Конспект урока музыки во 2 классе на тему"Мелодия-душа музыки"
план-конспект урока по музыке по теме
Схема конспекта урока музыки составлена в соответствии с требованиями аттестации и в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skhema_konspekta_uroka_2.doc | 126 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА
Конспект урока музыки
2 класс
ТЕМА УРОКА:
«МЕЛОДИЯ - ДУША МУЗЫКИ»
Томина Надежда Ивановна
учитель музыки МБОУ ООШ №21
Схема плана урока
На основе системно - деятельностного метода обучения
Тема урока: Мелодия-душа музыки (2 класс, Программа «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской)
(формулируется выбранная тема программы обучения)
Тип урока: урок закрепления и расширения знания.
Цель урока: (для учителя): расширить представление о значении мелодии в музыке_______________________________________________________________________________________________________________
Планируемый результат (для учащихся): определять характер мелодии, жанровую основу музыкального произведения ; узнавать на слух основную часть музыкальных произведений; распознавать особенности народных песен.______________________________________________________________________________________________________________
Задачи урока:
Воспитывающая: формирование интереса к народной музыке, патриотическое воспитание учащихся
Развивающая: развивать умение сравнивать музыкальные произведения народной и композиторской музыки , работать с учебником рабочей тетрадью.
Обучающая: Изучить понятие -жанровая основа, её значение в музыкальном произведении. _________________________________________________________________________________________________
Описание хода урока
Название технологических этапов урока, их содержания | Конспект урока |
Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности):
| Показ слайдов с изображением осенних пейзажей работ русских художников. Учащиеся вспоминают материал. Вопрос: Какое время года изображено на картинах? ( Учащие: -Осень). А чем отличается такое время года, как осень, от других? (ответы -внешними изменениями в природе, похолоданием, сбором урожая и т.д.) Верно. Осень - пора. когда люди собирают урожай. В связи с этим в России с давних времён была заведена добрая традиция - не просто запасать на зиму зерно, овощи, а отмечать осенние дни сбора урожая праздниками. Показ нескольких слайдов (сотрудничество с учителем). |
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения: Данный этап включает следующие шаги:
| Слушание русских народных песен « Капустка », «Ты удайся, овёс» (умение слушать) Так о чем пойдет сегодня речь на уроке? ( ответ уч-ся: -О осени. -О природе. -О народных песнях. )
Что общего и в чём различие этих песен? (учащиеся сравнивают и дают ответы: - Они танцевальные,хороводные. - Они обе весёлы ,трудовые. - Песня «Катустка» по темпу быстрее, чем «Ты удайся, удайся, овёс» . - Они поются по- разному . У каждой своя мелодия.) |
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения. Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:
| Так чем же отличаются друг от друга эти песни? (ответ уч-ся: мелодией) Как вы думаете. эти песенки народные , или авторские? (ответ: народные) Как отличались друг от друга мелодии этих песенок? (ответ: одна плавная, другая скачкообразная) (Объясняется понятие характер музыки) |
Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:
Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов. | Итак, сформулируем с вами тему урока - Мелодия- главное свойство музыки . М.И.Глинка говорил так: «Мелодия-душа музыки», откроем учебник на стр.8 (самостоятельное формулирование темы и цели урока, работа с учебником)) |
Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:
| У вас на парте учебник, на странице которого портрет М.П.Мусоргского. Посмотрите на него, послушайте мелодию композитора. Что можно рассказать про нее? (-Она напевная ,протяжная.) Какими чувствами наполнена музыка? (-Чувствами любви к народу,к природе.) Какую картину она рисует? (-исполнение народного хоровода .) (работа с учебником) Исполнение мелодии по нотам. |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения. | Работа с музыкальными фрагментами .Разучивание народных песен (хоровое исполнение) Чем отличаются народная и авторская мелодии? В чём их сходство? (ответы учащихся: -У них есть мелодия, но у каждой своя. -У них есть ритм ,но разный ритмический рисунок. -У них есть слова, но слова разные у каждой песни. -Народная мелодия простая, напевная, легко запоминается, а композиторская посложнее ,её труднее запомнить. |
При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы: Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности. Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы. | Игра «Угадай мелодию» : Каждому ученику дается список знакомых музыкальных произведений. Задание :угадать по мелодии звучащие произведения и обозначить номер по порядку озвучивания. Затем высвечивается слайд с ответами на экране. Производится самопроверка. (самооценка, умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаружение отклонения. Коррекция) |
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень). Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий. | Мы часто исполняем народные песни с движениями, а какие ритмические движения вы можете предложить для исполнения осенних урожайных песен, которые мы разучили сегодня? (Музыкально-ритмическое творчество учащихся на основе полученных знаний) Почему вы выбрали эти движения, на что они указывают? (ответы: -Они показывают трудовые действия людей в поле во время работы.) |
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат) Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности | Как вы считаете, правильно ли то, что мелодию считают главным свойством музыки? (ответы: -Да, правильно ,без мелодии не было бы музыки ,песня стала бы просто стихом.) Докажите это. (анализ, построение логической цепи рассуждений) |
Домашнее задание:стр.10-11учебника ,перечислить знакомые песни о Родине; выполнить задания на стр.6-7 рабочей тетради.
