Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_s_uud._muzyka._3_klass.doc | 341 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО учителей ЗД по УВР Директор МОАУ
музыки
_____________. ___________ ___________
«___»___________2013г. «__»_____________2013г. «___»____________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
« Музыка» 3 класс
Срок реализации программы - 1 год
Чураева В.И., учитель музыки высшей категории, МОАУ «Гимназия №2 г. Орска»
г. Орск, 2013
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………….3
- Общая характеристика предмета………………………………………………………………………………4
- Место предмета в учебном плане……………………………………………………………… ……………6
- Цель обучения……………………………………………………………………………………………………6
- Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения предмета………………………………7
- Способы контроля и оценивания образовательных достижений…………………………………………..13
- Содержание учебного предмета …………………………………………………………………………………….14
- Календарно- тематическое планирование…………………………………………………………………………...18-50
- Планируемые результаты учебного предмета………………………………………………………………………51
- Учебно-методическое, материально- техническое, информационное обеспечение
образовательного процесса……………..............................................................................................................52
- Список используемых источников…………………………………………………………………………………...53
- Интернет ресурсы………………………………………………………………………………………………………54.
Материально- техническое обеспечение…………………………………………………………………………………….56
- Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, на основе примерной программы начального общего образования по музыке Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание: Программа для 4-летней начальной школы. Система Л.В. Занкова» Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2010.
Календарно – тематическое планирование ориентировано на использование:
Учебника: Г.С.Ригина «Музыка» 3 класс: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2010.
Методического пособия для учителя: Г.С.Ригина «Музыка для детей» Методические рекомендации по обучению музыке 3 класс Москва: А.В.Мерзлов,2010.
В настоящее время разработаны пособия, в которых представлены поурочные планы по музыке, составленные по программе Г. С. Ригиной "Уроки музыки в начальных классах", в соответствии с системой Л. В. Занкова по учебнику: Ригина Г. С. Музыка. М.: Корпорация "Федоров", 2010.
Информационно-компьютерной поддержки: ОМС, ЦОР, Электронные энциклопедии «Музыка», «Искусство».
Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают учащихся на самостоятельную работу в классе и дома, исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижирование, музыкальные игры.
Основные понятия и музыкальные термины вводятся на страницах учебников и тетрадей. Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса способствуют вариативности музыкальных занятий.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов, фольклора, духовной музыки. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
1.1.Общая характеристика предмета
Настоящая программа опирается на систему развивающего обучения Л.В.Занкова. Согласно положениям дидактической концепции Л.В. Занкова, ее ведущая идея о взаимосвязанности процессов обучения, развития и воспитания. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
В программе реализуется принцип системно - деятельностного подхода. Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. Обучающиеся имеют возможность приобрести первоначальные основы проектной и исследовательской деятельности.
При организации учебно – воспитательного процесса в 3 классе учителю необходимо учитывать психологические особенности детей младшего возраста, такие как неустойчивость внимания, необходимость смены эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, моторная активность, склонность к непосредственному переживанию, потребность к самовыражению в самых разнообразных формах. Необходимо разнообразить формы работы и виды музыкальной деятельности, часто переключая внимание с одного виды деятельности на другой, быстро менять сами задания, чередовать материал по уровню сложности, включать большое количество двигательных упражнений. Развитие творческого мышления через игру, движение, фантазию помогает воспитанию вдумчивого слушателя, способствует приобщению учащихся к лучшим образцам музыкальной культуры. Необходимо, чтобы осуществление художественного познания мира детьми происходило через собственную творческую деятельность.
1.2.Место предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 3 классе 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки; в школе – кружками (хорового пения), участием в различных музыкальных школьных конкурсах и мероприятиях, что создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями.
1.3. Цель рабочей программы
Цель предметной области: Формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры.
Цель образовательного учреждения: Формирование конкурентоспособной личности в условиях гимназического образования.
«Конкурентоспособная личность – личность, обладающая способностью к поведенческой саморегуляции, коммуникативной компетентности, личностному и профессиональному самоопределению».
