Разработка урока музыки в 6 классе по программе Г.П.Сергеевой. Тема "Молитва в творчестве русских композиторов"
методическая разработка (музыка, 6 класс) на тему

Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_polugod.urok13..doc35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

6 класс, 1 полугодие, 2010-11 г.

УРОК  13

МОЛИТВА  В  ТВОРЧЕСТВЕ  РУССКИХ  КОМПОЗИТОРОВ.

На доске эпиграф

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье

Души, тоскующей в изгнании своём,

Святого таинства земное выраженье,

Предчувствие и скорбь о чём-то неземном…

П.Вяземский.

1. Звучит «Утренняя молитва» П.Чайковского   (трек 5)

        -К какому жанру вы бы отнесли эту пьесу?   (молитва).

        -Пьесой в духовном стиле Чайковский открывает «Детский альбом». Мы продолжаем разговор на тему «Русская духовная музыка».

-Вспомните музыкальный материал прошлого урока знаменный распев

Молитвы

Духовный концерт.

   -Сегодня мы будем говорить о молитве в творчестве русских композиторов. Будем не только слушать, но и сопоставлять, сравнивать разные произведения.

    -Прочитаем слова П.Вяземского (эпиграф).

    -С какими мыслями в молитве человек обращается к Богу?

     -Вспомним оперу «Иван Сусанин» М.Глинки.  Ария Сусанина в лесу тоже написана в жанре молитвы (стр.64 в учебнике).

СЛУШАНИЕ (3-1-12)

-Какое решение принимает Сусанин, уходя с поляками? (погубить их)

   -О чём он молит Бога?

«Господь, в душе моей ты не оставь меня!».

    -Какое эмоциональное состояние человека выразил композитор?

    -Какими музыкальными средствами это воплощено в музыке?

(мелодия, лад, форма, оркестровое сопровождение)

2.  Звучит фрагмент «Вечерней музыки» В.Гаврилина(1-2-9)

       -Вспомнили? Это отрывок из хоровой симфонии-действа В.Гаврилина «Перезвоны».  В этой симфонии тоже есть молитва.  В учебнике на странице 64 немного рассказано о содержании. Прочитаем.

СЛУШАНИЕ (5-1-А-8)

   -Кто исполняет?  (солист-бас в сопровождении мужского хора(вокализ)  и колоколов).

   -Солист поёт?   (нет. Речитатив).

  -Что такое речитатив?

   -Что за ощущения? Где мы оказались?

        -Давайте сравним две молитвы. Что роднит их и что отличает друг от друга?

Роднит:   Общий эмоциональный настрой и тембр голоса(бас).

Отличает:   1) В Арии Сусанина преобладает песенная основа, оркестровое сопровождение досказывает мысли героя, трехчастная форма.

                        «Молитва» Гаврилина строится на речитативе, фоном для которого служит звучание хора без слов (вокализ) и звуки колокола.

                    2) В Арии Сусанина сочетается простота и величие человека перед лицом смерти.

                       В «Молитве» Гаврилина ощущается статичность (однообразие) и сдержанность чувств.

3.     –Послушаем ещё одну молитву, но это уже песня-молитва. Она называется «В минуту скорбную сию». Автор – Иеромонах Роман, который поёт свои стихи и молитвы под гитару.

    Иеромонах Роман (Александр Матюшин), поэт и песнопевец. Родился в 1954 году в семье сельской учительницы. Учился в университете, преподавал в школе.  В  1983 году принял монашеский постриг, в 1985 году рукоположен в иеромонахи. Служил в одном из приходов Псковской области, сейчас живет в скиту Ветрово, недалеко от Пскова.

    Стихи и музыка иеромонаха Романа широко известны читателям и слушателям.

    Возможно, лучше понять смысл песни-молитвы вам поможет высказывание современного русского писателя В.Распутина о творчестве иеромонаха Романа: «У иеромонаха Романа, собственно, не песни, а песнопения особого голоса. Сказать, что это молитвенный и аскетический голос, - значит указать только на одну и, пожалуй, не главную краску израненного сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В них есть и скорбь, и боль, И безжалостное к себе покаяние, и первые движения пробуждающейся души, и счастливые слёзы её обретения. Иеромонах Роман – «человек не случайного дара, избирающего самую трудную дорогу».

   -Откройте тетрадь на странице 28-29. Текст поможет вам при слушании.

СЛУШАНИЕ

        -Это «покаянная» или «просительная»  молитва?

    -О каких грехах раскаивается он перед Богом?

   -Почему он называет своё раскаяние «трудной минутой жизни»?

 

 4.   -На прошлом уроке мы познакомились ещё с одной песней-молитвой Б.Окуджавы. Это покаянная или просительная молитва?   О чём он просит для себя?

ПЕНИЕ (слова на стр.28 в тетради).

        Давайте подведём итог урока:

   -Чем помогает духовная молитва людям?  (даёт силы)

    -Сочинения, написанные в жанре молитвы, в наше тревожное время помогают человеку обрести в себе образ Божий, напоминают о Вечности. Слушая духовную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии…

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки 4 класс тема: "Музыка Италии"

Данная презентация разрпаботана для урока музыки в 4 классе. тема года: "Между музыкой разных народов мира нет границ!", тема урока "Музыка Италии". в ходе урока учащиеся знакомятся с культурой красив...

Варианты вопросов на уроках искусства (для каждого урока) в 9 классе по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (из опыта работы.)

Варианты вопросов (из опыта работы) для учащихся 9 класса на уроках Искусства по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (в помощь учителю)....

Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"

разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...

урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки

Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произв...

Тематическое планирование по предмету "Музыка" 7 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Тематическое планирование по предмету "Музыка"  7 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская...

Тесты по музыке 5 класс по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

Проверочный тест состоит из 20 вопросов с ответами, каждый из которых соответствует критерию образовательного стандарта по предмету «Музыка»....

1. Урок "Оркестр русских народных му-зыкальных инструментов" по предме-ту "Музыка" 4 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т. С. Шмагина

Урок "Оркестр русских народных музыкальных инструментов" по предмету "Музыка" 4 класс по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т. С. Шмагина...