Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Глухова Людмила Витальевна

Разработка учебного занятия по литературе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razraotka_uroka.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебного занятия по литературе
Вологиной Людмилы Витальевны, учителя русского языка и литературы, МАОУ СОШ №16

Тема: Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра
(Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)

Цели урока: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 5 класса в предметной области «Литература» по теме «Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра».
Тип урока: изучение нового материала.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные:

- формирование умения извлекать информацию из художественных текстов;

- выявлять сущность, особенности образовательных объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

- формировать умения, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- узнать и понять историю возникновения и развития басенного жанра,

- развивать умения отличать басенный жанр от других жанров литературы,

- уметь определять художественные особенности басни,

- тренировать восприятие художественного языка басни,

- тренировать умение выразительного чтения басни.

Планируемый результат: знать историю возникновения и развития жанра басни, знать имена писателей, работавших в этом жанре, знать отличительные особенности жанра басни, уметь объяснять подтекст, смысл и мораль басни, уметь выразительно читать басни.

Основные понятия: «басня», «аллегория», «олицетворение», «мораль».

Межпредметные связи: история, русский язык

Ресурсы: учебник «Литература» 5 класс под ред. В.Я. Коровиной

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка иллюстраций к басням И. А. Крылова, портреты баснописцев, карточки с текстами басен для каждого учащегося: «Ворона и Лисица» (Эзоп, Ж. де Лафонтен,
И. А. Крылов)

Организация учебного пространства: работа с классом, в малых группах, в парах, индивидуальная.

План-конспект урока

Этап урока

Название использованного ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

Формируемые УУД.

1.

Организационный момент, мотивация
к учебной деятельности.

Приветствие учителя.

Настрой на позитивную и результативную работу.

Приветствие

учащихся

1 мин

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2.

Актуализация знаний

Чтение эпиграфа к уроку. Слова

М.Л. Гаспарова: «Когда

первобытный человек

почувствовал себя

человеком,

Он оглянулся вокруг себя

и впервые задумался о

мире и о себе.

По существу, это были

два вопроса: как устроен

мир и как

должен вести себя в

этом мире человек?

На первый вопрос он

ответил мифом.

На второй – басней».

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.
Учащиеся с учителем формулируют понятие благодарного и компетентного читателя; формулируют тему урока.

2 мин

Принцип целостности.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3.

Целеполагание и мотивирование

Учитель задает вопросы:
- как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Что мы должны сегодня изучить, узнать?

- Что нам поможет достигнуть поставленных целей?

Обучающиеся ставят цели:

- Изучить жанр басни;
- Узнать особенности жанра;
- Почему содержание басен до сих пор актуально?
- Кто писал басни?

2 мин

Коммуникативные, регулятивные УУД

4.

Введение нового материала

Презентация по истории возникновения жанра басни.

Обращение к истории появления жанра басни.
Обучающиеся слушают внимательно ответ одноклассников, отмечают новые слова.

Выступают с устным докладом ученики,

Получившие индивидуальное задание.

Рассказ о появлении жанра басни:

1й ученик: «Жанр басни известен с давних времен. Родоначальником жанра

считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп. Это легендарный

баснописец, живший в Древней Греции еще в 440 г. до н. э. Эзоп решил «давать

поучения» не в форме прямых наставлений, а в иносказательной. Он говорил, что «лучше это делать не в скучной тираде, описывая человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – в прозаической или стихотворной форме басне».

Этимология (происхождение) слова

«басня»: оно общеславянское,

образовалось суффиксальным способом

от исчезнувшего глагола «бати» - «говорить».

Буквально басня обозначает – рассказ.»

2й ученик: «Почти через семь веков римский поэт Федр переложил его басни в стихотворную форму и издал в отдельном сборнике. Так родился жанр латинской стихотворной басни. В 17 в. древний жанр был возвеличен французским писателем Ж. де Лафонтеном. Развивали жанр басни и

русские баснописцы 17 в. А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев и др.»

