Открытый урок Музыка 5-6 класс ОВЗ "Народная песня в творчестве русских композиторов"
план-конспект по музыке
Тема: Народная песня в творчестве русских композиторов. Композитор, дирижер, музыкант.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид: урок – размышление
Цель:
На основе чувственных ощущений сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.
Задачи:
- научить выделять художественные связи между музыкой и живописью;
- закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки;
- развивать творческие умения учащихся, способность к самовыражению;
- воспитывать у школьников уважение к традициям и культуре своего народа, способность чувствовать красоту родной земли и гордость за свой народ.
Методы урока: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, аккордеон, народные музыкальные инструменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок Музыка 5-6 класс ОВЗ | 26.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щекинская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока по музыке
5-6 класс ОВЗ
Тема урока: «Народная песня в
творчестве русских композиторов».
Композитор, дирижер, музыкант.
Дата урока: 26.02.2020 Класс: 5 и 6 ОВЗ
Тема: Народная песня в творчестве русских композиторов. Композитор, дирижер, музыкант.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид: урок – размышление
Цель:
На основе чувственных ощущений сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.
Задачи:
- научить выделять художественные связи между музыкой и живописью;
- закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки;
- развивать творческие умения учащихся, способность к самовыражению;
- воспитывать у школьников уважение к традициям и культуре своего народа, способность чувствовать красоту родной земли и гордость за свой народ.
Методы урока: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, аккордеон, народные музыкальные инструменты.
Ход урока:
І. Организационный момент.
1.Звучит музыка П.И.Чайковского (симфония №4)
1 слайд
ІІ. Работа по теме.
- Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, который прозвучал в одном из литературных произведений великого русского писателя Л.Н.Толстого (зачитать цитату Л.Н.Толстого, написанную на доске):
«Что такое музыка? Что она делает?
И зачем она делает то, что делает?»
Л.Н.Толстой
- Начнем мы наш урок-размышление не как обычно, с музыки, а с обращения к картинам известных русских художников. (На экране - репродукции картин: И.Шишкин «Мельница в поле»
4слайд
П.Брюллов «Пейзаж с рекой»
5 слайд
И.Левитан «Березовая роща»
6 слайд
И Левитан «Весна - большая вода»
7 слайд
И.Левитан «Вечерний звон»
- Что изображено на всех этих картинах? (Природа)
- Какие особенности в изображении природы можно отметить на этих картинах? (величие природы, неброская красота и застенчивость в простоте)
- Что объединяет все картины? (Мы видим русские просторы, русские березы, поля, реки… Это русская природа.)
- Что вы ощущаете, когда смотрите на эти картины? (Теплоту, спокойствие, любовь к родной земле, свободу, вдохновение, хочется петь…)
- Ребята, а к какой картине звучала музыка в начале урока и почему? Какую русскую народную песню напомнила мелодия?
П.И.Чайковский говорил, что «проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки».
Его привлекала необычайная прелесть, выразительность и разнообразие мелодии русской народной песни. Мы прослушали с вами 4 симфонию П.Чайковского, в финале которой звучала русская народная песня «Во поле береза стояла».
- Ярко и звучно в оркестре играют медные духовые инструменты. Какие? (трубы, тромбоны, тубы)
- Нежно и мягко вступает струнная группа инструментов. Назовите их. (скрипки, альты, виолончели)
- А давайте, ребята, сами попробуем стать музыкантами-исполнителями оркестра народных инструментов, сыграем и споем песню «Во поле береза стояла».
(Поют и играют на ложках, бубне, треугольнике, тамбурине)
Давайте сформулируем тему урока. Где же сегодня будет встречаться русская народная песня? А без кого не может существовать мелодия?
Откройте тетради. Запишите тему урока.
Вся Россия здесь просится в песню и воспевается художниками и поэтами:
Поля и долы. Синь какая!
Везде струится дивный свет.
Земля моя. Конца и краю
Такому нет, такому нет.
И в мире нет подобной сини,
И не дано ей умереть,
Покуда солнцу над Россией
И красоваться и гореть.
(А.Прокофьев)
- Музыка композиторов полна народными или близкими к народным мелодиями. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского, Мусоргского во всем мире узнают как музыку русскую, Шопена – как польскую, Грига – как норвежскую.
- Д.Б. Кабалевский сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
- Если о какой – то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или инструментальной музыки. Творчество композиторов тесно связано с народной песней , мотивом . Композиторы часто использовали в своих произведениях народные песни .
Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессионального композиторского творчества.
ІІІ. Слушание и анализ музыкального произведения.
В концерте №3 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинов использовал в главной мелодии интонации, созвучные народной песне.
2. (Прослушивание главной мелодии 1 части концерта №3, пропевание мелодии)
- Давайте прослушаем мелодию и попробуем ее пропеть.
- История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.
- «Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», - сказал когда – то М.И. Глинка.
К лучшим произведениям М.И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия
«Камаринская».
Давайте прослушаем произведение. Представим себя в роли дирижера и продирижируем ее.
3. Слушание «Камаринская».
- Другим ярким представителем русских композиторов является
Н. А. Римский -Корсаков . В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера : Это белочка в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во Саду ли , в огороде» .
Ребята, попробуем себя в роли музыкантов. Возьмите пожалуйста, ложки.
4. Слушаем музыку «Во саду ли, в огороде» и играем вместе с симфоническим оркестром.
- Ребята, скажите, а какой праздник приближается? Масленица.
- В опере-сказке «Снегурочка» Римского-Корсакова, написанной по пьесе А.Н.Островского, звучит несколько песен Леля.
Каждая как бы соткана из народных напевов. Задушевные песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью.
5. Послушайте хор «Проводы Масленицы».
- Что роднит ее с народными напевами?
6. Работа с учебником.
5 класс- стр.28-29
6 класс- стр.48-49
Кто воплощал народное творчество в жизнь. Как называли этих людей в Древней Руси?
IV. Разучивание песни «Мы блинов давно не ели».
V. Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.
Игра-тест «Верите ли вы, что…»
Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».
- Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?
- Верители вы, что русская песня поется только хором?
- Верите ли вы, что Н. А. Римский-Корсаков сочинил фантазию на тему «Камаринской»?
- Верите , ли вы, что музыка не существует без композитора, музыканта и дирижера?
Народная песня- это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.
VI. Домашнее задание.
5 класс- подобрать стихи о природе, созвучные музыке Чайковского
6 класс – сообщение дирижеры мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"
Экскурсия в историю создания авторской песни...
Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"
ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...
Урок музыки в 6 классе «Авторская песня - прошлое и настоящее»
На уроке определяли грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем сила авторской песни?...
Народная песня в творчестве русских композиторов
Разработка урока...
Конспект урока музыки в 3 классе "Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, добрая моя, нежная моя мама "
Тип урока: углубление знаний.Вид урока: урок – исследование.Формируемые УУД Педагогические цели: Формирование трепетных, нежных чувств к матери, воспитание духовно-нравственных качеств...
Открытый урок музыки в 5 классе. По теме : "Русские народные инструменты".
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.Задачи:Образовательные: Освоение истоков создания русских народных инструментов. формирование представление о музыкальной культуре русского н...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока музыки в 8 классе на тему: «Песни, опаленные войной»
Данный урок имеет нравственно – патриотическую направленность. Знакомит учащихся с известными военными песнями. Он содержит новые интересные материалы о песнях. Формирует у учащихся чувство патр...