Итоговый проект "Интерактивные методы обучения на уроках музыки, искусства, МХК"
проект на тему

Царева Наталья Евгеньевна

Итоговый проект "Интерактивные методы обучения на уроках музыки, искусства, МХК"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsareva_n.e._itogovyy_proekt.docx50.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»

Кафедра методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла

Итоговая практико-значимая работа

Интерактивные методы освоения содержания по предметам

«Музыка» и «Искусство»

Царевой Натальи Евгеньевны,

учителя музыки и МХК МОУ СОШ № 5 г. Егорьевска,

слушателя курсов повышения квалификации 2015/2016 учебного года

«Интерактивные методики преподавания предметов «Искусство» и «Мировая художественная культура» в образовательных организациях»

(вариативный кафедральный модуль 72 часа)

                                                             Руководитель курсов – Ибрагимова О.В., к.п.н., доцент кафедры

Москва 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Раздел 1. Интерактивные методы обучения и их   преимущества…………………………………....................................................5

Раздел 2. Методические разработки уроков музыки, искусства, внеклассных мероприятий с применением интерактивных методик…………….…….......10

Заключение……………………………………………………………………...15

Литература. Интернет – ресурсы………………………………………............16

                                                                                                                                                                                                        


Введение

                                                                                                        

         В 2009 году по ряду сложившихся проблем, среди которых ухудшение здоровья детей, проблема преемственности между начальной и основной школами, вариативность содержания начального образования и др., в практику работы образовательных учреждений были внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения» (ФГОС).         Новые стандарты направлены на стратегию организации и планомерного формирования учебной деятельности, которая способствовала бы личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию ребенка, и ориентированы на становление у школьников «умения учиться».                                                                        Основной акцент в процессе реализации ФГОС сделан на системно-деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.К.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина. Согласно этой теории механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Такое понимание приводит к изменению функции учителя и ученика. В традиционном образовании главной функцией учителя является передача ученикам готовых знаний. Учебная активность школьников в этом случае носит репродуктивный характер. В развивающем обучении главной функцией учителя является организация учебной деятельности школьников, в рамках которой активность детей носит поисковый характер. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и ученика (сотрудничество).    

        В музыкальном образовании системный подход базируется на основных положениях музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского, в которой представлены самые важные закономерности музыкального искусства. В настоящее время актуальны следующие положения этой концепции:        

-воспитание музыкой;                                        

-увлеченность музыкой, интерес к музыкальным занятиям;                                

-связь музыки с окружающей жизнью ребенка;                                                

-опора содержания музыкального образования на   закономерности музыкального искусства;                                                                        

-взаимодействие народной и профессиональной музыки и др..                          

        Деятельностный подход на музыкальных занятиях реализуется при взаимодействии различных видов музыкально-практической деятельности учащихся. Это восприятие музыки и размышление о ней, вокально-хоровая работа, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, инсценировки песен, импровизации, работа с учебником и рабочей тетрадью, освоение элементов музыкальной грамоты, исследовательские проекты, выполнение диагностических заданий и др..                                                        

         Кроме этого в содержании ФГОС выделены основные категории и понятия, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». К ним относятся: а) базовые национальные ценности, передаваемые от поколения к поколению и характеризующие отношение человека к семье, обществу, труду, государству; б) основные элементы научного знания, включающие в себя основные понятия, факты, теории, предназначенные для обязательного изучения в школе; в) универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых направлен учебный процесс.                                                                                                Все эти категории представлены в содержании программы по предмету «Музыка» в полном объеме. Так, например, усвоение базовых национальных ценностей осуществляется через изучение особенностей музыки народов России (как народной, так и профессиональной), которая отражает систему духовных ценностей, так как изучаемые музыкальные произведения представляют, прежде всего, «золотой фонд» мирового музыкального наследия, как прошлого, так и настоящего времени. Изучение основных элементов научного знания по предмету «Музыка» происходит через освоение учащимися теории интонационной природы музыки, а также музыковедческих понятий, таких как музыкальный образ, стиль, язык, жанр и др..                Основным нововведением ФГОС является рассмотрение универсальных учебных действий (УУД). УУД обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения, создают возможность самостоятельного успешного постижения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.                                                

        Важно отметить, что формирование у учащихся УУД является одной из ведущих задач для современной школы. При традиционном подходе к уроку решить эту задачу весьма затруднительно. УУД могут быть сформированы только в условиях активной деятельности учащихся при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения.

