тематическое планирование по музыке 6 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
календарно-тематическое планирование по музыке (6 класс) по теме
тематическое планирование по музыке 6 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тематическое планирование по музыке 6 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев. | 165.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
№ | Дата | Тема урока Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню достижений ЗУН | Контрольно-оценочная деятельность | ИКТ средство обучения | |
вид | форма | ||||||
6 класс «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?» 1 четверть | |||||||
1 | Музыка души (1ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека. Художественный материал: П о э з и я Е. Винокуров. Есть внутренняя музыка души... Ж и в о и с ь И. Левитан. Вечер. Золотой плес; Г,Сорока. Вид на плотину. М у з ы к а Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание). Песенный репертуар: М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение) | 1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). 2. Осознавать и рассказывать о влияния музыки на человека | Входной Беседа пение | беседа | ||
«ТЫСЯЧА МИРОВ» МУЗЫКИ | |||||||
2 | 2. Наш вечный спутник (1 ч) урок - беседа | Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека). Музыкальный материал: И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание) | 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды | Текущий тематический | Слушание Беседа Сочинение рисунок | Презинтация «Музыка собирает людей» | |
3 | 3. Искусство и фантазия (1 ч) комбинированный | Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере Вальса-фантазии М. Глинки). Музыкальный материал: М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание); Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение); А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение) | 1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 2. Осознавать интонационно-образные, жанровые основы музыки как вида искусства. 3. Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Модуль «Искусство и фантазия» | |
4 | Искусство — память человечества (1 ч) комбинированный | Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времен. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры. Художественный материал: Живопись и архитектура Рафаэль. Парнас. Аполлон и музы. Фрагмент «Группа муз»; Храм Афины Афеи на Эгине; Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж; Ш. Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю- О. Роншан. М у з ы к а М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: С. Соснин, стихи Я. Серпина. Победа! (пение) | 1. Осознавать значение искусства в жизни современного человека. 2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. 4. Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении
| Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Искусство – память человечества | |
5 | В чем сила музыки (1 ч) урок - размышление | Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера). Музыкальный материал: Л. Бетховен. Симфония № 7. III часть. Фрагмент (слушание); Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание); А. Калныньш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение) | 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 5. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 6. Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнения своих товарищей | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Видеофрагмент Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» | |
6 | Волшебная сила музыки (1 ч) комбинированный | Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси. Музыкальный материал: К. Дебюси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание) | 1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 2. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. 3. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое — ложное, красивое — уродливое). 4. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
7 | Музыка объединяет людей (2 ч) комбинированный | Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена. Музыкальный материал: Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент (слушание); Г. Струве, стихи Н. Соловьевой Спасем наш мир (пение) | 1. Рассказывать о влиянии музыки на человека. 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 4. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. 5. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представленных в учебнике) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Музыка объединяет людей» | |
8 | Заключительный урок | Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся | продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения | итоговый | тест | ||
2 четверть. КАК СОЗДАЕТСЯ, МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | |||||||
9 | Единство музы- кального произве- дения (1 ч) комбинированный | С чем проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера). Музыкальный материал: Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Всюду музыка живет (пение) | 1.Пониматьзначение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения. 2. Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Видеофрагмент Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера). | |
РИТМ (6 ч) | |||||||
10 | «Вначале был ритм» (1 ч) комбинированный | Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм — изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия — коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»). Музыкальный материал: И. Штраус. Сказки Венского леса (слушание); М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода. Из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» (пение) | 1. Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства | Текущий тематический | Слушание Музыкально- творческое задание беседа пение | Презинтация «В начале был ритм» | |
11 12 | О чем рассказывает музыкальный ритм (2 ч) комбинированный | Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф.Шопена). Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф.Шопена). Претворение испанских народных ритмов в Болеро М. Равеля. Музыкальный материал: Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7 №1. Фрагмент (слушание); Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1. Фрагмент (слушание); М. Равель. Болеро (слушание); Г. Струве, стихи А. Барто. Бьют там-тамы. Из кантаты для хора и солиста «Голубь мира» (пение, музыкально-ритмические движения) | 1. Осознавать интонационно-образные, жанровые особенности музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении. | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «О чем рассказывает музыкальный ритм» Видеоролики с музыкальными произведениями | |
