Разработка урока музыки в 6 классе по программе Г.П.Сергеевой. Тема "Молитва в творчестве русских композиторов"
методическая разработка (музыка, 6 класс) на тему
Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_polugod.urok13..doc | 35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
6 класс, 1 полугодие, 2010-11 г.
УРОК 13
МОЛИТВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.
На доске эпиграф
Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье
Души, тоскующей в изгнании своём,
Святого таинства земное выраженье,
Предчувствие и скорбь о чём-то неземном…
П.Вяземский.
1. Звучит «Утренняя молитва» П.Чайковского (трек 5)
-К какому жанру вы бы отнесли эту пьесу? (молитва).
-Пьесой в духовном стиле Чайковский открывает «Детский альбом». Мы продолжаем разговор на тему «Русская духовная музыка».
-Вспомните музыкальный материал прошлого урока знаменный распев
Молитвы
Духовный концерт.
-Сегодня мы будем говорить о молитве в творчестве русских композиторов. Будем не только слушать, но и сопоставлять, сравнивать разные произведения.
-Прочитаем слова П.Вяземского (эпиграф).
-С какими мыслями в молитве человек обращается к Богу?
-Вспомним оперу «Иван Сусанин» М.Глинки. Ария Сусанина в лесу тоже написана в жанре молитвы (стр.64 в учебнике).
СЛУШАНИЕ (3-1-12)
-Какое решение принимает Сусанин, уходя с поляками? (погубить их)
-О чём он молит Бога?
«Господь, в душе моей ты не оставь меня!».
-Какое эмоциональное состояние человека выразил композитор?
-Какими музыкальными средствами это воплощено в музыке?
(мелодия, лад, форма, оркестровое сопровождение)
2. Звучит фрагмент «Вечерней музыки» В.Гаврилина(1-2-9)
-Вспомнили? Это отрывок из хоровой симфонии-действа В.Гаврилина «Перезвоны». В этой симфонии тоже есть молитва. В учебнике на странице 64 немного рассказано о содержании. Прочитаем.
СЛУШАНИЕ (5-1-А-8)
-Кто исполняет? (солист-бас в сопровождении мужского хора(вокализ) и колоколов).
-Солист поёт? (нет. Речитатив).
-Что такое речитатив?
-Что за ощущения? Где мы оказались?
-Давайте сравним две молитвы. Что роднит их и что отличает друг от друга?
Роднит: Общий эмоциональный настрой и тембр голоса(бас).
Отличает: 1) В Арии Сусанина преобладает песенная основа, оркестровое сопровождение досказывает мысли героя, трехчастная форма.
«Молитва» Гаврилина строится на речитативе, фоном для которого служит звучание хора без слов (вокализ) и звуки колокола.
2) В Арии Сусанина сочетается простота и величие человека перед лицом смерти.
В «Молитве» Гаврилина ощущается статичность (однообразие) и сдержанность чувств.
3. –Послушаем ещё одну молитву, но это уже песня-молитва. Она называется «В минуту скорбную сию». Автор – Иеромонах Роман, который поёт свои стихи и молитвы под гитару.
Иеромонах Роман (Александр Матюшин), поэт и песнопевец. Родился в 1954 году в семье сельской учительницы. Учился в университете, преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 году рукоположен в иеромонахи. Служил в одном из приходов Псковской области, сейчас живет в скиту Ветрово, недалеко от Пскова.
Стихи и музыка иеромонаха Романа широко известны читателям и слушателям.
Возможно, лучше понять смысл песни-молитвы вам поможет высказывание современного русского писателя В.Распутина о творчестве иеромонаха Романа: «У иеромонаха Романа, собственно, не песни, а песнопения особого голоса. Сказать, что это молитвенный и аскетический голос, - значит указать только на одну и, пожалуй, не главную краску израненного сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В них есть и скорбь, и боль, И безжалостное к себе покаяние, и первые движения пробуждающейся души, и счастливые слёзы её обретения. Иеромонах Роман – «человек не случайного дара, избирающего самую трудную дорогу».
-Откройте тетрадь на странице 28-29. Текст поможет вам при слушании.
СЛУШАНИЕ
-Это «покаянная» или «просительная» молитва?
-О каких грехах раскаивается он перед Богом?
-Почему он называет своё раскаяние «трудной минутой жизни»?
4. -На прошлом уроке мы познакомились ещё с одной песней-молитвой Б.Окуджавы. Это покаянная или просительная молитва? О чём он просит для себя?
ПЕНИЕ (слова на стр.28 в тетради).
Давайте подведём итог урока:
-Чем помогает духовная молитва людям? (даёт силы)
-Сочинения, написанные в жанре молитвы, в наше тревожное время помогают человеку обрести в себе образ Божий, напоминают о Вечности. Слушая духовную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока музыки 4 класс тема: "Музыка Италии"
Данная презентация разрпаботана для урока музыки в 4 классе. тема года: "Между музыкой разных народов мира нет границ!", тема урока "Музыка Италии". в ходе урока учащиеся знакомятся с культурой красив...
Варианты вопросов на уроках искусства (для каждого урока) в 9 классе по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (из опыта работы.)
Варианты вопросов (из опыта работы) для учащихся 9 класса на уроках Искусства по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (в помощь учителю)....
Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"
разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...
урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки
Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произв...
Тематическое планирование по предмету "Музыка" 7 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
Тематическое планирование по предмету "Музыка" 7 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская...
Тесты по музыке 5 класс по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской
Проверочный тест состоит из 20 вопросов с ответами, каждый из которых соответствует критерию образовательного стандарта по предмету «Музыка»....
1. Урок "Оркестр русских народных му-зыкальных инструментов" по предме-ту "Музыка" 4 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т. С. Шмагина
Урок "Оркестр русских народных музыкальных инструментов" по предмету "Музыка" 4 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т. С. Шмагина...