Урок музыки «Искусство вокруг нас»
план-конспект урока (музыка, 8 класс) по теме
8 класс. 1 четверть
Урок сделан на основе программы «Искусство. Музыка» Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Г.П.
Характеристика класса: средний уровень развития.
Вид урока: закрепление ранее изученного материала.
Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Результат урока: осознание школьниками предназначения музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_iskusstvo_vokrug_nas.doc | 63.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки «Искусство вокруг нас»
8 класс. 1 четверть
Урок сделан на основе программы «Искусство. Музыка» Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Г.П.
Характеристика класса: средний уровень развития.
Вид урока: закрепление ранее изученного материала.
Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Результат урока: осознание школьниками предназначения музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.
План урока
Этапы урока | Задачи, реализуемые на этом этапе | Методы музыкального образования, используемые на этом этапе | Виды деятельности | Музыкальный материал, используемый на уроке |
1 этап | Определить в чём отличие знания научного от знания художественного | - перспективы и ретроспективы; - размышления | Творческое задание в парах Работа в парах по заполнению таблицы | |
2 этап | Выявить специфику музыки и её место в ряду других видов искусств | - размышления - перспективы и ретроспективы - интонационно-образный анализ музыки | Слушание | Фрагменты музыки Глинки, Мусоргского, Чайковского, Бетховена К. Сен-Санс «Лебедь» Видеофрагмент «Умирающий лебедь» |
3 этап | Закрепить знания о роли искусства в формировании творческого мышления человека | - художественного контекста - нравственно-эстетического отклика на музыку | Исполнение песни | Песня по выбору учащихся |
Ход урока «Искусство вокруг нас»
«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству» (Т. Манн)
Учитель: Во все века своего существования человек стремился познать и понять окружающую его действительность, а также передать свои знания потомству. Сначала бессознательно, а потом осознанно человек определил два способа познания жизни – научный и художественный. Так родились два основных вида творческой деятельности человека – наука и искусство. На чём основан научный способ?
Ученики: На объективном отношении к миру, понимании разумом.
Учитель: На чём основан художественный способ?
Ученики: На субъективном отношении к миру, познании чувством.
Учитель: Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон всемирного тяготения существует как данность. В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях.
Работа в парах. Приведите примеры научных изобретений и открытий, изменивших жизнь человека
Ученики: Открытие Магелланом Америки стало веским основанием дл опровержения представлений человечества о том, что Земля плоская. После открытия Коперника человечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг солнца.
Учитель: А в искусстве каждое новое явление отменяет ценность старого?
Ученики аргументируют свои ответы.
Учитель: Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, – живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. Искусство – это своеобразный учебник жизни.
Были времена расцвета духовности, когда роль искусства никому не приходилось доказывать, когда оно являлось средством познания мира. Вот почему оно так притягательно для нас; с одной стороны, мы находим в нём ту чистоту помыслов и то величие духа, которые не всегда сохраняются в современной жизни, с другой – освобождение от суеты и житейских забот. Ведь люди одинаковы во все времена – они всегда любили и ненавидели, тянулись к теплу и страдали от холода, их всегда волновали проблемы жизни и смерти. И мы с вами, современные люди, с техническими достижениями, большими городами промышленными шумами всё равно остаёмся людьми, знающими и радость, и страх, и ожидание. Поэтому нам тоже нужно искусство, которое поддерживает душу, укрепляет силы.
На основе двух ощущений – слуха и зрения все виды искусства делятся на пространственные, временные и пространственно-временные, или синтетические.
Работа в парах. Предложенные виды искусства (театр, дизайн, музыка, архитектура, танец, литература, кино, живопись, эстрада, телевидение, графика, фотография, скульптура, цирк, декоративно-прикладное искусство) распределить по трём колонкам таблицы
Виды искусства | ||
Пластические или пространственные | Временные | Пространственно-временные |
Учитель: Каждый вид искусства говорит на своём языке: живопись – цветом, графика – линией и пятном, скульптура – объёмом, музыка – звуком, интонацией, танец – пластикой жестов и движений, литература – словом. Нередко различные виды искусства заимствуют друг у друга средства выражения содержания, такие понятия, как композиция, ритм, колорит, пластика, линия, динамика, музыкальность являются общими в прямом или переносном смысле для разных искусств. Не случайно архитектуру называют застывшей музыкой, линию в картине – музыкальной, эпический роман – симфонией.
Учитель: Почему в нелёгком деле воспитания души философы и педагоги всех времён отдавали первенство музыке как самой могучей и действенной из всех искусств?
Ответы учеников.
Учитель: Может потому, что музыка выражает не предметы и явления – для этого у неё нет слов, не их облик и внешние очертания, а внутреннюю суть всех вещей, их душу.