13 | Диалог метра и ритма (1 ч) комбинированный | Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена. Музыкальный материал: А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ» (слушание); Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание); П. Аедоницкий, стихи И. Романовского. Добрая столица (пение); М. Славкин, стихи Э. Фарджен. Новый год (пение) | 1. Воспринимать разнообразные по смыслу ритмические интонации при прослушивании музыкальных произведений. 2. Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов —Л. Бетховена и А. Хачатуряна (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Узнавать по характерных признакам (ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и современности. 4. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Диалог метра и ритма» | |
14 15 | От адажио к престо (2 ч) комбинированный | Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха). Зажигательный народный танец Италии тарантелла на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини). Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова). Музыкальный материал: И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». ВWV 639 слушание); Дж. Россини, стихи К. Пеполи. Неаполитанская тарантелла (слушание); Г. Свиридов. Поет зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание); И. С. Бах, обработка В. Попова, русский текст Я. Родионова. Нам день приносит свет зари... (пение); Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Три белых коня (пение) | 1. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха). 3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. 5. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров (с учетом критериев, представленных в учебнике) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «От адажио к престо» | |
16 | Обобщающий урок - концерт | Обобщение музыкальных впечатлений за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся | продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения | итоговый | викторина | ||
3 четверть МЕЛОДИЯ (3 ч) | |||||||
17 | «Мелодия — душа музыки» (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Мелодия — важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта. Музыкальный материал: Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. Серенада (слушание); Е. Крылатое, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далеко (пение) | 1. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Воспринимать характерные черты творчества отдельных композиторов (Ф.Шуберта). 3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Ф.Шуберта) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Мелодия – душа музыки» | |
18 | «Мелодией од- ной звучат пе- чаль и радость» (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А.Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А.Моцарта). Музыкальный материал: В. А.Моцарт. Маленькая ночная серенада. I часть. Фрагмент (слушание); В. А.Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание); Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А.Моцарта, обработка Д. Кабалевского (пение) | 1. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основымузыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музыкальных произведений. 3. Воспринимать и соотносить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (В. А. Моцарта) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Моцарт» | |
19 | Мелодия «угадывает» нас самих (1 ч) комбинированный | Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П.Чайковского (на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик»). Музыкальный материал: П. Чайковский. Па-деде. Из балета «Щелкунчик» (слушание); П. Чайковский, стихи А. Майкова. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года». Обработка А. Кожевникова (пение); П.Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома» (пение) | 1. Осознавать интонационно-образные и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации. 3. Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных композиторов (П. Чайковского). 4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку выдающихся композиторов (П. Чайковского) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Видеофрагмент Из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.
| |
ГАРМОНИЯ (4 ч) | |||||||
20 | Что такое гармония в музыке (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Музыкальный материал: И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира» (слушание); Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (пение) | 1. Понимать значение средств художественной выразительности (гармонии) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. 4. Находить ассоциативные связи между образами музыки и изобразительного искусства. 5. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Гармония» | |
21 | Два начала гармонии (1 ч) комбинированный | Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармони (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта. Музыкальный материал: В. А.Моцарт. Симфония № 40. I часть.Фрагмент (слушание); Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. Веселая история (пение) | 1. Воспринимать и осознавать гармонические особенности музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Сравнивать разнообразные мелодико-гармонические интонации в музыке. 3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных композиторов прошлого (В. А. Моцарта). 4. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
22 | Как могут проявляться выразительные возможности гармонии (1 ч) комбинированный | Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».) Художественный материал: П о э з и я А. Блок. Поэтический цикл «Кармен». Фрагмент. М у з ы к а Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен» (слушание). Песенный репертуар: Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасовой, обработка В. Попова (пение) | 1. Воспринимать гармонические особенности музыкального произведения. 2. Анализировать приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении. 3. Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
23 | Красочность музыкальной гармонии (1 ч) комбинированный | Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения. Музыкальный материал: Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание) образами музыки и визуальных искусств. | 1. Узнавать по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов(Н. Римского-Корсакова). 2. Устанавливать ассоциативные связи между художественными 3. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. 4. Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
ПОЛИФОНИЯ (2 ч) | |||||||
24 | Мир образов полифонической музыки (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет Мир»). Музыкальный материал: И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание); В. А. Моцарт. Dona nobis pacem (Да будет мир) (пение); Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение) | 1. Осознавать значение искусства в жизни современного человека. 2. Анализировать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха, В. А.Моцарта). 4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха, В. А.Моцарта) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
