тематическое планирование по музыке 7 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
календарно-тематическое планирование по музыке (7 класс) по теме
тематическое планирование по музыке 7 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тематическое планирование по музыке 7 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев. | 188.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
№ | дата | Тема урока Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню достижений ЗУН | Контрольно-оценочная деятельность | ИКТ средство обучения | |
вид | форма | ||||||
7 класс Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ» 1 четверть | |||||||
1 | О единстве содержания и формы в художественном произведении (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Воплощение глубинной сущности явлений в произведениях искусства — важнейший критерий подлинного творчества. Что составляет «магическую единственность» замысла и его воплощения. Художественный материал: П о э з и я Ф. Тютчев. Не то, что мните вы, природа... Ж и во п и с ь И. Репин, И. Айвазовский. Пушкин у моря. М у з ы к а А. Вивальди. Лето. III часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание). Песенный репертуар: Ю. Шевчук. Что такое осень (пение) | 1. Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства. 2. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и другими видами искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Рассуждать о яркости образов в музыке и других видах искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике) | Входной Беседа пение | |||
СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ | |||||||
2 | Музыку трудно объяснить словами (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Почему музыку трудно объяснить словами. Способность музыки выражать без слов чувства человека, его внутренний мир. Музыкальный материал: Ш. Азнавур. Вечная любовь (слушание); Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение) | 1. Рассуждать о значении искусства в жизни современного человека (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Изучать специфику современной популярной зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности |
Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Видеофрагмент Ш. Азнавур. Вечная любовь | |
3 | В чем состоит сущность, музыкального содержания (2 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Особенности воплощения содержания в литературе, изобразительном искусстве, музыке. «Загадки» содержания в художественном произведении. Роль деталей в искусстве. Художественный материал: Ж и в о п и с ь С. дель Пьомбо. Несение креста. М у з ы к а Т. Альбинони. Адажио (слушание). Песенный репертуар: Ю. Мигуля. Быть человеком (пение) | 1. Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 3. Оценивать художественные произведения с позиции красоты и правды. 4. Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Видеофильм На музыку Альбинони | |
4 | В чем состоит сущность музыкального содержания (продолжение, 1 ч) | Обобщение важнейшее свойство музыкального содержания (на примере I части «Лунной сонаты Л. Бетховена). Музыкальный материал: Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть (слушание); Л. Бетховен, русский текст Э. Александровой. Дружба (пение) | 1. Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях. 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Осваивать выдающиеся образцы западноевропейской музыки (эпоха венского классицизма) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Видеофрагмент «Лунная соната» | |
КАКИМ БЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (4 ч) | |||||||
5 | Музыка, которую можно объяснить словами (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Воплощение содержания в произведениях программной музыки. Программность обобщающего характера (на примере концерта «Зима» из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди). Музыкальный материал: А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание); Е. Подгайи,. Осенний вокализ (пение) | 1. Анализировать содержание музыкальных произведений (с учетом критериев, представленных в учебнике) 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. 3. Находить ассоциативные связи между образами музыки, поэзии и изобразительного искусства | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Видеофрагмент А. Вивальди. Зима. I часть. | |
6 | Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Свойство программности — расширять и углублять музыкальное содержание. Соотнесение образов поэтического и музыкального произведений (на примере стихотворения Н. Некрасова «Тройка» и пьесы П. Чайковского «На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» П. Чайковского). Художественный материал: П о э з и я Н. Некрасов. Тройка (фрагмент). М уз ы к а П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание). Песенный репертуар: А. Ермолов, стихи А. Бочковской. Осенний блюз (пение) | 1. Анализировать содержание музыкальных произведений (с учетом критериев, представленных в; учебнике). 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. 3. Анализировать многообразие связей музыки и литературы. 4. Выявлять круг образов в музыкальном произведении. 5. Рассуждать о яркости и контрастности в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского | |
7 | Восточная те- ма у Н. Римского- Корсакова: «Шехеразада» (1 ч)комбинированный | Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в музыкальных образах, темах, интонациях (на примере I части из симфонической сюиты «Шехеразада»Н. Римского-Корсакова). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть (слушание); М. Магомаев, стихи. А. Горохова. Шехеразада (пение) | 1. Анализировать содержание музыкальных произведений (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. 3. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства. 4. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке. 5. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений изобразительного искусства | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация Восточная тема у Н. Римского- Корсакова: «Шехеразада» | |