Учитель: «Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки» – этими словами начал французский композитор А. Оннегер последнюю свою статью. Умудрённый опытом музыкант, автор множества опер, симфоний и ораторий, он и на закате своей жизни не утратил способности восхищаться той бездной чудес, которые открывает нам музыка. Что же это за чудесное искусство? Почему оно воздействует на человека, делает его бескорыстным и благородным, способным преобразовать мир по законам красоты?
Не секрет, что человек, любящий и понимающий прекрасную музыку, не уродует окружающую жизнь, а, наоборот, по мере сил украшает её. Музыка вносит порядок в его душу, порядок, равнозначный эстетическому закону гармонии. В музыкальных произведениях композиторы задают вопросы, рассуждают, размышляют о тот, как и для чего живёт человек. Приведите примеры таких произведений
Ученики: Оперы Глинки и Мусоргского, симфонии Чайковского и Бетховена.
Слушание и определение фрагментов знакомых произведений
Учитель: Музыкальное искусство никогда не является простым копированием жизни: ведь зачем нужно копирование, если природа богаче и разнообразнее самой прекрасной копии? И лишь когда искусство приближается к разгадке жизни, воплощённой в душе всего существующего, оно приобретает самоценность. Вот пьеса Камиля Сен-Санса «Лебедь».
Слушание пьесы К. Сен-Санса «Лебедь»
Учитель: Что изобразила музыка?
Ученики: Плавное скольжение лебедя по озеру.
Учитель: Что выразила музыка?
Ученики: Задумчивое, лирическое настроение, поэзию природы.
Учитель: И это всё? Нет, здесь не только внешнее изображение образа. Именно оно легче всего поддаётся словесным определениям. Однако внутреннюю сущность музыки невозможно передать никакими словами. Об этом ещё Чайковский сказал, что если бы музыку можно было пересказать словами, она была бы попросту не нужна. Аристотель, например, считал, что от художника нельзя требовать абсолютной правды в «подражании» природе, что «искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать».
И действительно, содержание музыки объёмнее программного замысла. Музыка не просто изобразила лебедя, но выразила возвышенно-загадочную сущность этой птицы, в поэтических представлениях людей издавна занимавшей особое место.
Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором он появился на свет. Именно в благодарность лебедям юный Аполлон натянул столько струн на свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение. Какое главное чудо у Пушкина в «Сказке о царе Салтане»?
Ученики: Превращение лебеди в царевну.
Учитель: В чём смысл сказки Андерсена « Гадкий утёнок»?
Ответы учеников.
Учитель: Разве это не история мучительного восхождения к своей подлинной сущности – недосягаемо-высокой, чуждой мелкой суете птичьего двора, но не надменной, не отчуждённой, а способной и к состраданию, и к благодарности?
Внешние и внутренние приметы сошлись в неповторимой музыке возвышенного образа лебедя.
Просмотр видеофрагмента «Умирающий лебедь»
Учитель: Как вы понимаете слова Э.Т.А. Гофмана: «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает»?
Ученики аргументируют свои ответы.
Учитель: Среди сил, противостоящих разрушительному действию повседневности, не назовём ли мы музыку, помогающую нам увидеть и понять то, что без неё мы никогда бы не увидели и не поняли? Старые замки, которых давно нет на земле, далёкие земли, куда мы никогда не отправимся, неведомые нам глубины и непостижимые высоты – все эти прекрасные тайны мира есть одновременно и тайны музыки, которая напоминает нам о том, что прелесть жизни неисчерпаема и что отзвук её мы всегда носим в своей душе.
Исполнение песни по выбору учащихся
Домашнее задание.
- Творческое задание: ответьте на вопрос: можно ли в эпиграфе заменить слово «искусство» на слово «наука»? Аргументируйте свой ответ.
- Дайте объяснение явлению жизни с точки зрения науки и искусства. Возможные варианты: снег, весна, гроза, звёзды, музыка, детство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. Урок 1 по искусству в 8 классе Сергеева, Кашекова, Критская
Конспект урока по искусству...
Конспект урока музыки "Искусство передавать мысли". 4 класс
Конспект урока музыки "Искусство передавать мысли". 4 класс. Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.. Цель урока: с помощью системы проектных заданий выявить...
ПЕРВЫЙ УРОК ПО ИСКУССТВУ 8 КЛ. ТЕМА: "ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСКУССТВУ В 8 КЛАССЕ...
Урок музыки "Искусство предвосхищает будущее"
Характерной чертой организации учебно-исследовательской познавательной деятельности является ориентация на специальное обучение поисковым процедурам, формирование культуры рефлексивного мышления. Эта ...
Итоговый проект "Интерактивные методы обучения на уроках музыки, искусства, МХК"
Итоговый проект "Интерактивные методы обучения на уроках музыки, искусства, МХК"...
План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"
Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...