Цель обучения:
Заложить основы музыкальной культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.
С учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения определены следующие задачи:
- формирование основ музыкальной культуры, расширение представлений детей о мире музыкального искусства и роли музыки в жизни человека;
- развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям разных стилей, жанров;
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, понимание детьми образной природы музыки, формирование умений создавать музыкальный образ в исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
- развитие художественного вкуса, музыкально-творческих способностей учащихся;
- воспитание в процессе эмоционального восприятия и исполнения музыки нравственных позиций ребенка, его общекультурной и гражданской идентичности с учётом культурного разнообразия российского общества;
- формирование уровня освоения системы знаний, представлений и способов действий, достаточного для дальнейшего музыкально-эстетического образования и самообразования.
1.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа нацелена на формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
1. 4.1. Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
– позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально - творческой деятельности;
– образ Родины, представление о ее богатой истории, героях - защитниках,
о культурном наследии России;
– устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
– основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
– эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
– представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
– нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
–нравственно -эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений; – понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
– представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
1.4.2. Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально - исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
– выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителе или сверстниками ориентир;
– эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений
разных жанров;
– осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
– выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
– воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
1.4.3. Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
– самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
– передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
– использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
– выбирать способы решения исполнительской задачи;
– соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
– соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
– соотносить различные произведения по настроению и форме;
– строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
– проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – обобщать учебный материал;
– устанавливать аналогии;
– сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
– представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
1.4.4. Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);
– выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
– понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
– проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
– контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
– понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
– понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
– принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
– стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ);
– понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, вобщении между людьми; – контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности;
– продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;
– формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально - творческой деятельности.
1.4.5.Предметные результаты:
Обучающийся научится:
– воспринимать и понимать музыку разного эмоционально - образного содержания, разных жанров, включая
фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;
– понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных
песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
– эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
– передавать в музыкально - творческой деятельности художественно - образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов.
– слушать музыкальное произведение, различать произведения разных жанров;
– наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
– участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
– узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
– узнавать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
– выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в т.ч. с дирижированием (на 2/4, 3/4, 4/4);
– петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений;
исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;
– различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.;
– осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. с использованием ИКТ;
– владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
– проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, движениях под музыку;
– импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста;
– сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
– узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
– приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
– собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных классных и общешкольных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
Обучающийся получит возможность овладеть:
– представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, Н.А. Римский - Корсаков, Ф.Й. Гайдн, И._С. Бах, Г.Ф. Гендель, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Брамс, Ф. Шопен, Ф. Лист, С.С. Прокофьев, В. Гаврилин, Д.Б. Кабалевский и др.) и исполнительском творчестве.
1.5 Способы контроля и оценивания образовательных достижений
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания (музыкальный «Морской бой», «Угадай мелодию», уроки – музыкальное путешествие), анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки – концерты). Такие формы контроля дают учителю возможность определить степень сформированности личностных и метапредметных компетенций. Применяются различные виды диагностики: закрытые тесты, методика недописанного предложения, различные типы заданий:
- аналогия (найдите соответствие по образцу)
- классификация с обобщением (сгруппируйте слова, дайте название каждой группе)
- обобщение (найдите слово, объясняющее все эти термины)
- опровержение (исправьте ошибки, запишите высказывание, чтобы оно стало верно)
- приведение в соответствие (номер и жанр)
- Содержание учебного предмета
2.1. В третьем классе формируется представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. В первой и второй четвертях обобщаются знания учащихся о строении музыкальных произведений, музыкальных формах и жанрах. Обучающиеся постигают взаимосвязь идеи музыкального произведения и формы. Приобретаются навыки определения музыкальной формы. Знакомство с новыми жанрами: ноктюрн, серенада, оратория, прелюдия, этюд, кантата. Многообразие музыкальных жанров. Вокальные и инструментальные жанры – их сходство и различие (романс как вокальный, и как инструментальный жанр). Характерные особенности музыкальных жанров. Дети слушают произведения, написанные в жанрах романса, баллады, этюда, прелюдии, каприса, сюиты, в формах куплетной, двух- и трехчастной, рондо, вариаций.