3й ученик:

«И. А. Крылов позднее продолжит традиции басенного жанра. Его жизнь

была удивительно насыщенной: русский

баснописец, драматург, журналист, самостоятельно изучал литературу,

математику, французский и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним

образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В 1808 г. в  «Драматическом Вестнике» были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое отдельное издание 23

басен, завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени

жизнь Крылова – ряд непрерывных успехов и почестей. С 1809 по 1843 гг.

написал 200 басен».

5 мин

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

5.

Введение нового материала

Аудиофайл: Басни Эзопа аудиокнига. "Ворон и Лисица". 4/39 - YouTube

Видеоряд: (119) Иван Андреевич Крылов. Ворона и лисица. - YouTube

Учитель:

- Ребята, из рассказов одноклассников вы узнали о том, что басня – очень древний жанр.

И, наверное, можно догадаться о том, что за все время существования басня менялась.

Давайте пронаблюдаем это на примере сюжета басни «Ворона и Лисица».

Для удобства сделайте в тетрадях таблицу: Общее и различное в басне разных авторов.

Учитель выразительно читает басню «Ворона и Лисица» Ж. де Лафонтена.

Прослушивание аудиофайла: басня Эзопа «Лисица и виноград»

Обучающиеся слушают чтение басен, делают пометки в тетрадях, участвуют в обсуждении материала.


Индивидуальное подготовившийся ученик выразительно читает басню
И.А. Крылова «Ворона и Лисица» под видеоряд.

10 мин

Коммуникативные, познавательные, регулятивные  УУД

6.

Первичное закрепление

Учитель предлагает обсудить услышанное, выявить отличия текстов.

- Чем отличаются тексты басен?
- Что общего в этих баснях?

- Какой смысл заложен во всех трех произведениях?
- Как вы поняли образы лисицы и вороны?

- Какова мораль в каждой из басен?

Обучающиеся обсуждают услышанное, отвечают на вопросы, называют общее и отличия текстов, которые они заметили

5 мин

Коммуникативные, познавательные, регулятивные  УУД

7.

Учитель предлагает ученикам на

обратиться к тексту учебника и презентации.

Работа с терминами «басня», «эзопов язык», «мораль», «олицетворение», «аллегория».

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий, иносказательный, аллегорический смысл.

Мораль - начальные или заключительные строки с нравоучительным выводом.
Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.
Аллегория – (в переводе с греч. – «иносказание») - изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.

Обучающиеся читают определения, записывают их в тетради.

5 мин

8.

Применение и закрепление нового знания

Аудиофайл: звучит быстрая классическая музыка: (119) Антонио Вивальди Весна - YouTube

Учитель дает задание: на карточках в тексте басни «Ворона и Лисица» найти и отметить цветными карандашами «мораль», «олицетворения», «эпитеты», «аллегорию».

Учитель консультирует в случае необходимости.

Ученики работают в парах, помогают друг другу.

3 мни

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

9.

Рефлексия

Составление синквейна по теме урока

Обучающиеся самостоятельно придумывают и записывают синквейн по теме урока, зачитывают ответ.

3 мин

Регулятивные УУД

10.

Домашнее задание

Презентация

  1. Выучить новые термины;
  2. Выучить наизусть басню по выбору: Эзопа, Ж. де Лафонтена, И.А. Крылова

Обучающиеся записывают домашнее задание, задают вопросы.

2 мин

Познавательные, регулятивные  УУД

11.

Оценивание

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка

3 мин

Коммуникативные, регулятивные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Басня. Истоки басенного жанра.

Урок №1 в системе уроков, посвященных творчеству И.А. Крылова...

Жанр портрета в Русской живописи XVIII века

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.)...

истоки басенного жанра

презентация к уроку литературы 5 класс об истоках басенного жанра...

презентация "Истоки басенного жанра"

Данная презентация составлена к уроку литературы по теме "Басня" и содержит дополнительный материал...

Театрализованный урок литературы в 6 классе «Басня. Её жанровые особенности».

Театрализованный урок литературы в 6 классе  «Басня. Её жанровые особенности». Цели:1.      Продолжить знакомство с жанровыми особенностями басни.2....

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...

Жанр басни. Истоки басенного жанра.

Расширить представления о басне, как одном из старейших жанров литературы....