Поэтому, целью своей работы мы ставим: повышение профессиональных  и ключевых компетенций учителя, совершенствование профессиональной культуры, педагогического мастерства.

В ходе достижения данной цели были решены следующие задачи: 1) изучение методической литературы по теме («Интерактивные методы обучения и их преимущества»); 2) разработка методических материалов с применением интерактивных методик по предметам «Музыка», «Искусство»; 3) использование интерактивных видов работы с обучающимися в своей профессиональной деятельности в школе.

                                                                                                                                                                        

                                                                                

Раздел 1. Интерактивные методы обучения и их преимущества

        Слово «интерактив» образовано от слова“interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” —действовать. Термин «интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик» (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или“ группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д. 

       Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, при этом идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение прислушиваться к мнению другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.                                                      

        Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует специальную организацию познавательной деятельности учащихся и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

         Интерактивные методы требуют большой подготовки как от самого учителя: владение информацией, подготовка раздаточного материала, так и от учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей школьников, развивается их самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. То есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей и в образовательной сфере, и в коммуникационной.

      В настоящее время в педагогике существует множество методов интерактивного обучения, которые могут с большим успехом применяться на уроках музыки, искусства, МХК. Ниже рассмотрим некоторые из них. 

«Мозговой штурм»

      Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности учащихся. При этом участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения данной проблемы. А затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные.  

      Правильно организованный «мозговой штурм» включает три обязательных этапа:                                                                                         1.Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников «штурма», определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения «мозгового штурма».                                                                                                                           2.Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего метода. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

  • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.                                  

3.Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения «мозговой атаки» обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Метод синквейна

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Алгоритм написания синквейна:                                                                                                                                                 1-я строка - Кто? Что? Одно существительное;                                                                                  2-я строка - Какой? Два прилагательных;                                                                                        3-я строка - Что делает? Три глагола;                                                                                        4-я строка - Что автор думает о теме? Фраза из четырех слов;                                           5-я строка - Кто? Что? Новое звучание темы. Синоним первого слова. Одно существительное.                                                                                                                     Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление учащихся, дает возможность выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

Игра «Три предложения»

     Учитель зачитывает короткий рассказ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.                                                                                     Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.

 «Пустое кресло» – дискуссионная методика

        Цель: найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. Методика «пустого кресла» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии.

 На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (учитель) ставит ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только учитель (ведущий) услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию.

«Шапка вопросов»

      Это вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки, на каждой из которых им был записан вопрос (по литературному, музыкальному произведению). На каждой записке свой тип вопроса:                                                                                    1. Вопрос, проверяющий знание текста.                                                                                             2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).                                  3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.         Участники могут ограничиваться и одним-двумя вопросами.

Смысл задания заключается в постановке ученика, формулирующего и записывающего свои вопросы, в три разные позиции: а) проверяющего, б) не знающего, в) советующегося.                                                                                                       Отвечают на вопросы все ученики. Для этого они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек. И возвращаются на место для подготовки.

Прием «Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в тексте. Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Прием «Кластер» (гроздья)

Суть – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “рефлексии”. Ученикам до начала урока задается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего урока?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.                                                                                                На стадии “рефлексии” осуществляется возврат к стадии «вызова»: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.

Прием «Верные и неверные высказывания»

Этот прием используется на начальном этапе урока. Обучающимся предлагается список утверждений по теме урока. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Метод «разрезанной информации»

Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу. 


«Создай паспорт»

Этот прием используется: для систематизации и обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; для создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

Создаем паспорт на композиторов, инструменты, музыкальные стили, произведения с которыми познакомились в ходе уроков. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики по определенному плану.

Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками, а в младших классах учителем. Например,  вот такой паспорт создали мои дети, изучая произведение В.А.Моцарта:

  1. Имя – Лакримоза;
  2. Создатель – В.А.Моцарт;
  3. Прописка – 7 часть из «Реквиема»;
  4. Где служит – в церкви, костёле;
  5. Особые приметы – траурная музыка, звучит на латинском языке, исполняется смешанным хором в сопровождении оркестра.

Раздел 2. Методические разработки уроков музыки, искусства, внеклассных мероприятий с применением интерактивных методик

Конспект урока искусства

Тема: «Массовые, общедоступные искусства. Кино». 9 класс (учебник Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э.)

Цель урока: обобщение знаний учащихся о таком массовом, общедоступном виде искусства, как кино.

Задачи урока:  1) расширение представлений учащихся о видах и жанрах кинематографа, его выразительных средствах;

2) формирование устойчивого эмоционального отклика на произведения кинематографа в процессе их словесного анализа;

3) поиск и классификация информации по теме урока.

