Конспект открытого урока по классу скрипки "Знакомство с историей и стилистическими особенностями исполнения старинных сонат"
план-конспект урока (5 класс)
В 5-ом классе ДПОП "Струнные инструменты" специальность скрипка, появляется тема "Старинная соната". Как сделать её интересной и увлекательной? Как привлечь внимание учеников и мотивировать их к изучению материала? Я долго думала над этим вопросом, ведь не секрет, что в современном обществе ребятам нравится совсем иная музыка и старинную сонату они будут изучать неохотно. Но, с применением ИКТ оказалось, что урок может стать динамичным, а главное познавательным!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapalyonova_konspekt_2.doc | 617.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по специальности «Скрипка»
по теме:
«Знакомство с историей и стилистическими особенностями исполнения старинных сонат»
для обучающегося 5-го класса ДШИ
Подготовила преподаватель по классу скрипки
первой квалификационной категории
МБУ ДО «ДШИ» г.Армянска
Запалёнова С.Р.
Армянск - 2020
Тема. «Знакомство с историей и стилистическими особенностями исполнения старинных сонат»
Цель. Познакомить с историей исполнения старинных сонат на скрипке, её стилистическими особенностями, формой, приемами игры используемыми при исполнении.
Задачи:
– дидактическая – сформировать навыки работы над частями Сонаты ля минор Р. Валентини 1,2,3,4 части;
– развивающая – развивать аналитическое мышление; слуховые представления; умение выделять главное при работе над музыкальным произведением;
– воспитательная – воспитывать эстетический вкус на основе исполнения классической музыки.
Организация занятия
Тип урока: введение в тему.
Форма организации урока: традиционная.
Методы учебно-воспитательного процесса: творческий, репродуктивный (показ, рассказ), частично-поисковый, сравнение, повышение информационной емкости знаний.
Средства обучения
Оборудование: скрипка, фортепиано, пюпитр, ноты, ноутбук.
Структура занятия
1. Организация урока. Постановка цели и задач урока. Историческая справка. Знакомство с историей возникновения сонаты – 7 мин.
Разыгрывание (гамма ля минор 3 октавы, работа над штрихами) – 10 мин.
Особенности исполнения сонат на скрипке. (Прослушивание в видеозапись Сонаты ля минор Р. Валентини 1,2,3,4 части). Работа над Сонатой Р.Валентини ля минор 1,2,3,4 ч.ч.– 25 мин.
Итог урока. Домашнее задание. – 3 мин.
Литература
Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке / Л. Ауэр. – М.: Музыка, 1965. – 138 с.
Гинзбург Л. История скрипичного искусства В 3 вып. / Л.С. Гинбург, В. Григорьев. вып.1. – М.: Музыка, 1990. – 282 с.
Либерман М. Культура звука скрипача: Пути формирования и развития / М. Либерман, М. Берлянчик. – М.: Музыка, 1985. – 160 с.: ил., нот. ил.
Ширинский А. Штриховая техника скрипача / А. Ширинский. - М. : Музыка, 1983. - 85 с. : нот. ил.;
Янкелевич Ю. Педагогическое наследие: Сборник / Сост. Е.И. Янкелевич, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Музыка, 2009. – 310 с., ил., портр., нот. ил.
Ход урока
Содержание урока | Методы организации учебно-воспитательного процесса на уроке |
Организация урока. Постановка цели и задач урока. Историческая справка. Знакомство с историей возникновения сонаты, старинные танцы – 10 мин. | Преподаватель. Тема нашего урока: «Знакомство с историей и стилистическими особенностями исполнения старинных сонат». Сегодня мы на примере Сонаты Р. Валентини познакомимся с историей и со стилистическими особенностями исполнения старинных сонат на скрипке. И в начале нашего урока я подготовила историческую справку. (Презентация «История возникновения сонаты») Давай откроем ноты. (Приложение 1). Мы видим, что наша соната состоит из четырех частей – это Адажио, Куранта, Сарабанда и Жига. Это старинные танцы, кроме адажио конечно. В музыке это слово обозначает темп, в котором необходимо исполнять часть симфонии, сонаты, квартета или любого другого произведения. Если композитор использует в своем сочинении часть «адажио», это является признаком таланта. В нем можно показать весь творческий потенциал. Эту тему можно проследить в разных произведениях других композиторов. И именно эта часть стала самой волнующей и привлекающей внимание миллионов. Старииные же танцы много веков тому назад можно было увидеть и на сельских площадках, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра. Они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял. (Презентация «Старинные танцы») К исполнению на скрипке старинных танцев мы с тобой обратимся чуть позже, а сейчас давай вновь посмотрим в ноты. Что мы можем видеть в нотах для грамотного и профессионального исполнения. Да, это большое разнообразие штрихов легато, деташе, мартле, стаккато, спиккато). Кстати, должна отметить, что первые три из них представляют собой фундамент классической скрипичной смычковой техники. Давай поиграем эти штрихи на примере трехоктавной гамме ля минор и мы как и всегда, в начале урока разыграемся. |