-
В конспекте хода урока содержится:
- цели, достигаемые на каждом технологическом этапе урока;
- Формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности на каждом этапе урока.
- Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии с целями этого этапа.
- Способ демонстрации каждого задания и образецправильного его решения.
- Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем при организации работы по выполнению каждого задания
- Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки
- Способ контроля и самоконтроля правильности выполнения каждого задания
- Способы исправления ожидаемых ошибок
- Перечень дидактических средств, необходимых для организации работу учащихся на каждом этапе
- Образец оформления доски
Этапы работы | Содержание этапа (заполняется аттестуемым) | |
1 | Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной); • определение целей и задач, которых аттестуемый хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает аттестуемый). | Цель: создать рабочую обстановку, настроить учащихся на учебную работу. Задачи: сообщение темы урока; постановка цели урока; сообщение этапов урока. На этом этапе урока учащиеся должны согласно распорядка в мастерской надеть спецодежду, соответствующую правилам техники безопасности, приготовить чертежные и измерительные инструменты, рабочую тетрадь, дневник и учебник. Учитель контролирует степень готовности учащихся к уроку, количество присутствующих и отсутствующих учащихся, выясняет причины отсутствия, производятся отметки в журнале. Учащимся сообщается информация о предстоящем уроке. Тема программы «Технология обработки металла», тема урока «Опиливание заготовок и отделка изделий из металла. Технологическая карта и ее назначение». Таким образом, учитель создает рабочую обстановку, настраивает учащихся на учебную работу с учетом реальных особенностей класса. |
2 | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: • определение целей, которые аттестуемый ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); • определение целей и задач, которых аттестуемый хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; • определение возможных действий аттестуемого в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает аттестуемый; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. | Для опроса учащихся по пройденному и заданному на дом материалу по теме «Обработка металла» для закрепления полученных знаний предлагаются тесты (Приложение 1). Цель: проверка знаний. Задача: повышение активности на уроке и повышение интереса к профессиям. Для демонстрации тестов используется видеопроектор, так же возможна раздача на руки учащимся индивидуальных экземпляров тестовых заданий, растиражированных при помощи множительной техники. С учетом реальных особенностей класса применяются различные методы решения тестов: групповой, по бригадам, индивидуальный. Результаты решения тестов оцениваются в зависимости от успешности выполнения учащимся задания. |
3 | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой аттестуемый на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает аттестуемый; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому аттестуемым учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. | Цель для учащихся: научиться планировать выполняемую работу; научиться составлять технологическую карту изделия. Цель урока: ознакомить учащихся с последовательностью работы над изделием, графическим изображением изменяющейся заготовки, выбором инструмента и приспособлений. Задача урока: научить творческому подходу к изготовлению изделий, развить конструкторские навыки, самостоятельность и аккуратность в работе. Изложение нового материала. В народе существует поговорка: «Семь раз отмерь и один раз отрежь». Суть народной мудрости в том, что не следует спешить приступать сразу к изготовлению изделия, можно превратить его в брак - ненужную продукцию. Прежде всего, надо заранее продумать , какие инструменты, приспособления нужны для работы, на каком оборудовании, рабочем месте можно выполнить задуманное. Для того, чтобы изготовить изделие, нужно выполнить ряд действий, то есть пройти ряд этапов. Вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку из металла. Заготовкой называют определенных размеров материал, из которого делается деталь. Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз. Затем делают опиливание прямолинейного участка до отметок, сделанных кернером, зачищают и отделывают её, превращая в готовую деталь. Изделия могут состоять из одной или нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала. Соединенные детали в изделии называют сборочной единицей. Изделие может состоять из одной или нескольких сборочных единиц. Если изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг к другу и соединить между собой. Соединение деталей в изделие называют сборкой. Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить. Последовательность действий по обработке заготовок и сборке деталей в изделии описывается в технологических картах (Приложение 2). Обработку заготовок осуществляют рабочими инструментами вручную или на станках. Каждая деталь изготавливается по своему технологическому процессу, который является частью всего производственного процесса по превращению заготовки в деталь или изделие. Технологический процесс изготовление деталей состоит из ряда технологических операций. Операцией называют законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте или на одном станке. Например, операциями будут являться: опиливание заготовки в тисках, сверление в ней отверстий на сверлильном станке, окраска заготовки в специальном помещении. Операции состоят из переходов и установок деталей. Переход выполняют на одном рабочем месте или станке одним инструментом. В ходе урока учащиеся записывают в рабочей тетради новые термины с пояснениями: этапы создания изделия, брак, заготовка, деталь, сборка, сборочная единица, операция, переход, установка, технологический процесс, технологическая карта. Для эффективного усвоения материала используются наглядные пособия: образцы изделий учеников 6-х классов прошлых лет, таблица - технологическая карта, образцы заготовок из металла. Для закрепления материала и активизации учащихся предлагается провести конкурс между бригадами. Дети в мастерской разделены на 2 бригады. Каждой бригаде выдается по одному набору слесарного инструмента. Задача бригады отобрать из набора:
Старший по бригаде производит защиту выбора бригады. Ведется самооценка действий и решений. Побеждает бригада, выполнившая задание быстрее и правильнее. После проведения игры учащимся сообщаются сведения о принципах конструирования: деталь должна быть прочной (не разрушаться при определенных нагрузках), надежной (выполнять заданное назначение, сохраняя основные характеристики), технологичной (соответствовать экономичной технологии ее изготовления), экономичной (соответствовать наименьшим затратам при изготовлении). Учащимся задается вопрос: «Какие металлы и сплавы могут использоваться в этой работе, согласно принципам конструирования?». Определяется, что необходимо при выборе материала учитывать свойства металла и сплавов. Учащимся предлагается отобрать из образцов материала мягкие и твёрдые виды металла и сплавов . Побеждает бригада, выбравшая быстрее и правильнее. |
4 | Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой аттестуемый на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает аттестуемый. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда аттестуемый определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Учащимся предлагается в рабочих тетрадях выполнить технологическую карту на изготовление шаблона (Приложение 2). Заготовка должна быть предназначена для определенной детали , и выполнена таким образом, чтобы ее назначение можно было определить по форме. С помощью данной практической работы достигаются следующие цели и задачи: развитие у учащихся конструкторских навыков, умение принимать неординарные решения, эстетическое воспитание, развивается усидчивость, прививается аккуратность в работе, умение работать в команде, учащимися приобретаются навыки самоорганизации и самоконтроля. Работа над эскизами и технологической картой ведется побригадно. Во время проведения практической работы проводятся целевые обходы и индивидуальная работа с учащимися. Первый обход: проверяется организация рабочих мест и правильность выполнения норм школьной гигиены и техники безопасности. Второй обход: проверяется правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций. Третий обход: проверяется правильность выполнения работы и осуществления самоконтроля. Для мотивации учащихся в ходе обхода выявляются лучшие работы и демонстрируются классу. Учитель высказывает одобрение: «Молодец. Хорошо». Для тех, кто справиться с заданием раньше других – предлагается дополнительно сделать эскиз оформления изделия из металла орнаментом для чеканки, используя знания и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства. После выполнения практической работы определяется степень усвоения учащимися нового учебного материала. Проводится беседа с учащимися по вопросам: - Перечислите этапы создания изделия из металла. - Что такое брак? - Для каких целей служат технологические карты? - Что называют заготовкой, деталью, сборочной единицей? - Что называют технологической операцией? Таким образом, учащиеся, неусвоившие новый материал с первого раза, получают информацию по теме урока повторно. После закрепления изученного материала учитель анализирует работу учащихся на уроке, отмечая правильность организации рабочего места, соблюдение правил по охране труда, правильность выполнения практической работы, комментируя допущенные ошибки. В журнал выставляются оценки за урок с их аргументацией. |
5 | Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь аттестуемый, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Задание на дом: сделать заготовку для изготовления детали по шаблону. Требования к заготовке, по которым будет определена успешность выполнения домашнего задания: отсутствие заусенцев, соответствие принципам конструирования, аккуратность изготовления. Выполняя данное задание, учащийся получает дополнительную информацию о предмете от родителей, закрепляет полученные на уроке навыки. Учащиеся записывают задание в дневник, приводят в порядок рабочее место, снимают спецодежду. После звонка с разрешения учителя выходят из мастерской.
