конспект урока "Сопоставление жанров Опера и Рок-опера в соответствии со стилистическими и жанровыми особенностями"
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему
конспект урока по музыке для 8 класса.,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока музыки 8 класс | 22.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий урока: «Сопоставление жанров Опера и Рок- опера в соответствии со стилистическими и жанровыми особенностями».
составил – учитель музыки Колотова Тамара Геннадьевна (МБОУ «сош №28 г. Астрахани»)
Предварительно на предыдущих урока, вспоминаем про жанр «Опера»: возникновение, определение, развитие оперного жанра. Знакомство с оперой М.П.Мусоргского «Борис Годунов» (при возможности посетить театр « Оперы и балета», предварительное задание – найти, что такое Рок-опера, история возникновения, особенности жанра.)
( тип урока - получение новых знаний, форма - комбинированный)
Цель деятельности учителя - создать условия для проведения анализа произведений, способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).
Планируемые результаты:
Предметные: научиться слушать и анализировать музыкальные произведения М.Мусоргского «Борис Годунов», Л.Уэббер и Тим Райс «Иисус Христос суперзвезда», наблюдать в музыкальных произведениях примеряя содружества нескольких видов искусства, получать возможности развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция), разучивание тем из рок-оперы.
Метапредметные:
-познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
-коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;
-регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценить результаты деятельности.
Музыкальный материал: М.Мусоргский «Борис Годунов», Л. Уэббер и Тим Райс «Иисус Христос – суперзвезда» ( ария Христа, ария Иуды,)
Дополнительный материал: репродукции картин «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Распятие» Сальвадора Дали, фрагменты видеозаписи рок-оперы - Ария Иуды,ария Христа.
Сценарий урока.
1. Постановка учебной задачи :
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об Опере и познакомимся с новым жанром Рок-опера.
11. Актуализация опорных знаний. Выполнения задач реконструктивно-вариативного и творческого типа.
(Понятие – Опера и Рок опера.)
1. рассказ учителя о возникновении рок-оперы.
Но прежде давайте вспомним, что, же такое Опера?
Престижный жанр с четырехвековой традицией. Он немыслим без сложной драматургии, богатого в тембровом отношении оркестра, высокого профессионализма исполнителей с особой манерой пения, идущей от bel canto.
А что же такое Рок- опера? Первоначально зародившееся в молодежной среде рок- направление кичилось своим вопиющим дилетантством, вырастая из танцевальных традиций рок-н-ролла и ритм-энд-блюза. Музыканты рок - направления использовали совершенно чуждую опере манеру «открытого» пения, не боясь всевозможных выкриков, визгов и стонов, предпочитая при этом высокую тесситуру. Особенными были и инструментальные краски у первых рок- музыкантов: электронно-клавишные инструменты, оглушительная усилительная техника.
Как видно из перечисленного, нет точек соприкосновения у этих двух музыкальных явлений, кроме тяготения к яркой сценической зрелищности. ( запомним)
В более позднее время появляются и другие ниточки, связывающие оперу и рок- музыку: стремление удержать интерес публики к себе приводило музыкантов- любителей к повышению уровня исполнительского мастерства, появлению логически выстроенной драматургии, использованию инструментов симфонического оркестра и жанров так называемой «серьезной музыки».
Постепенно музыканты рок - направления начали использовать принципы мышления классической музыки, против которой так рьяно выступали ранее. В их композициях появились григорианский хорал, мадригалы эпохи Возрождения, музыки барокко и т.п. отсюда роковой направление укрупнилось до арт- рока, который внутри себя подразделяется на классик-рок, барокко- рок, симфо-рок, джаз-рок.
2. Знакомство с сюжетом рок- оперы Л.Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда», сопоставление с оперой М.Мусоргского «Борис Годунов».
В 2013 году рок - опере «Иисус Христос – суперзвезда» исполнилось 43 года. Тираж ее разнообразных изданий давно уже перевалил за 100 000 000. Подобного успеха история музыкального театра не знает.
( детям заранее предлагалось собрать материал об этом произведении, его постановке и авторах). Рассказы детей. Работа с либретто оперы «Борис Годунов» и «Иисус Христос – суперзвезда» (тексты предлагаются на столе учащихся).
Учитывая, что литературная основа такой изученной оперы как «Борис Годунов», имеет глубокий духовный характер, очень интересно сравнить ее с либретто рок-оперы.