Разыгрывание (гамма ля минор три октавы) – 7 мин. | Деташе – разными частями смычка, таким образом, чтобы не было изменения звучания. Особое внимание уделяем смене смычка, силе звучания, певучести, Легато (4,8) – медленно, протяжно, Особое внимание уделяем правильному распределению смычка. Седим за незаметной сменой смычка и плавным соединением струн. Мартле - отрывисто, верхней половиной смычка. Обращаем внимание, чтобы штрих получился острым, коротким и в то же время лѐгким. Стаккато - прерывистое ведение смычка по струнам либо вверх, либо вниз, получается короткое, острое исполнение звуков. Уделяем внимание качественному звукоизвлечению при исполнении штриха смычком вниз и вверз. Спиккато - разновидность стаккато, звук извлекается броском смычка на струну с небольшого расстояния, смычок сразу отскакивает от струны, и звук, поэтому получается коротким, отрывистым. Следим за свободой кисти правой руки, одновременной сменой пальцев в левой руке и смычка. |
Стилистические особенности исполнения сонат на скрипке. (прослушивание в видеозаписи Сонаты ля минор Р.Валентини 1,2,3,4 части). Работа над Сонатой Р.Валентини ля минор 1,2,3,4 ч.ч.– 25 мин. | Я подготовила для тебя видеозапись Сонаты ля-минор Р.Валентини. Анализ прослушанной записи. – Скажи пожалуйста, тебе понравилась эта музыка? понравилось исполнение? Что можно отметить в игре исполнителя? Ты возможно удивишься, но кантабильные возможности скрипки, виртуозность, выразительные и изобразительные функции, которые поручались ей, требовали новых приемов игры, самым непосредственным образом сказались на складывании «образа» скрипки как «царицы инструментов». Приступая к работе над музыкальным текстом сонаты скрипачу необходимо свободное владение масштабным техническим комплексом. Технику правой руки мы рассмотрели на примере исполнения штрихов. Техника левой руки предполагает, в первую очередь, чистоту интонирования, виртуозность в различных гаммообразных, арпеджированных и других видах пассажей в подвижных и быстрых темпах, владение техникой исполнения двойных нот и аккордов, исполнение флажолетов, а так же свободное исполнение трелей и конечно огромное значение приобретает исключительное владение различными видами вибрато. Четкое, качественное исполнение всех видов штрихов и умение быстро и максимально гармонично переключаться с одного приема на другой в пределах даже одной музыкальной фразы, является залогом успеха исполнения сонаты. Работа с ученицей над частями Сонаты. (Работа над каждой частью сопровождается показом преподавателя) Адажио (итал. Adagio, «ада́джо» – медленно, спокойно) – медленный музыкальный темп. Часто словом Адажио обозначают одну из частей крупного произведения для симфонического оркестра или какого-нибудь инструмента (как и в нашем случае). Оно указывает на достаточно медленный темп, который медленнее анданте, но живее ларго. При работе над этой частью уделяем внимание незаметной смене смычка в деташе, плотности звука, правильному исполнению пунктирного ритма, красивым трелям, акцентируем внимание на интонацию, выполнение динамических оттенков. Куранта (courante – бегущая, текущая). Это французский танец, придворного происхождения, но довольно быстрый. Об этом говорит название, он отличается сложными, затейливыми фигурами и соответствующей им затейливой музыкой. Размер его трехдольный – 3/4 или 3/8. При работе над этой частью акцентируем внимание на исполнение штриха деташе разными частями смычка, ровности исполнения восьмых длительностей, плотности звука в быстром темпе. Уделяем внимание интонации и динамике. Сарабанда совсем иная. Это медленный, величественный танец, родившийся в Испании. Он возник из торжественного похоронного обряда, когда все присутствовавшие на погребении в молчании ступали вокруг гроба. Происхождение танца отразилось в его названии – sacra banda – по-испански – святое шествие. Сказался в сарабанде и горделивый испанский характер. Несмотря на то, что сарабанда – танец-шествие, размер ее 3/4 в трехдольном движении удобнее было совершать многочисленные повороты во время спуска по крутой винтовой лестнице в усыпальницу, шествовать вокруг гроба. При работе над этой частью следим за плавной сменой смычка, плотностью звука, грамотным распределением смычка в легато, исполнением трелей. Следим за интонацией, выполняем динамику. Жига (от англ. jig) – старинный танец английских моряков, быстрый, веселый, непринужденный. Музыка его словно льется безостановочно, ровными триолями, как веселый ручеек, в размере 3, 6, 9 или 12 восьмых. При работе над этой частью обращаем внимание на грамотное исполнение триолей, плотность звука, уделяем внимание распределению смычка, интонации, динамическим оттенкам. Контрольное проигрывание учащейся с аккомпаниментом. (Играем сонату с новыми знаниями, ощущениями, навыками, полученными на уроке) |
Итог занятия. Домашнее задание – 2 мин. | Оценивание обучающейся. Задание на дом: учить Сонату, уделять внимание стилистическим особенностям исполнения и средствам музыкальной выразительности. |
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English" ...
Конспект открытого урока 8 класс
Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси» Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...
Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»
Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»
Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...
План - конспект открытого урока по классу флейта на тему: " Работа над техническими трудностями в музыкальных произведениях малой формы: Ф. Лей " История любви " ; Ф. Госсек " Тамбурин "
План - конспект открытого урока по классу флейта....