В третьей четверти подробно рассматриваются такие музыкально – театральные жанры опера и балет. Их особенности, общее и отличное. Синтез искусств. История балета. Балет как вид сценического искусства. Создатели балета: композитор, либреттист, балетмейстер. Линия драматургического развития в балете. Интонационно – образное развитие в балете. Танцевально – музыкальные образы в балете. Танцы в балете: сольные, ансамблевые (па – де – де, па – де – труа), групповые – массовые (кордебалет). Пантомима. Дивертисмент. Новаторство П.И.Чайковского в области балетной музыки. Балеты П.И.Чайковского. Тайна Феи Драже. «Русские сезоны» за границей, организованные С. П. Дягилевым.
История становления оперы. Опера как вид сценического искусства. Синтез видов искусств: драма, музыка, пение, танец, изобразительное искусство. Оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты), балетная сюита. Структура оперы (оперный спектакль делится на действия (акты); действие состоит из отдельных сцен, номеров). Оперные голоса.
Разновидности оперы: героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая. Русская опера как отражение русской истории. Музыкальные образы русских опер.
В четвертой четверти обучающиеся знакомятся с музыкальной жизнью страны, историей музыкальных театров. Расширение музыкального кругозора проходит в форме проектов «Творчество знаменитых исполнителей и дирижёров», «История Орского драматического театра имени Пушкина». Изучая вторую тему четверти, школьники должны придти к пониманию, что программная музыка – это, прежде всего, музыка инструментальная. Приходят в выводу, что название произведения, эпиграф или развёрнутое словесное пояснение (программа), помогает понять идею произведения, мысли и чувства композитора, то, что композитор хотел донести до слушателей. Программной может быть: небольшая пьеса, циклическое произведение (сюита, фортепианный цикл, соната), симфония, увертюра. Камерная музыка может быть как инструментальной (произведения для солирующих инструментов, инструментальных ансамблей), так и вокальной (романсы).
Методы музыкального образования и воспитания, применяемые в программе, отражают цель, задачи и содержание данной программы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод проблемного изложения материала;
- метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
- метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
- метод игры;
- метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Технологии системно – деятельностного подхода: проблемного обучения; личностно – ориентированного обучения; игровые; проектного обучения; развития критического мышления; ИКТ.
2.1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно- нравственные основы, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
3. Календарно - тематическое планирование
3 класс (34ч)
Тема года «Музыкальные формы и жанры»
Тема 1 четверти: Музыкальные формы (9 часов)
№ урока | Тема | Содержание | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты обучения | Домашнее задание | Класс | Дата | |
Предметные | Метапредментные (УУД) | |||||||
1 | Формы построения музыки | EC_ 132I. | Находить общее в человечес-кой и музыкальной речи (фраза, предложение, интонация). Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). | Знать составляющие музыкальной формы: фраза. предложение. период. реприза. | Личностные: научится сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач; Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности; умение выражать свои мысли; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные:: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать. | Примеры из музыкальных произведений | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
2 | Куплетная форма. Одночастная форма. | В. Шаинский. Вместе весело шагать. Р.Штраус. Космическая Одиссея. | Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). Пластическое интонирова-ние. Самостоятельно определить задачу куплета (рассказ, информация), припева (выразить идею всей песни). | Строение, структура музыкального произведения. Особенности куплетной формы. | Личностные: позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль; Познавательные:: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать. | Примеры куплетной формы из изученных ранее произведений | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
3 | Простая двухчастная форма. | EC_ 132I, EC_ 132Р. Чайковский. Шарманщик. | Выработать алгоритм определения частей (смена характера, СМВ). Практика по определению формы (EC_ 132Р). Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). Пластическое интонирова-ние. | Музыкальная мысль. Понимание зависимости формы от содержания. Формула А – В | Личностные: позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений; Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями. | Сочинить музыкальный рассказ из двух частей. | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