8 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч) | Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся | музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения | итоговый | тест | ||
2 четверть | |||||||
9 | Когда музыка не нуждается в словах (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литературной программы. Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением музыкального образа Этюда ре-диез минор А. Скрябина (интерпретация В. Горовица). Музыкальный материал: А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12 (слушание); А. Варламов, стихи М. Лермонтова. Горные вершины (пение) | 1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. 2. Выявлять возможности преобразующего значения музыки. 3. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных произведений. 4. Принимать участие в коллективном обсуждении музыкальных вопросов проблемного содержания. 5. Узнавать наиболее яркие произведения отечественных композиторов академической направленности | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ (3 ч) | |||||||
10 | 8. Лирические образы в музыке (1 ч) комбинированный | Воплощение содержания в художественных произведениях малой и крупной формы (на примере картин «Юный нищий» Э.Мурильо и «Триумф Цезаря» А. Мантенья). Связь между образами художественных произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры. Особенности лирического художественного образа. Мотивы печали и прощания в прелюдии соль-диез минор, соч. 32 № 12 С. Рахманинова. Художественный материал: Ж и в оп и с ь Э.Мурильо. Юный нищий; А. Мантенья. Триумф Цезаря; И. Левитан. Золотая осень. По э з и я Н. Рубцов. Журавли. Фрагмент. М у з ы к а С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12 (слушание). Песенный репертуар: И. Милютин, стихи Е. Долматовского. Лирическая песенка. Из кинофильма «Сердца четырех» (пение) | 1. Анализировать особенности воплощения лирических образов в музыке. 2. Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении. 3. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 4. Самостоятельно подбирать сходные литературные произведения, произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Лирические образы в музыке» | |
11 | Драматические образы в музыке (1 ч) комбинированный | Характерные особенности драматических образов в музыке. контраст образов, тем, средств художественной выразительности в музыке драматического характера (на примере вокальной баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта). Музыкальный материал: Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь(слушание); Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев (пение) | 1. Анализировать особенности воплощения драматических образов в музыке. 2. Анализировать приемы взаимодействия различных образов в драматических произведениях. 3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в драматических произведениях. 4. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в драматических произведениях, содержащих контрастные сопоставления образов, тем | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Видеофрагмент «Франц Шуберт» «Лесной царь» | |
12 | Эпические образы в музыке (1 ч) комбинированный | Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания в художественном произведении. Особенности экспонирования эпических образов в музыкальном искусстве (на примере Вступления к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова). Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ». Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Окиан-море синее. Вступление к опере «Садко» (слушание); Г. Струве, стихи К. Ибряева. Вечное детство (пение) | 1. Анализировать особенности воплощения эпических образов в музыке. 2. Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении. 3. Сравнивать особенности музыкального языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «эпические образы в музыке» | |
О ЧЕМ «РАССКАЗЫВАЕТ» МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР (4 ч) | |||||||
13 | «Память жанра» (1 ч) урок- исследованиие | Способность музыкальных жанров вызывать определенные образные представления (ассоциативность жанра). Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания (на примере Полонеза ля-бемоль мажор Ф.Шопена). Музыкальный материал: Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 №6. Фрагмент (слушание); Ты река ль, моя реченька. Русская народная песня, обработка Л. Лядовой (пение) | 1. Исследовать взаимосвязь жанровых и интонационных основ музыки. 2. Понимать взаимосвязь между жанром музыкального произведения и его содержательным воплощением | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Видеофрагмент песни Ты река ль, моя реченька | |
14 | Такие разные, песни, танцы, марши (3 ч) 1-й час комбинированный | Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных музыкальных жанров. Воплощение народной песенности в произведениях композиторов-классиков (на примере финала Симфонии № 4 П. Чайковского). Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание); В. Берковский, С. Никитин, стихи М. Величанского. Под музыку Вивальди (пение) | 1. Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. 3. Понимать значение народного музыкального творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. 4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, оркестровке) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П. Чайковского) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | видеофрагмент В. Берковский, С. Никитин, стихи М. Величанского. Под музыку Вивальди | |
15 | Такие разные, песни, танцы, марши (3 ч) 2-й час комбинированный | Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и оперы «Аида» Дж. Верди. Музыкальный материал: П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик» (слушание); Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание) | 1. Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, оркестровке) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П. Чайковского, Дж.Верди) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | видеофрагмент П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик»; Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» | |