Для этого надо хорошо представлять себе Новый Завет, пародию на который являет собой замысел Тима Райса. Райсу было лет двадцать, когда они с Уэббером получили предложение сочинить что- нибудь религиозное к семестровому концерту. Тогда молодые люди написали 15-минутную рок-н-рольную версию истории об Иосифе и его цветном плаще (позднее эта работа была трансформирована в двухчасовой мюзикл)
Рассматривая драматургическую линию оперы, можно увидеть следующие «новинки»:
- вся музыкальная часть представляет собой цепочку четко разделенных музыкальных номеров (их назвали зонги).
- для портретных характеристик действующих лиц использованы различные направления рок- музыки: для Христа – лирический рок, для Иуды – хард-рок.
- ощущается серьезная роковая основа, взятая из негритянской музыки: блюз, госпел, соул.
- кульминационные моменты часто выполняются способом драйва- нагнетания напряжения в звучании посредством усиления звука, увеличения темпа, ритмической сгущенности.
В рок-опере есть и традиционность, как и в опере «Борис Годунов», в ней прослеживаются три лейтмотива, как три важнейших опоры оперы, (на доске выписаны лейтмотивы оперы «Борис Годунов».
-лейтмотив интриг и заговора:
- лейтмотив страдающего народа (интонации плача)
-лейтмотив народной силы.
И «Иисус Христос- суперзвезда»)
-лейтмотив зла;
- лейтмотив добра и света;
-лейтмотив креста.
3. Слушание Арии Христа «Моление и чаше», арии Иуды.
Вопросы и задания:
а) каким предстает перед нами Христос?;
б) какой характер музыки? (похож на просьбу, настроение тревожное, тяжесть на душе).
в) как звучит голос певца? (сначала мягко, умоляюще, потом взволнованно. Срываясь на крик).
г) на доске репродукции картин, – какой из этих картин созвучна ария Христа? (показать видео сцены в Гефеимсанском саду)
4.Разучивание фрагмента «Арии Иисуса» и «Арии Ирода»
А теперь обратимся еще к одному фрагменту (просмотр фрагмента арии Иуды)
-Какие чувства он испытывает в этот момент? (возмущение, музыка гневная, бурная. Он страдает сам, но не понимает, кто, же этот человек, который так много сделал для других, но ничем не хочет помочь себе).
111. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
а) как появилась рок-опера?
б) что общего между оперой и рок-оперой?
в) какие различия между этими двумя жанрами?
Вывод:
Обращение к жанру оперы помогло найти рок- музыке возможность решать серьезные вопросы, используя богатый арсенал музыкально- драматургических приемов, которым давно владела «серьезная» музыка. При этом сохранялась яркая зрелищность, без которой уже немыслимы выступления рок- музыкантов.
Домашнее задание:
а ) охарактеризуйте два разных подхода к священным личностям в операх «Борис Годунов» и «Иисус Христос..» Что вам ближе?
б) напишите, что привнесено нового в оперный жанр, а что не является новым?.
При создании сценария урока использованы источники:
1)« Необычные уроки» - автор Лукашевич М.Ю. изд. «Учитель».2012
2) «Стиль и жанр в музыке» Назайкинский Е.В. изд. Наука.2003.
3) « Настольная книга учителя музыканта» Алиев Ю.Б. изд. ВЛАДОС.2003
4) « Музыка 8 класс, поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление знаний жанровых особенностей произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-ом классе
В статье подробно освещается методика усвоения жанровых особенностей произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-ом классе, - создание произведений, написанных учащимися на...
Урок литературы в 7 класс по теме: И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Жанровые особенности.
В 7 классе по литературе изчаются стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе», их жанровые особенности...
Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,
Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....
Научно-практическая работа на тему«Стилистические, лексические, жанровые особенности английских, башкирских, русских народных сказок. Выявление общего, единичного, частного в них»
Сказки разных народов имеют определенные сходства, но при этом у каждой свои лексические, стилистические, жанровые особенности. И, конечно, они очень интересные....
Конспект открытого урока по классу скрипки "Знакомство с историей и стилистическими особенностями исполнения старинных сонат"
В 5-ом классе ДПОП "Струнные инструменты" специальность скрипка, появляется тема "Старинная соната". Как сделать её интересной и увлекательной? Как привлечь внимание учеников и мот...
Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)
Разработка учебного занятия по литературе....