Конспект урока в 7 классе по теме "Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция".
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
Тема урока: Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
Цель урока: дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма).
Задачи урока:
- познакомить с мастерством знаменитых пианистов Европы - Ф. Листа и Ф. Шопена;
- раскрыть понятия «транскрипция», «интерпретация»;
- выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции;
- осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.docx | 20.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
7 класс 3 четверть 3 урок
Тема урока: Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
Цель урока: дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма).
Задачи урока:
- познакомить с мастерством знаменитых пианистов Европы - Ф. Листа и Ф. Шопена;
- раскрыть понятия «транскрипция», «интерпретация»;
- выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции;
- осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: традиционный.
Оборудование: аудио-запись музыкальных произведений, видео-запись исполнения музыкальных произведений, портреты композиторов, распечатка музыкальных понятий. Музыкальный материал:
Ф.Шопен. Этюд №10 ми-мажор.
Ф.Шопен. этюд №12.
Н.Паганини. Каприс № 24.
Ф.Лист. Этюд на мелодию Каприса Н.Паганини.
Сценарий урока:
Вход.
Музыкальное приветствие.
Тема урока выписана на доске, озвучиваю тему урока. Какие из этих понятий вам знакомы? Можете их пояснить?
Этюд относится в светской музыке или к церковной?
Наибольшее развитие жанра этюд произошло в эпоху романтизма. Что вы можете сказать об этом понятии? Чем музыка классическая отличается от музыки романтизма?
В начале этой четверти мы познакомились в понятием музыкальная драматургия. Прослушайте Этюд и определите какие образы показал композитор.
Слушание Этюда ми мажор Ф.Шопена.
Ответы детей: характеристика музыки, форма музыки (схема нескольких форм музыкальных, выбрать подходящую), драматургия образов (сколько образов, какие они по характеру).
Изначально этюд – это упражнения для исполнителя, чтобы совершенствовать мастерство.
А теперь подумайте, почему лирическая ми-мажорная пьеса Шопена названа этюдом? Ведь этот жанр прежде всего связан с решением технических задач, с развитием виртуозности пианиста? Но новаторство композитора и проявилось в расширении выразительных возможностей жанра этюда (как и жанров мазурки, вальса, прелюдии), определивших музыкальную драматургию пьес. Этюду оказались подвластны самые различные чувства, в том числе и глубоко лирические переживания. Интрига развития музыки Этюда №10 ми мажор построена на драматургии сопоставления мягкой, певучей, лирической части с контрастной средней частью, в которой можно услышать традиционную трактовку жанра этюда. Возвращение к начальной теме приобретает характер утверждения основного чувства, как бы прошедшего испытания.
Жанр этюд относится к камерной музыке. В музыкальном словаре можно найти такие изречения:
Этюд (фр. е1иёе — изучение) — 1. Упражнение для развития исполнительской (главным образом инструментальной) техники.
2. Высокохудожественные виртуозные концертные пьесы (этюды для фортепиано Ф. Листа, Ф. Шопена, «Симфонические этюды» Р. Шумана, «Этюды-картины» С.Рахманинова и др.).
Посмотрите какую эволюцию прощел этюд – как вы думаете, с чем это связано?
- Развитие музыкального искусства (романтизм). Стремление людей поделиться своими мыслями и чувствами.
Но музыкальное произведение мы слышим не в исполнении композитора, его мысль, замысел к нам приходит через мастерство исполнителя.
Ф.Шопен писал настолько яркие произведения, что некоторым из них были даны названия.
Послушайте и определите основную мысль этого произведения. (Этюд №12 Шопен) – первый видеосюжет!
Почему его назвали революционным? Какие качества характера человека предполагает революционное выступление? Как это показал в музыке композитор?
Шопен был великолепным пианистом. И все произведения он писал, прежде всего, чтобы исполнять самому. Вы услышали, как исполняет произведение Шопена ученик музыкальной школы. Музыка очень яркая! Казалось бы, невозможно сыграть ее по-другому. Но…
Предлагаю вам еще один вариант исполнения этого Этюда. Характер музыки вам знаком и мне хочется, чтобы вы постарались сравнить два варианта звучания Этюда №12. Для вас играет Святослав Рихтер.