3 четверть | |||||||
16 | Такие разные, песни, танцы, марши (3 ч) 3-й час комбинированный | Разнообразие вальсов. Череда сцен, действующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского. Состояние мечтательной грусти в вальсе си -минор Ф.Шопена. Музыкальный материал: П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин» (слушание); Ф.Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2 (слушание) | 1. Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм. 4. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 5. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П. Чайковского, Ф.Шопена) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Видеофрагмент Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского | |
ФОРМА В МУЗЫКЕ | |||||||
17 | «Сюжеты» и «герои» музыкального произведения (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Особенности воплощения художественного замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий сюжет и герой по отношению к музыкальному произведению. Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке. Музыкальный материал: Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание); Е. Крылатов, стихи Н. Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам (пение) | 1. Понимать характерные особенности музыкального языка. 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств музыкальной выразительности. 3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | видеофрагмент Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» | |
ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА (2 ч) | |||||||
18 | «Художественная форма — это ставшее зримым содержание (2 ч) 1-й час Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понимание музыкальной формы в узком и широком смысле. Единство содержания и формы — непременный закон искусства (на примере стихотворения «Сонет к форме» В. Брюсова). Связь тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта и Серенады Ф.Шуберта). Художественный материал: П о э з и я В. Брюсов. Сонет к форме. Живо п и с ь , а р х и т е к т у р а , д е к о р а т и в н о - п р и к л а д н о е и с к у с с т в о Собор Нотр-Дам в Париже; Микеланджело. Внутренний вид купола собора св. Петра; Братья Лимбург. Крещение. Из Роскошного часослова герцога Беррийского; Микеланджело. Мадонна Дони; О. У. Пьюджин. Готический диван; Вид лестницы Библиотеки Лауренциана. М у з ы к а В. А.Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание); Ф. Шуберт. Серенада (слушание). Песенный репертуар: А.3ацепин, стихи Л. Дербенева. Есть только миг. Из кинофильма «Земля Санникова»(пение) | 1. Воспринимать и оценивать произведения искусства с точки зрения единства содержания и формы (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Понимать характерные особенности музыкального языка (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представленных в учебнике). | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Художест- венная форма это ставшее зримым содержание» видеофрагмент Есть только миг. Из кинофильма «Земля Санникова» | |
19 | «Художественная форма — это ставшее зримым содержание (2 ч) 2-й час комбинированный | Особенности претворения ладотональности в Увертюре к опере «Свадьба Фигаро» В. А.Моцарта («торжествующая жажда жизни). Выражение мотива тоски и одиночества в пьесе «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний пут» Ф. Шуберта. Музыкальный материал: В. А.Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (слушание); Ф. Шуберт. Шарманщик. Из вокального цикла «Зимний путь» (слушание); А. Рыбников, стихи Р. Тагора. Последняя поэма (слушание) Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощенного в форме музыкального периода (на примере Прелюдии ля мажор Ф.Шопена). Музыкальный материал: Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание); С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение) | 1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (В. А. Моцарта, Ф.Шуберта) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Видеофрагмент С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме А. Рыбников, стихи Р. Тагора. Последняя поэма | |
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ (7 ч) | |||||||
20 | 15. Почему музыкальные формы бывают большими малыми (1 ч) урок-исследование | Причины (источники) обращения композиторов к большим и малым формам (на примере I части Симфонии № 5 Л. Бетховена и пьесы «Игра воды» М. Равеля). Общее и индивидуальное в музыкальной форме отдельно взятого произведения. Музыкальный материал: Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть (слушание); М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание); Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского Снежинка (пение) | 1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 4. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. 5. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
21 | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) (1 ч) урок-исследование | Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощенного в форме музыкального периода (на примере Прелюдии ля мажор Ф.Шопена). Музыкальный материал: Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание); С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение) | 1. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (форма музыкального периода). 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 3. Понимать характерные особенности музыкального языка. 4. Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
22 | О роли повторов в музыкальной форме (1 ч) урок-исследование | Композиционные повторы в искусстве как выражение цельности, симметрии устойчивой завершенности. Репризность как важная основа звуковой организации музыки (на примере Венгерского танца № 5 И. Брамса). Художественный материал А р х и т е к т у р а Собор Нотр-Дам в Париже. А. Фет. Свеж и душист твой роскошный венок... М у з ы к а И. Брамс. Венгерский танец № 5 (слушание) | 1. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении. 2. Исследовать специфику музыкального формообразования (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Наблюдать за сопоставлением музыкальных образов (музыкальных тем). 4. Рассуждать об общности и различии формообразующих средств в музыке, литературе и изобразительном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Музыкальные формы» | |
