РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тамбовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено и рекомендовано Согласовано зам. Утверждаю
К утверждению на заседании директора по УВР директор МБОУ
МО учителей начальных классов Фомина И.Б. ______ Тамбовская СОШ
Протокол № __ от __________ «___»__________2013г. Иванова И.А.
Руководитель МО Приказ №____от______2013г.
Утенкова Е.П.___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Вокальный кружок
«Домино»
Уровень общего образования –
Основное общее образование.
по программе Просвирина О.С, учителя музыки МБОУ СОШ №13,
г. Балаково, 2012г.
Программа составлена:
Литвиновой В.А.,
учитель музыки
МБОУ Тамбовской СОШ
2013г.
Пояснительная записка.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательного учреждения.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Авторская программа «Вокальный кружок» по художественно-эстетическому направлению Просвирина О.С, 2012г.;
Цель:
Познакомить детей с вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих задач:
1.На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2.Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека; формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
3.Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
4.Развивать музыкальность, музыкальный слух, музыкальную память и восприимчивость певческого голоса, приобщение к певческому искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
5.Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
6.Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Для эффективного решения данных задач применяется методика, согласно которой занятия включают в себя три компонента:
Распевание, которое помогает настроиться на пение, обучиться основам вокальной грамоты, научиться правильно петь;
Сольфеджио, во время которого идет работа над развитием музыкального слуха учащихся;
Работа над репертуаром, разучивание и исполнение произведений позволяет воспитывать и развивать музыкально-художественный вкус учащихся.
Основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- сольной и ансамблевое пение,
- слушание различных интерпретаций исполнения,
- пластическое интонирование,
- добавление элементов импровизации,
- движения под музыку,
- элементы театрализации.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Категории учащихся. Программа предназначена для учащихся средней общеобразовательной школы и рассчитана на три года обучения.
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:
Мною была выбрана авторская программа Просвирина О.С, так как вокальная работа представлена в программе как синкретичный вид искусства, которая тесно переплетается с жизнью, бытом, традициями. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия во внеурочное время пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Считаю, что часов, отведенных музыкальному, эстетическому развитию учащих в школе не хватает, а вокальная работа в учебной программе изложена недостаточно полно и предполагает репродуктивные виды деятельности ученика и учителя на уроке. Однако развитие певческих навыков в настоящее время актуально, так как:
- Помогает расширить музыкальное пространство учащихся;
- Способствует его духовному росту;
- Создает условия для формирования интереса к истории своего народа, семьи, традициям и культуре россиян;
- Формирует навыки пропаганды музыкального искусства;
- Создает условия для применения здоровьесберегающих технологий на уроке и внеурочной деятельности;
- Воспитывает бережное и уважительное отношение к песне.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование: изменений нет.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой, окружающим миром, физкультурой, математикой.
Методы и формы.
- На вокальных занятиях использую различные формы и методы обучения:
- Слушание и анализ музыкальных произведений
- Исполнение песен в хоре, ансамбле, соло, с запевалами, "цепочкой", и др.
- " Концерт по заявкам"
- Музыкальные игры (кроссворды, викторины, "Угадай мелодию", "Юный композитор", игры-импровизвции)
- Тесты
- Анкеты
- "Музыкальная живопись"
- Физминутки
- Метод обучения в сотрудничестве
В качестве главных подходов в обучении программы избраны: стилевой подход, творческий, системный, импровизации и музыкально-ритмического и сценического движения.
1.СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2.ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4.МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Определение места и роли учебного курса:
Программа рассчитана на 35 часов (1 занятие в неделю), в конце года участие в отчетном концерте на родительском собрании.
Формы организации внеурочного процесса:
- групповые, парные, индивидуальные.
Виды организации внеурочной деятельности:
- путешествие, игра, беседа, концерт.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый
- фронтальный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, творческие работы: сочинения, рисование к прослушанным произведениям, концертное исполнение песни.
Содержание программы
раскрывается в темах каждого занятия и последовательно развивают вокальные способности учащихся, приобретенные на уроках музыки. Оно направлено на расширение музыкального и художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора и прививает любовь к вокальному пению.