25 | Философия фуги (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. Художественный материал: Ж и в о п и с ь М. Чюрленис. Фуга. М у з ы к а И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание). Песенный репертуар: Во поле береза стояла. Русская народная песня, обработка Г.Струве (пение); В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение) | 1. Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха). 2. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодико-гармонической организации, использованию полифонических приемов и форм) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха). 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 4. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
ФАКТУРА (2 ч) | |||||||
26 | Какой бывает музыкальная фактура (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 — 100). Одноголосная, фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Первая песня Леля из оперы «Снегурочка» (в исполнении учителя) (слушание; С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание); Г. Струве, стихи С.Маршака. Пожелание друзьям (пение); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошел прогресс! (пение) | 1. Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях. 2. Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения. 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Фактура» | |
4 четверть | |||||||
27 | Пространство фактуры (1 ч) комбинированный | Стремительное движение фигурационой фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Музыкальный материал: С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание); Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен» (слушание) | 1. Понимать значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Рассуждать о яркости образов в музыке. 3. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Модуль Фактура | |
ТЕМБРЫ (3 ч) | |||||||
28 | Тембры музы- кальные краски (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты №2 для оркестра И. С. Баха). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание); Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); Вокализ (в переложении для виолончели и фортепиано) (слушание); И. С. Бах. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра (слушание); М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пeние) | 1. Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. 2. Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Тембры. Музыкальные инструменты» | |
2930 | Соло и тутти (2 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); Музыканты. Немецкая народная песня (пение) | 1. Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. 2. Понимать значение средств художественной выразительности (тембров) в создании музыкального произ- ведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Видеофрагмент Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» | |
ДИНАМИКА (2 ч) | |||||||
31 | Громкость и тишина в музыке (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части «Гроза». Буря»). Музыкальный материал: Л. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». lV часть. «Гроза. Буря» (слушание); Ночной костер. Хоровая обработка «Венгерского танца» № 1 И. Брамса, выполненная Ю. Алиевым. Стихи Э. Александровой (пение) | 1. Устанавливать внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями. 2. Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях. 3. Анализировать приемы развития художественного образа в музыкальном произведении (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии (с учетом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Презинтация «Динамика» | |
32 | Тонкая палитра оттенков (1 ч) комбинированный | Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана). Музыкальный материал: К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты» (слушание); О.Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание); М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение) | 1. Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями. 2. Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях. 3. Наблюдать за развитием одного или нескольких музыкальных образов (тем) в произведении | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | ||
33 | Чудесная тайна музыки По законам красоты (1ч) комбинированный | Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы «Лебедь» из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам красоты. Музыкальный материал: К. Сен-Санс. Лебедь. Из фортепианного цикла «Карнавал животных» (слушание); Т. Альбиони. Адажио (слушание) | 1. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 2. Рассуждать о преобразующем влиянии музыки. 3. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое — ложное, глубинное — поверхностное). 4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. 5. Понимать характерные особенности музыкального языка (с учетом критериев, представленных в учебнике). 6. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 7. Устанавливать внешние связи между звуками окружающего мира и звуками музыки (с учетом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений). 8. Творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности (с учетом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений) | Текущий тематический | Слушание Музыкально-творческое задание беседа пение | Просмотр фильма на музыку Альбинони | |
34 | Подводим итоги (1 ч) | Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чем причина долговечности искусства?». | 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. 4. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. 5. Понимать выразительные особенности музыкального языка в произведениях разного эмоционального и смыслового содержания (с учетом критериев, представленных в учебнике для 6 класса) | итоговый | Тест, викторина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по музыке 5 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
тематическое планирование по музыке 5 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....
тематическое планирование по музыке 7 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
тематическое планирование по музыке 7 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....
тематическое планирование по музыке 8 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
тематическое планирование по музыке 8 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....
тематическое планирование по музыке 9 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
тематическое планирование по музыке 9 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....
Программа по "Искусство.Музыка" 5 класс Т.Н. Науменко, В.В. Алеев ФГОС
Программа по " Искусство.Музыка." 5 класс Т.Н. Науменко, В.В. Алеев ФГОС...
Тематическое планирование. Музыка 8 класс. Т.И.Науменко, В.В.Алеев
Поурочное планирование по музыке 8 класс, программа Т.И.Науменко, В.В.Алеев...
Рабочая программа искусство музыка 5 класс Т.И.Науменко, В.В.Алеев
Рабочая программа искусство музыка 5-8 класс В.В.Алеев, Т.И.науменко ФГОС...