Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Разработка учебного занятия по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razraotka_uroka.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка учебного занятия по литературе
Вологиной Людмилы Витальевны, учителя русского языка и литературы, МАОУ СОШ №16
Тема: Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра
(Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)
Цели урока: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 5 класса в предметной области «Литература» по теме «Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра».
Тип урока: изучение нового материала.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- формирование умения извлекать информацию из художественных текстов;
- выявлять сущность, особенности образовательных объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
- формировать умения, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- узнать и понять историю возникновения и развития басенного жанра,
- развивать умения отличать басенный жанр от других жанров литературы,
- уметь определять художественные особенности басни,
- тренировать восприятие художественного языка басни,
- тренировать умение выразительного чтения басни.
Планируемый результат: знать историю возникновения и развития жанра басни, знать имена писателей, работавших в этом жанре, знать отличительные особенности жанра басни, уметь объяснять подтекст, смысл и мораль басни, уметь выразительно читать басни.
Основные понятия: «басня», «аллегория», «олицетворение», «мораль».
Межпредметные связи: история, русский язык
Ресурсы: учебник «Литература» 5 класс под ред. В.Я. Коровиной
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка иллюстраций к басням И. А. Крылова, портреты баснописцев, карточки с текстами басен для каждого учащегося: «Ворона и Лисица» (Эзоп, Ж. де Лафонтен,
И. А. Крылов)
Организация учебного пространства: работа с классом, в малых группах, в парах, индивидуальная.
План-конспект урока
№ | Этап урока | Название использованного ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время | Формируемые УУД. |
1. | Организационный момент, мотивация | Приветствие учителя. Настрой на позитивную и результативную работу. | Приветствие учащихся | 1 мин | Принцип психологической комфортности УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха | |
2. | Актуализация знаний | Чтение эпиграфа к уроку. Слова М.Л. Гаспарова: «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, Он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир и как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом. На второй – басней». | Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. | 2 мин | Принцип целостности. УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | |
3. | Целеполагание и мотивирование | Учитель задает вопросы: - Что нам поможет достигнуть поставленных целей? | Обучающиеся ставят цели: - Изучить жанр басни; | 2 мин | Коммуникативные, регулятивные УУД | |
4. | Введение нового материала | Презентация по истории возникновения жанра басни. | Обращение к истории появления жанра басни. | Выступают с устным докладом ученики, Получившие индивидуальное задание. Рассказ о появлении жанра басни: 1й ученик: «Жанр басни известен с давних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп. Это легендарный баснописец, живший в Древней Греции еще в 440 г. до н. э. Эзоп решил «давать поучения» не в форме прямых наставлений, а в иносказательной. Он говорил, что «лучше это делать не в скучной тираде, описывая человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – в прозаической или стихотворной форме басне». Этимология (происхождение) слова «басня»: оно общеславянское, образовалось суффиксальным способом от исчезнувшего глагола «бати» - «говорить». Буквально басня обозначает – рассказ.» 2й ученик: «Почти через семь веков римский поэт Федр переложил его басни в стихотворную форму и издал в отдельном сборнике. Так родился жанр латинской стихотворной басни. В 17 в. древний жанр был возвеличен французским писателем Ж. де Лафонтеном. Развивали жанр басни и русские баснописцы 17 в. А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев и др.» 3й ученик: «И. А. Крылов позднее продолжит традиции басенного жанра. Его жизнь была удивительно насыщенной: русский баснописец, драматург, журналист, самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В 1808 г. в «Драматическом Вестнике» были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое отдельное издание 23 басен, завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова – ряд непрерывных успехов и почестей. С 1809 по 1843 гг. написал 200 басен». | 5 мин | Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД |
5. | Введение нового материала | Аудиофайл: Басни Эзопа аудиокнига. "Ворон и Лисица". 4/39 - YouTube Видеоряд: (119) Иван Андреевич Крылов. Ворона и лисица. - YouTube | Учитель: - Ребята, из рассказов одноклассников вы узнали о том, что басня – очень древний жанр. И, наверное, можно догадаться о том, что за все время существования басня менялась. Давайте пронаблюдаем это на примере сюжета басни «Ворона и Лисица». Для удобства сделайте в тетрадях таблицу: Общее и различное в басне разных авторов. Учитель выразительно читает басню «Ворона и Лисица» Ж. де Лафонтена. Прослушивание аудиофайла: басня Эзопа «Лисица и виноград» | Обучающиеся слушают чтение басен, делают пометки в тетрадях, участвуют в обсуждении материала.
| 10 мин | Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД |
6. | Первичное закрепление | Учитель предлагает обсудить услышанное, выявить отличия текстов. - Чем отличаются тексты басен? - Какой смысл заложен во всех трех произведениях? - Какова мораль в каждой из басен? | Обучающиеся обсуждают услышанное, отвечают на вопросы, называют общее и отличия текстов, которые они заметили | 5 мин | Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД | |
7. | Учитель предлагает ученикам на обратиться к тексту учебника и презентации. Работа с терминами «басня», «эзопов язык», «мораль», «олицетворение», «аллегория». Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий, иносказательный, аллегорический смысл. Мораль - начальные или заключительные строки с нравоучительным выводом. | Обучающиеся читают определения, записывают их в тетради. | 5 мин | |||
8. | Применение и закрепление нового знания | Аудиофайл: звучит быстрая классическая музыка: (119) Антонио Вивальди Весна - YouTube | Учитель дает задание: на карточках в тексте басни «Ворона и Лисица» найти и отметить цветными карандашами «мораль», «олицетворения», «эпитеты», «аллегорию». Учитель консультирует в случае необходимости. | Ученики работают в парах, помогают друг другу. | 3 мни | Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД |
9. | Рефлексия | Составление синквейна по теме урока | Обучающиеся самостоятельно придумывают и записывают синквейн по теме урока, зачитывают ответ. | 3 мин | Регулятивные УУД | |
10. | Домашнее задание | Презентация |
| Обучающиеся записывают домашнее задание, задают вопросы. | 2 мин | Познавательные, регулятивные УУД |
11. | Оценивание | Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся. | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка | 3 мин | Коммуникативные, регулятивные УУД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Басня. Истоки басенного жанра.
Урок №1 в системе уроков, посвященных творчеству И.А. Крылова...
Жанр портрета в Русской живописи XVIII века
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.)...
истоки басенного жанра
презентация к уроку литературы 5 класс об истоках басенного жанра...
презентация "Истоки басенного жанра"
Данная презентация составлена к уроку литературы по теме "Басня" и содержит дополнительный материал...
Театрализованный урок литературы в 6 классе «Басня. Её жанровые особенности».
Театрализованный урок литературы в 6 классе «Басня. Её жанровые особенности». Цели:1. Продолжить знакомство с жанровыми особенностями басни.2....
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...
Жанр басни. Истоки басенного жанра.
Расширить представления о басне, как одном из старейших жанров литературы....