4 | Простая трёхчастная форма. | EC_ 132I. EC_ 133Р. Мусоргский. Баба Яга. Шопен. Мазурка. | Определять образную сферу частей. Практика по определению формы (EC_ 133Р). Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). Пластическое интонирова-ние | Уметь определять трёхчастность в различных по жанру произведениях. Научиться сопоставлять образное содержание частей. Формула А – В - А | Личностные: эмоциональная отзывчивость намузыкальные произведения; Коммуникативные: понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями. | Сочинить музыкальную сказку из трёх частей. | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
5 | Что такое вариация. Строгие вариации. | EC_ 133I. Моцарт. Соната A dur. 1 часть. Н.А. Римский – Корсаков «Снегурочка». Третья песня Леля. | Наблюдать за вариацион- ным развитием. Размышление о вариативности (примеры из жизни). Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). Пластическое интонирова-ние | Формула А –А1 – А2 - А3… Особенности строгих вариаций в аккомпане-менте, мелодии. Мелизмы. Народные истоки вариаций. | Личностные: формирование представления о культурном наследии России; Коммуникативные: выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ); Регулятивные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями. | Составить графическую схему формы вариации. | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
6 | Свободные вариации. | EC_ 133I. EC_ 133Р. Брамс. Вариации на тему Паганини. | Найти характерные особенности в романтичес- ких вариациях. Практика по определению вида вариаций (EC_ 133Р). Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. Пластическое интонирова-ние. | Научиться различать строгие и свободные вариации, их отличительные особенности. Романтические вариации в контексте исторической эпохи (Романтизм)
| Личностные: формирование целостной картины мира; Коммуникативные: проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально - творческой деятельности; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Найти информацию в интернете о композиторах романтиках: Ф. Лист, И. Брамс, С.В. Рахманинов (по выбору) | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
7 | Что такое рондо. . | EC_ 133I. EC_ 133Р. Глинка. Рондо Фарлафа. Моцарт. Рондо «А la turka». Кабалевский. Рондо – марш. | Поиск общих черт рондо с хороводом (рефрен – люли, люли, дид - ладо и т.д.). Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. Танцевальные импровиза-ции. | Рефрен. Эпизод. Формула А - В- А – С – А – D – А Умение на слух определять форму рондо. Народные истоки рондо. | Личностные: позиция активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности; Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями. | Составить графическую схему формы рондо. | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
8 | Единство формы и содержания. | EC_ 133Р. EC_ 132Р. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведе-ниям. Находить связь между содержанием и формой. | Уметь на слух определять различные музыкальные формы. Знать особенности их строения. | Личностные: эмоциональная отзывчивость намузыкальные произведения; Коммуникативные: понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль; Познавательные:: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать. | Привести примеры различных музыкальных форм. Доказать единство формы и содержания. | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
9 | «Угадай мелодию». Урок – игра. | Любимые музыкальные произведения. | Определять на слух запомнившимся музыкальные произведения Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). | Обобщение полученных знаний. Знать название изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках. | Личностные: научится сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач; Коммуникативные: проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально - творческой деятельности; Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности; Познавательные:: передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях. | Составить программу концерта классической музыки для друзей, родителей. | 3а | |
3б | ||||||||
3в |
Тема 2 четверти: Музыкальные жанры (7 часов)
№ урока | Тема | Содержание | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты обучения | Домашнее задание | Класс | Дата | |
Предметные | Метапредментные (УУД) | |||||||
1 | Инструментальные жанры. | EC_ 163I. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведе-ниям. Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). | Уметь классифицировать произведения по общим чертам, признакам и назначению. | Личностные: эмоциональная отзывчивость намузыкальные произведения; Коммуникативные: понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Найти информацию в интернете о любом из жанров | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
2 | Что такое сюита. | EC_ 163Р. EC_ 163Т. Григ «Пер Гюнт». В пещере горного короля. Танец Анитры. Песня Сольвейг. Бизе. Сюита №2. | Сравнивать и различать характер и образный строй частей сюиты. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. | Сюита. Идея. Контрастные образы сюиты. Выразительные средства. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями. | Нарисовать иллюстрацию к любой части сюиты Э. Грига | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