Программа имеет поэтапную структуру, которая строится на принципе системности и последовательности. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, но в процессе изучения упражнений, попевок учащиеся знакомятся на занятиях с элементарной нотной грамотой. Постепенно вводятся необходимые теоретические понятия и термины. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, музыкально-ритмическим движениям, поведению на сцене.
Для заинтересованности и лучшего взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Но это не должно ограничивать творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга, каким-то темам может уделяться большее внимание и время или включаться новые по мере необходимости. Особое место уделяется концертной деятельности. Репертуар составляется с учетом тех или иных праздников и дат. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям вокального кружка. Теоретический курс по каждой возрастной группе приводится ниже. А песенный репертуар подбирается в течение года.
Первый год обучения: “Я музыкантом стать хочу...”. Раскрывается певческий голос ребенка. Репертуар строится на основе простых детских песен, песен из мультфильмов и кинофильмов, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения: “Петь приятно и удобно”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм.
Третий год обучения: “У меня душа поет!” Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться достаточно сложные вокальные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Повышается исполнительское мастерство.
Требования к уровню подготовки обучающихся (ФГОС):
В ходе реализации программы и обучения музыке обеспечивает возможность формирования у обучающихся всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Универсальные действия | Конкретный навык | Деятельность учащихся |
Познавательными | Общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование поставленной цели Логические: формулирование проблемы Рефлексия | Умение дать оценку своей деятельности и деятельности группы, соотнося цель и результат |
Личностными | Самоопределение, смыслообразование | Умение поставить цель и пути ее достижения |
Регулятивными | Целеполагание, планирования, прогнозирование, контроль, оценка, самооценка, коррекция | Выполняются типовые задания с комментарием |
Коммуникативными | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Умение точно выражать свои мысли и предложения о дальнейшей работе | Репетиции, выступления |
Учебно-тематический план программы
Первый год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Певческая позиция. Дыхание. | 4 |
2 | Вокально-хоровая работа. Унисон. Пение в ансамбле. Знакомство с различной манерой пения. | 4 |
3 | Использование элементов ритмики, музыкально-ритмические движения. Сценическая культура. | 4 |
4 | Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция. | 5 |
5 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Интонация. Выразительное интонирование. | 5 |
6 | Основы музыкальной грамоты. Ноты. Длительности. Размер. Динамика. Штрихи. | 9 |
7 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Участие в конкурсах. | 4 |
Общее количество часов | 35 |
Второй год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Выразительное интонирование. | 4 |
2 | Овладение собственной манерой вокального исполнения. | 3 |
3 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. | 3 |
4 | Музыкально-ритмические движения. | 3 |
5 | Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция, дикция. | 6 |
6 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное дыхание. | 4 |
7 | Основы музыкальной грамоты. Ритм. Синкопа. Темп. | 4 |
8 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Смотры песен. | 8 |
Общее количество часов | 35 |
Третий год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Собственная манера исполнения вокального произведения. Выявление индивидуального интонирования. | 4 |
2 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Посещение концертов. | 3 |
3 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. | 3 |
4 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. | 6 |
5 | Вокально-хоровая работа Многоголосное пение. Творчество и импровизация. Расширение диапазона голоса. Задания для развития песенного творчества. | 10 |
6 | Музыкально-ритмические движения. Сценическая культура. | 2 |
7 | Основы музыкальной грамоты. Агогика. Тональность. | 2 |
8 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 5 |
Общее количество часов | 35 |
Занятия с солистами:
№ п/п | Тема занятия |
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. |
2 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения. |
3 | Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. |
4 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. |
5 | Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. |
6 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. |
7 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. |
8 | Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция |
9 | Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. |
10 | Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. |
11 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. |
12 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. |
Планируемый результат.
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- умение двигаться под музыку, знакомство с культурой поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски;
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене;
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Занятия с солистами:
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;
• умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
• участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
• услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
• умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
• умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Методическое обеспечение
Требования к материально-техническому оснащению программы: компьютер, мультимедиа проектор, экран, элементарные музыкальные инструменты: фортепиано, металлофон, ложки, трещотки, треугольник, барабан; костюмы; портреты композиторов, исполнителей, музыкальных деятелей; магнитофон, фонограммы песен, нотный материал.