Художественный материал: 1)  фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» 1895 г.;  2) фильм «Политый поливальщик» 1895 г.;  3) фрагмент фильма «Золотая лихорадка» с Чарли Чаплиным в главной роли.

Ход урока

  1. Организация начала урока.
  2. Введение в тему урока. Учитель зачитывает слова М. Горького и просит учащихся определить, о каком виде искусства сегодня пойдет речь на уроке.

«…Страшно видеть это серое движение теней, безмолвных, бесшумных. Уж не намек ли это на жизнь будущего? Что бы то ни было – это расстраивает нервы. Этому изобретению, ввиду его поражающей оригинальности, можно безошибочно предречь широкое распространение».

Ответы ребят.

Слово учителя. Своим появлением этот вид искусства произвел настоящий фурор. Его считали настоящим чудом, началом новой эпохи в истории человечества. Движущиеся картинки вызывали бурю эмоций у представителей абсолютно всех слоев общества. У кого-то восхищение, у кого-то удивление, у кого-то даже страх.

  1. Усвоение темы урока.

Работа с «информационными листами». Класс делится на 3 группы. Каждая получает свой «информационный лист» с материалом по теме урока. Задача первой группы – рассказать об истории появления кинематографа. Вторая группа готовит сообщение о развитии киноискусства в 20 веке. Третья группа раскрывает особенности документального кино.

Выступление каждой группы, которое сопровождается показом презентации.

Просмотр и обсуждение видеофильмов:

  1. «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» 1895 г.
  2. «Политый поливальщик» 1895 г. 
  3. Фрагмент фильма «Золотая лихорадка» с Чарли Чаплиным в главной роли.

Вопросы для обсуждения: 1) Что нового с собой принес кинематограф в искусство?

2) Чем отличается кино от других видов искусства?

3) Самым признанным в мире комедийным актером кино считается Чарли Чаплин (видеофильм 3). Почему смешно на его фильмах? Чем он смешит зрителей? (В его фильмах много смешных случаев, недоразумений, в которых постоянно оказывается его герой. На то, чтобы рассмешить людей, рассчитан и весь его придуманный им образ. Смешна его походка уточкой, слишком большие башмаки, широкие брюки, котелок, нелепые маленькие усики в сочетании с детски чистыми глазами. Но основной комический прием Чаплина возникает из-за противоречия между тем, каким он кажется самому себе и каким он является на самом деле).

4) Над созданием кинокартины трудится съемочная группа. Люди каких профессий входят в нее? И какую роль выполняет в создании фильма каждый? Прием «Чистая доска». Учитель обобщает и записывает ответы детей на доске таким образом, чтобы получилась следующая схема:

                                                       

                                                 Кинодраматург (сценарист)

                                    Режиссер    Оператор    Художник - постановщик

                               Композитор                Художник                    Декоратор

                            Звукооператоры                Осветители                Монтажеры

                                                 Костюмеры                   Гримеры

                                                                       Актеры

                                                               Трюковая группа

Создание фильма начинается с замысла будущей картины, принадлежащего автору сценария или кинодраматургу. Режиссер ищет кинематографическое решение замысла сценариста, он руководитель всей съемки и монтажа картины. Соавтор режиссера – оператор. Это он, в конечном счете, отвечает за «построение кадра», изобразительное и выразительное решение эпизодов. Основная задача художника-постановщика  с помощью   изобразительных экспликаций, эскизов и раскадровок перевести словесный 

ряд сценария в визуально-пластический ряд будущего фильма. Композитору принадлежит музыкальная драматургия фильма, которая становится составной, неотъемлемой частью кинематографического образа.

5) Какими средствами киноизображения обладает этот вид искусства?

(крупный и общий план, сочетание которых позволяет передать масштаб и количество происходящих на экране событий; съемка с движения или «движущаяся камера», способная подчеркнуть динамичность действия; ракурс или угол зрения, под которым снят тот или иной эпизод, монтаж кадров, заключающийся в способе соединения отснятых кадров и создания целостного художественного образа).

  1. Обобщение темы урока. Тест.
  2. Итоги урока. Рефлексия.

«Плюс – минус - интересно». Учащимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «+»  записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «-»  записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»  учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  1. Домашняя работа:   подготовить липсинг фрагмента любого художественного фильма.