3 | Миниатюра, пьеса – фантазия. | EC_ 163Р. Шуберт. Музыкальный момент. Моцарт. Фантазия d moll. | Определять средства музыкальной выразительности, соотносить их с образным строем произведений Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). | Музыкальные средства выразительнос-ти | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; Коммуникативные: понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями. | Нарисовать иллюстрацию к «Музыкальному моменту» Ф. Шуберта | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
4 | Прелюдия, этюд. | EC_ 163Т. Шопен. Прелюдия. Революционный этюд. Рахманинов. Прелюдия соль минор. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведе-ниям. Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). | Трансформация и особенности жанра (самостоятельность, романтические черты в прелюдиях, этюдах Ф. Шопена, С. Рахманинова) | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; Коммуникативные: выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ); Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Сообщение о творчестве Шопена, Рахманинова (по выбору). | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
5 | Вокально – инструментальные жанры. Кантата. | EC_ 162I. Кабалевский. Кантата «Песня Утра, Весны и Мира» | Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении вокальных произведе-ний. Рассуждать об общности и различии жанров кантаты и сюиты (принцип контраста между частями при единстве идеи произведения). Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение). | Особенности жанра, строения. Понимание замысла композитора и идеи его произведения. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями. | Иллюстрация к любой из частей канаты Кабалевского. | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
6 | Вокально – инструментальные жанры. Оратория. | Гендель. Мессия (Аллилуйя). | Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении вокальных произведе-ний. Обогащение музыкально-слуховых представлений о крупных вокально – инструментальных музыкальных формах. | Особенности жанра, строения. Соло, хор. Особенности духовной кантаты, оратории. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; Коммуникативные: выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ); Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; Познавательные:: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать. живопись). | Сообщение о творчестве Генделя. | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
7 | Вокальные жанры. Романс. | Свиридов. Романс. Алябьев. Соловей. | Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов. Закрепить вокально-хоровые навыки. Находить общие и отличные черты в жанре романс как инструментальная пьеса и как вокальное произведение (напевность, мелодич-ность) | Романс как жанр камерной вокальной музыки. Романс как инструментальная пьеса напевного характера. | Личностные: формирование представления о культурном наследии России; Коммуникативные: понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности; Познавательные:: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать. | Сочинить сказку про музыкальные краски (СМВ) | 3а | |
3б | ||||||||
3в |
Тема 3 четверти: Музыкально - театральные жанры (10 часов)
№ урока | Тема | Содержание | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты обучения | Домашнее задание | Класс | Дата | |
Предметные | Метапредментные (УУД) | |||||||
1 | В музыкальном театре. Балет. | EC_ 167I. В. Гаврилин «Анюта» (Тарантелла) | Находить признаки различных видов искусств в балете. | Синтез. Виды искусства в балете. Драматургия балета. Либретто. | Личностные: проявлять наличие эмоционального отношения к искусству; Коммуникативные: понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные:: сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись). | Составить правила поведения в театре | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
2 | Балет – вид сценического искусства. | EC_ 345I. | Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. | Возникновение и становление балета в контексте исторической эпохи (Абсолютная монархия, Барокко) | Личностные: формирование целостной картины мира; Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; Познавательные:: сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись). | Сочинить либретто для балета по любой сказке. | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
3 | Сказка в балете. Чайковский «Лебединое озеро». | EC_ 356I4. Чайковский. «Лебединое озеро». Увертюра. Адажио. Танец маленьких лебедей. | Находить логику в строении оперы, обосновывать деление акта на картины, сцены. Наблюдать за развитием одного ил нескольких образов в музыке. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в танцеваль-ных импрови-зациях. | Структура балета. Увертюра. Действие. Акт. Картина. Антракт. Увертюра. | Личностные: восприятие нравственного содержания музыки сказочного характера; Коммуникативные: понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями. | Эскизы костюма для персонажа балета Чайковского «Лебединое озеро» | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