|
8 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
9 | 10 | ||||||||||||||
3 | 4 | ||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
По горизонтали:
1.
Обрезная Брус ? (горбыль)
доска
2. Марка бензопилы «Тайга», «Дружба», «….». («Урал»)
3.
(лобзик)
4. Старинное название – ремесло, современное название - … (профессия)
5. Загадка.
Деревянная швея,
Железный клюв,
Стучит тук-тук-тук. (молоток)
6. Верстак – столяр, кульман - … (чертёжник)
По вертикали:
- Столяр должен иметь хорошее знание и точный … (глазомер)
- … устанавливает оконные и дверные блоки, врезает замки, настилает полы. (плотник)
7. Среднее учебное заведение, где можно получить ту или иную профессию (аббревиатура). (ПТУ)
8. Порода древесины. (ель)
9. Загадка.
Зубастый зверёк
Грызет со свистом дубок. (пила ножовка)
- … занимается рубкой леса, заготовкой древесины. (лесоруб)
Приложение 2
Технологическая карта
Изготовление кухонной разделочной доски
|
№ п/п | Последовательность выполнения операций | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1 | Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10-12 мм и разметить контур изделия по шаблону | Шаблон, карандаш | |
2 | Выпилить контур изделия | Ножовка, столярный верстак | |
3 | Наколоть шилом центр отверстия. Высверлить отверстие | Шило, сверло, коловорот или дрель | |
4 | Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы | Верстак, рубанок, напильник, шлифовальная колодка | |
5 | Нанести рисунок (узор и т.д.). | Карандаш, гуашь, кисть, выжигание | |
6 | Покрыть изделие лаком | Кисть, лак |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 7 классе по теме "Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция".
Тема урока: Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.Цель урока: дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эп...
Конспект урока музыки 5 класс по теме:«Всю жизнь мою несу родину в душе…». http://shkola172007.narod.ru/krasnodarski_krai.htm
ЗАДАЧИ: Развивать интерес к произведениям композиторов, поэтов и художников, прославляющих Кубань; 2) Пополнить словарный запас ...
Конспект урока музыки 5 класс на тему "Балет"
Конспект урока музыки 5 класс на тему "Балет"...
Конспект урока в 5 классе по теме :" Г. Свиридов . Музыка к к/ф "Время Вперед!"
История Магнитки в музыке композитора Георгия Свиридова...
конспект урока музыки 7 класс по теме: основные жанры светской музыки (соната и симфония)
Одной из главных исторических заслуг Классицизма является формирование жанра сонаты и симфонии в их законченном варианте....
конспект урока музыки 8 класс по теме: Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей классической музыки
Последние десятилетия ознаменованы бурным расцветом оперного искусства. Наибольшей популярности добиваются певцы, способствующие популяризации оперы на мировой сцене. К их числу относятся Лучано Павар...
Музыкальное воспитание. Тема: "Мелодия - душа музыки".
Музыкальное воспитание. Тема: "Мелодия - душа музыки"....