Проект "Чувашский национальный костюм как средство приобщения дошкольников культуре и традициям родного края"
проект по краеведению
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко»
Ибресинского района Чувашской Республики
ПРОЕКТ
в средней группе
воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны
Тема: «Чувашский национальный костюм как средство приобщения дошкольников к культуре и традициям родного края».
Ибреси, 2020 г.
ПАСПОРТ ПОДПРОЕКТА
Тема проекта: «Чувашский национальный костюм как средство приобщения дошкольников к культуре и традициям родного края».
Автор проекта: Яковлева Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района Чувашской Республики.
Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района Чувашской Республики.
Цель: создание условий для эффективной организации занятий по ознакомлению детей с чувашским костюмом, воспитание духовно- нравственных, культурных, образованных граждан отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многофункциональную культуру Чувашии.
Задачи:
- Формировать представления о чувашском национальном женском костюме, предпосылки к поисковой деятельности.
- Развивать у детей отношения к мировоззренческому содержанию орнаментального образца, инициативы, творческих и познавательных способностей.
- Приобщать к истокам духовной культуры чувашского народа.
- Воспитывать мотивационно – ценностное отношение ребенка к орнаменту.
- Способствовать индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной творческой деятельности: способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – символов чувашских узоров.
Участники проекта: Подпроект предусматривает участие родителей, детей среднего дошкольного возраста и педагогов.
Сроки проведения: октябрь 2020 – апрель 2021 г.
Гипотеза проекта – Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности своей Родины.
Ожидаемые результаты:
- Дети начнут проявлять активный познавательный интерес к чувашской одежде, а как следствие к традициям и обычаям чувашского народа.
- формирование знаний о чувашском костюме;
- иметь представление об особенностях чувашского костюма;
- умение передавать в продуктивной деятельности особенности чувашского костюма;
- активизировать словарный запас.
Актуальность
Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времён привлекали к себе внимание многих учёных. И вот некоторые из них: К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, А.П.Усова, подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, необходимо привязать ребёнка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа. «Ребёнок с раннего возраста должен познать его душу, характер, его прошлое и настоящее» - так считал и выдающийся чувашский просветитель И. Я. Яковлев.
Однако, в настоящее время, прослеживается снижение знаний и утрата развития интереса к национальной культуре, традициям и быту наших предков. Проведённая мною диагностика, опрос родителей показал, что у детей и родителей недостаточное знание и представление о национальной культуре традиции, искусстве чувашского народа. Все эти размышления и наблюдения привели меня к созданию проекта, предназначенной для сохранения и укрепления знаний детей дошкольного возраста и их родителей (законных представителей) о чувашской национальной культуре, чтобы всё, что осталось от наших предков не ушло в прошлое, забытье. Мы должны любить и беречь свою малую родину. Должны знать язык, обычаи, традиции, народный фольклор: песни, танцы, игры…Поэтому изучение культурного наследия чувашского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой на сегодняшний день.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 1 – Этапы реализации проекта
Наименование этапа | Содержание |
Подготовитель-ный этап | -изучение историко-этнографической литературы; -Оформление стенда "Чувашская избушка". -Оформление альбома "Народная вышивка". -Подбор иллюстративного материала- вышивка чувашских народных умельцев. - Разработка конспекта открытого мероприятия по теме: «Украсим платьице чувашским узором». - Установление связи с этнографическим музеем под открытым небом, п. Ибреси. - Постановка цели перед детьми и родителями. |
Основной этап | |
| |
Заключительный этап |
Образовательная область «Художественное развитие» по ознакомлению детей с чувашским национальным костюмом (с изучением чувашского языка и художественно-творческая деятельность аппликация, рисование) на тему: "Кукла в чувашском национальном костюме.
|
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 2 – План реализации проекта
Этапы проекта | Наименование мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
Подгото-вительный | 1.Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы. 2.Разработка перспективных планов НОД по приобщению детей к культуре и традиции чувашского народа посредством изучения чувашского национального костюма. | 1-2 неделя октября, 2020г. | Воспитатель |
Беседа с целью выявления уровня знакомства детей с чувашским национальным костюмом. | 3 неделя октября, 2020 г. | Воспитатель | |
Проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом. | 4 неделя октября, 2020г. | Воспитатель | |
Основной | 1.Презентация проекта для педагогов ДОУ «Чувашский национальный костюм как средство приобщения дошкольников к культуре и традициям родного края». 2. Презентация проекта для родителей «Чувашский национальный костюм как средство приобщения дошкольников к культуре и традициям родного края» | 1 неделя ноября, 2020г. | Воспитатель |
Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с культурой и традициями родного края посредством изучения чувашского национального костюма: «Украсим платьице чувашским узором», «Поможем лисичке украсить фартук». | в течение реализации проекта | Воспитатель | |
Проведение тематической недели, посвящённой дню чувашской культуры | апрель, 2021 г. | Воспитатель Муз. рук. | |
Мастер- класс для педагогов в ДОУ «Кукла в чувашском национальном костюме». | февраль, 2021 г. | Воспитатель | |
Заключи-тельный | Проведение повторной беседы с детьми с целью выявления уровня знакомства с чувашским национальным костюмом | март, 2021г. | Воспитатель |
Общее родительское собрание (подведение итогов) | апрель, 2021г. | Воспитатель |
Литература:
1. Программа художественно- творческого развития ребенка дошкольника средствами чувашского декоративно- прикладного искусства / сост. Л. Г. Васильева.- Чебоксары, 1994.
2. Васильева Л. Г. Детское орнаментальное творчество: учебно-методическое пособие /Л.Г. Васильева. -Чебоксары: ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных», 2015.-96с.: цв.ил.
3. Васильева Л. Г. Этнохудожественное развитие детей 3-4 лет: учебно-методическое пособие / Л.Г. Васильева.- Чебоксары: «Новое Время», 2016.-128с.:16 цв.ил.
4. Николаев, В. В. Чувашский костюм от древности до современности/ В. В. Николаев. - М. ; Оренбург, 2002,- 400 с.:ил.
5. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО «Де Агостини», Россия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейные уроки как средство приобщения школьников к изучению истории родного края.
На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной м...
Из опыта работы в музее «Русская изба» по изучению народных традиций родного края.
Данная методическая разработка направлена на приобщение школьников к народной культуре через музейную деятельность....
Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...
«Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»
Презентация о работе в школе по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....
Духовно-нравственное воспитание на традициях родного края через художественные произведения
Данная статья является методической помощью в организации уроков литературы в 8 и 9 классах для воспитания у подрастающего поколения сохранения истинных чувств, взаимоуважения между мужем и женой, меж...
«Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
- Формировать представления о фольклоре, уважение, интерес к народным промыслам, народному искусству...
Приобщение обучающихся к культурному наследию традициям родного края(из опыта работы)
Выступление на августовской конференции...