4 | Сказка в балете. Чайковский «Щелкунчик» | EC_ 356I6. Чайковский «Щелкунчик». Танец Феи Драже. Русский танец. Китайский танец. Танец снежных хлопьев. | Создание музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровиза-ции. Рассуждать о единстве музыки, пластики, образа. | Номера в балете. Дивертисмент. Кордебалет. Па – де – де, па –де – труа. Вариация. | Личностные: эмоциональная отзывчивость намузыкальные произведения; Коммуникативные: понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; Регулятивные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; Познавательные:: осуществлять поиск нужной информации, умение обобщать, классифицировать | Найти либретто балета Чайковского «Щелкунчик» в сети интернет | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
5 | Танцевально – музыкальные образы в балете. | С.Прокофьев «Золушка». Вариация Золушки | Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. Определять настроение, характер героя через танец, пластику, музыку. Пластические загадки и упражнения. | Хореография. Пластика. Пантомима. Образы в балете. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; Коммуникативные: проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально - творческой деятельности; Познавательные:: передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях. | Составить музыкальный портрет любого из героев балетов Чайковского, Прокофьева. | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
6 | В музыкальном театре. Опера. | EC_ 166I. EC_166P. | Опыт публичного выступления (сообщение по истории оперы). Определять отличие между оперой– сериа, оперой – буффа (по содержа- нию и назначению) | Опера – сериа, опера – буффа. Синтетические виды искусства. Возникновение и становление оперы в контексте исторической эпохи (Высокое Возрождение, Барокко) | Личностные: формирование целостной картины мира; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Сообщение «Что такое опера» | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
7 | Опера – музыкально – драматический спектакль. Номера в опере. | EC_721I Глинка. Руслан и Людмила. | Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки. Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). | Виды оперы: опера – сказка, эпическая опера. Ария. Дуэт. Ансамбль. Хор | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; Коммуникативные: выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности; Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль; Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Прочитать поэму А. Пушкина «Руслан и Людмила» | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
8 | Структура оперы. | EC_ 355I3. Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». Три чуда. | Находить логику в строении оперы, обосновывать деление акта на картины, сцены. Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение). | Акт. Картина. Хоровая сцена. Антракт как симфоническое вступление к акту. | Личностные: восприятие нравственного содержания музыки сказочного характера; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Регулятивные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; Познавательные:: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать. | Подобрать тембровую окраску (инструменты) для образов: Белочка, Богатыри, Царевна – Лебедь. | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
9 | Оперы – сказки Римского – Корсакова. | EC_ 355I3. Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка». Пляска скоморохов. Проводы Масленицы. | Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение). Рассуждать народных о традициях и их сохранению. | Фольклор. Обряд. Скоморошины. Традиции, преемствен-ность. | Личностные: формирование представления о культурном наследии России; Коммуникативные: принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; принимать другое мнение и позицию; Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; Познавательные:: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать. | Привести пример из жизни об обряде проводов Масленницы | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
10 | Что такое ария. Урок – исследование. | А.П. Бородин. «Князь Игорь». Видеофрагмент «Ария князя Игоря» EC_166P.oms | Исследова-тельская деятельность: сравнитель-ный анализ жанров песни и арии. Составление таблицы сравнительного анализа. Самостоятельное формулирование критериев, по которым можно отличить арию от песни. | Характерные особенности арии. Чем ария отличается от песни. | Личностные:ориентироваться в нравственном содержании поступков; Коммуникативные: выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ); Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями; | Работа со словарями. Найти определение арии из разных источников информации. | 3а | |
3б | ||||||||
3в |
Тема 4 четверти: Музыкальные театры страны. Программная и камерная музыка (8 часов).