    Заочное путешествие, посвященное Международному Дню театра

«Вся жизнь – театр» (для учащихся 5-6 классов)

Цель:    расширить кругозор школьников в области театрального искусства, познакомить с элементами театральной техники

Задачи: 

-показать историю развития театрального искусства;

-вызвать интерес к театральному искусству;

-формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;

-воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу.

Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация, костюмы Корифея, скомороха.        

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ.

Театр! Как много значит слово для всех, кто был там много раз!

Как важно и порою ново

Бывает действие для нас!

Мы на спектаклях умираем,

С героем вместе слёзы льем…

Хотя порой прекрасно знаем,

Что все печали ни о чём!

- Велик и грандиозен мир театра. И сегодня я приглашаю вас в этот удивительный мир на небольшую прогулку.

Звучит театральный звонок.

- Звенит звонок. А это значит, добро пожаловать в мир театра!

-Ребята, а кто из вас знает, где и когда появился театр? (в Древней Греции)

- Да, 27 марта 534 г. до н.э. в Древней Греции были учреждены первые драматические состязания.  Эту дату и принято считать днем рождения мирового театра. Но, истоки театральных жанров ученые находят еще в первобытном обществе.

Итак, представьте себе. 3-е тысячелетие до н.э.

… Сородичи спешно собираются на поляну. Ранним утром самые сильные и ловкие мужчины племени должны отправиться на охоту, чтобы добыть кабана. А сейчас начинается обряд, чтобы эта охота оказалась удачной. Глухо звучал бубен, мощно ухали охотники, танцевавшие у костра. А сородичи- зрители подпевали участникам обряда. В каждом сердце крепла вера: охота окончится победой!

(Девочки танцуют первобытный ритуальный танец)

- Театр возник из игр и обрядов, а обряды и игры сопровождали человека с седой древности.

- А вот времена Древней Греции, о которых мы уже с вами говорили, были буквально пропитаны духом всяческих зрелищ. Чего только стоили театрализованные представления, в которых участвовали актеры и хор, возглавляемый корифеем.

Кстати, он у нас сегодня в гостях.

- Расскажи нам, уважаемый Корифей! Что такое древнегреческий театр?

Корифей: Что такое театр? Это зрелище, на котором вы будете проливать слезы, негодовать, гордиться героями и богами. Зрелище, очищающее сердце, подарил нам ликующий бог весны и солнца - красавец  Дионис. Дважды в год проходили праздничные оргии в честь Диониса с плясками и песнями. Рушились в это время социальные перегородки: аристократы и ремесленники, крестьяне и полководцы с одинаковым восторгом смотрели представления сатиров - спутников Диониса, называемые «трагедия».

 -Спасибо,  Корифей! Великие древнегреческие драматурги оставили нам свои трагедии.

-Шло время, менялся и театр. В средние века люди обожали ярмарочный театр.

-Что это такое? (театр при ярмарках)

-Для того чтобы привлечь как можно больше покупателей, на ярмарках устраивались различные увеселения, балаганы, зрелища, выступали фокусники, акробаты, дрессировщики и, конечно же, скоморохи.

Скоморох: Гости желанные, званные и незваные!

Худые и тучные, весёлые и скучные!

Все скорей спешите к нам!

Рады всяким мы гостям!

Люди старые и молодые, женатые и холостые, милости просим на наш праздник!

У нас нынче ярмарка, огневая, жаркая

Глянешь налево – лавки с товаром!

Глянешь направо – веселье даром!

Ярмарка, Ярмарка! Веселись народ! Ну-ка, красавица, выходи вперед!

Балалайка звонкая, тульский самовар…

Праздник на ярмарке, а вовсе не базар!

(Песня «Ярмарка»)

-Скоморошить, т.е. петь, плясать, балагурить мог всякий. Но скоморохом – актером назывался тот, чье искусство выделялось  своей художественностью. «Всяк спляшет, да не как скоморох» - гласит русская пословица, говоря о том, что театр скоморохов получил признание и любовь народа.

-Ярмарочный театр мысленно перенес нас в средневековую Русь. Любили на Руси ярмарки, народные гулянья, театрализованные игры и зрелища. А еще любили маскарады. Но появился этот театральный жанр много позже – в 18 веке. Царь Петр Великий, побывав в заморских странах, решил, что лучшего увеселения для русской публики сыскать сложно. Поэтому и вводил маскарады в российскую жизнь в приказном порядке.

А со 2-ой половины 18 века маскарад превратился в бал.

Дама в маске.

Сегодня будет вечер тайн и откровений,

Принять участие спешите в нашей сказке.

Наш маскарад для всех распахивает двери:

Прошу, веселья… Господа, наденьте маски!