23 | Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма (1 ч) комбинированный | Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев — главные структурные единицы вокальной двухчастности (на примере романса «Венецианская ночь» М. Глинки). Особенности производного контраста (воплощение двух граней одного художественного образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса. Музыкальный материал: М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание, пение) | 1. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (двухчастная форма). 2. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. 3. Размышлять о яркости и контрастности образов в музыке. 4. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтического образа (в устном ответе) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | презинтация «Музыкальные формы» | |
24 | «Ночная серенада Пушкина — Глинки: трехчастная форма (1 ч) комбинированный | Реализация музыкального образа в трехчастной форме (на примере романса М. Глинки «Я здесь, Инезилья...»). Производный контраст между разделами формы. Выразительная роль деталей. Музыкальный материал: М. Глинка, стихи А. Пушкина. Я здесь, Инезилья... (слушание); А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны (пение) | 1. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (трехчастная форма). 2. Наблюдать за развитием образа на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. 3. Понимать характерные особенности музыкального языка. 4. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтического образа (в устном ответе). 5. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (М. Глинки) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | презинтация «Музыкальные формы» | |
25 | Заключительный урок | Обобщение музыкальных впечатлений за 3 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся | музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения | итоговый | викторина | ||
4 четверть | |||||||
26 27 | Многомерность образа: форма рондо (2 ч) | Художественные особенности формы рондо (на примере стихотворения В. Брюсова «Рондо»). Роль рефрена и эпизодов в форме музыкального рондо. Сопоставление двух содержательных планов в романсе «Спящая княжна» А. Бородина. Многоплановость художественного образа в рондо «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и «Джульетта» С. Прокофьева Художественный материал: П о э з и я В. Брюсов. Рондо. М у з ы к а А. Бородин. Спящая княжна (слушание,участие в исполнении); С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта» (слушание) | 1. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (рондо). 2. Наблюдать за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основе сходства и различия музыкальных тем. 3. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных жанров. 4. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы (с учетом критериев, представленных в учебнике) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | презинтация «Музыкальные формы» Видеофрагмент С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта» | |
28 | Образ Великой Отечественной войны в « Ленинградской» симфонии (1ч) | Реализация принципа повторности и развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича Обобщение по теме «Форма в музыке» (обновление содержания в рамках известных форм, значимая роль повторности в процессе музыкального формообразования). Художественный материал: П о э з и я А. Ахматова. Первый дальнобойный в Ленинграде. М у з ы к а Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». часть. Фрагмент «эпизод нашествия» (слушание). Песенный репертуар: В. Синявский, стихи В.Владимирова.Благодарим, солдаты, вас! (пение) | 1. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (вариации). 2. Анализировать приемы развития образа в музыкальном произведении. 3. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы (с учетом критериев, представленных в учебнике) 4. Выявлять типологические особенности в музыкальном формообразовании 5. Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке (с учетом критериев Дневника музыкальных размышлений) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | презинтация «Музыкальные формы» | |
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ (7 ч) | |||||||
29 | О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии (1 ч) | В чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией. Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс — результат). Особенности взаимодействия статики и динамики в пьесе «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Художественный материал: Ж и в о п и с ь Школа П. дела Франческа. Вид идеального города; А. Альдорфер. Битва Александра. П о э з и я Т. Готье. Средневековье. М у з ы к а М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: А. Пахмутова, стихи Р.Рождественского. Просьба (пение) | 1. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. 2. Воспринимать особенности драматургического развития в произведениях малых форм. 3. Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении. 4. Понимать характерные особенности музыкального языка. 5. Находить ассоциативные связи между «планами выражения» музыки и изобразительного искусства | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Модуль связь музыкальной формы и музыкальной драматургии | |
30 | Музыкальный порыв (1 ч) | Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р.Шумана (на примере пьесы «Порыв»). «Рельеф» и «фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие. Сравнение пьес «Старый замок» М. Мусоргского и «Порыв» Р.Шумана с точки зрения различного воплощения музыкальной драматургии (статика и динамика). Музыкальный материал: Р. Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы» (слушание);......... (пение) | 1. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм. 2. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях. 3. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных музыкальных форм | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