№ урока | Тема | Содержание | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты обучения | Домашнее задание | Класс | Дата | |
Предметные | Метапредментные (УУД) | |||||||
1 | Певческие голоса. | EC_ 169I, EC_ 169Р | Различать певческие голоса по основным характеристикам (сила, высота, тембр, мужские, женские). Практика по определению певческих голосов (EC_ 169Р). Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). | Тембр, регистр, диапазон. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности; умение выражать свои мысли; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные:: умение обобщать, классифицировать. | Классификация голосов. Примеры типов голосов из жизни. | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
2 | Знаменитые вокалисты. | EC_ 611Р1, EC_ 611Т1. EC_ 611Р2, EC_ 611Т2. | Опыт публичного выступления (защита проекта). Практика «Знаменитые вокалисты» (EC_ 611Р1, EC_ 611Р2). Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). | Исполнительское мастерство. Знаменитые отечественные и зарубежные вокалисты. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности; умение выражать свои мысли; Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; Познавательные:: представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов). | Творческий проект в виде презентации об известном вокалисте (по выбору) | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
3 | Знаменитые исполнители инструменталисты. | EC_ 612Р, EC_ 612Т. | Опыт публичного выступления (защита проекта). Практика «Знаменитые исполнители инструменталисты» (EC_ 612Р1, EC_ 612Т). Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). | Исполнительское мастерство. Интерпретация. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности; умение выражать свои мысли; Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; Познавательные:: представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов). | Творческий проект в виде презентации об известном инструменталисте - исполнителе (по выбору) | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
4 | Главные театры страны. Урок – путешествие. | EC_06_03_04I_02_R_teatry_19, EC_06_03_04P_01_Rus_Teatr19 | Опыт публичного выступления (защита проекта). Практика «Главные театры страны» (EC_06_03_04P_01_Rus_Teatr19). Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). | История Большого театра. История Мариинского театра. | Личностные: формирование представления о культурном наследии России; Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности; умение выражать свои мысли; Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; Познавательные: представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов). | Творческий проект в виде презентации «Истрия Орского театра имени Пушкина» | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
5 | Знаменитые дирижёры. | EC_ 613Р, EC_ 613Т. | Опыт публичного выступления (защита проекта). Практика «Знаменитые вокалисты» (EC_ 611Р1, EC_ 611Р2). Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). | Творчество дирижёра. Исполнительс-каяинтерпрета-ция. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности; умение выражать свои мысли; Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; Познавательные:: представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов). | Творческий проект в виде презентации об известном дирижере (по выбору) | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
6 | Программная музыка. | Мусоргский. Картинки с выставки. Богатырские ворота. Чайковский. Времена года. Баркарола. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии. Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). | Цикл, сюита. Эпиграф. Программа. | Личностные: проявлять наличие эмоционального отношения к искусству; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности; Познавательные:: сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись). | Подобрать иллюстрации из произведений живописи к прослушанным программным произведениям. | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
7 | Жанры камерной музыки. | EC_ 341I И.С. Бах. Сюита №2. «Шутка». Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье». | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии. Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение). | Вокальная и инструментальная камерная музыка. Особенности. Танцевальная сюита. | Личностные: позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные:: размышлять о воздействии музыки на человека | Примеры из личного слушательского опыта. | 3а | |
3б | ||||||||
3в | ||||||||
8 | Лето это красота! Творческий урок. | Инсценирование песен о лете. Исполнение стихов, выставка рисунков о лете. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведе-ниям. | Детское самодеятельное творчество. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; Коммуникативные: проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально - творческой деятельности; Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности; Познавательные:: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать. | Подготовка номеров. Составить программу концерта. | 3а | |
3б | ||||||||
3в |
4. Планируемые результаты изучения предмета «Музыка».