-Приглашенные на бал – маскарад обязательно должны были являться в масках.

Эта традиция сохраняется и поныне. Вот почему перед Новым годом мы спешим сделать себе маскарадную маску.

- 20- 21 век – это наше время. Время, в котором мы с вами живем. Что происходит сейчас в мире театра? Он умер?

Нет, он жив, он развивается, он процветает. Каких только театральных жанров не существует в наше время! Театр пародии, театр зверей, театр абсурда, детский театр, театр песни, театр эстрады, театр теней. Действительно, велик и грандиозен мир театра!!!

И сейчас я вас всех приглашаю в театр пантомимы.

Просмотр видеоролика театра «Сотворение».

(Театр пантомимы – вид сценического искусства, в котором художественный образ создается при помощи жестов, движений, мимики).

- Вам понравилось? А сейчас, давайте посмотрим на этот удивительный мир из закулисья. Я предлагаю вам немного поиграть, побывать в роли актеров – актеров театра пантомимы. Вы согласны? Тогда слушайте задание!

Кому-то одному я дам карточку с изображением. Необходимо передать образ, изображенный на карточке, при помощи пантомимы, т.е. при помощи жестов, мимики, движений. Слова и звуки произносить нельзя. Угадавший  продолжает игру.

ИГРА.

- Молодцы! Ну а сейчас я усложняю задачу. Мы будем показывать целое театральное действие.

ТЕАТР – ЭКСПРОМТ «Лукоморье».

- Ну, как, трудно быть актером?

- Да, интересна и трудна работа актера. Поэтому еще с древнегреческих времен любое театральное представление заканчивалось аплодисментами. Так зрители благодарят актеров за игру, за удовольствие, полученное от спектакля. Давайте и мы не будем отходить от этой традиции!

Аплодисменты актерам.

- Но у нас есть и другие участники нашего представления. Это вы, зрители! Вы тоже сегодня заслужили аплодисменты!

Аплодисменты «по очереди».

-Вот и подошло к завершению наше театральное путешествие.  Что узнали мы сегодня нового? О чем говорили? (ответы ребят)

Ведущий обобщает ответы ребят:

- Из века в век поднимался театр по ступеням культуры к душе народа.

-Заканчивается наше путешествие. Но это не значит, что мы покидаем театральный мир. Впереди нас ждут многочисленные поездки в театры, театральные спектакли по телевидению и, конечно же, участие в школьном театре. До новых встреч в мире театра!

Звучит гимн театралов.

Заключение

В заключение мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания музыки и искусства интерактивных методов обучения способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыкального искусства, самостоятельному осмыслению художественного материала, повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируются все ключевые компетенции:                                                                                                                               - умение брать на себя ответственность при принятии решений;                                              - формирование толерантности, уважения мнения других;                                                                                        - умение работать с различными видами информации;                                                                         - формирование потребности к самообразованию и т.д..

И главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества: воспитать эмоционально зрелую личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

           

Литература

  1. Авдулова Т.П. «Психология игры: современный подход» - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта» - М., Владос, 2002.
  3. Бугаева З.Н. «Веселые уроки музыки» - М., Аст, 2002.
  4. Критская Е.Д., Школяр Л.В. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» - М., 1999.
  5. Лакоценина Т. П. «Современный урок» Часть 5. Инновационные уроки.  «Учитель», 2007.
  6. Ляудис В.Я. «Инновационное обучение и наука» - М., 1992.
  7.  Ромазан О.А. «Уроки музыки в общеобразовательной школе» - Симферополь: «Атиква», 2011.
  8.  Смолина Е.А. «Современный урок музыки» - Ярославль, Академия развития, 2006.

Интернет – ресурсы:

  1. http://900igr.net/datas/stikhi/V-gostjakh-u-skazki.files/0032-032-Skazka-o-tsare-Saltane.jpg
  2. http://www.balletart.ru/rus/news/2006/img/b06_06_3.jpg
  3. http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/dioseya.26/0_482c4_4f175f16_L
  4. http://www.operaballet.net/content/files/photoalbums/77/image.image8420.jpg
  5. http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/55/2204055/f_13187638.jpg
  6. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/23/69023861_1294607115_IMG_4240_.jpg
  7. http://www.kordram.ru/spektakli/schelkunchik/afisha.jpg

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

В статье  рассказывается об использовании интерактивных методов обучения на уроках ИЗО....

Активные методы обучения на уроках музыки.(1-7 класс)

Активные  методы обучения   на уроках музыки.Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знан...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...