Просмотр. Ответы детей. Что в музыке изменилось – мелодия или структура произведения (форма музыки). Когда мы говорим об одном произведении, то предполагаем, что каждый исполнитель показывает его по-своему. В музыке для определения этого есть понятие интерпретация. Что при этом меняется в музыке? Характер звучания, исполнения. Образы приобретают новую окраску.
Интерпретация(лат. гп1егрге1аИо — истолкование) — художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения, зависящее от его замысла и индивидуальных особенностей, эстетических принципов школы или направления, к которым относится исполнитель.
То есть, можно утверждать, что сколько исполнителей решится играть это произведение – столько вариантов и будет существовать. Это будут разные музыкальные произведения? В чем будет разница?
А теперь еще два произведения. Посмотрим, что изменится в этом случае.
Слушают Каприс Паганини – характер музыки, исполнение.
Этюд Листа – характер музыки, исполнение.
Какая разница в прозвучавших произведениях? Мелодия одна, а инструменты разные.
В эпоху романтизма в музыке появилось новое понятие - транскрипция. Это же понятие есть и в литературе. Что мы подразумеваем, когда говорим о речевой транскрипции? Письменное воспроизведение слов и текстов с учётом их произношения. А в музыке?
Транскрипция (лат. (гапясггр(го — переписывание) — 1. Переложение музыкального
произведения, его аранжировка. 2. Свободная обработка произведения в виртуозном стиле то же, что фантазия.
Транскрипцию Каприса Паганини написал Ференц Лист (1811-1886) - знаменитый венгерский композитор, пианист, дирижер, педагог, писатель, общественный деятель. Его многогранная деятельность была направлена как на становление венгерской национальной музыкальной школы, так и на развитие мировой музыкальной культуры. Листа без преувеличения называют «Человеком мира». В этом убеждают его тесные связи с музыкантами, писателями, поэтами, драматургами Западной Европы (Англия, Италия, Франция, Австрия, Германия, Швейцария, Норвегия, Чехия, Польша и др.) и России. Ф. Лист воспитал свыше 300 пианистов из разных стран. Главной задачей его творчества было утверждение идеи стремления к свету.
Лист прошел долгий путь освоения различных жанров композиторского творчества - от создания и до исполнения на концертной эстраде виртуозных фортепианных пьес. В том числе и с целью их новой интерпретации.
Определите разницу музыкальных понятий:
Интерпретация… (смена характера исполнения)
Транскрипция… (смена средств музыкальной выразительности и формы муз произведения)
Чем эти понятия похожи и чем отличаются? Почему они взаимосвязаны?
Какое из этих понятий можно применить к следующему произведению?
Исполнение песни «Одинокая гармонь» - это интерпретация, или транскрипция? Объясните свой ответ.
Вывод: определите связь между всеми понятиями нашей темы урока.
Мы проследили развитие одного из жанров камерной музыки - этюд. Выяснили разницу в музыкальных понятиях. Исполнили свою интерпретацию известной песни.
Оценки за урок.
Музыкальное окончание урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Мир образов вокальной и инструментальной музыки"
Конспект урока музыки в 6 классе разработан на основе программы «Музыка» 1 -7кл., автор Е.Д.Критская.Тема: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова».Тип ...
Конспект урока "Маршевость в вокальной и инструментальной музыке". 2 класс.
Сформировать у учащихся представление о маршевом характере музыки в вокальных и инструментальных произведениях разных жанров. На основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пласт...
урок музыки для 4 класса "Вокальная и инструментальная музыка"
Основная цель урока:- обобщение и систематизация знаний учащихся о вокальной и инструментальной музыке; о динамических оттенках (форте, пиано)....
Урок "Лирические образы в камерной инструментальной музыке"
Дети в течении урока должны убедиться в большой силе, которое может оказать на человека небольшое камерное произведение....
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. 7 класс
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.7 класс 3 четверть 3 урок...
План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»
План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»...
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. 7 класс
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция....