записывал своих сказок, и каждый раз рассказывал их по-новому. Он был тоже импровизатором! И, конечно же, не случайно он задумал книжку о Моцарте. Г.М. Цыферов любил Моцарта, любил его лёгкую, летящую музыку. Прочитайте эту сказку и обратите внимание на чудесные иллюстрации Г.А.В. Траугот, так напоминающие музыку юного В. Моцарта.
Музыкальная викторина:
- Послушайте в записи Соль мажорный Менуэт В. Моцарта и определите инструмент, на котором он исполняется?
Ответ: клавесин
- На какой из репродукций изображён клавесин?
- Чем отличается клавесин от рояля?
- Послушаем знаменитое Рондо Моцарта «в турецком духе», почему оно так называется?
Ответ: потому что Моцарт забавлялся, подражая в фортепианной музыке турецкому военному оркестру, в котором было много ударных инструментов. В музыке слышны барабанные эффекты и эффект колокольчиков, которыми был увешан бунчук (шест с перекладиной)
- Как называется самое большое собрание музыкальных инструментов?
Ответ: симфонический оркестр.
- Послушаем 1-ую часть симфонии В. Моцарта№ 40, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?
- Кого из великих русских поэтов называют «Моцартом в поэзии», находят в его творчестве «моцартовскую ясность и простоту»?
Ответ: А.С. Пушкина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий-презентация выпускного вечера в начальной школе "Прощай, начальная школа!".
Апробированный сценарий в помощь классного руководителя начальной школы....
Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.
Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1
Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....
Взаимодополняющая работа педагога-психолога и учителя начальных классов на этапах формирования УУД у учащихся начальной школы
Психологическая поддержка педагога.Метапредметные результатыЗадача современного образования развивающая и коррекционная деятельностьОпределение понятия «универсальные учебные действия...
Методическая разработка программы внеклассной работы для начальной школы."Английский язык в начальной школе"
Английский язык в начальной школе «Удивительное рядом» Кружок рассчитан на курс в 74 часа...
Общешкольное родительское собрание в начальной школе 1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе»
Общешкольное родительское собрание в начальной школе 1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе» Цель выступления – познакомить род...
Мастер-класс для учителей начальной школы «Нейропсихологические приёмы в помощь учителю начальной школы»
В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Они могут талантливо проявлять себя на математике, делать интересные творческие проекты, но часто совершают «глупые&r...