31 | Развитие образов и персонажей в оперной драматургии (1 ч) | Особенности оперной драматургии (развитие образов и персонажей). Трансформация музыкального образа в опере М. Глинки «Жизнь за царя» (на примере сравнения образа поляков в Сцене польского бала (II действие) и в Сцене в лесу (IV действие). Музыкальный материал: М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент (слушание); М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу». Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент (слушание); Г. Комраков, стихи В. Рябцева.Вечный огонь (пение) | 1. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в оперных произведениях. 2. Наблюдать за развитием музыкального образа в музыке. 3. Анализировать приемы развития музыкального образа. 4. Понимать характерные особенности музыкального языка. 5. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Видеофрагмент М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент (слушание); М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу». Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент | |
32 | Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» (1 ч) | Воплощение эпического содержания в опере А. Бородина «Князь Игорь». Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные характеристики музыкальных образов (ария князя Игоря, ария хан Кончака). Родство музыкальных тем в арии князя Игоря и в плаче Ярославны (проявление арочной драматургии). Обобщение по теме «Оперная драматургия». Музыкальный материал: А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции; хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия; хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия; ария князя Игоря из II действия; ария хана Кончака из II действия; плач Ярославны из IV действия (слушание); С. Соснин, стихи Я. Серпина. Родина (пение); Б. Алексеенко, стихи Г.Новоселова. Подарок Родины (пение); М. Таривердиев, стихи Р. Рождественского. Песня о далекой Родине. Из телефильма «Семнадцать мгновений весны» (пение) | 1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 2. Выявлять круг музыкальных об- разов в различных музыкальных произведениях (их фрагментах). 3. Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов. 4. Воспринимать особенности инто- национного и драматургического развития в оперных произведениях. 5. Понимать характерные особеннос- ти музыкального языка. 6. Воспринимать и сравнивать музы- кальный язык в произведениях (фрагментах крупных произведений) разного смыслового и эмоционально- го содержания. 7. Анализировать приемы взаимо- действия и развития одного, (нескольких) образов в пределах произведений крупных форм или их фрагментов. 8. Творчески интерпретировать со- держание музыкальных произведе- ний в изобразительной деятельности | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | видеофрагмент А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции; хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия; хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия; ария князя Игоря из II действия; ария хана Кончака из II действия; плач Ярославны из IV действия Песня о далекой Родине. Из телефильма | |
33 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии (1 ч) | Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание, развитие музыкальных тем). Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель идеи, мысли, содержания произведения. Знакомство с формой сонатного аллегро. Реализация сонатной формы в финале Симфонии №41 В.А.Моцарта. Взаимодействие гомофонно-гармонической и полифонической форм письма. Роль коды как смыслового итога произведения «Юпитер», воплощающего идею «грандиозного синтеза». Музыкальный материал: В. А.Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». IV часть (слушание); В. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день (пение) | 1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 2. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в симфонических произведениях. 3. Наблюдать за взаимодействием (столкновением) сходных и/или контрастных музыкальных тем. 4. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма). 5. Анализировать приемы тематического развития в форме сонатного аллегро. 6. Понимать характерные особенности музыкального языка. 7. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох. 8. Понимать характерные черты венской классической школ | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Модуль Симфоническая драматургия | |
34 | Формула красоты Заключительный урок (1ч) | Итоговое обобщение темы «Содержание и форма» в музыке. Обсуждение главных выводов, отражающих неразрывную взаимосвязь содержания и формы | 1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 2. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 3. Понимать характерные особенности музыкального языка | итоговый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по музыке 5 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
тематическое планирование по музыке 5 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....
тематическое планирование по музыке 6 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
тематическое планирование по музыке 6 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....
тематическое планирование по музыке 8 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
тематическое планирование по музыке 8 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....
тематическое планирование по музыке 9 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
тематическое планирование по музыке 9 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....
Программа по "Искусство.Музыка" 5 класс Т.Н. Науменко, В.В. Алеев ФГОС
Программа по " Искусство.Музыка." 5 класс Т.Н. Науменко, В.В. Алеев ФГОС...
Тематическое планирование. Музыка 8 класс. Т.И.Науменко, В.В.Алеев
Поурочное планирование по музыке 8 класс, программа Т.И.Науменко, В.В.Алеев...
Рабочая программа искусство музыка 5 класс Т.И.Науменко, В.В.Алеев
Рабочая программа искусство музыка 5-8 класс В.В.Алеев, Т.И.науменко ФГОС...