Методическая продукция:
разработки музыкальных игр, беседы об исполнителях (презентации), посещение концертов, участие в конкурсах, викторинах и конференциях.
Методические рекомендации для реализации программы:
Данная программа является продолжением программы «Музыка. 1-4 классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Программа осуществляется с учащимися начальной школы. К этому времени обучающиеся уже владеют довольно прочными вокальными навыками, умеют эмоционально и осознано воспринимать и исполнять музыку. Представленная программа направлена на развитие умения обучающихся проводить поиск музыкальной информации в источниках разного типа по заданной теме; формирование навыков пропаганды музыкального искусства; участия в дискуссиях на музыкальные темы и проблемы, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам и используя для аргументации достоверные сведения. Материал программы рекомендован для работы с обучающимися с высоким темпом обучения.
Список литературы
для учителя:
- Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. М.: Владос, 2000
- Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003 №4.
- Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Музыка.1-7 классы: тематические беседы / авт. Е.Н.Арсенина. – Волгоград: учитель, 2009. – 205 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь / главный редактор Г.В.Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.
- Пушкина С.И. Мы играем и поем: инсценировки русских народных игр и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста.- М.: Школьная пресса, 2001.- 160 с.
- Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988.
для обучающихся:
- Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. «Музыка», 2008.
- Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. «Музыка», 2000.- 200 с.
- Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение. 1989. – 192
- Зильберквит М. Рождение фортепиано. — 1984, 64 с.
- Кленов А. Секрет Страдивари. — 1989, 47 с.
- Ларионова Г. П. Я учу нотную грамоту. Олма-Пресс, 2007.
- Оржеховская Ф. Пять портретов. Повести о русских композиторах. — 1971, 159
- Хитц К. Петер в стране музыкальных инструментов. — 1989, 80 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.dobrieskazki.ru/music_content.htm Волшебный мир музыки
http://www.muz-urok.ru/ Детям о музыке.
План работы кружка на 2013-2014 учебный год.
Дата | № | Содержание | примечание |
Сентябрь | 1 2 3 4 | Введение Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Выразительное интонирование. Подготовка к концерту. | Подготовка к концерту, посвященному дню пожилого человека |
Октябрь | 1 2 3 | Вокально-хоровая работа. Овладение собственной манерой вокального исполнения. Основы музыкальной грамоты. Метр | Участие в праздничном концерте, посвященном Дню Учителя. |
Ноябрь | 1 2 3 4 | Вокально-хоровая работа. Пение в ансамбле. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Подготовка к концерту. | Участие в концерте, посвященном Дню матери. |
Декабрь | 1 2 3 4 | Музыкально-ритмические движения. Пение в ансамбле. Звуковедение. Опорное дыхание. Артикуляция. Основы музыкальной грамоты. Длительности. Синкопы | Участие в декаде музыки |
Январь | 1 2 3 4 | Вокально-хоровая работа. Дирижерские жесты. Вокально-хоровая работа. Подготовка к конкурсу. Основы музыкальной грамоты. Размер. | Участие в конкурсе «Самый добрый фестиваль» |
Февраль | 1 2 3 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное дыхание. Участие в конкурсе. Основы музыкальной грамоты. Динамика. | |
Март | 1 2 3 4 | Сводная репетиция концерта. Выступление в концертной программе. Вокально-хоровая работа. Дикция. Основы музыкальной грамоты. Штрихи. | Участие в концерте, посвященном 8 Марта |
Апрель | 1 2 3 4 | Вокально-хоровая работа. Ритм Вокально-хоровая работа. Выразительное интонирование. Подготовка к концерту. Сводная репетиция. | |
Май | 1 2 3 4 | Выступление на праздничном концерте. Элементы музыкальной грамоты. Беседа о творчестве современных композиторов. Заключительное занятие. | Участие в концерте, посвященном Дню Победы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...