Конспект урока музыки в 5 классе: "Опера - самый значительный жанр вокальной музыки".
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 класс
Тема: Опера – самый значительный жанр вокальной музыки
Разработал: Щербаков Д.А. (учитель музыки)
Как в литературе существуют крупные произведения: повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры: оратория, опера, балет, симфония.
О́пера (итал. opera «дело, труд, работа», из лат. opera «труд, изделие, произведение») — вид музыкального спектакля, в котором главным средством выразительности является пение.
Первые оперы были созданы в Италии в XVI—XVII вв.
Опера - особый жанр музыки, так как она синтезирует в себе различные виды искусства:
- музыку (вокальную и инструментальную)
- литературу,
- хореографию,
- изобразительное искусство,
- драматическое искусство.
Множество людей различных профессий участвуют в создании оперы:
- Композитор-автор музыки.
- Артисты-певцы (им помогают разучивать партии концертмейстеры).
- Хор под управлением хормейстера.
- Поэт, писатель-автор литературного произведения.
- Либреттист- автор либретто или сценария -пересказа литературного произведения для музыкального театра. Источником для либретто могут служить авторские произведения: поэмы, романы, сказки или мифы, легенды и т.п.
- Балетмейстер-постановщик танцевальных номеров.
- Хореограф - разучивает с артистами балета танцевальные партии.
- Артисты балета-балерины и танцовщики.
- Художник-постановщик - продумывает всё художественное оформление спектакля.
- Художники, декораторы, костюмеры, гримеры, бутафоры, осветители, рабочие театральных мастерских, механики, рабочие сцены - создают художественный образ спектакля.
- Режиссер - осуществляет сценическую постановку спектакля (театральная игра артистов: солистов и хора ; мизансцены - расположение актеров на сцене в определенный момент спектакля).
Опера - самое живое из искусств. На сцене просто взрывается жизнь в тот момент, когда поднят занавес. Подумайте, опера - это ведь еще и самый совершенный вид искусства, в ней есть все: и драма, и оркестровая музыка, и вокал, и балет.
Стремление усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения возникло уже в очень далекие времена.
На открытом воздухе в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актеры в масках, в особой обуви, увеличивавшей их рост, декламируя нараспев, исполняли трагедии, прославлявшие силу человеческого духа. Созданные в эти далекие времена трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и в наши дни ставятся на сцене.
Значительное место в греческой трагедии занимала музыка, точнее — хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов. Именно хор выражал основную идею произведения, отношение его автора к изображаемым событиям.
Театральные произведения с музыкой были известны и в Средние века. Но все эти "предки" современной оперы отличались от нее тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как отличительным признаком оперы является то, что текст в ней с начала до конца поется.
Опера в нашем современном понимании этого слова возникла на рубеже XVI и XVII веков в Италии.
Она быстро завоевала популярность и распространилась по всем странам.
Виды оперы:
- Опера-сериа (серьёзная опера - А. Скарлатти, Г. Ф. Гендель, , X. Глюк)
- Гранд-опера (большая опера - Д.Мейербер)
- Семисериа (полукомическая - некоторые оперы А. Скарлатти, Н. Пиччинни, Д. Паизиелло)
- Опера-буффа (комическая - Д. Перголези, Д. Чимароза, Г. Доницетти, Дж. Россини.)
- Реалистическая опера (Дж.Верди, Ж.Бизе, П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини)
- Романтическая опера (В.Маршнер, К.М.Вебер)
- Музыкальная драма (Р.Вагнер)
В XIX веке одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская опера.
Первые русские оперные спектакли появились в 70-х г.г. 18 века. Это были комедии бытового плана. Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).
Эпоха 60-х вызвала дальнейший подъем русской оперы.
Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М.Глинка операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В его творчестве определились основные черты русской оперной классики: высокая идейность, художественная правдивость, близость к народной песенности, великолепное мастерства и новаторство.
Традиции Глинки продолжили русские композиторы в XIX веке - А.Даргомыжского («Русалка»), М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко»), П.Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая Дама»).
Особенно прославились своими замечательными операми композиторы "Могучей кучки":
- Н.Римский-Корсаков
- М.Мусоргский
- А.Бородин
- Ц.Кюи
- М.Балакирев
Традиции русской оперы живут и в операх советских композиторов:
Д.Шостакович («Катерина Измайлова»), С.Прокофьев («Война и мир». «Семён Котко», «Дуэнья»), Т.Хренников («В бурю», «Мать»), Д.Кабалевский («Кола Брюньон», «Семья Тараса»).
Послушаем ариозо Ленского из оперы П.Чайковского "Евгений Онегин" в исполнении С.Лемешева.
Эта опера создана по одноименному роману в стихах А.Пушкина "Евгений Онегин".
У Чайковского есть и другие оперы по произведениям Пушкина: "Пиковая дама", "Мазепа".
Вопросы:
- О чём идёт речь в этом ариозо?
- Какой голос его поёт?
- По какому литературному произведению создана опера "Евгений Онегин"?
- Какие ещё оперы Чайковского есть по произведениям Пушкина?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки во 2 классе на тему"Мелодия-душа музыки"
Схема конспекта урока музыки составлена в соответствии с требованиями аттестации и в рамках ФГОС....
«Самый значительный жанр вокальной музыки»
ЦЕЛЬ УРОКА:Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства.Находить ассоциативные связи между художест...
Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки.
Научиться понимать специфику жанра оперы. Помочь осознать взаимосвязь различных видов искусств в данном жанре на примере произведения М.Глинки - оперы "Руслан и Людмила"...
Урок музыки в 5 классе по теме: Жанры вокальной музыки.
Урок музыки в 5 классе по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Урок проходит в форме беседы с учащимися и прослушиванием музыкальных фрагментов по теме....
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
конспект урока музыки 7 класс по теме: основные жанры светской музыки (соната и симфония)
Одной из главных исторических заслуг Классицизма является формирование жанра сонаты и симфонии в их законченном варианте....