- воспринимать и понимать музыку разного эмоционально - образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;
- понимать нравственный смысл сказочных, героических, лирических образов в опере и балете; в песнях и в музыке крупных вокальных жанров: оратории и кантате;
- ориентироваться в жанрах и формах вокальной и инструментальной музыки;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета;
- наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
- осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. с использованием ИКТ;
- эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- проявлять устойчивый интерес к музыке, различным видам музыкально-творческой деятельности;
- рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом;
- применять специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.);
- знать имена композиторов –М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, Н.А. Римский - Корсаков, Й. Гайдн, И._С. Бах, Г.Ф. Гендель, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Брамс, Ф. Шопен, Ф. Лист, С.С. Прокофьев, В. Гаврилин, Д.Б. Кабалевский и др;
- проявлять навыки вокально–хоровой деятельности: исполнять вокальные произведения с элементами двухголосия, пения а capella в унисон.
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
- публично представлять результаты проектов и исследований в виде презентаций: «Творчество знаменитых исполнителей и дирижёров», «История Орского драматического театра имени Пушкина».
5. Учебно - методическое, материально- техническое, информационное обеспечение образовательного процесса
УМК утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"
Г.С. Ригина «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание: Программа для 4-летней начальной школы. Система Л.В. Занкова» Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2002.
Учебник: Г.С.Ригина «Музыка» 3 класс: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2000.
Методическое пособие для учителя: Г.С.Ригина «Музыка для детей». Методические рекомендации по обучению музыке 3 класс Москва: А.В.Мерзлов,2000.
ЭОР НП
6. Список используемых источников
для учителя:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
- Данилюк А.Я, Кондакова А.Мю, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.( Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.176 с. (Стандарты второго поколения).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
- Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
- Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2008.- 288с.
- Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 64с.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
- Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2006.- 128с.
для обучающихся:
- Ивановский Ю.А. Занимательная музыка.- Ростов н /Д.: «Феникс», 2002.- 128с.
- Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1994.- 79с.
- Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
- Я познаю мир. Дет.энциклопедия: Музыка /Авт.А.С.Кленов. Под общ.ред.О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464с.
- Электронные энциклопедии «Музыка», «Искусство».
- Интернет-ресурсы
для учителя:
- http://минобрнауки.рф/
- http://www.orenburg-gov.ru/
- http://www.orenedu.ru/
- http://www.edu.ru
- http://www.1september.ru
- http://www.minobr.ru
- www.pedsovet.org
- http://nsportal.ru/
- http://www.proshkolu.ru
- http://www.zankov.ru/
для обучающихся:
- Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс), http: //ru. Wikipedia org/wiki.
- Классическая музыка (Электронный ресурс), http//classic. Chubrik. Ru
- Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс), http//www.music-dic.ru
- Музыкальный словарь (Электронный ресурс), http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music
- Единая коллекция ЦОР (http://school-collection.edu.ru/)
- Каталог электронных образовательных ресурсов ЭОР (http://fcior.edu.ru/)
ТСО
№ п/п | Название технических и электронных средств обучения | Наименование раздела, темы |
1. | Ноутбук | Все темы |
2. | Проектор BENQ | Все темы |
3. | Интернет | Иллюстрации и дополнительные материалы из сети Интернет. |
4. | Фортепиано «Элегия» | Все темы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1 класса по ФГОС
В помощь учителю музыки рабочая программа для 1 класса по музыке...
Рабочая программа по музыке для 3 класса. Разработана и составлена в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России".
Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса разработана и составлена в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образ...
Рабочая программа по музыке 1-4 класс ФГОС по Школяр Л.В. под редакцией Д.Б. Кабалевского
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
Рабочие программы по музыке 1-2 класс ФГОС
Рабочие программы по музыке 1-2 класс ФГОС...
Рабочая программа по музыке для 1 класса (ФГОС)
Рабочая программа по музыке разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просве...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...